uCrazy.Ru / Казнь гарротой (удавливанием)

Казнь гарротой (удавливанием)

В продолжение серии постов о казнях.

Казнь гарротой (удавливанием)

Гаррота стала общепринятой формой смертной казни в Испании и существовала вплоть до 1977 года (когда смертная казнь в этой стране была отменена). Она была введена указом Фердинанда II (Ferdinand II 1814-1833), чтобы заменить существовавшие до того жестокие способы повешения. Как ни странно, считается, что гаррота была "благородной" формой казни - согласно П.Мериме ей подвергали исключительно дворян, так был казнены знаменитый Хосе, герой "Кармен", класик Атагуальпа, повелитель Инков.
Впервые гаррота (или ее подобие) отмечено в древнем Китае, так называемая "тетива лука" (bow-string), когда осужденного привязывали к столбу, в котором были просверлены 2 отверстия, сквозь них пропускали веревку, захлестнутую вокруг шеи осужденного. Концы вереки привязывали к согнутому мощному луку, отпускали его и таким образом затягивали удавку вокруг шеи приговоренного, пока тот не умирал.
Обычно приговоренных к сожжению на костре удавливали веревкой. Это делалось для того, чтобы страдания жертвы не пробудили в толпе к ней сочувствие. Кроме того, некоторые еретики использовали эти последние мгновения для проповедей, которые нередко находили многих сторонников, ввиду драматичности момента.
Однако веревку в качестве удавки использовали не всегда, позднее ей на смену пришел инструмент, показанный на фотографии ниже. Это была гаррота (в переводе с английского - удавка).

Казнь гарротой (удавливанием)


Поначалу удавка (удавливание) были просто синонимами повешения. Однако уже в Средневековье "палачи начали совершенствовать веревочную удавку, пока не получили инструмент, ставший столь распространенным в эти темные века. Европейские палачи использовали первоначально гарроту, чтобы прекратить страдания людей, изломанных на колесе (см. колесование), но к XVIII веку в головы европейских законников пришла мысль использовать медленное удавливание в качестве самостоятельной казни".
Изначально гаррота представляла собой простой столб с просверленным в нем сквозным отверстием. Приговоренного привязывали к столбу стоя, либо усаживали на стул перед столбом, веревкой обвивали его (или ее) шею. Концы веревки пропускали сквозь отверстие в столбе. Палач брал в руки оба конца и, затягивая петлю, медленно удавливая жертву.



Позднее осужденного стали усаживать на узкую скамеечку, прикрепленную к столбу, а палач стал использовать палку, продетую сквозь веревку. Крутя ее, он затягивал петлю, сдавливавшую шею приговоренного.
Эта форма удавливания развилась в железный ошейник, состоящий из полосы, продетой в ушки, закрепленные на столбе и фиксированной на мощном болте, установленном позади столба. При закручивании винт тянул назад концы ошейника, затягивая его и медленно удавливал осужденного. Эта форма казни была более мучительной и длительной (до 10 минут), чем повешение. Вот как описывает Л.Фейхтвангер казнь известного разбойника Торреса в романе "Гойя": "палач втащил осужденного на помост, заставил его сесть на деревянный стул и очень прочно привязал его к столбу. Был случай, когда один осужденный, вырвавшись, убил палача, собиравшегося его казнить.
Затем он накинул на голову осужденного черный платок и начал быстро закручивать винт гарроты. Было видно, как страшно вздымается грудь и трепещут колени задыхающегося человека. До толпы доносился его клекочащий хрип. Наконец все затихло. Палач быстро заглянул под платок, сдернул его и пошел выкурить сигару. Взору публики предстало жуткое посиневшее лицо с разинутым оскаленным ртом, далеко вывалившимся языком, по которому стекала, окрашенная кровью, слюна, остекляневшие глаза, всклокоченная борода. Зеваки, радостно хохоча, указывали друг другу на приподнятые в паху штаны казненного, где виднелост мокрое темное пятно".
В большинстве стран постепенно появлялись усовершенствования гарроты, чтобы сделать эту казнь менее мучительной.
Следующей формой гарроты стал деревянный стул, на который усаживали приговоренного со связанными за спиной руками. Позднее этот стул сделали еще более массивным, добавив к нему кольца, к которым привязывались веревки, фиксировавшие запястья, предплечья, талию и ноги смертника. Позади стула находился деревянный столб, на котором был закреплены ошейник, фиксировавший шею преступника и мощный болт, поворачиваемый при помощи поперечной рукоятки. Болт заканчивался острым шипом или небольшой бритвой в виде звезды. Когда палач затягивал винт, острие вонзалось в шею приговоренного, ломало позвоночник и входило в спинной мозг. Таким образом ускорялась смерть и осужденный не испытывал страданий медленной асфиксии.
В некоторых моделях использовались два ошейник, один из них был прикреплен к подвижному болту, а второй неподвижно установлен на столбе. Когда все приготовления к казни были выполнены, палач начинал вращать винт, в результате чего один ошейник начинал тянуть шею осужденного, неподвижно удерживаемую вторым ошейником. Это смешало шейные позвонки и вызывало немедленную потерю сознанию и быструю смерть (как при современном повешении путем долгого падения).
Механизм смерти при удавливании схож с таковым при повешении, также как и при нем И.Лопец отмечает сильнейшее сексуальное возбуждение, проявляющееся в эрекции и семяизвержении у мужчин и выделении влагалищного секрета у женщин. Причина этого, по его мнению, лежит в раздражении нехваткой кислорода экстрапирамидных центров головного мозга, ответственных за эту функцию. По-видимому, та же причина и при сексуальном удушении.
Казнь при помощи гарроты вора по имени Жозе де Рохас (Jose de Roxas) в начале 1800-х годов, была описана Ричардом Фордом, ставшим свидетелем этой процедуры:
"Связанного человека втащили на эшафот и усадили на узкую скамейку, прижав его спину к мощному столбу. Палач защелкнул стальной ошейник, укрепленный на этом столбе, на его шее. Когда все было готово, он взялся обеими руками за поперечную рукоятку и махнул рукой помощнику, который накинул черный платок на голову Рохаса, закрыв ему лицо. Потом он начал вращать рукоятку. Судорожные подергивания рук и тяжело вздымающаяся грудь были единственными знаками, что жизнь покидает вора. Сделав на несколько секунд перерыв, палач заглянул под платок и, сделав еще один поворот винта, сдернул покрывало. По мертвому телу еще пробегали последние, хорошо заметные судороги, рот был широко открыт, глаза вылезли из орбит". Это описание очень похоже на картины повешения в то время, в большинстве случаев осужденный быстро терял сознание и через несколько минут умирал.
Удавливание, даже в позднейших совершенных формах, не могло гарантировать мгновенную потерю сознания и никогда не было столь же быстрым или менее мучительным, как повешение. Последняя казнь при ее помощи в Испании относится к началу 1970-х годов. В заключение надо отметить, что гаррота использовалась не только как средство умерщвления, но и как орудие пытки.
23 августа 2008 23:58
Вернуться назад