
Ту-104
Аэропорт Ташкента
Утро
16 марта 1960 года
Экипаж самолёта Ту-104А, возглавляемый заместителем командира авиаотряда Московского транспортного управления Гражданского воздушного флота, готовится к завершающему этапу полёта по маршруту Дели – Ташкент – Москва. Воздушное судно практически новое – оно было введено в эксплуатацию всего месяц назад. Ранее лайнер успешно выполнил первую часть рейса и приземлился в Ташкенте. Теперь команде из девяти человек предстоит доставить 57 пассажиров в столицу Советского Союза.
В 10:23 экипаж выруливает на взлётно-посадочную полосу и получает разрешение на взлёт от стартового диспетчера. Однако в этот же момент по рулёжной дорожке №2, которая примыкает к полосе на расстоянии 1250 метров от её начала, движется самолёт Як-12.
Як-12, в отличие от Ту-104, представлял собой совершенно другой класс воздушных судов. Лёгкий, оснащённый поршневым двигателем, он широко использовался в гражданской авиации для местных перевозок, санитарных рейсов и выполнения вспомогательных задач. Благодаря своей простоте и надёжности, Як-12 мог взлетать и приземляться практически на любых площадках, даже не оборудованных должным образом.
В тот день на его борту находились пилот из 161 авиаотряда Узбекского управления и врач. Самолёт выполнял санитарное задание.

Як-12
Когда Ту-104 вырулил на полосу и получил разрешение на взлёт, по рулёжной дорожке №2 к середине той же ВПП уже двигался Як-12. Такая несогласованность произошла из-за того, что разрешение на руление пилоту Як-12 выдал другой диспетчер – представитель командно-диспетчерского пункта.
Стартовый диспетчер заметил движение другого воздушного судна и, не зная его позывного, начал запрашивать: "Какой борт на второй РД?", "Какой маленький на второй РД?". Пилот Як-12 ответил: "90616". Пока стартовый диспетчер отвлекался на переговоры с пилотом Як-12, Ту-104 начал разбег.
Вместо того чтобы немедленно остановить взлёт или дать чёткое указание Як-12 остановиться, стартовый диспетчер выдал неоднозначную команду: "Продолжайте…", "На исполнительный". Пилот Як-12 воспринял это как разрешение на выезд на ВПП и занял исполнительный старт.
Исполнительный старт – это участок взлётно-посадочной полосы, куда самолёт выезжает после руления, чтобы занять позицию перед непосредственным началом разбега и взлёта. Занятие исполнительного старта означает, что воздушное судно готово к взлёту и ожидает соответствующего разрешения от диспетчера. Выезд на ВПП для занятия исполнительного старта без разрешения диспетчера строго запрещён.
Ту-104 в это время уже активно производил разбег. В результате реактивный лайнер на полной скорости задел левым крылом стоящий на полосе небольшой самолёт. Вспыхнувший огонь мгновенно охватил Як-12. В результате столкновения погиб врач-пассажир Як-12, а его пилот получил тяжёлые ожоги и скончался в больнице на следующий день. Ту-104 смог прекратить взлёт и остановиться, но получил существенные повреждения.
Расследование пришло к выводу, что столкновение произошло из-за халатного отношения к исполнению служебных обязанностей со стороны стартового диспетчера. Также была отмечена невнимательность и недостаточная осмотрительность пилотов обоих самолётов – ни один из них не убедился в отсутствии других воздушных судов на полосе.
Кроме того, выяснилось, что в диспетчерском пункте присутствовал и.о. заместителя начальника ташкентского аэропорта по движению, который исполнял обязанности руководителя полётов. Однако, несмотря на очевидную ошибку диспетчера, он не вмешался в процесс, не отменил взлёт Ту-104 и даже не следил за движением самолётов – столкновение он заметил лишь в последний момент.
Як-12 восстановлению не подлежал. Ту-104 был отремонтирован и продолжал эксплуатироваться ещё почти 20 лет – до 1979 года.