На стыке перехода на новые технологии возникают очень интересные технические решения, не смотря на свою простоту дающие удивительные эффекты. Так было и на этапе перехода от МОНО к СТЕРЕО.
Долгое время радиоаппаратура не блистала качеством звука. Просто в те времена не было качественных источников. Радиостанции работали только на амплитудной модуляции (АМ), где полоса частот вещания была меньше 4кГц. Примерно такое же качество получалось от граммофонных пластинок.
Хотя и теория стереозаписи звука уже была разработана Аланом Дауэр Блюмлейн еще в начале 30х годов, о практической реализации стереовещания не могло быть и речи. Это бы повлекло неподъемные для тех лет расходы. Вот инженеры и предложили очень оригинальный и бюджетный способ создания пространственного звучания.
Динамики радиоаппаратуры тех лет традиционно устанавливались в корпусе в направлении к слушателю, создавая направленное звучание
Для создания пространственного звука было предложено добавить дополнительный динамик, на который подавалась бы только высокочастотная составляющая звука и этот динамик закрепить к боковой стенке.
При этом угол между направлением основного и ВЧ динамиками составит 90 градусов. При прослушивании музыки создается впечатление перемещения источника звука в пространстве.
Магическое пространственное звучание очень понравилось покупателям и вскоре многие модели радиоприемников и радиол начали делать по этой схеме.
Несомненным шедевром аппаратуры этого типа стала радиола Высшего класса "Эстония-2", выпускавшаяся на Таллинском заводе "Пунане-РЭТ" с 1959 года.
ВЧ динамики 1 ГД-9 радиолы размещены в отдельных корпусах, что позволяет разносить их по всей комнате, увеличивая глубину объемного звучания. Самая главная загадка этой радиолы-широкополосные динамики 6 ГДР-1, специально разработанные для Радиолы "Эстония".
Не знаю какому дьяволу продали душу инженеры инженеры Ю. Раудсепп и А. Нормет, но им удалось сделать динамики с уникальным звучанием. Да и в конструкции динамика все уникально: диффузор, магнитная система, пылезащитный колпачок, центрирующая шайба. Сопротивление катушек (импеданс) всего 1,25 Ом. Для любого современного усилителя это смерть, а в "Эстонии" эти динамики еще и соединены параллельно.
Схема усилителя радиолы "Эстония-2"
Попытки использовать эти динамики на других усилителях через согласующие трансформаторы заканчиваются потерей качества звучания. Такие вот они заколдованные.
Для коллекционеров достать радиолу "Эстония 2" в рабочем состоянии большая удача.
В 1963 году радиолу "Эстония" модернизировали и акустику разместили в отдельный корпус. Модель получила название "Эстония-3".
От этой схемы получения объемного звучания отказались лишь с распространением стерео аппаратуры.