120 ЛЕТ АВТОМОБИЛЮ В РОССИИ Ч.3
Война
Практически сразу после 22 июня 1941 года автопром переходит на военные рельсы. Автозаводы по техническому оснащению входили в число лучших предприятий страны, поэтому на их конвейерах танки сравнительно легко могли заменить машины. Уже в первые дни войны было свернуто производство представительских ЗИС-101, а выпуск более компактных ГАЗ-М-1 резко уменьшился. На фронте «Эмки» трудились в качестве командирских и связных машин. Но военные нужды требовали совсем иных моделей. В рекордно короткие сроки будут созданы первые советские внедорожники – ГАЗ-64 и впоследствии его усовершенствованная версия ГАЗ-67.
Танки вместо автомобилей
ГАЗ осваивает танки, самоходные пушки и минометы, а московский ЗИС — автоматы ППШ и боеприпасы. Осенью 1941 года началась эвакуация ЗИС на Волгу и Урал: предприятия были разбросаны по пяти городам. Например, в Миассе начали делать двигатели и коробки передач, а на разместившемся в Ульяновске производстве была налажена сборка грузовиков. Впоследствии этот завод превратится в УАЗ.
Автопром столкнулся с огромными трудностями: южные металлургические предприятия оказались на оккупированной территории, многие предприятия-смежники пострадали от бомбежек. Если в 1938 году советские заводы произвели 211 тысячу автомобилей всех типов (включая грузовики и автобусы), то в годы войны объемы производства сократились вчетверо.
В результате синтеза автопрома и военных разработок рождается знаменитая «Катюша».
Проектирование реактивных артиллерийских установок на шасси грузовиков велось еще до войны, но так совпало, что до вплоть до 21 июня 1941 года подобные модели не были приняты на вооружение. Но уже 14 июля батарея «Катюш» впервые стреляла по фашистам.
Изначально в качестве основы использовалось шасси грузовика ЗИС-6, но впоследствии «Катюши» создавались на базе самых разных грузовых машин, в том числе и американских «Студебеккеров».
____________
ГАЗ-64 и другие внедорожники
В августе 1941 года начинается производство первого советского внедорожника — ГАЗ-64. Чуть раньше в серию пошли полноприводные легковые машины ГАЗ-61. Впрочем, эти модели не стали по-настоящему массовыми: их произвели лишь в количестве нескольких сотен штук. А вот ГАЗ-67, который появится в 1943 году, сыграет более значительную роль — до конца войны произведут около пяти тысяч машин. Правда, гораздо большее распространение в советской армии в военные годы получат иностранные аналоги — вроде Willys MB (он же Ford GPW), — которые будут поступать по ленд-лизу.
Между тем, седан ГАЗ-61 был уникальным автомобилем для мирового автопрома того времени. Легковая модель с рядной «шестеркой» (85 лошадиных сил) под капотом по проходимости являлась практически внедорожником. Машина была способна подниматься по пешеходной лестнице под углом 30º, преодолевать брод глубиной до 72 сантиметров.
В первые годы войны моделью ГАЗ-61 активно пользовались представители высшего командного состава Красной Армии — Жуков, Конев, Тимошенко.
Во внешнем виде ГАЗ-64 невозможно не заметить родство со знаменитым «Виллисом», хотя прямого плагиата тут нет — в серию они пошли почти одновременно. Дело в том, что и «американец», и советский джип создавались в подражание появившегося чуть раньше, но не получившего широкое распространения автомобиля Bantam BRC40. Нарком тяжелого машиностроения В.А. Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей «Бантама».
В отличие от седана ГАЗ-61, имевшего полноценный кузов, конструкция внедорожника упрощена до предела.
Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Зато все плюсы «Бантама» и «Виллиса» также были унаследованы отечественной моделью: максимально упрощенный кузов без дверей, небольшая масса и отличная проходимость. Вместо шестицилиндрового мотора, который ставился на ГАЗ-61, «шестьдесят четвертый» получил четырехцилиндровый мотор мощностью 50 лошадиных сил. Но благодаря тому, что снаряженная масса составляла лишь 1200 килограммов, динамика машины была вполне приличной: ГАЗ-64 мог набирать 100 километров в час. Клиренс отечественного джипа — 21 сантиметр.
В сентябре 1943 года начинается выпуск нового поколения внедорожника — ГАЗ-67. Колею наконец расширили — повысилась устойчивость машины. Мощность мотора выросла до 54 лошадиных сил. Автомобиль обладал рядом преимуществ перед «Виллисом»: передачи были подобраны таким образом, что на малых скоростях советский внедорожник выдавал большую тягу, чем «американец».
ГАЗ-67 можно отличить по отсутствию мягких «оборок» на крыльях.
Плюсом было и то, что заправлять его можно было любым сортом бензина. Новинка вышла чуть тяжелее предшественника, но проходимость осталась отменной: ГАЗ-67 был способен двигаться по снежной целине глубиной до 35 сантиметров.
_____________
Трофейные автомобили и ленд-лиз
За годы войны в СССР было импортировано более 400 тысяч автомобилей (в основном грузовики) — вдвое больше, чем удалось произвести внутри страны. И еще десятки тысяч машин поступили в качестве трофеев.
Число легковых машин и внедорожников, поставленных по ленд-лизу, составило около 50 тысяч штук, и в основном это были модели-близнецы — Willys и Ford GPW.
Ford GPW — лицензионная копия модели Willys MB — встречался почти так же часто.
Знаменитый американский джип, как и ГАЗ-64, копировал некоторые решения модели Bantam BRC40, появившегося несколько ранее. Последний претендовал на оборонный заказ от правительства США, но в результате определенных тактических хитростей руководства компании «Виллис» американская армия стала закупать именно их разработку, и именно этот внедорожник стал настоящим символом эпохи. Миниатюрный вездеход разошелся по миру тиражом более 600 тысяч штук.
По техническим характеристикам Willys не имел принципиальных преимуществ перед ГАЗ-64. Клиренс – 22 сантиметра, мощность – 60 лошадиных сил. Максимальная скорость – 104 километра в час.
Если говорить о трофейных легковых машинах, которые попали в Советский Союз в годы войны, то это был очень разношерстный парк. Практически любая модель «Мерседеса», BMW, «Опеля», «Хорьха» и других немецких марок имела шансы появиться в СССР в качестве трофея.
Немецкие модели тех лет превосходили отечественные легковые автомобили по всем параметрам. Трофейные машины везли в СССР в больших количествах как для эксплуатации по прямому назначению, так и для того, чтобы изучать конструкции и инженерные решения и воплощать их в будущих отечественных моделях.
По сей день некоторые интересные экземпляры можно встретить на фестивалях «олд-таймеров», а какие уникальные автомобили попали в нашу страну, но не дожили до наших дней, остается только догадываться.
Комментарии2