Подобно предыдущим проектам телеканала «ТНТ», таким как «Иван Васильевич меняет все» и «Небриллиантовая рука», этот фильм представляет собой пародию на знаменитые советские киноленты. Это очередная попытка переосмыслить творческое наследие Леонида Гайдая.
В нашем обзоре мы объясняем, почему «Невероятные приключения Шурика» — это картина, способная испортить новогоднее настроение. Кроме того, она может окончательно подорвать доверие к российскому кинематографу.

Что за «Невероятные приключения Шурика»
Дата премьеры: 11 декабря 2025 года
Страна производства: Россия
Режиссеры: Роман Ким, Миша Семичев
Сценаристы: Андрей Шелков, Максим Ткаченко
Актеры: Тимур Батрутдинов, Марина Кравец, Ляйсан Утяшева, Павел Воля, Ольга Бузова, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Анна Асти, Сергей Лазарев
Жанр: комедия, мюзикл
Фильмы, похожие на «Невероятные приключения Шурика»: «СамоИрония судьбы», «Иван Васильевич меняет все», «Небриллиантовая рука», «Комната» (2003)
Продолжительность: 2 часа

Молодой человек по имени Шурик проводит время на автобусной остановке, где заводит разговор с окружающими. Он делится с ними увлекательными историями из своей биографии: знакомство с Ниной, путешествие через полстраны, полет в космос и даже похищение невесты на Кавказе. В процессе общения Шурик угощает всех шоколадными конфетами, однако львиная их доля достается Ольге Бузовой.
«Невероятные приключения Шурика» — это ежегодный новогодний проект телеканала ТНТ. С 2022 года каждую зиму канал представляет зрителям современные интерпретации классических советских фильмов: начали с «Иронии судьбы», а завершили картинами Гайдая. Эти пародии вдохновлены культовой франшизой «Самый лучший фильм», а также популярными телевизионными комедиями 2000-х годов, такими как «Золотая рыбка», где Елена Воробей исполнила роль самой рыбки.
Однако их предшественники хотя бы осознавали предмет своей сатиры. Пародия «Самый лучший фильм» высмеивала культовые киноленты конца 90-х и начала 2000-х, обращая внимание на их нелепые моменты и огрехи. Телевизионные сказки с Воробьём демонстрировали взрослую интерпретацию известных детских сюжетов. По сути, оба проекта превращали серьёзное в нечто комичное.
Создатели же нового «Шурика» делают отсылки к совершенно разноплановым картинам: не только к гайдаевским комедиям о незадачливом студенте, но и к западным блокбастерам вроде «Форреста Гампа» и «Побега из Шоушенка». Сценаристам остаётся лишь по-дурацки адаптировать классические сюжеты под современность. Теперь Шурик трудится на маркетплейсе. Нина ведёт видеоблог. А Мымра из «Служебного романа» копирует главную героиню «Субстанции»: поглощает горы фастфуда, чтобы стать «худшей версией себя» и понравиться Новосельцеву. У него, кстати, в сети никнейм Новосексов.

При просмотре картины сложно понять, над чем конкретно иронизируют создатели "Невероятных приключений Шурика". В ленте присутствует даже скрытая насмешка над голливудскими комедиями: персонаж Давы в образе местного задиры с гипертрофированными скулами и пластической внешностью терроризирует окружающих, будучи чемпионом вуза по городошному спорту. Создается впечатление, что авторам не донесли, что западные комедийные герои уже два десятилетия выглядят совершенно иначе.
Складывается ощущение, что главная ценность происходящего на экране сводится к эффекту узнавания. Зритель видит знакомые сцены и смеется не потому, что перед ним талантливые советские артисты, а потому что их места заняли современные медийные персоны с переигранной мимикой. Яркий пример - Никита Джигурда, рычащий на тигра. Фильм словно не может найти свою жанровую нишу: пародия ли это, перезапуск, ремейк, новая интерпретация или просто сборник неудачных телевизионных миниатюр.

Фильм "Невероятные приключения Шурика" мог бы подойти в качестве фонового сопровождения во время подготовки к новогодним праздникам. Однако в кинотеатре зритель остается один на один с экраном, и рассчитывать на помощь не приходится. Картину невозможно воспринимать даже как откровенно плохую комедию в стиле "Муви-43" — здесь катастрофически не хватает безумных сцен и смелых решений. Ни Хью Джекмана с яичками на подбородке, ни тем более пары копрофилов в исполнении Анны Феррис и Криса Пратта. Максимум, на что можно рассчитывать — бесконечные шутки про то, что все забыли Доминика Джокера.
Попытки пошутить на современные темы приводят к двум результатам. Первый — бесконечные отсылки к ипотечным ставкам. Потому что это якобы смешно. Второй — отсылки к интернет-трендам. Потому что это якобы еще смешнее. Персонажи цитируют устаревшие мемы вроде "Я думала, сова", а затем многозначительно подмигивают в камеру — мол, мы понимаем, что это кринж. Или неуклюже обыгрывают свежие шутки. Например, известная сцена из "Кавказской пленницы" с выдуманным языком обретает новые, сомнительные оттенки: местные злодейки говорят Батрутдинову не "Бамбарбия кергуду", а "Бомбардиро Крокодило".
Особенно неудачными получаются попытки переснять знаменитые сцены. Фильмы Гайдая стали классикой не просто так. Большинство актеров имели театральную подготовку и играли не смешно, а естественно. В этом и заключался юмор — герои с невозмутимыми лицами совершали абсурдные поступки. Здесь же все наоборот: загримированные Мартиросян, Галустян, Батрутдинов и Павел Воля неестественно таращат глаза, кричат и нарочито пытаются рассмешить.
Единственный действительно удачный эпизод появляется ближе к финалу. Важно, что авторы не просто копируют оригинальную сцену, а творчески переосмысляют знакомые образы. Шурику нужно пробраться к Саахову через секретный подземный ход в банке. Для этого он собирает команду по аналогии с "Одиннадцатью друзьями Оушена", но из персонажей советского кино. В результате черно-белый Штирлиц из "Семнадцати мгновений весны" отвлекает внимание, оформляя кредит под 48%. А Шурик тем временем уговаривает Женю Лукашина выпить водки — ведь только так тот сможет набраться смелости войти в чужое хранилище.

Фильм «Невероятные приключения Шурика» представляет собой необычный симбиоз комедии и мюзикла, где жанровые границы размыты. Визуальный ряд картины выполнен с особой теплотой, что вполне объяснимо – над проектом работали мастера музыкальных клипов. Они искусно воссоздали стилистику советской рекламной классики, а в некоторых моментах даже приблизились к авторской манере известных режиссеров. Например, сцена в пионерлагере отдаленно напоминает работу Уэса Андерсона «Королевство полной луны». Однако главный недостаток кроется не в операторской работе, а в музыкальном сопровождении.
В традиционных мюзиклах песни служат инструментом раскрытия персонажей или двигают сюжет вперед. Взять хотя бы «Кавказскую пленницу», где знаменитая композиция про медведей звучала в унисон с погоней за главной героиней. В данном же случае музыкальные номера возникают хаотично и так же внезапно обрываются. Создается впечатление, что подбор саундтрека осуществлялся по принципу «что популярно – то и берем». За время просмотра зритель услышит «Сигма-бой», «Лабутены», хиты Анны Асти и совместную работу Билана с Гагариной. Отдельный музыкальный номер достался даже Ларисе Долиной. И конечно, не обошлось без обязательной шутки про финансовые махинации с недвижимостью.
Телевизионные сказки с участием Воробья тоже активно использовали поп-музыку, но они изначально создавались для домашнего просмотра – когда семья могла параллельно заниматься своими делами, лишь краем уха улавливая новый хит Баскова. В кинотеатральном же формате выдержать подобные музыкальные вставки значительно сложнее. Они существуют отдельно от основного действия, практически лишены юмора и не создают праздничного настроения. «Невероятные приключения Шурика» становятся наглядной иллюстрацией печальной тенденции – постепенного упадка российского кинематографа. Горькая, но необходимая констатация факта.




