Почему венгерский «Икарус» стал символом советских дорог?
Считать венгерские машины если и не советскими, то родными были все основания. Ведь в общей сложности в Союз завезли более 50 000 машин всех моделей и модификаций. Лишь немногие знали, что головной завод Ikarus расположен в городе Секешфехервар. Название это люди старшего поколения помнили по радиосообщениям Совинформбюро начала 1945 года, когда за город шли тяжелые бои. Многим еще с тех пор мудреное название запало в память, но немногие могли его правильно произнести.

Первые венгерские автобусы в Союз поставили через десять лет после окончания войны. В СССР с его гигантскими расстояниями и быстро разрастающимися городами, автобусов катастрофически не хватало. А венгры уже набили в этом деле руку. Первыми автобусами из Секешфехервара у нас стали 150 городских машин Ikarus 60. В автобусе было 30 сидячих мест, при паспортной полной вместимости — 60 пассажиров. Как и в советских автобусах тех лет, в венгерском было предусмотрено место для кондуктора.

Ikarus 60 выгодно отличался от отечественных машин экономичным и тяговитым дизелем: 6‑цилиндровый 8‑литровый Czepel развивал мощность 125 л. с. и работал в паре с пятиступенчатой коробкой передач. В 1959‑м в Союзе было уже 300 машин унифицированных моделей Ikarus 60 и 50. В Москве они не работали, но в более компактных городах были хорошо известны.

РЕВОЛЮЦИЯ 55‑ГО
В том же 1955‑м, когда к нам пришли первые городские машины, в Союзе дебютировал легендарный теперь и в Венгрии, и в СССР междугородный Ikarus 55.
Это был первый заднемоторный Ikarus. Двигатель рабочим объемом 8,28 л, развивал 145 л. с. при 2300 об/мин. Машина с роскошными по тем временам комфортными, как в самолете сиденьями на 32 пассажира потрясла и пассажиров и водителей. Первых поразили эти самые сиденья, хорошая вентиляция и отопление, мягкий ход автобуса. Водителям очень понравилась эргономика, отменная динамика, хорошая управляемость. Торговое название автобуса — Ikarus Lux у нас знали даже лучше, нежели индекс 55.

Такие машины поставляли в Союз до 1972 года. Всего завезли 3762 автобуса. На базе 55‑го выпускали и большие городские Ikarus 66. Но таких машин к нам завезли всего 84. Некоторые Ikarus 55 исправно работали на междугородних на линиях еще и во второй половине 1970‑х.
ДАЙТЕ В РУКИ НАМ ГАРМОНЬ
В 1959‑м в Союз начали поставки автобусов среднего класса Ikarus 620. Машины с четырьмя фарами и массивной решеткой радиатора выглядели по тем временам очень нарядно, отчасти даже пижонскими.

Эти автобусы тоже работали в небольших городах. А в крупные и в столицу в 1966‑м начали поставлять автобусы обширного семейства Ikarus 180/556/557. Ikarus 180 cтал первым в Союзе сочлененным автобусом. В Союзе таких еще не было. Аналогичный по конструкции ЛиАЗ остался прототипом. В первую очередь потому, что для него не было подходящего по мощности моторам. В Москве в очень небольших количествах, делали лишь длинные троллейбусы СВАРЗ. За длину и красный цвет юные москвичи называли их колбасой. А сочлененный Ikarus 180 с гофрированной резиной между тягачом и полуприцепом получил прозвища «гармошка» или «гармонь», которые закрепилоиь за всеми сочлененными машинами.

Сочлененный Ikarus имел гигантскую вместимость — 169 пассажиров (37 сидячих мест), Горизонтальный дизельный двигатель RABA, созданный по лицензии MAN, стоял под полом. Мотор объемом 10,35 л развивал 180 л. с., а позднее и 192 л. с. В семейство входили и одиночный городской Ikarus 556, и пригородный 557‑й. Но больше всех запомнилась именно первая гармошка. Таких машин в СССР завезли чуть более пяти тысяч.
КРЫЛЬЯ СОЦИАЛИЗМА
В конце 1960‑х появились первые автобусы обширного семейства Ikarus 200. Всего в Союз завезли почти 50 000 машин. Туристические автобусы моделей 250 и 255, по сути, стали визитной карточкой фирмы «Интурист». Просторный кузов с большими окнами сочетался со 192‑сильным двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач. Позднее поставляли машины с дизелями мощностью до 280 л. с. и шеститступенчатыми коробками. Первые 42‑местные туристические Ikarus 250 пришли в Союз в 1968‑м.
А в 1973‑ м начали поставки унифицированных с туристическими городских Ikarus 260. А годом позже в Союзе появились и сочлененные машины нового поколения Ikarus 280. Официально они вмещали 168 пассажиров. Но все кому довелось ездить в таких автобусах в 1970‑х прекрасно помнят, что реальная загрузка была… Кто ее считал! Сколько втискивались, столько Ikarus и вез.

Водители очень уважали венгерские машины за прекрасную эргономику, удобное сиденье, отменную управляемость, хорошую разгонную и тормозную динамику. Кроме того, Ikarus были удивительно для советских водителей и механиков надежны. В общем, венгерские машины отличались от наших автобусов примерно, как иномарки, которые пошли в Союз гораздо позже, от советских автомобилей.
Слышал от опытных водителей, некогда работавших на маршрутах в Москве, что лучше отъездить три смены на венгерском автобусе, чем одну на ЛиАЗа-677. При том, что у советского автобуса была двухступенчатая автоматическая коробка, а Ikarus оснащали механикой.
Пассажирам туристические машины нравились удобными сиденьями, плавностью хода, хорошими отоплением и вентиляцией. К городским автобусам требования пассажиров были, разумеется, другими. Приход на остановку «гармошки» Ikarus жители больших городов воспринимали с радостью, поскольку при постоянной, особенно в часы пик давке в автобусах, большая машина была заведомо лучше обычного ЛиАЗ.

Однако зимой в венгерских машинах было, как правило, очень холодно. Уже на подходе по замершим окнам было видно, что эффективный автономный отопитель салона опять не работает. Водители экономили солярку, да и интересовались исправностью салонных печек, вероятно, в последнюю очередь. Но главное: венгерские отопители просто воровали. В основном, для частных гаражей. Особенно это важно было тем, кто занимался неофициальным ремонтом автомобилей круглый год. Грела венгерская печка, кстати, прекрасно. Правда, и солярку потребляла с хорошим аппетитом.
Ikarus семейства 250/260/280 постоянно модернизировали. На туристических машинах со временем появилась автоматическая, отдвижная пассажирская дверь, которая советским людям казалась тогда величайшим инженерным достижением. Мощность двигателя в 1980‑м выросла до 220 л. с., позднее до 250 и даже 280 л. с. Появилась и шестиступенчатая коробка передач.

Последние 886 туристических машин серии 250 в Союз пришли в 1990 г. Всего к нам завезли 15 870 автобусов этого семейства. Городские Ikarus 280 поставляли до 2003‑го. А параллельно к нам шли уже и более современные модели: туристический Ikarus 365 с 220‑сильным двигателем, а с 1989‑го и небольшие 18‑местные Икарусы 543 на чешских шасси Avia с 82‑сильным дизелем.
Кроме того, импортировали автобусы нового поколения: городские Ikarus 415 — одиночный, а также сочлененный Ikarus 435 длиной 17,85 м с двигателем объемом 10,35 л развивавшим 258 л. с. и вместимостью 170 пассажиров.
Наконец, Ikarus в 1990‑е, действительно, стали отечественными. Машины не только капитально ремонтировали, но и собирали, причем из частично отечественных деталей в Тушино и в Кургане. А в Москве на базе кузовов гармошек Ikarus 280 делали и троллейбусы.
У очень многих, ездивших в венгерских машинах и водителями, и пассажирами они оставили, в основном, добрую память. Конечно, отчасти это ностальгия по прошлому, но ведь, действительно, не худших его эпизодов.