Wave Gotik Treffen 2009
Всего лишь десять дней назад отшумел самый значительный готик event всея планеты Wave Gotik Treffen. Восемнадцатый по счёту фестиваль в очередной раз доказал, что WGT продолжает держать статус готической «Мекки», которую обязан посетить хотя бы раз в жизни каждый добропорядочный готек :)
Конечно, всегда найдутся любители побрюзжать на тему того, что «фестиваль уже нет тот, раньше было лучше, девушки готичнее, бла-бла-бла». И, тем не менее, из года в год, более двадцати тысяч человек делают свой выбор, приезжая в Лейпциг, чтобы провести время в компании друзей и единомышленников, показать себя на «красной дорожке» в Агре и заодно посмотреть на многообразие оттенков «тёмной» сцены, представленных в рамках фестиваля. Для меня лично именно последний пункт является основной причиной очередного появления в моём ежедневнике четырёх дней, обведённых чёрным маркером.
Однако, как говорится, у каждой медали есть обратная сторона – наличие такого многообразия может стать настоящей головной болью для человека, чей open mind ratio на last.fm заходит хотя бы за 100. Масла в огонь добавляет и окончательная программа выступлений, которая появляется на сайте фестиваля за считанные дни до начала. В итоге, всегда оказывается так, что минимум половина команд, отмеченных тобой к просмотру, играет одновременно в разных концах города. Этот год не стал исключением, и практически каждый день был сопряжен с необходимостью выбора. Что из этого, в конце концов вышло, читайте ниже.
Первый день прошёл как-то скомкано и сумбурно, не в последнюю очередь из-за того, что вышла проволочка со своевременным получением аккредитации. Из-за этого все мероприятия, проходившие до семи вечера, к сожалению, выпали из моего поля зрения :( Обиднее всего, что сюда попали концерты в клубе Werk II, где всё началось уже в четыре часа. И если концерта Panic Lift, в принципе, не особо жалко, то вот выступление Leandra могло бы стать одним из приятных моментов фестиваля (кто не в курсе - это соло-проект клавишницы Jesus On Extasy, девушки не только талантливой, но и вполне привлекательной; родом из Белоруссии, кстати).
Но что вышло, то вышло. Поэтому мой личный фестивальный марафон в этом году был открыт выступлением уже заслуженных деятелей готической сцены L’Ame Immortelle на площадке в Agrahalle. В принципе, говорить особо нечего, так как это было заведомо качественное выступление с отличным звуком и светом. Ну, разве, показалось, что Соня слегка похудела, а вот Томас, наоборот, явно стремится занять место среди «тяжеловесов» готической сцены. Отсмотрев положенные для фотопрессы три песни (среди которых были – ура-ура! – мои любимые Fear и Stumme Schrei), я решил присоединиться к собрату по UGP и отправиться в Volkspalast, где в этот день выступали dark и neo folk коллективы.
В «Народном дворце» мы появились как раз вовремя: на сцене уже настраивались Of The Wand And The Moon во главе с Кимом Ларсеном (Kim Larsen). Признаюсь, похожий на басмача датчанин уже третьей композицией вогнал меня в дичайшее уныние, и поэтому я поспешил ретироваться в бар, благо из него всё было и так прекрасно слышно. Тут оказалось, что полутьма бара, мягкое кресло и прохладный лонгдринк крайне положительно сказываются на восприятии музыки коллектива :) Но всё-таки второго шанса я им, скорее всего, больше не дам...
После датчан на сцену вышли Rome, ради которых, собственно, и был сделан этот марш-бросок с другого конца города. Тут мне пришлось выбирать, потому что на другой площадке, примерно в это же время, выступали Stoa, но выбор всё-таки пал на талантливых представителей крошечного Люксембурга.
В этот раз Rome выступали втроём: Джерому (Jerome Reuter) и Патрику (Patrick Damiani) помогал ещё один человек, который не только играл на гитаре, но и периодически брал в руки что-то вроде электрической скрипки. Сам антураж помещения – зал в виде амфитеатра, колонны, массивные зеркала, бархатные портьеры – всё это как нельзя лучше подходило к музыке группы. Романтичные нео-фолковые мелодии, сменяющиеся маршевыми композициями, и голос Джерома, вещающий об идеалах Просвещения, революции и силе человеческого духа не могли оставить равнодушным находящихся в зале.
Единственное, что подпортило впечатление лично мне, так это поведение одного мерзотного немчика, который оккупировал удобное место у сцены прямо передо мной. Он явно тщательно проштудировал главу про готические танцы из книги небезызвестного Вольтера и координировал свои телодвижения в соответствии с данными там инструкциями. При этом он мешал не только мне, но и стоящим рядом девушкам, одна из которых, видимо не выдержав, что-то злобно высказала ему на ухо. Но на его тягу к танцам это, к сожалению, не повлияло…
Когда выступление Rome стало близиться к завершению, я посчитал, что даркфолка (и танцующих немцев) на этот вечер достаточно и направился в Kohlrabizirkus, чтобы посмотреть, что же нам приготовили легендарные британцы My Dying Bride.
В принципе, два года назад мне удалось попасть на их выступление во время фестиваля Mera Luna и, честно говоря, тогда они меня совсем не впечатлили. Это выступление исключением не стало. Хотя причины тут сугубо субъективные – в сетлисте не было ни одной песни с моих любимых «Процентов». Не нашлось места и песням с более традиционного Like Gods Of The Sun. Зато присутствовали композиции из «классического» периода 92-95 годов, которые разбавляли опусы с альбомов последних лет. Прибавьте к этому приличный звук, свет, и вы получите отличное выступление для настоящего поклонника группы. Правда, таких на фестивале оказалось немного, о чём свидетельствовал всего лишь на треть заполненный зал.
Во время концерта произошла ритуальная встреча с российской готик иконой Серёгой М, который неприкрыто тащился от MDB, особенно, от «классики» :) Во время разговора, Серёга поведал несколько занимательных вещей. Например, о том, что в этот раз из аэропорта он ехал вместе с Роном Харрисом (VNV Nation) и его макбуком. Или о том, что в этом году, несмотря на прогрессирующий кризис, народ из Москвы валил на фестиваль просто валом. Вот такой вот парадокс :)
После MDB на сцене стали готовиться норвежские викинги из TYR, выступление которых из-за каких-то накладок поставили после хэдлайнера. Но так как музыка MDB подействовала на меня не хуже чар Песочного человечка, то я решил не насиловать свой организм и отправился прямиком домой.
Следующий день начался с бесплодной попытки дождаться встречи русскоязычных готеков. Идея эта достаточно активно обсуждалась вконтакте, было даже назначено точное время и место (в три дня около обелиска WGT на рынке). Но, как обычно, вовремя никто не появился, и после получасового ожидания я свалил на Parkbühne к «Проституткам». (Как мне потом сказали, кое-кто всё же пришёл, но ближе к четырём часам.)
The Prostitutes оказались одной из тех групп, чьё присутствие на фестивале мне было, мягко говоря, не совсем понятно. Эта чешская группа, образованная братьями Пршикрылами с чистейшим англосаксом на вокале, играет смесь панка и индирока, грубо говоря, Green Day + The Killers. Соответственно, народа на них практически не было, только отдельные индивиды лениво мялись у сцены. Музыка, в принципе, была довольно бодрая, но ничего сверхинтересного собой не представляла. Под конец, один из братьев Пршикрылов блеснул эрудицией, сообщив присутствующим, что последняя песня будет чистым панком, из которого, собственно, готика и вышла.
Следующими выступали местные резиденты – группа Zin. Я уже давно хотел посмотреть на них живьем, но всё никак не удавалось. Группа играет альтернативный рок с большой долей электроники (что-то в духе альбома ZZYZX от Zeromancer). Но главной достопримечательностью коллектива является вокалист Айвен (Iven Cole), чей голос ну очень напоминает небезызвестного Брайна Молко из Placebo. К сожалению, выступление мне скорее не понравилось, чем наоборот. Во-первых, выбор песен слегка удивил – пара явно более интересных композиций с дебютника так и не прозвучала. Во-вторых, звук был не ахти – ударные и электронные басы практически полностью заглушали гитару, превращая всё в какой-то олдскульный EBM.
Разочарование от Zin было с лихвой компенсировано просто отличным выступлением следующей группы Mono Inc. Их по инерции относят к готик року, хотя с классическим занудным готик роком они имеют мало общего (что радует:)). Это достаточно прямолинейный драйвовый рок, с утяжелёнными гитарами, активной поддержкой клавишных и небольшим влиянием The Sisters Of Mercy. В общем, что-то в духе Tiamat (позднего, of course), Zeraphine и иже с ними.
В любом случае, концерт Mono Inc. оказался очень приятным сюрпризом, и не столько в музыкальном плане (уж чего-чего, а хитов у них навалом), сколько в плане работы фронтмена группы Мартина (Martin Engler). Никогда бы не подумал, что эта слегка карикатурная два-в-одном версия тиаматовца Йохана Эдлунда будет так самоотверженно зажигать на сцене! Он постоянно был в движении, жестикулировал, подбадривал публику и при этом отлично пел! Нельзя не упомянуть и барабанщицу группы Кату (Katha Mia), которая не только хорошо выглядела («probably Germany’s best-looking female drummer», по заявлению самой группы), но и на удивление хорошо справлялась со своей задачей, да ещё и успевала подпевать.
Слегка отдышавшись, после диких танцев под последнюю песню Mono Inc., я отправился в небольшой клуб под названием Anker, где вскоре должны были выступать пионеры российского неофолка Neutral. Показательно, что в отличие от пафосных Otto Dix, заваливших весь готический сегмент российского интернета пиар-спамом о своём первом явлении на WGT, Neutral никаких громких заявлений не делали, а тихо и скромно приехали на фестиваль уже в третий (!) раз.
Появившись в Анкере, я успел застать последнюю композицию новых ставленников «Индустрии замороженного мяса» датчан Die Weisse Rose. Этот проект хорошо известен в определенных кругах, несмотря на то, что первый альбом официально увидел свет лишь два дня спустя после этого выступления (01.06.09). Честно говоря, по одной песне сложно судить обо всем выступлении, скажу лишь, что на сцене, помимо белокурого мастермайнда проекта Томаса (Thomas Bojden) в униформе, находились ещё две (опять-таки) белокурые девушки, которые синхронно отбивали по барабанам милитаризированный ритм (сразу вспомнился Laibach со своей последней концертной программой). Собственно, на них я и глазел всё оставшееся время, пока Томас что-то вещал слушателям со сцены :) Ну а потом на сцене появились Neutral.
Для меня это было первое знакомство с группой вживую. Помимо Эша и Вороновского (в гламурном бархатном камзоле и футболке Jagermeister), на сцене присутствовал еще один гитарист, а также перкуссионист из какой-то зарубежной группы. Это выступление стало для меня ещё одним хайлайтом фестиваля: скрипка Вороновского, акустические переборы в обрамлении перкуссии и проникновенный голос Эша создали в зале очень душевную атмосферу.
После одной из песен кто-то из зала попросил исполнить что-нибудь на русском, чем вызвал удивление у музыкантов. Эш даже спросил, много ли в зале людей из бывшего СССР – руки подняло около четверти пришедших. Поэтому для всех нас группа исполнила композицию «Луна» со своего последнего альбома. Наконец, уже было собравшись уходить, но услышав настойчивые крики о продолжении, группа исполнила в качестве незапланированного «биса» кавер на знаменитую песню ирландского барда Джимми Маккарти (Jimmy McCarthy) Ride On. Она стала замечательным завершением этого концерта.
Выйдя из Анкера, я понял, что ехать в Агру на Feindflug уже не целесообразно, и поэтому решил продолжить вечер русской готики, поехав прямиком в Moritzbastei на выступление Otto Dix. Когда я зашел, на сцене ещё выступали Greifenkeil. После окончания их выступления часть людей покинула зал и мне удалось пробраться к сцене, где, впрочем, уже стоял народ в ожидании Диксов.
Под короткое интро на сцену вышли музыканты группы в белых халатах, а затем тихо выплыл(а) Михаэль Драу в белом парике и чёрном блестящем костюме. На радость зрителям, которые, к слову, забили зал практически до отказа, Михаэль творил(а) на сцене фирменный перформанс, заключавшийся в показе элементов верхнего брейка, а также в раздаче лепестков роз первым рядам и смене парика на кожаную фуражку из секс-шопа. Музыка, честно говоря, меня не особо порадовала – слишком уж она была, на мой взгляд, однообразна (возможно, когда я ушёл, они сыграли что-то поинтереснее), но зрители весьма тепло реагировали на каждую композицию. И снова из присутствующих в зале было около трети русскоязычных. С одной из соотечественниц я по-быстрому зазнакомился, и, после очередной композиции, мы благополучно покинули концерт. За дверьми зала нас ожидало небольшое столпотворение – народ стоял в ожидании хэдлайнера этой площадки Illuminate.
Выбравшись на свежий воздух, моя новоиспеченная знакомая уговорила поехать на выступление iLiKETRAiNS в Volkspalast. В этот день там выступали «приальтернативненные» команды, в частности, интересная латвийская девушка Vic Anselmo, которую я пропустил из-за Neutral. iLiKETRAiNS были самой «неготичной» командой среди выступавших – британский пост-рок от аккуратных мальчиков из «каледжа». Народу было мало, что совершенно очевидно, ведь целевая аудитория этой группы на такие фестивали не ходит. Послушав несколько песен, мы поспешили ретироваться, правда, каждый в своем направлении. Я лично пошел к расположенному рядом Кольрабициркусу, чтобы посмотреть на Opeth.
Признаюсь, мне никогда особо не нравилась эта команда, кроме альбома Damnation, да и то из-за схожести с Porcupine Tree. Первая же композиция показала, что даже живое выступление не привьёт мне любовь к Opeth – имхо, совершенно скучная музыка, от которой мне сразу захотелось зевать. Поэтому я с радостью поспешил присоединиться к своему знакомому на пути в Агру, где в качестве специального ночного гостя выступал никто иной, а сам легендарный Дэвид Тибет (David Tibet) с товарищами под именем Anok Pe Current 93.
Товарищей на сцену, надо сказать, вывалило немалое количество – виолончелист, скрипач, барабанщик, существо за роялем, человек за синтезатором и аж четыре гитариста! Ну а завершал картину сам босоногий Маэстро в щегольской шляпе на просветленном челе. Честно скажу, в этот раз зевать мне захотелось похлеще, чем от Opeth, и, судя по лицам в первых рядах, не мне одному :) Народу, как оказалось, было немного – всё-таки не каждый смог дождаться концерта в полвторого ночи. Кстати, после первой композиции людей стало ещё меньше. К этим ренегатам присоединился и я, решив променять замшелый культ на объятья мягкой постели.
Третий день был практически полностью отдан свежему воздуху и «электромясу для ног» на площадке Parkbühne. Но перед этим я успел посетить «Языческую деревню» (Heidnisches Dorf). В эту «деревню» приходят все, кто тоскует по временам давно ушедшим, когда чума косила всех без разбора, а похотливые служители церкви сжигали на кострах отказавших им красоток, выдавая их за ведьм. К счастью (или к сожалению?), «средние века» на современный лад гораздо более либеральны и стерильны - ни тебе костров, ни тебе прокаженных. Максимум, что можно увидеть, так это народ во вполне аутентичных нарядах, да музыкантов, играющих на всяческих дуделках-сопелках. Кроме того, можно до отвала набить желудок «средневековой» едой и, главное, закупиться отличным самодельным вином! Что я, собственно, и делал, гуляя, между делом, вдоль торговых рядов со всяческими безделушками...
Когда я появился на Parkbühne, уже отыграли Nurzery Rhymes и на сцену вышли шведы Container 90 – яркие представители стиля GBM (Gopnik Body Music), или попросту Old school EBM :) Как и подобает олдскульщикам, на сцене всё было аскетично – коробка синтезатора и два персонажа, причем основной заводила, Рон (Ron2-D2), щеголял голым торсом, красными подтяжками и модной кепкой. Ребята начали с места в карьер заводной песенкой про слэм. Человек десять рьяных поклонников поняли намек и устроили толкучку у сцены. Дружный «слэм» продолжился и под следующую песню с говорящим названием EBM Radio. В общем, было весело и позитивно, так что ноги сами пускались в пляс под эти незатейливые ритмы. Третья песня развеселила меня окончательно. Она называлась Strength (Through EBM), и перед её началом второй участник группы показал всем, что такое сила от EBM, отжавшись пару раз прямо на сцене.
Вдоволь размявшись во время этой песни, я решил променять позитивные вибрации «Контейнера» на обед c последующим распитием бутылки деревенского вина на зелёной травке с моими московскими знакомыми.
На площадку мы вернулись как раз к выступлению американских фьючерпопперов State Of The Union из Лос-Анджелеса. Все участники группы оказались как на подбор черноволосыми латиноамериканцами, что не удивительно, ведь более 70% населения Лос-Анжелеса ими и являются. О музыке говорить смысла нет – достаточно стандартный futurepop, но не без хороших мелодий. Правда, был завал с вокалом, который было практически не слышно. Помимо своих прямых обязанностей, вокалист периодически проводил пиар-акции, кидая зрителям диски группы. Барабанщик тоже не поскупился и в середине выступления зашвырнул в толпу один комплект палочек.
За SOTU на сцене появился Painbastard из Лейпцига. Главный бастард Алекс (Alex P) оказался огромным детиной, явно не меньше центнера весом. Во время исполнения своих даркэлектро опусов он грозно топотал по сцене и что-то сурово хрипел в микрофон. Однако между песнями, общаясь со зрителями, он преображался во вполне милого человека. В целом, это выступление мне ничем особенным, кроме развесёлых плясок, не запомнилось. Зато оно наверняка запомнилось поклонникам, которые поймали халявные футболки с логотипом Painbastard, щедро разбрасываемые Алексом под конец выступления.
Отыграв свой сет, Painbastard уступили сцену ещё одним представителям звездно-полосатого континента – Aesthetic Perfection. Именно они интересовали меня больше всего. Вернее он, потому что, по сути, это one-man проект, где всем заправляет лысый персонаж в больших солнцезащитных очках а-ля Кобра по имени Даниэль Грейвс (Daniel Graves). На концерте ему помогал сессионный музыкант, который терзал синтезаторы, а Даниэль в это время самоотверженно «отжигал» на сцене. Особенно запомнился его постоянный backward jumping (спиной вперёд) из одного конца сцены в другой :) Основной упор был сделан на песни с последнего альбома, хотя паре композиций с дебютника удалось-таки проскользнуть в сетлист. Народ одобрительно встречал каждую новую песню и добросовестно отплясывал под заводные электроритмы. Не устоял перед этими ритмами и ваш покорный слуга, особенно во время исполнения хита Living A Wasted Life.
После Aesthetic Perfection должны были выступать Icon Of Coil (в этом году Энди работал просто как стахановец, отыграв на фестивале в рамках трёх своих проектов Combichrist, Scandy и, собственно, Icon Of Coil, плюс ещё он отдиджеил в один из вечеров), но как раз на них выпадало выступление Antimatter, которое я не мог пропустить.
Antimatter выступали в здании местного театра (Schauspielhaus) и поэтому порядки там оказались театральные. Например, когда я туда подъехал, то оказалось, что концерт Brillig ещё не закончился, и поэтому двери в зал были закрыты. Чтобы в него попасть пришлось обратиться к помощи специально обученного человека с ключом. Зрителей в зале оказалось немного, и я без проблем занял шикарное мягкое кресло во втором ряду. Австралийцы выступали с полностью акустической программой, и как-то не особо меня впечатлили.
После того, как закрылся занавес, в зал вошли те самые специально обученные люди, которые попросили всех покинуть помещение. Это был единственный неприятный момент, потому что пришлось около двадцати минут простоять в душном узком коридоре. Но всё раздражение улетучилось, когда всех запустили обратно и начался концерт.
Antimatter вышли на сцену, можно сказать, в классическом составе: Мик (Mick Moss) и Дункан (Duncan Patterson), плюс ещё девушка, которая играла на синтезаторе и подпевала. Забавно, что Дункан вышел не с гитарой, а мандолиной, которая весь концерт придавала знакомым песням новое интересное звучание. В общем, как для большого поклонника группы, такой расклад был для меня просто идеальным.
Идеальным оказалось и место проведения концерта – театральная обстановка и полутьма как нельзя лучше подходили к исполняемой музыке, придавая выступлению легкую камерность. Не мог не радовать и список песен, сыгранных в этот вечер. Помимо собственных композиций практически с каждого альбома, было сыграно несколько «каверов» (в частности, Eleanor Rigby, Mr. White и что-то ещё). Не забыли и про альбом нового проекта Дункана Ion – с него была исполнена песня Beyond The Morning. Ну и, конечно, не обошлось без наследия Anathema – Destiny (в связке с Going Nowhere), Empty и Lost Control, которая, собственно, и стала заключительной песней. После неё музыканты встали и ушли за кулисы, а занавес медленно закрылся. Зрители устроили бурные овации, многие даже встали со своих мест, но выхода на «бис», к сожалению, не последовало.
Посмотрев на часы, я понял, что смысла ехать на запланированный ранее Melotron нет – концерт начался добрых полчаса назад. Поэтому вконец усталые ноги сами потянули меня в сторону дома (благо живу я в пяти минутах от Театра), чтобы поскорей принять вертикальное положение.
Четвёртый день фестиваля представлял для меня наименьший интерес – ни фолк в Агре, ни электро в Кольраби, ни дарк эмбиент в Фолькспаласте меня особо не интересовали. Единственное, что привлекало в этот день из всех представленных групп были итальянцы Ianva и шведы Alice In Videoland. Но они проходили практически в одно и тоже время, и поэтому пришлось снова мучиться с выбором. В конце концов, выбор пал на итальянцев, которые должны были выступить в Театре. Так как их выступление начиналось только около семи часов вечера, то было решено съездить в Kohlrabizirkus, где выступали различные EBM/dark electro/industrial коллективы.
По приезду, я сразу попал на выступление немцев Combat Сompany, исполняющих что-то вроде EBM с harsh вокалом. Никаких впечатлений они у меня оставили. Разве что периодически появляющаяся скрипачка добавляла им оригинальности, но музыка от этого лучше не становилась.
Вторыми на сцене появились упитанные самцы из FGFC820. «We are from fucking New York city» – такими словами начали они свое выступление. Народу на них заметно прибавилось, кое-кто даже прокричал «ЭФДЖИ-ЭФСИ-ЭЙТ-ТУ-ОУ», чем заслужил одобрение со стороны вокалиста – мрачного амбала, одетого в хаки. Во время песен этот персонаж лениво прохаживался из одного конца сцены в другой, периодически останавливаясь, чтобы размеренно покачать головой, что сразу делало его похожим на собачку с приборной панели провинциальной маршрутки :) Перед последней композицией, он позвал на сцену своих «German brothers» из групп Accessory, Nitzer Ebb и ещё откуда-то, которые бодро отпрыгивали в течение всей песни. После этого выступления я отправился в центр, чтобы потом пойти на концерт итальянцев в Schauspielhaus.
Прогуляв по центру около часа, я, в итоге, прибежал на концерт с опозданием на пять минут. Основной зал уже был закрыт, поэтому меня отправили на второй этаж. К моему удивлению, там практически не оказалось свободных мест. Насколько мне было видно, свободных мест не наблюдалось и внизу. Полный аншлаг! Конечно, часть людей могла просто прийти заранее, чтобы забить место на хэдлайнеров Qntal, но тем не менее. (Забегая вперёд, скажу, что за время концерта очередь у Театра выросла до огромных размеров – метров сто не меньше! Причем в зал могло попасть только процентов десять из всех стоявших.)
Что сказать о самом выступлении Ianva? Только одно слово – великолепно! На сцене стоял маленький оркестр из семи человек, не считая вокалистов. Красивая, богато аранжированная музыка на стыке фолка, мартиала, шансона и кабаре, вызывающая перед глазами образы предвоенной Европы.
Интересно, что вокалисты, Мерси (Mercy) и Стефания (Stefania) ни разу не находились на сцене одновременно, а постоянно менялись друг с другом. Когда на сцене был Мерси, худощавый тип с челкой под Гитлера, то песни приобретали воинственный оттенок. Песни же в исполнении Стефании были пронизаны театральностью и духом кабаре.
Единственное, о чём я пожалел после окончания концерта, так это то, что в Театре не было стойки с дисками (или я просто не заметил), а то бы без раздумий скупил все релизы итальянцев.
После концерта, я скооперировался со знакомыми и мы помчали обратно в Кольраби, чтобы посмотреть на старичков Cat Rapes Dog. Честно говоря, в последний раз я слушал их лет восемь назад, да и то отрывочно, поэтому особо не представлял, чего от них ждать.
Несмотря на то, что мы приехали раньше заявленного в расписании времени, оказалось, что они уже выступают. Шведы выглядели на удивление бодро для группы, ведущей свой отсчет с 1984 года. Особенно, вокалистка Аннели (Annelie Bertilsson) в сексапильной юбочке под школьницу. По музыке это был рок, крепко приправленный всяческой электроникой. Некоторые из песен показались знакомыми даже при моём отрывочном знакомстве с их творческим наследием.
Затем шведов на сцене сменила немецкая dark electro формация Agonoize. Вокалиста вывели на сцену в чёрном мешке. Когда мешок сняли, то на мир взглянуло озлобленное существо в наморднике из стальной проволоки. Под монотонный аккомпанемент своих соратников, существо начало выплёвывать сгустки своей ненависти в микрофон, медленно передвигаясь по сцене и вставая в картинные позы. Во время второй песни, в руках у вокалиста оказался нож, которым он начал яростно терзать себе запястье. Результат не заставил себя ждать – из запястья хлынула мощная струя … воды! Оказалось, к руке была прикреплена резиновая трубка, которая шла вниз по ноге и дальше на бэкстейдж, откуда и шёл напор. Вокалист явно руководствовался детской присказкой «Иван Купала – обливай, кого попало!», потому что залил водой не только первые ряды преданных поклонников, но и зацепил журналистскую братию в фотояме. После таких фокусов, я поспешил ретироваться из зоны риска (кто его знает, что ещё там было заготовлено:)) и направился к выходу, где стал ждать знакомых, чтобы поехать в Агру. А в это время в зал заходило всё больше и больше народу, что в принципе неудивительно, ведь после Agonoize должны были выступать KMFDM.
Так как я не любитель Саши Конечко и Ко, выбор последнего фестивального концерта пал на фолк-рокеров Letzte Instanz, выступающих в Агре. Хотя, признаюсь, что после смены вокалиста в 2004 году, я потерял к ним интерес, но из двух зол, как говорится, выбирают меньшее. Правда, теперь я не уверен, было ли это меньшим злом, потому что концерт мне лично ни капли не понравился. Во-первых, песни с последних альбомов, на мой взгляд, представляют собой совершенно стандартный Mittelalter-Rock, коего в Германии просто завались. Во-вторых, у нового фронтмена группы на лицо полное отсутствие сценической харизмы, да и вокал никакой – банальное «менестрельское» нытье. Ей-богу, я лучше в очередной раз посмотрю ДВД с отличным концертом 2004 года, чем потрачу время на группу в её нынешнем виде. Единственное, что порадовало, так это старые участники группы: виолончелист Бенни (Benni Cellini), скрипач Муттис (M. Stolz) и гитарист/вокалист Холли (Holly D.). Именно они тянули всё выступление на себе, попросту уделывая своего фронтмена по уровню сценического перформанса.
Но это всё мое ИМХО, которое явно не совпадало с мнением большинства собравшихся в этот вечер в зале. Хотя народа, как мне сказали, было меньше, чем на тех же VNV Nation, которые выступали двумя днями ранее. Да и фолк-хэдлайнеры прошлых лет как Tanzwut, Subway To Sally и Corvus Corax, собирали, на мой взгляд, больше зрителей.
В общем, я смог выдержать только семь песен и, не видя смысла больше оставаться в Агре, поехал в сторону дома. До дома я, конечно, дошел не сразу, а задержался, чтобы улучшить себе настроение в клубе под название Villa, где гремела одна из прощальных фестивальных вечеринок.
Вот так и прошли четыре чёрных дня календаря. Конечно, помимо собственно концертов, фестиваль предоставляет огромное количество и других мероприятий, где можно с интересом провести время (викторианский пикник, фетиш-пати, и т.д.). Просто, как я уже говорил, каждый делает свой выбор. В любом случае, тому, кто окажется на этом «празднике жизни» впервые, гарантируется масса восторженных впечатлений, хотя бы уже от одного вида трамвая, единственными пассажирами которого являются люди в чёрном (правда, если и в пятый раз вас будет одолевать такой же щенячий восторг, то есть повод обратиться к доктору :)) Так что, господа готеки, трясите родителей, работайте сверхурочно, в общем, делайте всё возможное, чтобы уже в 2010 году оказаться среди своих «чёрных» собратьев на трамвае №11, который доставит вас в настоящий готический рай!
Однако, как говорится, у каждой медали есть обратная сторона – наличие такого многообразия может стать настоящей головной болью для человека, чей open mind ratio на last.fm заходит хотя бы за 100. Масла в огонь добавляет и окончательная программа выступлений, которая появляется на сайте фестиваля за считанные дни до начала. В итоге, всегда оказывается так, что минимум половина команд, отмеченных тобой к просмотру, играет одновременно в разных концах города. Этот год не стал исключением, и практически каждый день был сопряжен с необходимостью выбора. Что из этого, в конце концов вышло, читайте ниже.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (29.05.09)
Первый день прошёл как-то скомкано и сумбурно, не в последнюю очередь из-за того, что вышла проволочка со своевременным получением аккредитации. Из-за этого все мероприятия, проходившие до семи вечера, к сожалению, выпали из моего поля зрения :( Обиднее всего, что сюда попали концерты в клубе Werk II, где всё началось уже в четыре часа. И если концерта Panic Lift, в принципе, не особо жалко, то вот выступление Leandra могло бы стать одним из приятных моментов фестиваля (кто не в курсе - это соло-проект клавишницы Jesus On Extasy, девушки не только талантливой, но и вполне привлекательной; родом из Белоруссии, кстати).
Но что вышло, то вышло. Поэтому мой личный фестивальный марафон в этом году был открыт выступлением уже заслуженных деятелей готической сцены L’Ame Immortelle на площадке в Agrahalle. В принципе, говорить особо нечего, так как это было заведомо качественное выступление с отличным звуком и светом. Ну, разве, показалось, что Соня слегка похудела, а вот Томас, наоборот, явно стремится занять место среди «тяжеловесов» готической сцены. Отсмотрев положенные для фотопрессы три песни (среди которых были – ура-ура! – мои любимые Fear и Stumme Schrei), я решил присоединиться к собрату по UGP и отправиться в Volkspalast, где в этот день выступали dark и neo folk коллективы.
В «Народном дворце» мы появились как раз вовремя: на сцене уже настраивались Of The Wand And The Moon во главе с Кимом Ларсеном (Kim Larsen). Признаюсь, похожий на басмача датчанин уже третьей композицией вогнал меня в дичайшее уныние, и поэтому я поспешил ретироваться в бар, благо из него всё было и так прекрасно слышно. Тут оказалось, что полутьма бара, мягкое кресло и прохладный лонгдринк крайне положительно сказываются на восприятии музыки коллектива :) Но всё-таки второго шанса я им, скорее всего, больше не дам...
После датчан на сцену вышли Rome, ради которых, собственно, и был сделан этот марш-бросок с другого конца города. Тут мне пришлось выбирать, потому что на другой площадке, примерно в это же время, выступали Stoa, но выбор всё-таки пал на талантливых представителей крошечного Люксембурга.
В этот раз Rome выступали втроём: Джерому (Jerome Reuter) и Патрику (Patrick Damiani) помогал ещё один человек, который не только играл на гитаре, но и периодически брал в руки что-то вроде электрической скрипки. Сам антураж помещения – зал в виде амфитеатра, колонны, массивные зеркала, бархатные портьеры – всё это как нельзя лучше подходило к музыке группы. Романтичные нео-фолковые мелодии, сменяющиеся маршевыми композициями, и голос Джерома, вещающий об идеалах Просвещения, революции и силе человеческого духа не могли оставить равнодушным находящихся в зале.
Единственное, что подпортило впечатление лично мне, так это поведение одного мерзотного немчика, который оккупировал удобное место у сцены прямо передо мной. Он явно тщательно проштудировал главу про готические танцы из книги небезызвестного Вольтера и координировал свои телодвижения в соответствии с данными там инструкциями. При этом он мешал не только мне, но и стоящим рядом девушкам, одна из которых, видимо не выдержав, что-то злобно высказала ему на ухо. Но на его тягу к танцам это, к сожалению, не повлияло…
Когда выступление Rome стало близиться к завершению, я посчитал, что даркфолка (и танцующих немцев) на этот вечер достаточно и направился в Kohlrabizirkus, чтобы посмотреть, что же нам приготовили легендарные британцы My Dying Bride.
В принципе, два года назад мне удалось попасть на их выступление во время фестиваля Mera Luna и, честно говоря, тогда они меня совсем не впечатлили. Это выступление исключением не стало. Хотя причины тут сугубо субъективные – в сетлисте не было ни одной песни с моих любимых «Процентов». Не нашлось места и песням с более традиционного Like Gods Of The Sun. Зато присутствовали композиции из «классического» периода 92-95 годов, которые разбавляли опусы с альбомов последних лет. Прибавьте к этому приличный звук, свет, и вы получите отличное выступление для настоящего поклонника группы. Правда, таких на фестивале оказалось немного, о чём свидетельствовал всего лишь на треть заполненный зал.
Во время концерта произошла ритуальная встреча с российской готик иконой Серёгой М, который неприкрыто тащился от MDB, особенно, от «классики» :) Во время разговора, Серёга поведал несколько занимательных вещей. Например, о том, что в этот раз из аэропорта он ехал вместе с Роном Харрисом (VNV Nation) и его макбуком. Или о том, что в этом году, несмотря на прогрессирующий кризис, народ из Москвы валил на фестиваль просто валом. Вот такой вот парадокс :)
После MDB на сцене стали готовиться норвежские викинги из TYR, выступление которых из-за каких-то накладок поставили после хэдлайнера. Но так как музыка MDB подействовала на меня не хуже чар Песочного человечка, то я решил не насиловать свой организм и отправился прямиком домой.
ВТОРОЙ ДЕНЬ (30.05.09)
Следующий день начался с бесплодной попытки дождаться встречи русскоязычных готеков. Идея эта достаточно активно обсуждалась вконтакте, было даже назначено точное время и место (в три дня около обелиска WGT на рынке). Но, как обычно, вовремя никто не появился, и после получасового ожидания я свалил на Parkbühne к «Проституткам». (Как мне потом сказали, кое-кто всё же пришёл, но ближе к четырём часам.)
The Prostitutes оказались одной из тех групп, чьё присутствие на фестивале мне было, мягко говоря, не совсем понятно. Эта чешская группа, образованная братьями Пршикрылами с чистейшим англосаксом на вокале, играет смесь панка и индирока, грубо говоря, Green Day + The Killers. Соответственно, народа на них практически не было, только отдельные индивиды лениво мялись у сцены. Музыка, в принципе, была довольно бодрая, но ничего сверхинтересного собой не представляла. Под конец, один из братьев Пршикрылов блеснул эрудицией, сообщив присутствующим, что последняя песня будет чистым панком, из которого, собственно, готика и вышла.
Следующими выступали местные резиденты – группа Zin. Я уже давно хотел посмотреть на них живьем, но всё никак не удавалось. Группа играет альтернативный рок с большой долей электроники (что-то в духе альбома ZZYZX от Zeromancer). Но главной достопримечательностью коллектива является вокалист Айвен (Iven Cole), чей голос ну очень напоминает небезызвестного Брайна Молко из Placebo. К сожалению, выступление мне скорее не понравилось, чем наоборот. Во-первых, выбор песен слегка удивил – пара явно более интересных композиций с дебютника так и не прозвучала. Во-вторых, звук был не ахти – ударные и электронные басы практически полностью заглушали гитару, превращая всё в какой-то олдскульный EBM.
Разочарование от Zin было с лихвой компенсировано просто отличным выступлением следующей группы Mono Inc. Их по инерции относят к готик року, хотя с классическим занудным готик роком они имеют мало общего (что радует:)). Это достаточно прямолинейный драйвовый рок, с утяжелёнными гитарами, активной поддержкой клавишных и небольшим влиянием The Sisters Of Mercy. В общем, что-то в духе Tiamat (позднего, of course), Zeraphine и иже с ними.
В любом случае, концерт Mono Inc. оказался очень приятным сюрпризом, и не столько в музыкальном плане (уж чего-чего, а хитов у них навалом), сколько в плане работы фронтмена группы Мартина (Martin Engler). Никогда бы не подумал, что эта слегка карикатурная два-в-одном версия тиаматовца Йохана Эдлунда будет так самоотверженно зажигать на сцене! Он постоянно был в движении, жестикулировал, подбадривал публику и при этом отлично пел! Нельзя не упомянуть и барабанщицу группы Кату (Katha Mia), которая не только хорошо выглядела («probably Germany’s best-looking female drummer», по заявлению самой группы), но и на удивление хорошо справлялась со своей задачей, да ещё и успевала подпевать.
Слегка отдышавшись, после диких танцев под последнюю песню Mono Inc., я отправился в небольшой клуб под названием Anker, где вскоре должны были выступать пионеры российского неофолка Neutral. Показательно, что в отличие от пафосных Otto Dix, заваливших весь готический сегмент российского интернета пиар-спамом о своём первом явлении на WGT, Neutral никаких громких заявлений не делали, а тихо и скромно приехали на фестиваль уже в третий (!) раз.
Появившись в Анкере, я успел застать последнюю композицию новых ставленников «Индустрии замороженного мяса» датчан Die Weisse Rose. Этот проект хорошо известен в определенных кругах, несмотря на то, что первый альбом официально увидел свет лишь два дня спустя после этого выступления (01.06.09). Честно говоря, по одной песне сложно судить обо всем выступлении, скажу лишь, что на сцене, помимо белокурого мастермайнда проекта Томаса (Thomas Bojden) в униформе, находились ещё две (опять-таки) белокурые девушки, которые синхронно отбивали по барабанам милитаризированный ритм (сразу вспомнился Laibach со своей последней концертной программой). Собственно, на них я и глазел всё оставшееся время, пока Томас что-то вещал слушателям со сцены :) Ну а потом на сцене появились Neutral.
Для меня это было первое знакомство с группой вживую. Помимо Эша и Вороновского (в гламурном бархатном камзоле и футболке Jagermeister), на сцене присутствовал еще один гитарист, а также перкуссионист из какой-то зарубежной группы. Это выступление стало для меня ещё одним хайлайтом фестиваля: скрипка Вороновского, акустические переборы в обрамлении перкуссии и проникновенный голос Эша создали в зале очень душевную атмосферу.
После одной из песен кто-то из зала попросил исполнить что-нибудь на русском, чем вызвал удивление у музыкантов. Эш даже спросил, много ли в зале людей из бывшего СССР – руки подняло около четверти пришедших. Поэтому для всех нас группа исполнила композицию «Луна» со своего последнего альбома. Наконец, уже было собравшись уходить, но услышав настойчивые крики о продолжении, группа исполнила в качестве незапланированного «биса» кавер на знаменитую песню ирландского барда Джимми Маккарти (Jimmy McCarthy) Ride On. Она стала замечательным завершением этого концерта.
Выйдя из Анкера, я понял, что ехать в Агру на Feindflug уже не целесообразно, и поэтому решил продолжить вечер русской готики, поехав прямиком в Moritzbastei на выступление Otto Dix. Когда я зашел, на сцене ещё выступали Greifenkeil. После окончания их выступления часть людей покинула зал и мне удалось пробраться к сцене, где, впрочем, уже стоял народ в ожидании Диксов.
Под короткое интро на сцену вышли музыканты группы в белых халатах, а затем тихо выплыл(а) Михаэль Драу в белом парике и чёрном блестящем костюме. На радость зрителям, которые, к слову, забили зал практически до отказа, Михаэль творил(а) на сцене фирменный перформанс, заключавшийся в показе элементов верхнего брейка, а также в раздаче лепестков роз первым рядам и смене парика на кожаную фуражку из секс-шопа. Музыка, честно говоря, меня не особо порадовала – слишком уж она была, на мой взгляд, однообразна (возможно, когда я ушёл, они сыграли что-то поинтереснее), но зрители весьма тепло реагировали на каждую композицию. И снова из присутствующих в зале было около трети русскоязычных. С одной из соотечественниц я по-быстрому зазнакомился, и, после очередной композиции, мы благополучно покинули концерт. За дверьми зала нас ожидало небольшое столпотворение – народ стоял в ожидании хэдлайнера этой площадки Illuminate.
Выбравшись на свежий воздух, моя новоиспеченная знакомая уговорила поехать на выступление iLiKETRAiNS в Volkspalast. В этот день там выступали «приальтернативненные» команды, в частности, интересная латвийская девушка Vic Anselmo, которую я пропустил из-за Neutral. iLiKETRAiNS были самой «неготичной» командой среди выступавших – британский пост-рок от аккуратных мальчиков из «каледжа». Народу было мало, что совершенно очевидно, ведь целевая аудитория этой группы на такие фестивали не ходит. Послушав несколько песен, мы поспешили ретироваться, правда, каждый в своем направлении. Я лично пошел к расположенному рядом Кольрабициркусу, чтобы посмотреть на Opeth.
Признаюсь, мне никогда особо не нравилась эта команда, кроме альбома Damnation, да и то из-за схожести с Porcupine Tree. Первая же композиция показала, что даже живое выступление не привьёт мне любовь к Opeth – имхо, совершенно скучная музыка, от которой мне сразу захотелось зевать. Поэтому я с радостью поспешил присоединиться к своему знакомому на пути в Агру, где в качестве специального ночного гостя выступал никто иной, а сам легендарный Дэвид Тибет (David Tibet) с товарищами под именем Anok Pe Current 93.
Товарищей на сцену, надо сказать, вывалило немалое количество – виолончелист, скрипач, барабанщик, существо за роялем, человек за синтезатором и аж четыре гитариста! Ну а завершал картину сам босоногий Маэстро в щегольской шляпе на просветленном челе. Честно скажу, в этот раз зевать мне захотелось похлеще, чем от Opeth, и, судя по лицам в первых рядах, не мне одному :) Народу, как оказалось, было немного – всё-таки не каждый смог дождаться концерта в полвторого ночи. Кстати, после первой композиции людей стало ещё меньше. К этим ренегатам присоединился и я, решив променять замшелый культ на объятья мягкой постели.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ (31.05.09)
Третий день был практически полностью отдан свежему воздуху и «электромясу для ног» на площадке Parkbühne. Но перед этим я успел посетить «Языческую деревню» (Heidnisches Dorf). В эту «деревню» приходят все, кто тоскует по временам давно ушедшим, когда чума косила всех без разбора, а похотливые служители церкви сжигали на кострах отказавших им красоток, выдавая их за ведьм. К счастью (или к сожалению?), «средние века» на современный лад гораздо более либеральны и стерильны - ни тебе костров, ни тебе прокаженных. Максимум, что можно увидеть, так это народ во вполне аутентичных нарядах, да музыкантов, играющих на всяческих дуделках-сопелках. Кроме того, можно до отвала набить желудок «средневековой» едой и, главное, закупиться отличным самодельным вином! Что я, собственно, и делал, гуляя, между делом, вдоль торговых рядов со всяческими безделушками...
Когда я появился на Parkbühne, уже отыграли Nurzery Rhymes и на сцену вышли шведы Container 90 – яркие представители стиля GBM (Gopnik Body Music), или попросту Old school EBM :) Как и подобает олдскульщикам, на сцене всё было аскетично – коробка синтезатора и два персонажа, причем основной заводила, Рон (Ron2-D2), щеголял голым торсом, красными подтяжками и модной кепкой. Ребята начали с места в карьер заводной песенкой про слэм. Человек десять рьяных поклонников поняли намек и устроили толкучку у сцены. Дружный «слэм» продолжился и под следующую песню с говорящим названием EBM Radio. В общем, было весело и позитивно, так что ноги сами пускались в пляс под эти незатейливые ритмы. Третья песня развеселила меня окончательно. Она называлась Strength (Through EBM), и перед её началом второй участник группы показал всем, что такое сила от EBM, отжавшись пару раз прямо на сцене.
Вдоволь размявшись во время этой песни, я решил променять позитивные вибрации «Контейнера» на обед c последующим распитием бутылки деревенского вина на зелёной травке с моими московскими знакомыми.
На площадку мы вернулись как раз к выступлению американских фьючерпопперов State Of The Union из Лос-Анджелеса. Все участники группы оказались как на подбор черноволосыми латиноамериканцами, что не удивительно, ведь более 70% населения Лос-Анжелеса ими и являются. О музыке говорить смысла нет – достаточно стандартный futurepop, но не без хороших мелодий. Правда, был завал с вокалом, который было практически не слышно. Помимо своих прямых обязанностей, вокалист периодически проводил пиар-акции, кидая зрителям диски группы. Барабанщик тоже не поскупился и в середине выступления зашвырнул в толпу один комплект палочек.
За SOTU на сцене появился Painbastard из Лейпцига. Главный бастард Алекс (Alex P) оказался огромным детиной, явно не меньше центнера весом. Во время исполнения своих даркэлектро опусов он грозно топотал по сцене и что-то сурово хрипел в микрофон. Однако между песнями, общаясь со зрителями, он преображался во вполне милого человека. В целом, это выступление мне ничем особенным, кроме развесёлых плясок, не запомнилось. Зато оно наверняка запомнилось поклонникам, которые поймали халявные футболки с логотипом Painbastard, щедро разбрасываемые Алексом под конец выступления.
Отыграв свой сет, Painbastard уступили сцену ещё одним представителям звездно-полосатого континента – Aesthetic Perfection. Именно они интересовали меня больше всего. Вернее он, потому что, по сути, это one-man проект, где всем заправляет лысый персонаж в больших солнцезащитных очках а-ля Кобра по имени Даниэль Грейвс (Daniel Graves). На концерте ему помогал сессионный музыкант, который терзал синтезаторы, а Даниэль в это время самоотверженно «отжигал» на сцене. Особенно запомнился его постоянный backward jumping (спиной вперёд) из одного конца сцены в другой :) Основной упор был сделан на песни с последнего альбома, хотя паре композиций с дебютника удалось-таки проскользнуть в сетлист. Народ одобрительно встречал каждую новую песню и добросовестно отплясывал под заводные электроритмы. Не устоял перед этими ритмами и ваш покорный слуга, особенно во время исполнения хита Living A Wasted Life.
После Aesthetic Perfection должны были выступать Icon Of Coil (в этом году Энди работал просто как стахановец, отыграв на фестивале в рамках трёх своих проектов Combichrist, Scandy и, собственно, Icon Of Coil, плюс ещё он отдиджеил в один из вечеров), но как раз на них выпадало выступление Antimatter, которое я не мог пропустить.
Antimatter выступали в здании местного театра (Schauspielhaus) и поэтому порядки там оказались театральные. Например, когда я туда подъехал, то оказалось, что концерт Brillig ещё не закончился, и поэтому двери в зал были закрыты. Чтобы в него попасть пришлось обратиться к помощи специально обученного человека с ключом. Зрителей в зале оказалось немного, и я без проблем занял шикарное мягкое кресло во втором ряду. Австралийцы выступали с полностью акустической программой, и как-то не особо меня впечатлили.
После того, как закрылся занавес, в зал вошли те самые специально обученные люди, которые попросили всех покинуть помещение. Это был единственный неприятный момент, потому что пришлось около двадцати минут простоять в душном узком коридоре. Но всё раздражение улетучилось, когда всех запустили обратно и начался концерт.
Antimatter вышли на сцену, можно сказать, в классическом составе: Мик (Mick Moss) и Дункан (Duncan Patterson), плюс ещё девушка, которая играла на синтезаторе и подпевала. Забавно, что Дункан вышел не с гитарой, а мандолиной, которая весь концерт придавала знакомым песням новое интересное звучание. В общем, как для большого поклонника группы, такой расклад был для меня просто идеальным.
Идеальным оказалось и место проведения концерта – театральная обстановка и полутьма как нельзя лучше подходили к исполняемой музыке, придавая выступлению легкую камерность. Не мог не радовать и список песен, сыгранных в этот вечер. Помимо собственных композиций практически с каждого альбома, было сыграно несколько «каверов» (в частности, Eleanor Rigby, Mr. White и что-то ещё). Не забыли и про альбом нового проекта Дункана Ion – с него была исполнена песня Beyond The Morning. Ну и, конечно, не обошлось без наследия Anathema – Destiny (в связке с Going Nowhere), Empty и Lost Control, которая, собственно, и стала заключительной песней. После неё музыканты встали и ушли за кулисы, а занавес медленно закрылся. Зрители устроили бурные овации, многие даже встали со своих мест, но выхода на «бис», к сожалению, не последовало.
Посмотрев на часы, я понял, что смысла ехать на запланированный ранее Melotron нет – концерт начался добрых полчаса назад. Поэтому вконец усталые ноги сами потянули меня в сторону дома (благо живу я в пяти минутах от Театра), чтобы поскорей принять вертикальное положение.
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ (01.06.09)
Четвёртый день фестиваля представлял для меня наименьший интерес – ни фолк в Агре, ни электро в Кольраби, ни дарк эмбиент в Фолькспаласте меня особо не интересовали. Единственное, что привлекало в этот день из всех представленных групп были итальянцы Ianva и шведы Alice In Videoland. Но они проходили практически в одно и тоже время, и поэтому пришлось снова мучиться с выбором. В конце концов, выбор пал на итальянцев, которые должны были выступить в Театре. Так как их выступление начиналось только около семи часов вечера, то было решено съездить в Kohlrabizirkus, где выступали различные EBM/dark electro/industrial коллективы.
По приезду, я сразу попал на выступление немцев Combat Сompany, исполняющих что-то вроде EBM с harsh вокалом. Никаких впечатлений они у меня оставили. Разве что периодически появляющаяся скрипачка добавляла им оригинальности, но музыка от этого лучше не становилась.
Вторыми на сцене появились упитанные самцы из FGFC820. «We are from fucking New York city» – такими словами начали они свое выступление. Народу на них заметно прибавилось, кое-кто даже прокричал «ЭФДЖИ-ЭФСИ-ЭЙТ-ТУ-ОУ», чем заслужил одобрение со стороны вокалиста – мрачного амбала, одетого в хаки. Во время песен этот персонаж лениво прохаживался из одного конца сцены в другой, периодически останавливаясь, чтобы размеренно покачать головой, что сразу делало его похожим на собачку с приборной панели провинциальной маршрутки :) Перед последней композицией, он позвал на сцену своих «German brothers» из групп Accessory, Nitzer Ebb и ещё откуда-то, которые бодро отпрыгивали в течение всей песни. После этого выступления я отправился в центр, чтобы потом пойти на концерт итальянцев в Schauspielhaus.
Прогуляв по центру около часа, я, в итоге, прибежал на концерт с опозданием на пять минут. Основной зал уже был закрыт, поэтому меня отправили на второй этаж. К моему удивлению, там практически не оказалось свободных мест. Насколько мне было видно, свободных мест не наблюдалось и внизу. Полный аншлаг! Конечно, часть людей могла просто прийти заранее, чтобы забить место на хэдлайнеров Qntal, но тем не менее. (Забегая вперёд, скажу, что за время концерта очередь у Театра выросла до огромных размеров – метров сто не меньше! Причем в зал могло попасть только процентов десять из всех стоявших.)
Что сказать о самом выступлении Ianva? Только одно слово – великолепно! На сцене стоял маленький оркестр из семи человек, не считая вокалистов. Красивая, богато аранжированная музыка на стыке фолка, мартиала, шансона и кабаре, вызывающая перед глазами образы предвоенной Европы.
Интересно, что вокалисты, Мерси (Mercy) и Стефания (Stefania) ни разу не находились на сцене одновременно, а постоянно менялись друг с другом. Когда на сцене был Мерси, худощавый тип с челкой под Гитлера, то песни приобретали воинственный оттенок. Песни же в исполнении Стефании были пронизаны театральностью и духом кабаре.
Единственное, о чём я пожалел после окончания концерта, так это то, что в Театре не было стойки с дисками (или я просто не заметил), а то бы без раздумий скупил все релизы итальянцев.
После концерта, я скооперировался со знакомыми и мы помчали обратно в Кольраби, чтобы посмотреть на старичков Cat Rapes Dog. Честно говоря, в последний раз я слушал их лет восемь назад, да и то отрывочно, поэтому особо не представлял, чего от них ждать.
Несмотря на то, что мы приехали раньше заявленного в расписании времени, оказалось, что они уже выступают. Шведы выглядели на удивление бодро для группы, ведущей свой отсчет с 1984 года. Особенно, вокалистка Аннели (Annelie Bertilsson) в сексапильной юбочке под школьницу. По музыке это был рок, крепко приправленный всяческой электроникой. Некоторые из песен показались знакомыми даже при моём отрывочном знакомстве с их творческим наследием.
Затем шведов на сцене сменила немецкая dark electro формация Agonoize. Вокалиста вывели на сцену в чёрном мешке. Когда мешок сняли, то на мир взглянуло озлобленное существо в наморднике из стальной проволоки. Под монотонный аккомпанемент своих соратников, существо начало выплёвывать сгустки своей ненависти в микрофон, медленно передвигаясь по сцене и вставая в картинные позы. Во время второй песни, в руках у вокалиста оказался нож, которым он начал яростно терзать себе запястье. Результат не заставил себя ждать – из запястья хлынула мощная струя … воды! Оказалось, к руке была прикреплена резиновая трубка, которая шла вниз по ноге и дальше на бэкстейдж, откуда и шёл напор. Вокалист явно руководствовался детской присказкой «Иван Купала – обливай, кого попало!», потому что залил водой не только первые ряды преданных поклонников, но и зацепил журналистскую братию в фотояме. После таких фокусов, я поспешил ретироваться из зоны риска (кто его знает, что ещё там было заготовлено:)) и направился к выходу, где стал ждать знакомых, чтобы поехать в Агру. А в это время в зал заходило всё больше и больше народу, что в принципе неудивительно, ведь после Agonoize должны были выступать KMFDM.
Так как я не любитель Саши Конечко и Ко, выбор последнего фестивального концерта пал на фолк-рокеров Letzte Instanz, выступающих в Агре. Хотя, признаюсь, что после смены вокалиста в 2004 году, я потерял к ним интерес, но из двух зол, как говорится, выбирают меньшее. Правда, теперь я не уверен, было ли это меньшим злом, потому что концерт мне лично ни капли не понравился. Во-первых, песни с последних альбомов, на мой взгляд, представляют собой совершенно стандартный Mittelalter-Rock, коего в Германии просто завались. Во-вторых, у нового фронтмена группы на лицо полное отсутствие сценической харизмы, да и вокал никакой – банальное «менестрельское» нытье. Ей-богу, я лучше в очередной раз посмотрю ДВД с отличным концертом 2004 года, чем потрачу время на группу в её нынешнем виде. Единственное, что порадовало, так это старые участники группы: виолончелист Бенни (Benni Cellini), скрипач Муттис (M. Stolz) и гитарист/вокалист Холли (Holly D.). Именно они тянули всё выступление на себе, попросту уделывая своего фронтмена по уровню сценического перформанса.
Но это всё мое ИМХО, которое явно не совпадало с мнением большинства собравшихся в этот вечер в зале. Хотя народа, как мне сказали, было меньше, чем на тех же VNV Nation, которые выступали двумя днями ранее. Да и фолк-хэдлайнеры прошлых лет как Tanzwut, Subway To Sally и Corvus Corax, собирали, на мой взгляд, больше зрителей.
В общем, я смог выдержать только семь песен и, не видя смысла больше оставаться в Агре, поехал в сторону дома. До дома я, конечно, дошел не сразу, а задержался, чтобы улучшить себе настроение в клубе под название Villa, где гремела одна из прощальных фестивальных вечеринок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вот так и прошли четыре чёрных дня календаря. Конечно, помимо собственно концертов, фестиваль предоставляет огромное количество и других мероприятий, где можно с интересом провести время (викторианский пикник, фетиш-пати, и т.д.). Просто, как я уже говорил, каждый делает свой выбор. В любом случае, тому, кто окажется на этом «празднике жизни» впервые, гарантируется масса восторженных впечатлений, хотя бы уже от одного вида трамвая, единственными пассажирами которого являются люди в чёрном (правда, если и в пятый раз вас будет одолевать такой же щенячий восторг, то есть повод обратиться к доктору :)) Так что, господа готеки, трясите родителей, работайте сверхурочно, в общем, делайте всё возможное, чтобы уже в 2010 году оказаться среди своих «чёрных» собратьев на трамвае №11, который доставит вас в настоящий готический рай!
Комментарии10