Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
40
14
14
xxxANGELxxx
На uCrazy 17 лет 9 месяцев
Авто / Мото

Автомобильные аудиосистемы: начнем с главного


С прослушиванием музыки в автомобиле, казалось бы, все проще простого и яснее ясного. Если аудиосистема штатная, то выбираем лучшую из предложенных автопроизводителем аудиокомплектаций, чего тут думать? А если штатной "музыки" нет, или в доставшейся со вторых рук машине стоит откровенная рухлядь, то покупаем современную магнитолу поприличней, а при необходимости – и динамики по тому же принципу. Ну а уж если хочется чего-то особенного, то смотрим на породистые крупногабаритные аудиокомпоненты в салоне по продаже домашней техники high end, отмечаем специальную конфигурацию и обработку поверхностей тамошней комнаты прослушивания – и приходим к неутешительному выводу, что все это великолепие ну никак не применимо к автомобилю…

В том, что непогрешимая логика привела нас в тупик, нет ничего удивительного – именно так всегда и происходит, когда рассуждения заключены в рамках ограниченного кругозора. Расширить его поможет первая же хорошо звучащая аудиосистема, обнаруженная в машине приятеля или встреченная на автомобильной выставке, фестивале, автозвуковых или тюнинговых соревнованиях и всякого рода "автотусовках", которых в столице и регионах, к счастью, проводится сейчас достаточно много в теплый сезон. Выглядеть автомобильные аудиосистемы могут совершенно по-разному: от ничем не выдающих своего присутствия компонентов – это инсталляции в стиле "stoсk", т.е. неотличимые внешне от предложенных автопроизводителем, до фееричных демокаров с немыслимым числом выставленных напоказ сабвуферов, усилителей и мониторов – это пример инсталляции в стиле "custom". Общее у этих разномастных систем одно: все они радуют своих владельцев, ежедневно доставляя им удовольствие. И при этом они совсем непохожи на домашние системы.



Если инсталляции в стиле "stock" практически не отличаются от серийных, то инсталляции в стиле "custom" подразумевают существенные изменения интерьера. На снимках: Ford Focus II

Автомобиль – действительно чрезвычайно неблагоприятная среда для работы аудиокомпонентов, даже если это наикофортабельнейший лимузин. Ничтожно малый по акустическим меркам объем "помещения для прослушивания", шум от дороги и двигателя, обилие отражающих звук и поглощающих его поверхностей, отсутствие возможности оптимального размещения динамиков по отношению к слушателю и друг к другу – вот лишь малый перечень того, что мешает хорошему звучанию и над чем насмехаются адепты домашних аудиосистем. К тому же автомобильным аудиокомпонентам приходится работать в поистине жутких условиях: тряска, пыль, влажность, ультрафиолетовое излучение, электромагнитное излучение от бортовой электроники, огромные перепады температур, включая глубокое промерзание. Дополнительно осложняет ситуацию низкое напряжение бортовой сети - 12 вольт. Общеизвестно, что для высококачественного звучания требуется определенный запас по мощности, а это означает, что при прочих равных условиях автомобильной технике по сравнению с домашней придется оперировать в десятки раз большими величинами тока – в некоторых отнюдь не экстремальных инсталляциях счет идет на несколько сотен ампер.

И все-таки, автомобильная техника способна отлично выполнять свою работу. Секрет лежит в специализации – в конструкции такой техники уже учтены негативные факторы и используются весьма эффективные средства, снижающие их влияние. И хотя лучшим реально существующим автомобильным аудиосистемам никогда не дотянуться до лучших домашних, они все равно достаточно хороши, чтобы дарить восторг даже избалованному придирчивому слушателю. А если мы посмотрим на аудиотехнику малого и среднего классов, то с большим удивлением обнаружим, что автомобильный вариант вполне сопоставим по качеству с домашним, и более того, по многим практическим вопросам автомобильная техника легко кладет домашнюю на лопатки.



Сабвуферов не обязательно должно быть так много, но совсем без них в серьезной аудиосистеме не обойтись. На снимке: Fiat 500 New

Главное преимущество car audio лежит вне технической сферы: автомобильная техника несравненно более доступна с точки зрения времени, отпущенного современному человеку на свои увлечения. Меньше работать и больше зарабатывать, иметь массу возможностей украсить свой досуг – наверно, где-то и с кем-то так действительно бывает, но много ли примеров найдется среди ближайших знакомых? А в машине мы так или иначе проводим часы день за днем, по крайней мере жители мегаполисов давно с этим смирились. Довольно странно будет не использовать возможность замечательно улучшить проведение этого времени за счет хорошо звучащей любимой музыки, тем более, что средство для этого рядом и доступно всем.

Следующее преимущество также лежит не столько в технической, сколько в маркетинговой сфере и отражает особенности ассортимента продукции на современном потребительском рынке. В силу разных причин домашняя аудиотехника уже довольно долгое время испытывает сильный "разлет" по двум рыночным полюсам: либо это максимально доступные по цене и совершенно неинтересные, а подчас и откровенно ужасные по звучанию комплекты аппаратуры, либо весьма дорогостоящие – настолько, чтобы быть недоступными увлеченной аудитории со средними доходами, - компоненты элитного уровня. Причем прямой связи между ценой и качеством звучания тут нет и часто домашние комплекты скорее можно отнести к дизайнерским изыскам и предметам роскоши, вместо их прямого назначения. Средний класс домашней аудиотехники стремительно вымывается, и у этого правила есть лишь единичные счастливые исключения. Напротив, этой беды, заставляющей сегодня адептов домашней техники стенать и горестно вздыхать о "добрых старых временах" как в разговорах с друзьями, так и на страницах практически всей мировой аудиопрессы, в автомобильной среде нет вовсе! Так уж получилось, к счастью автолюбителей, что в рамках любого бюджета среди автомобильной аудиотехники всегда можно найти весьма приличные компоненты, и это будет не исключением, а правилом. Разумеется, и в car audio есть немало откровенного хлама в разных классах, но есть и целая плеяда крепко чувствующих себя на рынке достойных компаний-производителей, продукция которых при достаточно широком охвате ценовых уровней неизменно радует отличным качеством, совершенствуясь с каждым обновлением линейки. Конечно, автомобильные динамики за $50 и за $5000 – это в любом случае "две большие разницы", но если они сделаны компанией с заслуженной репутацией, то независимо от цены мы непременно обнаружим, что это продукт технически совершенный и любовно сделанный увлеченными музыкой создателями. Меняются материалы и технологии, меняется степень щедрости раскрываемых музыкальных красот, но остается неизменной идея – продукт должен радовать слушателя, таково его главное назначение. По крайней мере, так продолжается до сей поры и будет продолжаться в ближайшем будущем, а что принесет будущее отдаленное – посмотрим.



Великолепное содержимое багажника этого автомобиля в обычном состоянии оказывается скрытым под фальшполом, а салон почти не претерпел изменений. Тем не менее, это пример системы наивысшего класса с отличным звучанием. На снимке: Audi A6 Avant

Ключевое же отличие автомобильных аудиокомпонентов от домашних заключается в процессе инсталляции. После покупки техники в машину рано считать дело сделанным – на этом процесс только начинается. Аудиосистема будет звучать ровно настолько хорошо, насколько хорошо ее установили – эта очевидная истина очевидна настолько, что о ней иногда забывают, а в результате до обидного часто можно встретить инсталляции, в которых отличные, и подчас весьма недешевые, компоненты звучат весьма посредственно. Пожалуй, именно такие случаи и приводят к той обидной фразе, которая подразумевалась в самом начале: "А что вы хотите, это же машина, а не домашняя комната!" А при правильной установке все будет с точностью до наоборот. Типичная история: приезжает впервые в установочную студию хорошо обеспеченный обладатель серьезной домашней аудиосистемы, просит сделать что-нибудь со штатной системой "Чтобы было не так ужасно, слушать невозможно, я все-таки аудиофил", а после того, как работа удалась, понимает, что его домашняя любимица имеет существенные изъяны в звучании и требует основательной переделки. Тем, кто не верит, предлагается пообщаться с лучшими из опытных профессиональных установщиков, в их практике подобных случаев масса.

Необходимость профессионального подхода к инсталляции вызвана тем, что многие приемы car audio специфичны, используются только в этой области, а наличия обычной технической смекалки и "рукастости" тут недостаточно. Дело в том, что "немузыкальность" штатных аудиосистем распространяется не только на штатную магнитолу и динамики, но и на саму конфигурацию системы. К примеру, штатные места под динамики могут быть расположены там, где никакой динамик, даже самый лучший, звучать хорошо не будет. А если с расположением мест повезло, то – и это правило практически не имеет исключений, - всегда потребуются дополнительные меры по их доработке для оптимальной работы динамиков. И это только верхушка айсберга. Даже поднаторевшим в тонкостях домашних инсталляций придется встретиться с массой необычного среди автомобильных приемов. К примеру, в любом грамотно составленном руководстве по размещению домашних АС будет указание: для достижения наилучшего результата попробуйте поэкспериментировать с расстоянием от АС до задней и боковых стен комнаты. Интересно, как этим воспользоваться в автомобиле, где динамики чаще всего установлены заподлицо с монтажной поверхностью, либо лишь чуть выступают наружу, а исполнение во внешних изолированных корпусах встречается чрезвычайно редко?.. И таких нюансов - не счесть. И конечно, помимо итогового качества звучания, есть еще чрезвычайно важные в автомобиле факторы инсталляции: безопасность, эргономичность и согласованность с бортовой электроникой.



При взгляде на консоль Mazda3 только кажется, что с источником сигнала ничего нельзя сделать. За весьма умеренную плату на выходе штатной магнитолы появятся линейные выходы для подключения внешнего усилителя, и звучание радикально преобразится.

В простейшем случае автомобильная система состоит из магнитолы и четырех динамиков. Если они приличного качества и установлены не просто в штатные места, а с соблюдением основных правил, то звучание может быть вполне неплохим – т.е. без утомительных черт в характере и способное подарить комфортное фоновое прослушивание. Но настоящие музыкальные красоты и способность доставить восторг появляются у систем посложнее. Построены они раздельному принципу, т.е. состоят из согласованных между собой источника сигнала (магнитолы), внешнего усилителя мощности, акустических систем и сабвуфера. Это минимальный набор, который можно дополнять как угодно – скажем, внешним процессором, видеотехникой, навигацией и массой других интересных и полезных устройств, но сокращать крайне не рекомендуется. Как видно, раздельный принцип схож с домашними канонами, но уже на этом этапе возникает расхождение в подходах: так, сабвуфер для обычной (не театральной) системы дома не особо-то актуален, а в автомобиле весьма приветствуется. В дальнейшем расхождение будет только усиливаться.

Про каждую из составляющих автомобильной аудиосистемы можно рассказывать долго, но сейчас такой задачи не стоит, нас интересуют только самые общие рецепты достижения удовольствия от прослушивания за рулем. Итак, пойдем по порядку и начнем с источника сигнала, который в широкой публике принято называть магнитолой, а в профессиональной среде – головным устройством. Очевидно, что "голова" должна быть максимально хорошей по качеству: здесь рождается музыка и если в этом будут какие-то изъяны, то они будут присутствовать в итоговом звучании. Проще всего с подбором источника тем, у кого в машине есть штатное гнездо для установки покупной магнитолы традиционного типоразмера DIN или набирающего все большую популярность 2DIN (удвоенной высоты). А если такого гнезда нет и штатное головное устройство нельзя извлечь из торпедо или консоли? Тогда возможна масса других вариантов, специфичных для каждой модели автомобиля. Главное правило звучит так: безвыходных вариантов не бывает, всегда можно что-то придумать! За очень редким исключением, оптимальное решение легко доступно, поскольку относится к разряду типовых для опытных установщиков. Возможно, штатная магнитола только кажется интегрированной в консоль, а на самом деле туда замечательно встает и покупной аппарат через переходную рамку и интерфейсы согласования с бортовой электроникой. Возможно, штатная магнитола допускает легкую модификацию путем оснащения ее линейными выходами для подачи сигнала на внешний усилитель. Возможно, высококачественным источником станет подключенный к штатной системе CD- или DVD-чейнджер, причем управляться он будет как "родной" путем подключения через специальный согласующий интерфейс. Если сигнал линейного уровня никак нельзя получить "малой кровью", то можно подать на усилитель сигнал высокого уровня (т.е. изначально предназначенный не для усилителя, а для динамиков), но для этого усилитель должен быть соответствующим образом оснащен. В самом тяжелом случае, когда полноценного сигнала от штатной системы вообще не наблюдается – так часто бывает у систем со штатным процессором, - ситуацию спасет специальный внешний процессор, восстанавливающий сигнал буквально "по кусочкам". Наиболее сложным и дорогостоящим в осуществлении будет построение полностью отдельной аудиосистемы "параллельно" штатной, либо частично интегрированной с ней, но это уже высший пилотаж, встречаемый только в эксклюзивных инсталляциях топ-класса. Впрочем, практически все заказчики таких инсталляций когда-то начинали с того, что просили "сделать что-то со штатными динамиками, чтобы было не так ужасно"…




Взыскательные владельцы Lexus разных моделей часто недовольны звучанием штатной аудиосистемы Mark Levinson. В данном случае штатный коммандер действительно "лучше не трогать", однако полноценный аудиосигнал линейного уровня все равно можно получить, используя процессор-восстановитель между штатным процессором-усилителем и покупным высококлассным усилителем мощности.

В рассмотренных вариантах реализации источника сигнала в аудиосистеме наименьшим по качеству будет использование штатной магнитолы такой, какая она есть, с подачей сигнала высокого уровня на внешний усилитель, оснащенный высокоуровневыми входами. Но даже в таком случае звучание будет куда лучше изначального. А лучшие из лучших – это лишенные встроенного усилителя флагманские CD-тюнеры. Таких моделей топ-класса всего-то несколько на сегодняшнем рынке, лишь считанное число производителей имеют их в своей программе. Как правило, CD-тюнеры очень скудно оснащены, предлагают минимальные сервисные функции, зато обеспечивают наивысшее качество звучания. Но каково бы ни было головное устройство – определиться с ним для построения системы проще всего. Настоящий полет фантазии и профессиональная смекалка потребуются при выборе и размещении остальных звеньев тракта: усилителей, акустических систем и сабвуферов. Но об этом – в следующий раз

все теги
Комментарии8
  1. seba7
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    no3novatel`no!!!
  2. Киноман
    На uCrazy 15 лет 10 месяцев
    Хорошая информация thumbup
  3. ShelbyMustang
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    да лексус норм качает!Mark Levinson норм фирма!придираются много пользователи!
  4. n1ck
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    от души !
  5. balanar
    На uCrazy 15 лет 10 месяцев
    Иххиих thumbup
  6. CaZiNo
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    Ничего нового!!! notme Все то же самое только если конкретизировать, то да, можно и выводы сделать, а то все одно да потому, это в любом ХОРОШЕМ магазине все объясняют и даже показывают! например - на Комсомольском магазин - АВТОЗВУК, район перекрестка Герцена-комсомольский!!! Мне продавец даже фотоальбом показывал и указывал на картинке что к чему - это я о тонкостях, а не о том что к чему присоединяется!!! yes
  7. аntoxa ru
    На uCrazy --
    Дааа хорошая аудио система в автомобиле завораживает cool
  8. driver45
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    Люди, тут есть хоть кто-нибудь, кто занет что такое мощность. P=U*I - мать его!!! Я прочитал всё, что здесь наприсано, но ни слова не нашёл, о том как бы не навредить самой машине. При работающем двигателе аккумулятор НЕ ДОЛЖЕН РАЗРЯЖАТЬСЯ!!! Я владею машинкой отчественного автопрома. Приходилось разбирать генератор. На нём есть шыльдик "12В 80А при 6000 об в мин" И того получаем 960Вт. Минусуем то, что потребляет зажигание(свечи). Не знаню сколько это ну скажем 100Вт. Учитываем то факт, что аудиосистема не будет работать на полной мощности, т.к. появятся помехи искажения и т.д.(в простонародье срать начнёт). Максимум мощности при приемлемом качестве - это примерно 82-87% от всей громкости. Необходимо делать запас по мощности. Прибавляем этот запас к той разности, что получили выше. По моим прикидкам получается примерно 1кВт. Этот максимум что можно поставить на отечественную машину. Какой смысл ставить три саба по киловату, прокормить всё равно не чем?

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}