Еще один забытый мастер
Если бы известная песня появилась бы лет на сто раньше, вполне возможно, что творчество Нилуса назвали бы «хрустом французской булки». Но вместо этого художника окрестили «певцом кринолинов», а позже и вовсе незаслуженно забыли.
«Отдых». 1896 год, Дерево, масло. 44.5 x 33 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
Петр Александрович Нилус родился в 1869 году в селе Бушены Балтского уезда Подольской губернии (ныне Хмельницкая область Украины). Про детство его информация противоречивая. Причина еще и в том, что его воспитывал отчим. Свою фамилию (по некоторым источникам, Словецкий) он сменил на фамилию отчима Александра Богдановича Нилуса. Нилус-старший был потомком обрусевших выходцев Швеции. Его отец Богдан Нилус был генералом и героем войны 1812 года. Из воспоминаний Ф. Ф. Вигеля: «...почтенный друг мой Нилус, в генеральском мундире, покрытый ранами и крестами русскими и иностранными, окончил достославный поход 1812-1813 и 14 годов, бывши везде примером храбрости. Прослужив еще несколько лет и женившись, он нашел успокоение в окрестностях Одессы, и император Александр, сохранив ему все содержание, дал бессрочный отпуск». Вигель называет его в воспоминаниях «немец». А. Б. Нилус был адвокатом в Одессе, и в 7 лет будущий художник переехал в этот город, где прожил большую часть жизни.
П. А. Нилус учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который недавно закончил Петербургскую Академию художеств, юноша поступил в знаменитую Одесскую рисовальную школу. Его наставником 1883—1889 годах был известный живописец Кириак Костаниди. Далее по рекомендации Костаниди Нилус поступил в Академию художеств. Надо заметить, что в то время многие рисовальные школы включая одесскую имели тесные связи с Академией, и лучших учеников часто принимали на льготных условиях. В Академии Нилус проучился меньше гогода, потому что его наставник И. Е. Репин посоветовал ему вернуться домой «нанять мастерскую и работать». Репин вообще считал, что академия приносит пользу далеко не всем мастерам, а некоторых только «стандартизирует». В Одессе Нилус стал активным членом Товарищества южнорусских художников, с середины 1890-х годов был его секретарём. Вместе с художником Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. С 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период он писал преимущественно бытовые сюжеты. Однако в начале 20 века после поездок за границу он увлекся новыми течениями в искусстве, прежде всего импрессионизмом. Позже он писал, что «был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму».
Революцию Нилус встретил сначала с энтузиазмом, но быстро разочаровался. Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году художник эмигрировал, в 1923 году осел в Париже. Он жил в одном доме с писателем И. Буниным, с которым познакомился и подружился в 1898 году.
Курьезный момент. Петра Нилуса иногда путали с однофамильцем Сергеем Нилусом, писателем-антисемитом, автором скандально известных «Протоколов Сионских мудрецов» на тему всемирного еврейского заговора. Художник родился в уезде, где каждый пятый был евреем, был женат на женщине еврейского происхождения по имени Белла Львовна и в 1906 году принял участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе». Есть версия, что английские издатели, печатавшие «Протоколы Сионских мудрецов», пытались найти автора в Сербии в 1921 году, где в то время жил художник, но найденный Нилус оказался не совсем не тот.
За границей он продолжил работу, и картины его французской публике нравились. После революции за границей прошло 11 его выставок в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже – большой успех по тем временам. Умер Нилус в оккупированном Париже в 1943 году. Значительная часть его работ сейчас находится на территории Украины. В 1995 году падчерица художника В.Л. Голубовская память о лучшем друге Нилуса передала в Воронежский художественный музей сохранившиеся у нее работы и личные вещи парижского периода, всего около 70 экспонатов. Также работы Нилуса есть в Третьяковской галерее и в Государственном Литературном музее (Москва).
Современники оценивали творчество Нилуса по-разному. Репину творчество ученика очень нравилось. Позже он радовался его успеху за границей. Некоторые передвижники, предпочитавшие остросоциальные темы, считали картины художника не достаточно злободневными. Из воспоминаний Д. Я. Минченкова: «Остановился вдруг перед картиной Нилуса, изображавшей старого господина в цилиндре, с букетом цветов в руке, перед закрытой дверью на площадке лестницы.
– Вот это хорошо, хорошо, – повторял Лев Николаевич.
– А как же? Господин всю жизнь носил цветы какой-то особе, что за этой дверью. И в этот раз, уже седой, стоит и ждет, когда его впустят поднести цветы. И только! Больше у него ничего не осталось. Право, хорошо!» Не все одобрили переход к импрессионизму. Однако публика была благосклонна к его творческим экспериментам.
Еще несколько работ автора
Судя по всему, перед нами вход в купальню. В то время купальни обычно помещались уже в отдалении от берега, вход был через мостики, и, переодевшись, люди сразу спускались в воду.
Надо заметить, что долгое время женщины поодиночке в заведения общепита не ходили. Как правило, одиноко сидящая за столиком дама - жрица любви.
Лично мне в этой работе видится отсылка к известному роману Л. Н. Толстого «Воскресенье». Девушка явно прислуга, и красный зонтик в руках. В то время довольно часто красные предметы использовали в качестве символов любви или страсти. Но это мое частное мнение.
П. А. Нилус учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который недавно закончил Петербургскую Академию художеств, юноша поступил в знаменитую Одесскую рисовальную школу. Его наставником 1883—1889 годах был известный живописец Кириак Костаниди. Далее по рекомендации Костаниди Нилус поступил в Академию художеств. Надо заметить, что в то время многие рисовальные школы включая одесскую имели тесные связи с Академией, и лучших учеников часто принимали на льготных условиях. В Академии Нилус проучился меньше гогода, потому что его наставник И. Е. Репин посоветовал ему вернуться домой «нанять мастерскую и работать». Репин вообще считал, что академия приносит пользу далеко не всем мастерам, а некоторых только «стандартизирует». В Одессе Нилус стал активным членом Товарищества южнорусских художников, с середины 1890-х годов был его секретарём. Вместе с художником Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. С 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период он писал преимущественно бытовые сюжеты. Однако в начале 20 века после поездок за границу он увлекся новыми течениями в искусстве, прежде всего импрессионизмом. Позже он писал, что «был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму».
«Чтетие телеграммы о Цусимском бое», 1904 год. Картон, масло. 57,5 х 75 см. Одесский художественный музей
Революцию Нилус встретил сначала с энтузиазмом, но быстро разочаровался. Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году художник эмигрировал, в 1923 году осел в Париже. Он жил в одном доме с писателем И. Буниным, с которым познакомился и подружился в 1898 году.
Курьезный момент. Петра Нилуса иногда путали с однофамильцем Сергеем Нилусом, писателем-антисемитом, автором скандально известных «Протоколов Сионских мудрецов» на тему всемирного еврейского заговора. Художник родился в уезде, где каждый пятый был евреем, был женат на женщине еврейского происхождения по имени Белла Львовна и в 1906 году принял участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе». Есть версия, что английские издатели, печатавшие «Протоколы Сионских мудрецов», пытались найти автора в Сербии в 1921 году, где в то время жил художник, но найденный Нилус оказался не совсем не тот.
«В парке», начало 1900-х, 39 х 49, Дерево, масло, Донецкий областной художественный музей, Донецк
За границей он продолжил работу, и картины его французской публике нравились. После революции за границей прошло 11 его выставок в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже – большой успех по тем временам. Умер Нилус в оккупированном Париже в 1943 году. Значительная часть его работ сейчас находится на территории Украины. В 1995 году падчерица художника В.Л. Голубовская память о лучшем друге Нилуса передала в Воронежский художественный музей сохранившиеся у нее работы и личные вещи парижского периода, всего около 70 экспонатов. Также работы Нилуса есть в Третьяковской галерее и в Государственном Литературном музее (Москва).
«Осень» 1893 год. Дерево, масло. 52.5 x 67 см. Одесский художественный музей
Современники оценивали творчество Нилуса по-разному. Репину творчество ученика очень нравилось. Позже он радовался его успеху за границей. Некоторые передвижники, предпочитавшие остросоциальные темы, считали картины художника не достаточно злободневными. Из воспоминаний Д. Я. Минченкова: «Остановился вдруг перед картиной Нилуса, изображавшей старого господина в цилиндре, с букетом цветов в руке, перед закрытой дверью на площадке лестницы.
– Вот это хорошо, хорошо, – повторял Лев Николаевич.
– А как же? Господин всю жизнь носил цветы какой-то особе, что за этой дверью. И в этот раз, уже седой, стоит и ждет, когда его впустят поднести цветы. И только! Больше у него ничего не осталось. Право, хорошо!» Не все одобрили переход к импрессионизму. Однако публика была благосклонна к его творческим экспериментам.
Еще несколько работ автора
автопортрет
«На мостике. Лето» 1898 год. Дерево, масло. 26 х 36,6 см. Одесский художественный музей
Судя по всему, перед нами вход в купальню. В то время купальни обычно помещались уже в отдалении от берега, вход был через мостики, и, переодевшись, люди сразу спускались в воду.
«Кафе» 1901 г., Холст, масло. 71 х 55 см., Днепропетровский художественный музей
Надо заметить, что долгое время женщины поодиночке в заведения общепита не ходили. Как правило, одиноко сидящая за столиком дама - жрица любви.
«В воскресенье» 1902 год, Холст, масло. 80 х 66 см., частное собрание
Лично мне в этой работе видится отсылка к известному роману Л. Н. Толстого «Воскресенье». Девушка явно прислуга, и красный зонтик в руках. В то время довольно часто красные предметы использовали в качестве символов любви или страсти. Но это мое частное мнение.
«Свидание» . 1901 год, Вариант картины, находящейся в Николаевском художественном музее, Дерево, масло. 30 x 21 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
«Пейзаж» 1901 год., бумага, акварель; 22х31,5 частное собрание
«На пляже» 1902 год. Дерево, масло.35 х 41,5 см., Одесский художественный музей
«Портрет А.П.Чехова», 1902 год, Холст, масло. 29 x 37.5 см, Государственный Литературный музей
«Три женщины в парке» 1908 год. Холст, масло. Одесский художественный музей
«Интерьер в квартире Е. Буковецкого» . 1909 год, Холст, масло. 39 x 46 см, Национальный художественный музей Украины, Киев
«На скачках», 1912 г. Дерево, масло.35 х 41,5 см. Одесский художественный музей
«В мастерской художника». 1903 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев
«Портрет Ивана Бунина кисти его друга художника Петра Нилуса»
«Встреча» . 1911 год, Холст, масло . 51 x 55 см, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
«Зимняя прогулка», 1920 год, Акварель. Частное собрание
«Солнечный день в Булонском лесу», 1926 год, холст, масло,частное собрание
«После дождя» 1939 год, Холст, масло. 60 х 73 см., Воронежский областной художественный музей
«Дети за чаепитием» 1894 год
«"Щелкунчик". Покупка билетов» 1901 год
«Встреча друзей» 1892 год
«На бульваре» 1895 год
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии3