Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
1
aptoc
На uCrazy 9 лет 6 месяцев
Животные

Цены за спасение: Загадочные механизмы зоозащиты и дилеммы между тиграми и птичками

В последние столетия животные вымирают в ненормальных количествах. Видовое разнообразие сокращается настолько быстро и сильно, что некоторые учёные поговаривают о начале шестого массового вымирания. И всё по вине человека! Но люди стараются исправить свои ошибки: мы создаём заповедники, парки и программы для защиты вымирающих видов животных. Белые медведи, амурские тигры, дальневосточные леопарды — вы наверняка слышали, что эти виды очень уязвимы. Но слышали ли вы когда-нибудь о дзерене? О многобугорчатом толстуне? Или степной пигалице? Держу пари, что нет. На каждый вид, который мы оберегаем, приходится пара десятков животных, вымирание которых никто не заметит. Почему так происходит?

Цены за спасение: Загадочные механизмы зоозащиты и дилеммы между тиграми и птичками
Более 25% видов амфибий на планете находятся под угрозой вымирания. А сколько из них знаете вы?

Причин тому несколько, но главная банальна до горечи. Чем животное более заметно, тем у него больше шансов на спасение. Возьмём, например, амурского тигра. Это огромный, грациозный и опасный зверь, который пугает людей с момента первой встречи в седой древности. Им нельзя не восхищаться, на него обращаешь внимание, даже если большой кот на секунду мелькает в телепередаче. Вот и внимания у зоозащитников тигр получает немерено.

Цены за спасение: Загадочные механизмы зоозащиты и дилеммы между тиграми и птичками
Мы всей редакцией Книги животных рады, что сейчас амурские тигры чувствуют себя неплохо. Но всё же это радость, смешанная с грустью – сколько других видов животных не получат своевременной помощи?

А вот какой-нибудь краснокнижный кузнечик просто шуршит по своим делам в траве. Он никогда не мешал и не помогал людям, даже под ногами не путался. Большинство людей при виде его испытают, в лучшем случае, лёгкое любопытство. Вот поэтому никто и не вспомнит о нём, когда насекомыш окончательно исчезнет.

Приведённая выше история про кузнечика – это история о многобугорчатом толстуне. Данный вид очень больших кузнечиков пропал с радаров в 1959 году и считался вымершим до 2008. В это время животное не находили по одной простой причине: его и не искали.

С несколько меньшей вероятностью существо может вытянуть счастливый билет, если оно уникально. Например, русская выхухоль — единственный российский представитель и без того куцой группы очень нетипичных и забавных организмов. Конечно, их постараются спасти.

Когда с другом вытянули счастливый билет.



Впрочем, иногда везёт и насекомым. Для разведения реликтового дровосека построили специальную лабораторию. Но посмотрите на его габариты, и вы поймёте, что он просто привлёк много внимания.

Последняя в списке (но не по значению) причина — спасать животных безумно долго и дорого. Сначала нужно собрать команду специалистов, снарядить их и отправить выяснять размеры ареала животин. Затем учёным нужно определить лимитирующие факторы вида. Так называются особенности экологии, которые оказывают наиболее сильное негативное влияние на популяцию. Они могут быть самыми разными: от обилия хищников и распашки земель, до избытка металла в скорлупе яиц или занесённых извне паразитов. На выяснение истинных проблем могут уйти годы.

Очень часто исследование ареала животных выглядит следующим образом: установил фотоловушку, заснял, перенёс фотоловушку. И так месяцами напролёт.

На основе этих данных, людям нужно составить план по спасению, нанять персонал и закупить необходимое оборудование. На эту работу уходят такие суммы, что ни государства, ни уж тем более отдельные фонды просто не в состоянии спасти всех. Им приходится фокусироваться на отдельных видах. Вот и выбирают тех животных, которых спасти дешевле, а рассказать о них — легче.

Это соколиный центр на Камчатке. Одна из его задач – воспроизводство соколиного поголовья здесь и в близлежащих регионах. Только представьте, сколько стоит такой сложный комплекс. А ведь его предельная производительность – 400 птиц в год, часть из которых пойдёт в частные коллекции.

И всё же находятся люди, готовые заниматься долгой и сложной работой фактически без финансирования. Одна из таких групп авантюристов создала проект «Степная пигалица — последний шанс».

Самец и самка идут спасать демографическую ситуацию своего вида.

Его задача — спасение кулика-кречётки, маленькой птички, играющей большую роль в жизни российских степей. Эти пигалицы питаются насекомыми, поэтому одним своим существованием они защищают степи от вспышек насекомых-вредителей, вроде саранчи или степных сверчков. Да, они не так великолепны, как тигры, и не так милы, как панды. Но от этого их роль в природе не становится менее значимой!

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}