«Отдых». 1896 год, Дерево, масло. 44.5 x 33 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
Петр Александрович Нилус родился в 1869 году в селе Бушены Балтского уезда Подольской губернии (ныне Хмельницкая область Украины). Про детство его информация противоречивая. Причина еще и в том, что его воспитывал отчим. Свою фамилию (по некоторым источникам, Словецкий) он сменил на фамилию отчима Александра Богдановича Нилуса. Нилус-старший был потомком обрусевших выходцев Швеции. Его отец Богдан Нилус был генералом и героем войны 1812 года. Из воспоминаний Ф. Ф. Вигеля: «...почтенный друг мой Нилус, в генеральском мундире, покрытый ранами и крестами русскими и иностранными, окончил достославный поход 1812-1813 и 14 годов, бывши везде примером храбрости. Прослужив еще несколько лет и женившись, он нашел успокоение в окрестностях Одессы, и император Александр, сохранив ему все содержание, дал бессрочный отпуск». Вигель называет его в воспоминаниях «немец». А. Б. Нилус был адвокатом в Одессе, и в 7 лет будущий художник переехал в этот город, где прожил большую часть жизни.
П. А. Нилус учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который недавно закончил Петербургскую Академию художеств, юноша поступил в знаменитую Одесскую рисовальную школу. Его наставником 1883—1889 годах был известный живописец Кириак Костаниди. Далее по рекомендации Костаниди Нилус поступил в Академию художеств. Надо заметить, что в то время многие рисовальные школы включая одесскую имели тесные связи с Академией, и лучших учеников часто принимали на льготных условиях. В Академии Нилус проучился меньше гогода, потому что его наставник И. Е. Репин посоветовал ему вернуться домой «нанять мастерскую и работать». Репин вообще считал, что академия приносит пользу далеко не всем мастерам, а некоторых только «стандартизирует». В Одессе Нилус стал активным членом Товарищества южнорусских художников, с середины 1890-х годов был его секретарём. Вместе с художником Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. С 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период он писал преимущественно бытовые сюжеты. Однако в начале 20 века после поездок за границу он увлекся новыми течениями в искусстве, прежде всего импрессионизмом. Позже он писал, что «был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму».
«Чтетие телеграммы о Цусимском бое», 1904 год. Картон, масло. 57,5 х 75 см. Одесский художественный музей
Революцию Нилус встретил сначала с энтузиазмом, но быстро разочаровался. Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году художник эмигрировал, в 1923 году осел в Париже. Он жил в одном доме с писателем И. Буниным, с которым познакомился и подружился в 1898 году.
Курьезный момент. Петра Нилуса иногда путали с однофамильцем Сергеем Нилусом, писателем-антисемитом, автором скандально известных «Протоколов Сионских мудрецов» на тему всемирного еврейского заговора. Художник родился в уезде, где каждый пятый был евреем, был женат на женщине еврейского происхождения по имени Белла Львовна и в 1906 году принял участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе». Есть версия, что английские издатели, печатавшие «Протоколы Сионских мудрецов», пытались найти автора в Сербии в 1921 году, где в то время жил художник, но найденный Нилус оказался не совсем не тот.
«В парке», начало 1900-х, 39 х 49, Дерево, масло, Донецкий областной художественный музей, Донецк
За границей он продолжил работу, и картины его французской публике нравились. После революции за границей прошло 11 его выставок в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже – большой успех по тем временам. Умер Нилус в оккупированном Париже в 1943 году. Значительная часть его работ сейчас находится на территории Украины. В 1995 году падчерица художника В.Л. Голубовская память о лучшем друге Нилуса передала в Воронежский художественный музей сохранившиеся у нее работы и личные вещи парижского периода, всего около 70 экспонатов. Также работы Нилуса есть в Третьяковской галерее и в Государственном Литературном музее (Москва).
«Осень» 1893 год. Дерево, масло. 52.5 x 67 см. Одесский художественный музей
Современники оценивали творчество Нилуса по-разному. Репину творчество ученика очень нравилось. Позже он радовался его успеху за границей. Некоторые передвижники, предпочитавшие остросоциальные темы, считали картины художника не достаточно злободневными. Из воспоминаний Д. Я. Минченкова: «Остановился вдруг перед картиной Нилуса, изображавшей старого господина в цилиндре, с букетом цветов в руке, перед закрытой дверью на площадке лестницы.
– Вот это хорошо, хорошо, – повторял Лев Николаевич.
– А как же? Господин всю жизнь носил цветы какой-то особе, что за этой дверью. И в этот раз, уже седой, стоит и ждет, когда его впустят поднести цветы. И только! Больше у него ничего не осталось. Право, хорошо!» Не все одобрили переход к импрессионизму. Однако публика была благосклонна к его творческим экспериментам.
Еще несколько работ автора
автопортрет
«На мостике. Лето» 1898 год. Дерево, масло. 26 х 36,6 см. Одесский художественный музей
Судя по всему, перед нами вход в купальню. В то время купальни обычно помещались уже в отдалении от берега, вход был через мостики, и, переодевшись, люди сразу спускались в воду.
«Кафе» 1901 г., Холст, масло. 71 х 55 см., Днепропетровский художественный музей
Надо заметить, что долгое время женщины поодиночке в заведения общепита не ходили. Как правило, одиноко сидящая за столиком дама - жрица любви.
«В воскресенье» 1902 год, Холст, масло. 80 х 66 см., частное собрание
Лично мне в этой работе видится отсылка к известному роману Л. Н. Толстого «Воскресенье». Девушка явно прислуга, и красный зонтик в руках. В то время довольно часто красные предметы использовали в качестве символов любви или страсти. Но это мое частное мнение.
«Свидание» . 1901 год, Вариант картины, находящейся в Николаевском художественном музее, Дерево, масло. 30 x 21 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
«Пейзаж» 1901 год., бумага, акварель; 22х31,5 частное собрание
«На пляже» 1902 год. Дерево, масло.35 х 41,5 см., Одесский художественный музей
«Портрет А.П.Чехова», 1902 год, Холст, масло. 29 x 37.5 см, Государственный Литературный музей
«Три женщины в парке» 1908 год. Холст, масло. Одесский художественный музей
«Интерьер в квартире Е. Буковецкого» . 1909 год, Холст, масло. 39 x 46 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
«На скачках», 1912 г. Дерево, масло.35 х 41,5 см. Одесский художественный музей
«В мастерской художника». 1903 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев
«Портрет Ивана Бунина кисти его друга художника Петра Нилуса»
«Встреча» . 1911 год, Холст, масло . 51 x 55 см, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
«Зимняя прогулка», 1920 год, Акварель. Частное собрание
«Солнечный день в Булонском лесу», 1926 год, холст, масло,частное собрание
«После дождя» 1939 год, Холст, масло. 60 х 73 см., Воронежский областной художественный музей
«Дети за чаепитием» 1894 год
«"Щелкунчик". Покупка билетов» 1901 год
«Встреча друзей» 1892 год
«На бульваре» 1895 год