Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
0
10
10
Рустам
На uCrazy 17 лет 1 месяц
Интересное

Хомус


Варган (от лат. "organum", греч. "organon" - музыкальный инструмент) распространен по всему миру, имеет множество модификаций и больше сорока различных названий.

Наиболее употребимые названия варгана:

комуз (на Алтае),
хомус (в Якутии),
дрымба (на Украине, в Беларуси),
кубыз (в Башкирии),
зубанка (в России),
шон-кобыз (в Казахстане),
темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза). *



Хомус

вьетнамский дан мой




В Америке варган называют "еврейская лира" - Jew's harp (Jew harp, Jew's harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира.




якутский хомус


Gewgaw в Британии,
Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии,
Mukkuri или Koukin в Японии,
Kumbing или kubing на Филиппинах,
Scacciapensieri в Италии,
Munnharpa или Munnharpe в Норвегии,
Guimbarde во Франции,
Genggong в Бали,
Dan Moi во Вьетнаме,
Kou Xiang в Китае.




европейский варган


До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, Монголии и островах Океании.












Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.








Основные части хомуса.
1. Кольцо корпуса (тиэрбэс)
2. Корпус (сынгаах)
3. Внешние щёчки корпуса (тас нэдэс)
4. Внутренние щёчки корпуса (ис иэдэс)
5. Язычок (тыл)
6. Колено язычка (хохуора)
7. Кончик язычка (чыычаах)



Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынгаахтар) имеют четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щёчками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закруглённый кончик (чыычаах).


Хомус издаёт звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки изливаются в самых причудливо-неожиданных звуках, импровизируя ими хомусист тут же создает музыку-поэму, передавая через него своё эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.





киргизский варган



Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.






В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура. Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была сделана первая губная гармоника. В ее основе стоял ряд маленьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян. После распространения этих инструментов, варган в странах Европы окончательно забывают







Техника игры на хомусе

Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук.






Способы фиксирования хомуса
При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щёчки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Пока это не удаётся, можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

Извлечение звука

Хомус звучит за счёт колебания язычка, поэтому на всём протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались. А чтобы язычок колебался, надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлиннится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

Чтобы усилить звук, необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

Приемы ударов по язычку

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при зтом не двигается и опущен вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

Если два этих приёма применять вперемешку, то получится переменный удар. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.

Другим видом является такой удар, когда кисть руки не движется, а удары производятся сбоку разными пальцами. Такой удар называется боковым или пальцевым.

При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.

Удары краем ладони, пальцами вертикально удерживаемой кистью смотрятся красиво, говорят о высокой технике хомусиста. Когда хомусист чередует основной удар с последним и двигает руками словно танцор, это еще и помогает раскрытию содержания произведения.








Способы дыхания
Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.
Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание, можно менять и силу, и время звучания.

При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы.
Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевлённый твоим дыханием, хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоёт, словно жаворонок весенним утром.

Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов дыхания исполнитель на хомусе.

При дыхании носом во время игры открывается носовая полость, и звук хомуса становится носовым.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

Движение губ
Если по время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит, трудно использовать его при игре. И поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания, можко извлекать самые разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы, в сочетании с вдыханием воздуха можно получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.

Изменение звука
Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становится настоящей музыкой.

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту-импровизатору необходимо заранее знать, какой звук извлечёт хомус в следующий момент игры, т.е. довести до автоматизма технику изменения звука.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «о», при этом язык уходит назад, и ротовая полость максимально расширяется.

Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объёме.

Так, с помощью языка, можно менять высоту основного тона хомуса, т.к. при этом меняется лишь объём ротовой полости, являющейся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные звуки.




все теги
Комментарии37
  1. QBk
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Когда у нас в классе 4-5 были уроки музыки, одноклассница-якутянка играла нам на хомусе. Вполне приятно слушать. Да и повышать свой культурный, так сказать, уровень. Это хорошо, что даже сейчас некоторые родители прививают своим чадам с детства обычаи и традиции (культуру другим словом) своего коренного народа. Нельзя забывать, кем мы были и чем дорожили, что любили и уважали.
  2. Just_Stacy
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    попробовать хотелось... cool
  3. Patrick
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    QBk,
    я так только в сочинениях пишу ;))))
    а у меня есть варган, на алтае 1 к стоит, вато)
  4. Pip_boy
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    ща... ...заварганю rap dance
  5. slava2008
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    А у меня дома есть комуз классический. На Алтае покупал yes. Вот только интересно, есть ли на него какие нибуть мелодии? Или тупо импровизация?
  6. Nicolass
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    странные штуки, даже немогу представить как на этом играется, но все равно интересно thumbup
  7. Dmitri11
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    biggrin Хе, на гитаре я играю, теперь будем хомус осваивать
  8. бэби
    На uCrazy 17 лет 18 дней
    это такие сексуальные игрушки да? biggrin
  9. Пчела-киллер
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    ага беби, особенно на первой)))))
  10. Гёрл
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    беби,
    мне тоже так показалось haha
  11. бэби
    На uCrazy 17 лет 18 дней
    Рустам,
    ну знаешь когда троим одно и тоже кажется значит так и есть biggrin
  12. MyDecember
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    интересно когда нибудь мб на монтировке играть будут...
    а так прикольно!:)
  13. comino
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    я пробовала на нём играть))у меня даж был.
    но потом потеряла, когда в поход на Алтае ходила((
  14. Dmitri11
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    мм, а где его взять то можно?

    Цитата: беби
    это такие сексуальные игрушки да?

    lol
    В секшопе видели? smile
  15. AJIeKcaHgP
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    Классная вещица....Играл губками на ней....класс!!! whistle
  16. Patrick
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    алтай бл*ть родина варгана!)))
  17. Hurley
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Оттуда и "Сварганить"))
    Рустам,
    К Шаманам Алтайским запишись, мб научат)
  18. Hurley
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Рустам,
    Не, у меня горло порвется))
  19. бэби
    На uCrazy 17 лет 18 дней
    Цитата: Dmitri11
    мм, а где его взять то можно?

    Цитата: беби
    это такие сексуальные игрушки да?

    В секшопе видели?

    Рустама попраси, изготовит lol
  20. Hurley
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Рустам,
    Ага, Уделаю соседовский Раммштайн, который он по утрам гоняет))
  21. бэби
    На uCrazy 17 лет 18 дней
    Цитата: Рустам
    беби а тебе изготовить? из латекса... будешь его подносить к пухлым розовым губкам и: "брынь...брынннь"
    Гыгыгы


    а это больно? hmm
  22. vahbz
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Вообщето КККККомус, запомните Комус!
  23. Lady_moon
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Хорошо бы, ещё звуковой файл прилагался... уж больно послушать хочется! yes
  24. Sister03
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Это какой-то мужикальный инструмент? Оччень интересно! А как он звучит?
  25. baron2k
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    ммм
    у меня такая есть
    играю отменно! могу каму на свадьбе сыграть!)
  26. Rose_of_Darkness
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    интересно)вот бы еще услышать как это звучит...
  27. [CSKAFans]ry6ka_6o6
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Да да есть у меня, такая вещь! thumbup
  28. KirillST
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    Имеется в хозяйстве алтайский smile
    И, кстати, господа-самоучки wink Диск с инструкцией по игре, правда руки так и не дошли, но это уже совсем другая история... smile
  29. Rose_of_Darkness
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Цитата: Рустам
    Альбина пренепременно услышишь)

    покажешь?))
  30. Rose_of_Darkness
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Рустам,
    буду ждать))
  31. Raz
    На uCrazy 18 лет 24 дня
    Цитата: Рустам
    а если еще и горловое пение освоить - всё! пипец соседям!

    Цитата: Рустам
    заряд бодрости даёт - кофе отдыхает - на весь день... правда, домашние вешаются)))

    Рустам, А как ты сам чтоли научился? Забавная штука, но я даже представить себе не могу технику исполнения =))
    А вообще хотел бы освоить smile
  32. wacya
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    дааа...помню на хомусе играл когда маленький был.главное язык об язычок не прищемить.кстати респект автору нечасто родную речь читаешь))

    ps играется так... приоткрываешь рот и прижимаешь впритык к зубам, верхнюю часть хомуса к верхнему ряду ну и по аналогии нижний.другой рукой щипаешь за кончик.и двигаешь губами.звук примерно такой - БИУ!!! ноооо... этими движениями губ можно сыграть мелодию.есть разные техники игры на хомусе.можно бить по язычку наоборот т.е. от лица. тогда звук похож на нечто напоминающее барабан(но опять же фигурируют губы) легче всего сымитировать цокот копыт лошадей.виртуозы творят ацццкие вещи с хомусом.кто не понял я с якутии))
  33. Raz
    На uCrazy 18 лет 24 дня
    ДАЕШЬ САМОУЧИТЕЛЬ ПО ГОРЛОВОМУ ПЕНИЮ!!!! smile
  34. leha1984
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    )))Кому така хреновенка музыкальная нужна-пишите))) Их есть у меня! [email protected] )))
  35. aoida
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    хаааа, у моего друга есть такая фиговина))
  36. shloc
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    у меня есть такая штука, племянница классно на ней играет))
    Хороший пост. Молодец!
  37. Никуля
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    А у меня есть такой))) Я когда на Алтае была, приобрела...

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}