uCrazy.Ru / Это созвездие кита. Но почему кит на старинных звёздных картах так странно выглядит?

Это созвездие кита. Но почему кит на старинных звёздных картах так странно выглядит?

О, это непростая история!.. Если вам хотя бы раз доводилось видеть в статьях, книгах или научно-популярных фильмах «старинную звёздную карту», то в 99 случаях из 100 это была какая-либо иллюстрация из атласа «Уранография», созданного польским астрономом Яном Гевелием и опубликованного в 1690 году, уже после смерти автора. Огромные (в разворот) иллюстрации в атласе радуют глаз даже сегодня, а уж в конце XVII века такая книга считалась истинным чудом, настоящей драгоценностью! Что удивляет в этой книге ещё больше – звёзды в этом атласе нанесены с отменной точностью, ничуть не уступающей точности современных печатных звёздных карт того же масштаба.*

Однако в атласе Яна Гевелия есть одна весьма загадочная картинка. Все созвездия у него – как созвездия. Лев – это лев, Орёл – это орёл, Скорпион – это скорпион. Но взгляните на вот эту иллюстрацию. Как по-вашему, что здесь изображено? Какое животное? Какое созвездие? Есть варианты?

Это созвездие кита. Но почему кит на старинных звёздных картах так странно выглядит?

Нет, это не Дракон и даже не Чудо-Юдо. Это просто... Кит!

«Ха-ха! – скажете вы. – Какой же это кит? Может быть, этот ваш астроном в жизни кита ни разу не видел?». Возможно, не видел. Однако как выглядят настоящие киты, Гевелий прекрасно знал, я вас уверяю. В те годы китобойная промышленность была исключительно важна – китовый жир (ворвань) повсеместно использовался для заправки осветительных ламп. А Гевелий (по совместительству) был мэром города Гданьска (Данцига), важнейшего морского порта на Балтике.

На самом деле секрет в том, что Гевелий рисовал не кита. «То есть как?!» – спросите вы. «Созвездие Кита, а рисовал астроном НЕ кита?! Что за чушь?». А вот так. Смотрите. Родным языком Гевелия был немецкий. Так вот, «кит» по-немецки – «дер вал», «der Wal». А как по-немецки будет «созвездие Кит»? тоже «Вал»? Нет! Совершенно иначе – «Cetus» («Цетус»). А по-норвежски? «Кит» – «вал», «hval». А созвездие – «Cetus». И по-английски кит – «уэйл» («whale»), а созвездие Кита – снова «Cetus»!

Хорошо, Гевелий, как житель Гданьска, прекрасно владел и польским языком. По польски «кит» – «велорыб» («wieloryb»). А созвездие Кита – снова «Cetus»!! Как интересно, а? «Кит земной (в смысле морской)» и «кит небесный» в этих языках называются совершенно по-разному! Наш русский язык (где и тут «кит», и там «кит») – скорее исключение, чем правило.

А кто же такой этот самый «Цетус» – «Кит небесный»? Тут нам придётся обратиться к древнегреческой мифологии (кому лениво читать книжку, можно посмотреть мультфильм).

Итак, герой Персей, победитель ужасной крылатой горгоны Медузы, по пути домой попал в Эфиопию. Там он узнаёт вот о чём: царица Эфиопии, Кассиопея, жена царя Цефея, очень любила похвастаться своей красотой, чем разгневала нереид – морских богинь. По их просьбе главный морской бог, Посейдон, наслал на Эфиопию сперва наводнение, а затем – ужасного монстра, которому на съедение нужно было отдать Андромеду, единственную дочь царя и царицы. Монстр этот по-гречески назывался «кетос» («κῆτος»), и обозначало это слово просто «морское чудовище». Например, еврейское слово «таннин» («морское чудовище») из Ветхого Завета в разных вариантах переводится на греческий и как «дракон», и как «змей», и как тот самый «кетос» («кит»). В латинском языке греческий «кетос» превратился в «цетуса». Итак, «Кит» небесный, «Цетус» – это морское чудовище, на обыкновенного океанского кита совсем не похожее, что-то типа «рыбодракона»!

Это созвездие кита. Но почему кит на старинных звёздных картах так странно выглядит?

Ветхозаветное чудовище Таннин


Что же было дальше? Дальше всё было по классике – герой Персей влюбился в прекрасную Андромеду и с помощью головы Медузы (которая могла взглядом превращать всё живое в камень) превратил Цетуса в скалу. Потом само собой сыграли весёлую и шумную свадьбу, а как же без этого... «И жили они долго и счастливо». Однако миф о Персее древнегреческим астрономам почему-то особенно полюбился. Иначе нельзя объяснить тот факт, что абсолютно все главные герои этого мифа получили по собственному созвездию: Кассиопея, Цефей, Андромеда, Персей и Цетус. И Ян Гевелий в своей книге рисовал не кита – он именно Цетуса рисовал! Потому и получилось у него жутковатое чудо-юдо, на кита совершенно непохожее.

А что же с настоящими китами? А вот с ними – загадка и странность. В своих мифах греки отражали прежде всего видимую реальность – природу собственно Греции и Средиземноморья. В мифах фигурируют вполне реально существующие города (Афины, Спарта), горы (Олимп, Парнас), острова (Эвбея, Скирос, Крит). Авторы мифов населяли эти земли и острова разными животными – как реальными (лев, кабан, черепаха, дельфин), так и вымышленными (гидра, химера). Но вот «настоящих» китов в греческих мифах нет! Дельфинов – сколько угодно. А китов – нет! Даже в «Одиссее» Гомера главный герой за 20 лет своих скитаний по морям с китом не встретился ни разу.

Но... Может быть, в Средиземном море киты вообще не водятся? Водятся – финвал, он же сельдяной кит, громадная зверюга длиной до 22 метров! Правда, встречаются финвалы в Средиземном море довольно редко, особенно в восточной его части – но они там есть! Тем не менее, древние греки не знали китобойного промысла и вообще не упоминают в своих мифах «истинных» китов.

По предположениям учёных, это связано с тем, что корабли древних греков были слишком медленными, маленькими и не могли отплывать далеко от берега. Так что если какой капитан и видел спину проплывающего вдалеке кита, то списывал на «морского змея» или «дракона». Или вообще считал «плавучим островом», крупным дельфином или просто галлюцинацией. Когда же греки всё-таки вышли в западное Средиземноморье и дальше в океан – и встретились там с настоящими китами «накоротке»! – то, не долго думая, назвали этих животных древним словом, значившим «морское чудовище» – «кетос».


Финвал в Гибралтарском проливе


Вырисовывается (само собой, это предположения исследователей, если можете предложить лучший вариант – пожалуйста!) вот какая картинка. Жители океанских побережий, то есть народы, с китами знакомые «с младенчества» – баски, скандинавы, обитатели британских островов – для этих удивительных морских животных придумывали собственные имена. Это и баскское «балеа» («balea»), и ирландское «мьоль» («míol»), и древнегерманское «валу» («(h)walu»). А континентальные народы – те же славяне – или использовали описательное название (польское «велорыб», чешское «велрыба», то есть буквально «великая (большая) рыба»), или заимствовали латинское/греческое название – отсюда и слово «кит» («китъ», «китосъ») в русском языке. Ну а созвездие – другое дело, оно у всех западноевропейских народов называется одинаково, строго по-латыни («цетус»).

* «Уранография» была только частью книги «Введение в астрономию» («Prodromus Astronomiae»). Всего частей было три. Первая часть – собственно «Введение», в котором астроном описывает технику составления звёздных каталогов, прежде всего наблюдения и измерения положений звёзд с помощью квадранта и секстанта – астрономических приборов тогдашнего времени. Кстати, если квадрант в итоге совершенно вышел из употребления, то секстант – и сегодня важнейший прибор. Только не в астрономии, а в мореплавании! Даже в нашу эпоху спутниковых навигаторов и компьютерных карт любой капитан дальнего плавания обязан уметь пользоваться секстаном (моряки говорят «секстан», а астрономы – «секстант») для определения высоты звёзд.


Телескоп Гевелия (длиня 46 метров)



Сектан Гевелия



Титульный лист "Введения в Астрономию"


Второй частью книги был «Каталог», содержащий подробное описание для 1564 звёзд – название звезды, созвездие, в котором она находится, небесные координаты и яркость. Наконец, третьей и последней частью была «Уранография» – тот самый шикарный иллюстрированный атлас с картинками 73 созвездий, а также обзорными картами для северного и южного небесных полушарий.


Звёздная карта северного неба в атласе Гевелия


Иллюстрации просто превосходны, многие из них Ян Гевелий нарисовал лично. Этот учёный, как видите, был не только астрономом – но и художником, и инженером!


Ян Гевелий


Между прочим, все свои астрономические инструменты – и квадрант, и секстант, и гигантский 46-метровый телескоп – он сконструировал и построил сам.
5 ноября 2021 00:26
Вернуться назад