Другие же, зачастую европейские страны, напротив отмечают крайне плачевную демографическую ситуацию, поскольку современные европейцы не спешат обзаводиться потомством без необходимых для этого финансовых благ.
©Александр Снитовский

В целом, правительства этих стран решают демографические проблемы, хоть и по-разному, но чаще всего именно исходя из потребностей и интересов населения. Однако пример, о котором мы поговорим далее, некоторое время назад в буквальном смысле поверг общественность в настоящий шок.
В 70-80-х годах правительство Сингапура, дабы взять под контроль демографическую ситуацию в стране, предложило стерилизовать женщин из бедных семей.

Город-государство Сингапур всегда относилось к тем представителям азиатских стран, которым на протяжении всей своей истории грозило перенаселение. Основных фактора два: высокий уровень рождаемости и малая территории, ограничивающая возможности расширения границ и ведения массовой застройки.
Конечно, площадь Сингапура постепенно увеличивалась благодаря намывной мелиорации, иначе было бы совсем тяжко. К слову, в настоящее время размеры города-государства увеличились почти на четверть по сравнению с тем временем.

Звучит, вроде как, неплохо, однако в середине прошлого столетия Сингапур объективно стоял на пороге критического перенаселения. Более того, около трети всего населения проживало в трущобах, а значит состояло из необразованных бедняков, которые, по факту, государству были просто не нужны. Государство не планировало заботится о таких гражданах, и единственно верным решением в данной ситуации правительство Сингапура видело в стерилизации женщин, чей достаток считался ниже среднего.
Но мы забегаем вперед. После Второй мировой войны Сингапур, как и многие другие страны, переживал тяжелые времена и всеми возможными способами пытался восстановиться после разрушительных последствий военных действий.
В стране царила нищета и голод, не работали школы и медицинские учреждения, а местное население страдало от банального отсутствия крыши над головой и тотальной безработицы. Не было даже местной питьевой воды – ее завозили из соседней Малайзии.

Ситуацию ухудшали еще и высокие темпы рождаемости. Неизвестно, то ли на местном населении сказался страх не оставить после себя наследника, то ли наоборот у переживших войну сингапурцев появилась нереальная жажда к жизни и продолжению рода, но детей в послевоенное время стало рождаться столько, что их банально нечем было кормить. Об остальных «благах» я вообще молчу.
Самостоятельно регулировать этот процесс местное население отказывалось, поэтому в дело пришлось вмешаться правительству, и в 1949 году в Сингапуре появилось «Сингапурское бюро планирования семьи и народонаселения», которое взяло на себя функции по сдерживанию темпов прироста населения.
Члены бюро давали бесплатные консультации по планированию семьи, а также предлагали средства контрацепции. И, надо сказать, их работа принесла определенные плоды: темпы рождаемости несколько снизились, однако правительство Сингапура все равно считало их слишком высокими.

Требовались иные, более радикальные меры, поэтому в 60-70 годах 20 века «Сингапурское бюро планирования семьи и народонаселения» совместно с премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю начали реализовывать программу «Остановись на двоих», которая призвана была мотивировать женщин из малообеспеченных семей к рождению не более 2-х детей и последующей стерилизации.
Параллельно с этим, бюро открывало новые больницы, где, собственно, и можно было провести данную операцию, а заодно и вело активную пропаганду процедуры стерилизации.
Так, к примеру, женщины, которые решились на стерилизацию после 2-х родов, могли не платить за пребывание в государственных родильных домах, или, скажем, плата за пребывание в них возвращалась, если муж подвергался стерилизации в течение месяца после того, как жена родила ребенка. Были и другие «плюшки» в виде денежной компенсации и недельного оплачиваемого отпуска.

Все это выглядело крайне заманчиво, однако были и другие, менее радужные перспективы, которые, как мне кажется, возымели куда больший эффект, чем поощрения. Так оплата за пребывание в роддомах увеличивалась с каждым ребенком, а когда в семье рождался четвертый и последующий отпрыск, матери отказывали в предоставлении декретного отпуска.
Более того, многодетные семьи лишались возможности не только приобрести государственное жилье (их просто исключали из очереди), но и теряли шанс выбрать школу для своих старших детей, а также вынуждены были платить повышенные налоги и дополнительные сборы.

Свою роль в агитации к стерилизации женщин сыграло и общество. Даже работники больниц и роддомов часто упрекали женщин, беременных 3-им ребенком, активно рекомендовали им делать аборты и просто морально задавливали, как будто те совершали преступление, а не дарили новую жизнь.
Поэтому многим сингапурским женщинам, в том числе и очень молодым, в возрасте до 25 лет, пришлось пойти на стерилизацию хотя бы для того, чтобы сохранить то немногое, что у них было.

К слову, массовая стерилизация оказалась весьма эффективным средством контроля рождаемости, однако, конечно же, не с моральной точки зрения. В какой-то момент общественность обрушилась с критикой на правительство Сингапура, открыто говоря о том, что программу «Остановись на двоих» таким образом проводить было нельзя.
На что премьер-министр Ли Куан Ю отвечал, что, несмотря на аморальную сторону вопроса, именно данная программа позволила снизить темпы прироста населения, хотя и не помогла с решением других проблем – например, с сокращением количества безработных в стране и улучшением школьного образования.
Ли Куан Ю также признался, что правительству Сингапура следовало быть чуть более дальновидными и предусмотреть, что более образованные люди изначально не будут заводить много детей, поскольку понимают всю ответственность и финансовую нагрузку, когда как менее образованных едва ли что-то удержит от рождения и 4-го, и 5-го ребенка.

Этот факт был хорошо известен в более развитых европейских странах, однако признавать чужой опыт более правильным и тактичным, правительство Сингапура считало политически некорректным. Но в то же время признавало, что, если бы изначально все силы были направлены не на пропаганду стерилизации для малообеспеченных женщин, а на стимуляцию состоятельных граждан рожать по 3, а то и 4 ребенка, все могло бы быть иначе.
Поэтому, здраво рассудив, что лучше поздно, чем никогда, правительство Сингапура в 1983 году решилось на очередной шаг в демографической политике, который получил название «евгеническим».
В рамках новой политики для женщин с высшим образованием, родившим 3 или более детей, вводились дополнительные налоговые льготы, а для их детей - приоритеты в школьном образовании.
Более того, отдел социального развития, созданный в 1984 году, помогал сингапурцам с высшим образованием знакомиться и создавать благополучные семьи!
Но, в то же время, в рамках этой же программы малообразованным женщинам в возрасте до 30 лет предоставлялась ссуда в 10 000 долларов на условиях, что они не станут рожать 3-го ребенка. В противном случае ссуду придется вернуть вместе с процентами

Поэтому в октябре 1987 года сын Ли Куан Ю и бессменный премьер страны Ли Сян Лун (на тот момент рядовой член правительства) призвали сингапурцев заводить столько детей, сколько они могут себе позволить, и сняли все ограничения.
