uCrazy.Ru / Кто продал ребят?.Десятая годовщина гибели 6 роты

Кто продал ребят?.Десятая годовщина гибели 6 роты







Бой у высоты 776 — эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ (подполковник М. Н. Евтюхин) вступила в бой с отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт—Сельментаузен, на высоте 776
Кто продал ребят?.Десятая годовщина гибели 6 роты


После падения Грозного в начале февраля 2000 года крупная группировка чеченских боевиков отступила в Шатойский район Чечни, где 9 февраля была блокирована федеральными войсками. По позициям боевиков наносились авиаудары с использованием полуторатонных объёмно-детонирующих бомб. Затем, 22-29 февраля последовала наземная битва за Шатой.







Боевикам удалось прорваться из окружения: группа Руслана Гелаева прорвалась на северо-западном направлении в село Комсомольское (Урус-Мартановский район), а группа Хаттаба — на северо-восточном направлении через Улус-Керт (Шатойский район), где и произошёл бой.




















Федеральные силы были представлены:

6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ (гвардии подполковник М. Н. Евтюхин)




группа из 15 солдат 4-й роты (гвардии майор А. В. Доставалов)




1-я рота 1-го батальона 104-го парашютно-десантного полка (гвардии майор С. И. Баран)

Огневую поддержку десантникам также оказывали артиллерийские части:
артдивизион 104-го парашютно-десантного полка




Среди руководителей боевиков назывались Идрис,







Абу Валид,




Шамиль Басаев и Хаттаб,








подразделения последних двух полевых командиров в СМИ названы батальонами «Белые ангелы» (по 600 бойцов). По утверждениям российской стороны в бою участвовало до 2500 боевиков, по утверждениям боевиков отряд насчитывал 70 бойцов.




















28 февраля — командир 104-го полка полковник С. Ю. Мелентьев приказал командиру 6-й роты майору С. Г. Молодову занять господствующую высоту Исты-Корд. Рота выдвинулась 28 февраля и заняла высоту 776, а на находящуюся в 4,5 километрах гору Исты-Корд были отправлены 12 разведчиков.









29 февраля в 12:30 разведывательный дозор вступил в бой с группой численностью около 20 боевиков и вынужден был отойти к высоте 776, где в бой вступил командир роты Молодов.






Он был ранен и умер позднее в тот же день, а командиром роты стал Марк Евтюхин.



















В 16 часов, всего через четыре часа после взятия Шатоя федеральными силами, начался бой. Бой вели всего два взвода, так как третий взвод, растянувшийся при подъёме на 3 километра, был расстрелян боевиками на склоне.














К концу дня 6-я рота потеряла убитыми 31 человека (33 % к общему числу личного состава).













1 марта в 3 часа утра к окружённым смогла прорваться группа солдат во главе с майором А. В. Доставаловым (15 человек), который, нарушив приказ, покинул оборонительные рубежи 4-й роты на соседней высоте и пришёл на помощь.








На выручку боевым товарищам стремились бойцы 1-й роты 1-го батальона. Однако во время переправы через реку Абазулгол они попали в засаду и были вынуждены закрепиться на берегу. Только утром 3 марта 1-я рота сумела прорваться к позициям 6-й роты.








В 05:00 высота была занята силами боевиков ЧРИ.













Капитан В. В. Романов






после гибели командира роты М. Н. Евтюхина вызвал огонь на себя. Высоту накрыли артиллерийским огнём, однако боевикам удалось прорваться из Аргунского ущелья.









Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант А. В. Воробьёв





уничтожил полевого командира Идриса (по другим данным, Идрис погиб только в декабре 2000





После гибели А. В. Доставалова в живых остался последний офицер — лейтенант Д. С. Кожемякин. Согласно официальной версии, он приказал А. А. Супонинскому ползти к обрыву и прыгать, сам взял в руки автомат, чтобы прикрыть рядового. Выполняя приказ офицера, Александр Супонинский и Андрей Поршнев проползли к обрыву и прыгнули, а к середине следующего дня вышли в расположение российских войск. Александр Супонинский, единственный из выживших, был награжден Золотой звездой Героя России.





Тимошенко был отправлен командиром во фланг пулемётного расчёта боевиков, был ранен и оглушён взорвавшейся миной.

Христолюбов и Комаров были в третьем взводе, который не добрался на высоту и был уничтожен на склоне. В бою на высоте не участвовали.





Рядовой Евгений Владыкин остался один без патронов, в схватке его ударили прикладом по голове, он потерял сознание. Когда очнулся, смог пробраться к своим.



Вла­ды­кин вы­гля­дел жут­ко - на лбу си­не­ла ог­ром­ная шиш­ка ве­ли­чи­ной с ку­лак, это бое­вик сшиб пар­ня с ног уда­ром при­кла­да в ли­цо. Оде­ж­да на Ев­ге­нии бы­ла не своя, ору­жие, что он вы­нес из боя, - то­же чу­жое. Ко­гда он при­шел в се­бя, пер­вым, что по­па­лось ему под ру­ку, стал пу­ле­мет РПКС. Су­по­нин­ский не­мно­го при­хра­мы­вал, его лег­ко ра­ни­ло в ко­ле­но. У Порш­не­ва внеш­них при­зна­ков ка­ко­го-ли­бо ра­не­ния я не за­ме­тил. Зно­би­ло пар­ней силь­но, но ско­рее все­го боль­ше от нерв­ной пе­ре­груз­ки, чем от фи­зи­че­ской.



В живых остались только 6 бойцов.

Точные данные о потерях в рядах боевиков отсутствуют. По данным федеральных сил, их потери составили 400 или 500 человек. По данным чеченской стороны погибло всего 20 человек.

Побег офицеров ГРУ из плена
В результате начавшегося боя из плена удалось бежать двум офицерам ГРУ Алексею Галкину и Владимиру Пахомову, которых в то время возле Улус-Керта конвоировали боевики. Впоследствии А. В. Галкину было присвоено звание Героя России, а его образ был использован в качестве прототипа главного героя фильма «Личный номер».

Указом президента РФ 22 десантника были представлены к званию Героя России (из них 21 — посмертно), 69 солдат и офицеров 6-й роты награждены Орденами Мужества (63 из них — посмертно).

В апреле 2001 года В. В. Путин посетил место боя во время своего визита в Чечню.

23 января 2008 года по инициативе Рамзана Кадырова девятая линия Грозного была переименована в улицу 84-х Псковских десантников.




Из рассказа Александра Супонинского:

— Пасмурный день был такой. Потом, когда бой уже начался, вообще ничего не видно стало — туман лёг. Мы опорный пункт оборудовали на высоте этой, когда лейтенант Воробьёв (командир разведывательного дозора. — Авт.) на чеченскую разведку напоролся…





Из рассказа Андрея Поршнева:

— Непонятно, почему к нам никто не пришёл. Ну ладно еще не прислали вертолёты: у нас не было авиакорректировщика, да ещё «зелёнка» кругом — от вертушек мало толку. Но ведь четвёртая рота рядом была. Просто приказа не было. Так ребята из четвёртой рассказывали. Только артиллерия вот… Наверно, вагона два снарядов они выпустили по «духам»…
— В какой-то момент они стеной на нас пошли. Одна волна пройдёт, мы их перестреляем, полчаса передышки — и ещё одна волна… Много их было. Просто шли на нас — глаза выпученные, орут: «Аллах акбар»… Потом уже, когда они отступили после рукопашной, они нам предлагали по рации деньги, чтоб мы их пропустили…
– Нас, последних, оставалось пятеро, – вспоминал позднее Андрей Поршнев, – комбат Евтюхин, замкомбата Доставалов и старший лейтенант Кожемякин. Офицеры. Ну, и мы с Сашей. Евтюхин и Доставалов погибли, а у Кожемякина обе ноги были перебиты, и он нам руками подбрасывал патроны. Боевики подошли к нам вплотную, оставалось метра три, и Кожемякин нам приказал: уходите, прыгайте вниз…





Неизвестный офицер:
Да, они (Христолюбов с Комаровым — прим. автор) тяжелораненого Воробьёва бросили, это верно. У обоих стволы чистые и полный комплект патронов. Не сделали ни выстрела.

То, что он (Супонинский — прим. автор) был одним из последних защитников на сопке и его с Поршневым отпустил Кожемякин — ложь. Что они прыгали с обрыва высотой с пятиэтажный дом — ложь. Покажите мне этот обрыв. Я эту сопку излазил вдоль и поперек. 1 марта по свежим следам поднимался, 2-го, 3-го и 4-го, когда всех погибших уносили с высоты. Супонинскому у нас один офицер прямо сказал: «Сними звёздочку».

Поле боя о многом говорит. Кожемякин, командир разведвзвода, — хороший рукопашник и, видно, здорово сопротивлялся. У него лицо было полностью разбито прикладами, а рядом валялись несколько зарезанных боевиков. Его, наверное, как последнего офицера, хотели взять живым.






Анонимное мнение офицера относительно Супонинского входит в противоречие со свидетельством командира 108 парашютно-десантного полка 7 десантно-штурмовой дивизии, полковника Сергея Ивановича Барана

1 марта в 5.00 я отдал бойцам команду готовиться на выдвижение к руслу Абазулгола. Бойцы настолько были измотаны, что еле-еле передвигали ноги, практически ползли, а не шли вверх. Но у меня к ним никаких претензий нет, предел возможности есть у каждого. К 6.00 подойдя к поляне, что лысела у русла реки, на крутом противоположном берегу Абазулгола мы заметили троих солдат, подходивших к обрыву. Едва завидев нас, они начали размахивать руками и кричать: «Стойте! Стойте! Не ходите сюда! Здесь боевики! Засада!» Подоспев к обрыву, эти солдаты не задумываясь сиганули вниз, к реке. Обрыв там конкретный, глубиной до 30 метров. … Я дал команду личному составу группы переправиться через реку, подняться на склон и занять позиции вдоль обрыва. Майор Величенко с тремя бойцами пошел вглубь леса на разведку. … Подвели тех бойцов, что прыгали с обрыва. Это были Александр Супонинский, Андрей Поршнев и Евгений Владыкин. Смысл их слов следующий: «Бой окончен. Все убиты. Туда, на высоту, не ходите — боевики вас ждут».



По состоянию на 2009 год, в официальной версии истории гибели 6-й роты по-прежнему остается много неясностей. По мнению журналиста Э. Поляновского, в истории этого боя было много преступных странностей.

В июле 2003 года было опубликовано открытое обращение региональной общественной организации семей погибших военнослужащих к президенту Владимиру Путину. В нём родственники задали ряд вопросов к и.о. командующего ОГВ генералу Геннадию Трошеву, начальнику Генштаба генералу А. В. Квашнину и к командованию ВДВ









Почему выход роты был задержан командованием на сутки?
Почему имущество роты нельзя было забросить на вертолете?
Почему рота двигалась в заранее подготовленную для нее засаду?
Почему роте не оказала поддержку дальнобойная артиллерия?
Почему командира роты не предупредили о наличии на маршруте главных сил противника? Каким образом информация о передвижении роты стала известна боевикам?
Почему командир полка требовал держаться и обещал помощь, хотя роту можно было в любой момент отвести, а посланная на помощь рота пошла по самому неудобному маршруту?
Почему военные оставили на три дня поле боя боевикам, позволив им похоронить своих погибших, собрать раненых?
Почему опубликованная через пять дней информация псковских журналистов застала генералов врасплох?



Бой начался спустя всего лишь несколько часов после того как министр обороны Игорь Сергеев заявил, что война в Чечне закончена.





Владимиру Путину было доложено «о выполнении задач третьего этапа» операции на Северном Кавказе. Причиной этого заявления называется взятие Шатоя, которое федеральное командование интерпретировало как сигнал того, что «чеченское сопротивление» окончательно сломлено. Днём 29 февраля 2000 года и. о. командующего ОГВ Геннадий Трошев отметил, что в течение ещё двух—трёх недель будут проводиться операции по уничтожению «улизнувших бандитов», но полномасштабная войсковая операция завершена. По утверждению некоторых СМИ, в течение недели факт боя на высоте 776 замалчивался, как и число потерь. Хотя о крупном бое под Улус-Кертом было сообщено ещё 2 марта 2000 года, информация о его подробностях и потерях федеральных сил была обнародована с большим запозданием. 9 марта «Общая Газета» писала:

Отрывочные сведения о том, что на высоте 705,6 у населённого пункта Улус-Керт в ночь на 1 марта полегла в бою с бандитами целая рота 104-го полка Псковской воздушно-десантной дивизии, в СМИ просочились. Да вот всего о произошедшем там не мог рассказать никто. Журналистов в этот район не допускали несколько суток. А самим военным приказали помалкивать. Разве что генерал-полковник Геннадий Трошев 5 числа позволил себе, наконец, признать: «Шестая парашютно-десантная рота, которая была на острие атаки бандитов, потеряла убитыми 31 человека, есть и раненые».





В некоторых СМИ замалчивание трагедии связывается также с приближавшимися президентскими выборами 2000 года. Материалы ведомственного расследования до сих пор засекречены.

Существуют также альтернативные версии причин произошедшего.



Согласно одной из версий, при планировании операции по блокированию чеченской группировки в районе Шатоя были допущены ошибки, в результате чего для проведения операции было недостаточно сил. Командованием восточной группировки войск под руководством Геннадия Трошева не был учтён фактор горно-лесистой местности, невозможность образовать сплошной фронт или даже контролировать фланги. В то же время ожидалось, что группы боевиков будут прорываться мелкими группами, однако отряды под общим командованием Хаттаба двинулись в восточном направлении, на Улус-Керт, где при подавляющем перевесе в живой силе прошли через боевые порядки шестой роты псковских десантников. 2 августа 2000 года, в день 70-летия Воздушно-десантных войск, Владимир Путин сделал заявление в 76-ой дивизии ВДВ в Пскове, признав вину Кремля «за грубые просчёты, которые приходится оплачивать жизнями русских солдат».
По мнению американских военных аналитиков, высокие потери 6-й роты были вызваны рядом ошибок:

6-я рота всего-лишь допустила три основные ошибки: не организовали круговую оборону; не проводили активную разведку в направлении предполагаемого подхода противника, в особенности если учитывать репутацию чеченцев в тактике, разведке и работе по флангам; а также не приняли во внимание предупреждения о подходе чеченских сил.

По какой-то причине 6-я рота не предвидела с достаточной серьёзностью и энергией предстоящую опасность. По всей видимости, на слабое управление на уровне роты наложилось отсутствие своевременного контроля со стороны расположенного рядом штаба.



Существуют предположения, что проход из Аргунского ущелья на Дагестан боевикам был выкуплен у высокопоставленных федеральных руководителей.«С единственной дороги, ведущей на Дагестан, были сняты все милицейские блок-посты». В то время как «у десантной группировки информация о боевиках была на уровне слухов.» Называлась и цена за коридор для отступления — полмиллиона долларов. По словам Владимира Воробьёва, отца погибшего старшего лейтенанта Алексея Воробьёва, «комполка Мелентьев просил добро на отход роты,но командующий Восточной группировкой генерал Макаров



разрешение на отступление не дал».


Владимир Сварцевич, военный обозреватель, директор фотослужбы московского бюро АиФ утверждал,что «никакого героизма не было, откровенное предательство ребят конкретными лицами нашего командования.»

Вопреки запрету контрразведки удалось поговорить и со свидетелем гибели парней – с пацаном, которого послал погибший в том бою комбат Марк Евтюхин, чтобы он рассказал правду. За ночь материал был написан, я составил полную хронику происходившего по часам и минутам. И впервые назвал реальную цифру погибших в одном бою. Все было правдой. Но патетические слова, которые якобы Марк Евтюхин сказал по рации – «вызываю огонь на себя» – были неправдой. На самом деле он сказал: «Вы козлы, вы нас предали, суки!»


По версии боевиков, в окрестностях горного села Улус-Керт произошло боестолкновение, в котором с десантниками столкнулись 70 боевиков, продвигавшихся в сторону Ведено, через ущелье реки Ваштар (Абазулгол). В результате ожесточённого встречного боя рота десантников была полностью уничтожена, а боевики потеряли более 20 человек.






















Гвардии рядовой Александров Владимир, сержант Алексеев Геннадий, гвардии рядовой Амбетов Николай, сержант Андреев Виталий, рядовой Андреев Юрий, гвардии старший сержант Арансон Андрей, гвардии рядовой Архипов Владимир, гвардии младший сержант Афанасьев Роман, гвардии рядовой Бадретдинов Дмитрий, младший лейтенант Байгатов Владислав, гвардии младший сержант Бакулин Сергей, гвардии рядовой Белых Денис, гвардии рядовой Берестнев Михаил, гвардии рядовой Бирюков Владимир, гвардии рядовой Богданов Андрей, капитан Боченков Михаил, младший сержант Брыкалов Петр, гвардии рядовой Брюхов Дмитрий, гвардии младший сержант Васильев Сергей, гвардии рядовой Васильев Алексей, прапорщик Васильев Сергей, гвардии рядовой Вориводин Александр, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей, гвардии рядовой Воробьев Алексей, гвардии ефрейтор Гердт Александр, капитан Голиков Филипп, гвардии старший лейтенант Гонин Николай, рядовой Горбатов Алексей, капитан Горбачев Владимир, рядовой Готошия Гиви, гвардии сержант Григорьев Дмитрий, рядовой Григорьев Михаил, гвардии рядовой Грудинский Станислав, гвардии рядовой Гуликеев Рашит, гвардии майор Доставалов Александр, старший сержант Дудин Евгений, гвардии младший сержант Духин Владислав, гвардии рядовой Евдокимов Михаил, гвардии подполковник Евтюхин Марк, сержант Егоров Владимир, рядовой Егоров Михаил, гвардии младший сержант Елисеев Владимир, гвардии рядовой Ердяков Роман, гвардии лейтенант Ермаков Олег, рядовой Жидик Михаил, гвардии младший сержант Жуков Сергей, гвардии рядовой Загораев Михаил, гвардии рядовой Зайцев Андрей, гвардии рядовой Зинкевич Денис, гвардии младший сержант Иванов Андрей, гвардии рядовой Ивацов Дмитрий, гвардии рядовой Иванов Сергей, сержант Иванов Юрий, гвардии рядовой Иванов Ярослав, гвардии рядовой Ивашин Александр, гвардии рядовой Изюмов Владимир, гвардии рядовой Исаев Александр, гвардии младший сержант Исаков Евгений, гвардии рядовой Ислентьев Владимир, капитан Калинин Александр, гвардии рядовой Кенжиев Амангельды, старший сержант Кириков Андрей, гвардии рядовой Кирьянов Алексей, гвардии рядовой Кобзев Александр, гвардии лейтенант Кожемякин Дмитрий, старший сержант Козлов Владимир, гвардии младший сержант Козлов Сергей, лейтенант Кокарев Александр, гвардии старший лейтенант Колгатин Александр, гвардии сержант Комягин Александр, рядовой Кондратьев Алексей, гвардии рядовой Коротеев Александр, рядовой Костюков Алексей, гвардии младший сержант Кривушев Константин, гвардии младший сержант Куатбаев Галим, гвардии сержант Купцов Владимир.

9 марта 2010 14:04
Вернуться назад