Кинологический центр ФСБ: школа охотников за головами.
Кинологический центр (КЦ) Пограничной службы ФСБ — место по-своемууникальное.
Здесь дрессируют собак по «специальностям», которые по отдельности встречаются и в армии, и в полиции, но вместе — только у пограничников.
Для пограничных застав здесь готовят розыскных собак. Эти животные предназначены для поиска и задержания нарушителей государственной границы, поэтому пограничные кинологи воспитывают в них качества не только искусного охотника, но и смелого бойца.
Для пограничных пунктов пропуска готовят животных по другим направлениям дрессировки. Это специальные поисковые собаки, натренированные искать наркотики, взрывчатку, оружие и боеприпасы в транспорте и багаже людей, пересекающих границу нашей страны. Также для нужд пограничной службы дрессируют караульных собак. При всем развитии технических средств охраны и сигнализации сегодня нет ни одного устройства, которое гарантированно обнаружило бы злоумышленника на дальних подступах к охраняемому объекту. Единственное направление, по которому пограничники сегодня собак не готовят, — это ездовое. Как пояснили специалисты Центра, в них нет необходимости — пограничники в приполярных районах ездят на снегоходах.
Вяземские «европейцы»
Основную массу пограничных собак составляют овчарки.
С советских времен и по сей день кинологические подразделения погранслужбы используют немецкихи восточно-европейских овчарок. Особенности породы позволяют одинаково эффективно применять их как для розыскной службы, так и для поиска наркотиков и взрывчатки.
Пограничники работают и с другими служебными породами: последние пять лет кинологи готовят для розыскной службы бельгийских овчарок малинуа. По результатам научно-практических исследований, проведенных в Центре, эти собаки были признаны годными для розыскной работы. Среди преимуществ этой породы — «взрывной» бросок, высокая скорость и крепкая хватка. По поводу последнего специалисты КЦ описали интересный случай. Не так давно на одном из рубежей нашей страны пограничный наряд обнаружил нарушителя государственной границы. На требование остановиться злоумышленник не среагировал и обратился в бегство. Для его задержания пограничники применили служебную собаку, которая догнала и вцепилась в нарушителя. Однако последний был одет в теплую плотную куртку, к тому же проявил феноменальные способности к бегу, и цепкий малинуа так и «уехал» на загривке нарушителя на сопредельную территорию, куда наши пограничники заходить не вправе. Через несколько часов пограничный пес вернулся к своим. Судьба нарушителя осталась неизвестной.
А вот другая разновидность бельгийских овчарок — грюнендаль — испытаний не выдержала. По словам вяземских кинологов, эти овчарки слишком неустойчивы к стрессам. Взрыв, выстрел или резкое движение фигуранта могут выбить собаку из колеи.
Так, на практических занятиях грюнендали, выпущенные на задержание «вооруженного нарушителя», пугались его выстрелов, разворачивались и убегали.
В свое время кинологи пробовали дрессировать для розыскной службы волкособов (гибрид волка и немецкой овчарки). По сравнению с собаками эти животные более выносливые, у них лучше развито чутье, они физически крепче. При росте с кавказскую овчарку волкособ сильнее ее.
Однако волчьи гены привнесли и свои недостатки — гибриды оказались либо трусливыми, либо агрессивными. И все проявляли склонность к побегу.
Сейчас в питомнике КЦ числится только один «свидетель» того эксперимента — пожилой волкособ Ирвин.
Детский сад
Как и в кинологическом центре министерства обороны России, в Вязьме есть свой племенной питомник, в котором разводят собак для нужд пограничников. Однако в отличие от военного, где с собаками работают солдаты-срочники, в питомнике КЦ за щенками ухаживают военнослужащие контрактной службы, причем большинство из них — женщины. Они нянчат и воспитывают щенков с рождения и до восьмимесячного возраста, когда тех передают для специальной дрессировки прибывшим в кинологический центр курсантам.
Воспитание начинается в возрасте двух месяцев. Щенков приучают к внешним раздражителям на улице — машинам, людям. Они привыкают к поводку и ошейнику, «воспитательницы» занимаются с ними на специальной маленькой полосе препятствий.
Когда щенки подрастут, с ними начинают работать в полях: собаки вместе с вожатыми совершают марши по 10–15 километров, подростков учат не бояться выстрелов и вспышек.
В возрасте от четырех до восьми месяцев с ними проводится общий курс дрессировки, молодая собака приучается к командам «Рядом», «Сидеть», «Лежать» и прочим.
Такой подход значительно сокращает время на подготовку пограничного кинолога. В том же 470-м центре служебного собаководства Минобороны срочник занимается с собакой сначала курсом общей дрессировки, а потом — специальной (минно-розыскной или караульной). Такой солдат потом прослужит в войсках от силы полгода, после чего животное перейдет к другому вожатому. У пограничников же (напомним, в погранвойсках служат только офицеры и контрактники) будущий кинолог получает на руки подготовленного пса, приученного работать с человеком.
Курс специальной дрессировки пограничных собак вкупе с теоретической подготовкой кинологов в вяземском центре занимает не больше четырех месяцев. Этого времени хватает, чтобы выдрессировать молодую собаку для розыска нарушителей границы по следам, поиска оружия и наркотиков. А пограничник в течение этого периода постигает теоретические основы и практику дрессировки, а также изучает краткий курс ветеринарии.
Быть вожатым
Есть старая армейская поговорка: «Командир должен быть умнее и физически крепче». Эти же требования вполне применимы к пограничнику-кинологу.
Вожатый пограничной собаки должен знать основы физиологии животного, уметь распознать заболевание своего питомца. Если у собаки что-то болит, она об этом не скажет, просто будет хуже работать, вплоть до полного отказа. И пограничнику необходимо это отчетливо понимать. Наконец, он должен просто любить собак.
Что касается физической подготовки пограничника, который будет служить с собакой на заставе, то к ней предъявляются два требования — сила и выносливость. Например, вес взрослой немецкой овчарки достигает 50 килограммов, а восточно-европейской — 60-ти. Чтобы удержать такого зверя на поводке, а не болтаться за ним на буксире, нужно быть достаточно крепким человеком.
Выносливость необходима в случае преследования нарушителя. Как правило, если злоумышленник сразу не натыкается на пограничный наряд, то успевает пройти несколько километров, прежде чем на месте прорыва границы окажутся пограничники.
И, как показывает практика, первыми, кто задерживает нарушителя, оказываются собака и ее вожатый — остальные подтягиваются позже. Среди пограничников, награжденных за задержание нарушителей госграницы, больше кинологов, чем стрелков.
Комментарии2