Плакат СССР, посвященный космической тематике.
В 20-е годы прошлого века одним из популярнейших кинорежиссеров в Германии был Фриц Ланг, который к 1929 году снял несколько блокбастеров (пусть и немых) (в том числе Нибелунги, Метрополис), причем сценарии к ним обычно писала супруга режиссера Теа фон Харбоу. Она же обычно и играла главную женскую роль. К концу 20-х годов семейный союз созрел до создания полномасштабной космической саги. И в 1929 году была снята «Женщина на Луне».Картина стала настоящим прорывом в фильмах о космических полетах. Это было неудивительно, ведь техническим консультантом выступал один из известнейших ракетчиков того времени Герман Оберт. В ленте на вполне достоверном уровне показан полет ракеты, стартовые перегрузки, которые с мучениями переносили участники полета в специальных подвесных противоперегрузочных лежаках, подвешенных на растягивающихся пружинах. Кажется вполне современным отделение во время полета первой ступени и наступившая затем невесомость.
Кадр из х/ф «Женщина на Луне»
Но самой успешной находкой режиссера, сценариста и всего творческого коллектива является момент запуска ракеты. Проходил он при стечении людей, прямо как полеты американцев в космос. Ракета стартовала вертикально, что несомненно показывает успешность работы Оберта. В снятом в Советском Союзе в 1935 году фильме «Космический рейс» для стартового разгона использовались эстакады, да и вообще многие в то время полагали, что без разгонных эстакад никакой полет в космос невозможен.
Однако главное в момент запуска ракеты в фильме происходило внутри. Режиссеру удалось буквально приковать зрителей к экрану, придумав обратный отсчет. Начинался он с 60, дальше шли кадры, где вид командира экипажа, готовящегося подать стартовое зажигание, сменялся на секундомер. С момента отсчета 6, кадр больше не переходил на командира экипажа, менялись только секунды, причем их геометрические размеры увеличивались. Так что визуально число 1 оказалось самым большим. Правда в момент старта в кадре появилось слово «jetzt», что в точном переводе с немецкого языка означает «сейчас».Съемки фильма «Женщина на Луне» неожиданным образом реально способствовала развитию ракетостроения. Незадолго до их начала было создано «Общество межпланетных сообщений», куда наряду с Германом Обертом входил писатель и будущий историк ракетной техники Вилли Лей. Он и уговорил руководство студии УФА выделить Оберту 5000 марок на постройку небольшой ракеты, запуск которой следовало произвести в рекламных целях. Столько же из своих средств выделил режиссер фильма. Инженер-ракетчик с толком потратил неожиданно на него свалившиеся деньги — рекламный ход себя полностью оправдал, а Оберт довольно далеко продвинулся в своих исследованиях.А сейчас следует вспомнить, кто был лучшим учеником Германа Оберта. Этот вопрос не может вызывать сложностей — имя Вернера фон Брауна широко известно во всем мире. В 1929 году выдающемуся конструктору было всего 17 лет, и он трудился на съемочной площадке «Женщины на Луне» в качестве простого подсобного рабочего. Съемки киноленты врезались в душу ракетчика, во всяком случае, на одной из первых Фау-2 был изображен логотип именно этого кинофильма.
Источник анимации: gifer.com
Оберт и фон Браун перенесли обратный отсчет при запуске ракет на свои стартовые площадки. После поражения Германии во Второй мировой войне большинство немецких ракетчиков во главе с Вернером фон Брауном оказались в Соединенных Штатах, где продолжили конструировать ракеты, запуская их под ставшим уже привычным ритуал.А в Советский Союз из английской зоны оккупации удалось переманить капрала Фибаха (ходят слухи, что это сделал лично Сергей Королев). Пусть читателя не смущает низкое звание немца — он был командиром ракетной зондеркоманды, а в СССР первое время непосредственно командовал запусками ракет. И тот тоже перенес привычный обратный отсчет.