Существует древняя поговорка моряков, известная со времен Средневековья:
"Тот, кто употребляет рыбу в пищу, будет сам ею съеден".
В истории зафиксированы примеры, когда целые команды судов погибали после того, как попробовали пойманную рыбу, несмотря на то, что на вид и запах она была абсолютно нормальной.



Но что действительно удивительно - они ловили и употребляли в пищу рыбу, которую прекрасно знали. Ту самую, которую ловили уже тысячу раз.

Таким образом, один и тот же вид рыбы мог оказываться как ядовитым, так и безопасным. Это касалось даже широко известных видов, таких как морской окунь, барракуды, каранксы и мурены. Более того, данные виды рыб не обладают специальными ядовитыми железами, что позволяет им выделять яд и причинять вред человеку. Так почему же целые экспедиции гибли от употребления привычной рыбы? От чего это зависело, особенно в определённых морских широтах?
Давайте разберемся — это действительно увлекательно, и для этого вспомним несколько исторических фактов из мореплавания.
В VII веке китайский врач династии Тан, Чэнь Цзан-Ши, описал случай смертельного отравления, вызванного употреблением желтоперого тунца, который ловили и ели бесчисленное количество раз.
В 1520 году летописец испанского двора Педро Мартире де Ангера зафиксировал отравление морской рыбой во время экспедиций Колумба, Васко да Гамы и Магеллана.
В 1601 году Херменсен описал аналогичный случай на Маврикии.

А в 1609 году де Кирос описал подобное событие на Новых Гебридских островах.
В 1675 году английский философ Джон Локк впервые подробно описал этот вид отравления на Багамах.
Наконец, в 1866 году кубинский врач Фелипе Поэй ввёл термин "сигуатера", обозначающий отравление на Кубе.
Все эти случаи объединяет одно: рыба была знакома морякам.
На сегодняшний день известно, что отравление рыбой, содержащей сигуатоксин в своих тканях, является обычным явлением, особенно в тропических районах, и по сей день регулярно происходит между широтами 35°S и 35°N (Индийский и Тихий океан, а также Карибское море).
В удаленных зонах океана, находящихся между 30° и 35° широтами как на север, так и на юг, рыба отсутствует полностью. Эти области представляют собой океанические пустыни, также известные как конские широты. Название связано с лошадьми и, к сожалению, с непримиримым отношением к ним. В таких регионах формируются океанические антициклоны — зоны высокого давления с нисходящими потоками воздуха. Здесь царит постоянно ясная, спокойная и безоблачная погода. В океанических пустынях питательные вещества из глубоких слоев (глубина там огромная) не поднимаются на поверхность, а ветры не приносят их с материка. В результате планктон отсутствует, а следовательно, и рыба тоже.
Каждый год в мире фиксируется около 60.000 случаев отравления, в то время как в Карибском море, особенно к северу от Мартиники, ежегодно регистрируется около 100 случаев на 10.000 человек. Ситуация еще более тревожная в тропической части Тихого океана, особенно во Французской Полинезии и на Маршалловых островах.
Что такое сигуатоксин, вызывающий отравление рыбы?
Это вещество, вырабатываемое динофлагеллятами (Gambierdiscus toxicus) - одноклеточными организмами, напоминающими микроводоросли.

Обычно лишь небольшое количество этих микроводорослей обитает на рифе, но при определенных условиях их численность может стремительно возрасти. Рыбы, проплывающие мимо и питающиеся кораллами или обитающими там организмами, впитывают токсичные водоросли, и токсин проникает в пищевую цепочку. Эти рыбы, как правило, живут и питаются на ограниченной территории, и поэтому постепенно накапливают значительное количество токсина.
В свою очередь, на этих отравленных рыб охотятся более крупные хищники.

Люциан, групер или барракуда поедают этих мелких рыб и сами получают дозу токсинов. Затем эти более крупные рыбы переносят токсичность в другие участки рифа или лагуны. Этот процесс продолжается по цепочке, пока не дойдет до нашего стола.

В конце 1970-х годов доктор Рэймонд Баньис, возглавлявший Медицинское океанографическое исследовательское подразделение на Таити, наконец выяснил причину сигуатеры. Он также заметил, что каждой вспышке сигуатеры предшествовал какой-либо ущерб коралловому рифу за год или два до этого. Иногда это было вызвано природными явлениями, такими как сильные шторма или циклоны, но чаще это происходило из-за вмешательства человека, включая взрывы прохода в лагуну, строительство причалов или волнорезов на живых кораллах, а также сброс металлических отходов или другого загрязняющего материала. Токсичные водоросли процветают на недавно открытых участках кораллов, быстро размножаясь, что запускает цикл, ведущий к отравлению сигуатоксином.
Риски можно минимизировать, потроша рыбу сразу после ее ловли и избегая употребления в пищу головы, печени, икры и внутренних органов, так как токсин концентрируется в этих частях. Дело в том, что на сегодняшний день нет способа определить, какая рыба может быть ядовитой, а какая безопасной. Именно поэтому старания моряков в средние века оказывались напрасными, когда они пытались прочитать молитву над пойманной рыбой, окропить ее святой водой или положить крест на тушку пойманного образца.
Ко всем крупным рыбам, пойманным в лагунах или у рифов, следует относиться с осторожностью, особенно к люцианам, окуням, барракудам, каранксам и муренам. Стоит прислушиваться к местным жителям, ведь большинство островитян хорошо знают, какую рыбу и какие районы их лагуны следует избегать.

Методы заморозки, сушки, приготовления или маринования рыбы не способны уничтожить яд. Рыба, подвергшаяся поражению, выглядит, пахнет и имеет привычный вкус.
Тёплые воды морей и океанов скрывают множество опасностей, о которых наш человек может и не догадываться. Многие, вероятно, замечали, что во время поездок в Доминикану или Кубу на столах практически нет рыбы. Это одна из причин. В общем, если не знаешь - лучше не ешь. Зато в наших широтах рыбы предостаточно, и предпочтительнее употребл*ть то, в чем есть уверенность, если, конечно, не хотите столкнуться с множеством неприятностей.
Благодарим вас за внимание. Дорогие читатели, ваш интерес и поддержка наполняют нас энергией и вдохновляют двигаться вперед. Мы ценим конструктивные комментарии, обратную связь и вдохновение, которое вы приносите своим присутствием.
Если вам близка наша работа и вы хотите поддержать развитие проекта — вы можете это сделать, и это станет значительным вкладом в создание качественного и полезного контента.