Федор Иваныч Шаляпин
На этот пост меня вдохновил страх, что теперь молодежь больше знает Прохора Шаляпина, чем Федора... а поет он (ФЕдор) в сто раз лучше..
Предупреждение: много буковок!
В образе Мефистофеля
Это сын Шаляпина
Шаляпин Федор Иванович, русский певец (бас-баритон). Родился в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьезно заняться своим голосом, благодаря певцу Усатову, сумевшему оценить дарование своего ученика. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере басовые партии. В 1893 г. он перебрался в Москву, а в 1894 г. - в Петербург, где пел в Аркадии и Панаевском театре, в труппе Зазулина. 5 апреля 1895 года Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 году – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов.
С этого времени (1896 года) началась блестящая деятельность Шаляпина. В "Князе Игоре" Бородина, "Псковитянке" Римского-Корсакова, "Русалке" Даргомыжского , "Жизни за Царя" Глинки и во многих других операх талант Шаляпина выказался чрезвычайно сильно.
Федор Шаляпин в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова выступил в роли Ивана Грозного. По словам Шаляпина, «Псковитянка» имела решительный успех и прошла в сезон раз пятнадцать, всегда при полном сборе. «Наступил день спектакля. После «Псковитянки» я стал, пожалуй, весьма популярным артистом в Москве», - рассказал в своих мемуарах Федор Шаляпин.
К выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне.
Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара.
Ф.Шаляпин выступил на сцене Псковского Народного Дома имени Александра Пушкина в первые годы его существования.
Выступал в США (Метрополитен Опера, Чикаго и других), Париже, Лондоне, Берлине, Барселоне, Милане (Ла Скала) и других городах в своих лучших партиях, участвовал в русских антрепризах (в том числе в 1930-31 в спектаклях "Русской оперы" Церетели и В. де Базиля "Князь Игорь", "Русалка", и "Борис Годунов"). Последнее публичное выступление певца состоялось в 1937. Выступал также как оперный режиссёр.
Снимался в кино (исполнил главную роль в фильме "Дон Кихот", 1932, музыка Ж. Ибера, исполнил роль Ивана Грозного в кинофильме "Дочь Пскова" реж. Иванов-Гай, 1915г.). Автор мемуаров "Страницы из моей жизни" (1917), "Маска и душа" (1932).
Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра.
Семейная жизнь великого певца сложилась неровно. Со своей первой женой Фёдор познакомился в Нижнем Новгороде, и они поженились в 1896 году. Это была молодая итальянская актриса Иола Торнаги, родившаяся в городе Монза (недалеко от Милана). Её семья следовала давней балетной традиции. Иола являлась прекрасной танцовщицей, но когда пошли дети, была вынуждена бросить сцену. Всего у Шаляпиных родилось шестеро детей. Первый мальчик умер в четырёхлетнем возрасте и Фёдор Иванович очень страдал после его смерти. Семья жила в Москве. Среди оставшихся детей были Борис - художник, приезжавший часто наведать Горького в Сорэнто и близнецы Фёдор с Татьяной. Они потом переехали в Италию. Фёдор Фёдорович проживал в Риме и был актёром.
Имея уже семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной, у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей. Фактически у Шаляпина появляется вторая семья. Первый брак был не расторгнут, а второй не зарегистрирован и считался недействительным. Певец не раз предоставлял прошение царю Николаю II о присвоении дочерям его фамилии, но царь отказал ему в этом. Так получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой - другая. Говорить об этом, было не принято, но одна семья не ездила в Петербург, а другая в Москву.
В 1922 году Шаляпин покинул Россию и обосновался в Париже и больше не возвращался на родину. Певец уехал вместе с Марией Валентиновной. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 50-ых годов, по приглашению сына Фёдора, переезжает в Рим. Она прожила долгую жизнь и скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет.
Фёдор Иванович Шаляпин умер в Париже 12 апреля 1938 года (ему исполнилось 65 лет). Певец был похоронен в Париже. Впоследствии его прах, по просьбе детей, Татьяны и Фёдора перенесли в Москву на Новодевичье кладбище. Шаляпин всегда чувствовал себя русским и до конца дней не принял иностранного гражданства.
1. старших надо слушаться?
Отец Федора Шаляпина был определенно мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему:
- В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...
2. не в свои сани не садись
Пятнадцатилетний Шаляпин обратился в дирекцию театра в Казани с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса на прослушивании он спел чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным "окающим" говором. Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а этого долговязого конкурента надолго возненавидел. Спустя годы в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким, которому и рассказал о своей первой певческой неудаче. Услышав рассказ, Горький рассмеялся:
- Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.
3. дебют
Дебют Федора Ивановича на оперной сцене был весьма оригинальным. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
- Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал он свите и вышел на сцену. Едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что... так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии - бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита!
Публика хохотала до колик! Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.
4. "сейчас обопрусь..."
Шаляпин с юмором вспоминал своеобразный метод "воспитания" голоса, который применял его педагог Д.А. Усатов. Слыша, что голос начинает слабеть, он наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
- Опирайтесь, черт вас возьми! Опирайтесь!.
Но Шаляпин не понимал, на что и чем он должен был "опираться"...
- Лишь много времени спустя он наконец объяснил мне, что надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его... - со смехом рассказывал Шаляпин, уже став великим певцом.
5. не хочешь квакать? штраф!
Однажды Шаляпин был болен "грудной жабой" и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом:
- В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с "жабой"? Он вполне влился бы в общий хор...
6. страус в клетке
В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре "Ла Скала". На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся автоэпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова:
Я здесь в Милане - страус в клетке
(В Милане страусы так редки);
Милан сбирается смотреть,
Как русский страус будет петь,
И я пою, и звуки тают,
Но в воздух чепчики отнюдь
Здесь, как в России, не бросают.
7. да я не про это!
Федор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.
- Они напоминают мне, - говорил певец, - одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:
- А ты, барин, чем занимаешься? - спрашивает.
- Да вот пою.
- Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь - это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?
8. понимаю - революция...
Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина.
Шаляпин пожаловался Зиновьеву:
- Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?
9. что такое конные матросы?
В пору революции Шаляпин пришел к художнику Коровину:
- Меня обязали выступить сегодня конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
- Не знаю, что такое конные матросы сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо...
10. розыгрыш
Одно время на даче Коровина жила семья Козловых, Петр Петрович и Наталья Степановна, которые являлись объектом многочисленных шуток Шаляпина. Однажды Федор Иванович спрятал резиновый шланг от большого аквариума и стал уверять, что Петр Петрович накануне вечером, будучи в большом подпитии, случайно проглотил его.
- Я видел собственными глазами! Качаясь, подошел к аквариуму, хотел попить через шланг и проглотил!..
Федор Иванович принюхивался и очень убедительно продолжал:
- Определенно, от тебя пахнет резиной. Определенно!
Озабоченное сочувствие Шаляпина было настолько правдоподобным, что Петр Петрович отправился к врачу вытаскивать шланг, для чего выпил более стакана касторки.
11. уж-жасное привидение...
Однажды, гостя на даче у художника Константина Коровина, Федор Иванович вместе с хозяином решил разыграть недавно приехавших архитекторов В. Кузнецова и В. Мазырина. Кузнецов был всем известен не только как прекрасный архитектор, но еще и как очень боязливый и мнительный человек. На этом и решили сыграть. Недалеко от дачи была сложена скамья из дерна, похожая на могильный холм. Константин Коровин по секрету сказал своим гостям, что это могила бывшего хозяина дома, умершего страшной смертью. Каждую ночь ровно в двенадцать часов ночи дух умершего прилетает к могиле. Скептики могут дождаться полночи и все увидеть собственными глазами.
В тот же вечер вся компания ждала полночи на веранде, с которой была хорошо видна "могила". Когда же пробило полночь, "могила" вдруг засветилась мерцающим фиолетовым светом.
- Начина-ается! - послышался жуткий шепот дрожащих губ Шаляпина. - Пойдемте ближе, посмотрим...
Все вышли из дома и не очень-то решительно направились к таинственному свету. Вдруг над "могилой" взметнулось и затрепетало в фиолетовом свете что-то белое!
- Вижу! Я его ви-ижу!! - вскричал Федор Иванович и, трагически заломив руки, рухнул на землю, словно подкошенный. К Шаляпину подбежал Коровин; склонившись, он стал щупать пульс.
- О Боже, пульса нет! Шаляпин погиб! Умер от разрыва сердца!..
Гости бросили "погибшего" Шаляпина и, не оглядываясь, побежали к даче, сложили вещи и тут же отбыли в Москву. На следующий день они рассказали обо всем приятелям, по городу поползли ужасающие слухи о привидении и трагической безвременной кончине Шаляпина.
Ну а скрытая механика появления "духа покойного" была весьма проста. Роль привидения играла... простыня, подвешенная на кольцах к веревке, которая была протянута между деревьями над "могилой". Простыню в нужный момент привел в движение крестьянский парень, подготовленный Коровиным. Он же поджег и спирт в плошках за "могилой" - источник таинственного свечения.
12. зачем вам костюм, милейший?
Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно нагло попросил:
- Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встает в театральную позу, набирает в легкие воздуха и поет:
"Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!.."
13. таможня начеку!
Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в нью-йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали.
- Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло...
Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок "золотого горла".
14. поклонница
Как-то на гастролях в Америке к Шаляпину подошла дама, которая отрекомендовалась горячей поклонницей его таланта. Прошло четверть часа, но экзальтированная особа не высказывала ни малейшего намерения оставить певца в покое. Шаляпин не знал, как избавиться от надоедливой поклонницы.
Неожиданно появился фотограф.
- Можно ли попросить мистера Шаляпина улыбнуться?
Шаляпин сразу же воспользовался этим поводом и обратился к непрошенной собеседнице:
- Вынужден попрощаться с вами, миссис. Вы же слышали, что фотограф попросил меня сделать приятное выражение лица...
15. ну, слава богу!..
Один миллиардер пригласил Шаляпина выступить у него на вечере.
- Это будет вам стоить тысячу долларов! -сказал Шаляпин.
- Хорошо, - отвечал богатей, - но с условием, что после пения вы не останетесь среди гостей!
- Что же вы мне сразу не сказали! - образовался великий певец. - Ежели не надо общаться с вашими гостями, то я спою и за пятьсот долларов!
16. мы с шаляпиным
У Федора Ивановича Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
- Федор Иванович сейчас занят, - сказал он. - На все ваши вопросы готов ответить я.
- Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? - спросил музыкальный критик.
- Мы едем в Милан, где будем петь в "Ла Скала", затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом...
- Все отлично, Петр, - загремел голос Шаляпина из соседней комнаты. - Только не забудь взять меня с собой!
17. замечательная борода
После спектакля в "Ла Скала", где Шаляпин пел Бориса Годунова, к нему подошел итальянский певец.
- Борода у вас великолепная,- сказал завистливый итальянец. - Я тоже хотел бы спеть с такой бородой.
- Ну, если бы дело было в одной бороде, - ответил Шаляпин, - то, пожалуй, козел спел бы лучше нас обоих!
Тут же Шаляпин отодрал с лица царскую бороду и, отдавая ее итальянскому певцу, сказал:
- С удовольствием бы подарил и голову вместе с бородой, но голова, пожалуй, мне и самому еще пригодится.
18. я тебя перепою!
Много лет назад в Большом театре шла опера "Дон Карлос". Партию Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора - Василий Петров.
Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.
Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:
- А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
- Нет, Вася, не перепоешь! - ответил Шаляпин.
- Перепою!
- Нет, не перепоешь!
Начался акт.
Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр - партера до галерки.
В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо сказал Петрову:
- Вот и все! А ты орешь!..
19. бедные уши карузо
Шаляпин отдыхал в Монте-Карло. При нем был его личный секретарь Исай Дворищин. Прогуливаясь вместе с ним по улицам Монте-Карло, Шаляпин случайно встречает Карузо, который тоже здесь отдыхал. Страшно обрадовавшись встрече, Федор Иванович представляет Ивана Дворищина как нового уникального тенора и умоляет Энрико прослушать своего секретаря. Карузо нехотя соглашается и назначает день прослушивания.
В назначенный день Шаляпин с секретарем приходят к Карузо. Исай Дворищин (а он когда-то пел тенором в хоре), начинает петь арию герцога из "Риголетто". Шаляпин завороженно слушает. На лице Карузо появляется некоторое недоумение. Исай все поет, отчаянно прижимая руки к сердцу.
Карузо круглыми от удивления глазами уже смотрит только на Шаляпина, а тот все так же завороженно слушает. Наконец Исай забрался на верхнюю ноту и пустил отчаянного "петуха". Карузо даже подпрыгнул в кресле и замахал руками: "Хватит, хватит!" - закричал он.
Шаляпин, тоже не выдержав, расхохотался и бросился обнимать Энрико, прося прощения за жестокую для ушей Карузо шутку.
20. сейчас объясню
Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
- Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
- Теперь вам понятно, что такое искусство?.. Разумеется, никакого пожара не было.
21. по справедливости
При всем своем сложном и вздорном характере Федор Иванович был предан искусству и умел ценить настоящий талант.
Однажды за обедом в доме у Шаляпиных шел разговор о знаменитом певце Мазини. После обеда сын Федора Ивановича Боря спросил:
- А что, папа, Мазини вправду был хороший певец?
Шаляпин вздохнул:
- Мазини, миленький, был не певец. Это вот я, ваш отец, - певец, а Мазини был ангел.
22. голова пустая, а жалованье большое...
При входе в мастерскую художника Серова был у двери сбоку вбит гвоздь. Слуга Василий, входя, обычно всегда вешал на этот гвоздь картуз и, вытянувшись по стойке "смирно", слушал приказания.
Так однажды Шаляпин с Серовым выдумали забаву: выдернули гвоздь и вместо этого Серов написал краской гвоздь и тень от него - на пустом месте.
- Василий! - крикнул Шаляпин.
Василий, войдя, по привычке хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял его и вновь повесил. Картуз опять упал.
Шаляпин, не выдержав, захохотал.
Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел. Придя на кухню, он сказал обиженно:
- В голове у них мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха... А жалованье все получают во какое!
23. Прекратите петь!
В начале тридцатых годов после одного из благотворительных концертов Шаляпин заехал в один из русских кабачков. Там выступал оркестр балалаечников, и солист затянул:
"Степь да степь кругом..."
Шаляпин начал тихонько подпевать. Вдруг из-за соседнего столика один господин закричал:
"Перестаньте петь! Безобразие! Как вы себя ведете!.."
Господину что-то шепнули, и он поперхнулся. Однако еще более сконфуженным выглядел Шаляпин, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.
24. Дык ей поди уже 90!
Будучи уже знаменитейшим артистом, Федор Иванович Шаляпин как-то согласился выступить в любительском спектакле в Мамонтовке. Разумеется, по такому случаю был дан банкет в честь великого певца.
Федор Иванович, подвыпив, стал весьма настойчиво атаковать одну молодую даму. Пошли уже в ход и руки.
- Как вы можете! - возмутилась дама. - Такой известный артист, а такие вольности допускаете!.. - Позвольте, - сказал Шаляпин. - Коли известный артист, так только за Сарой Бернар ухаживать? Да ей, милая, поди девяносто стукнуло.
25. Пожар!
Случай из жизни Ф.И.Шаляпина. Среди артистов разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
"Пожар!" Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: "Теперь вам понятно, что такое искусство?!" Увидев на лице Шаляпина выражение эмоционального шока, которое, как подсказывал опыт, появляется на лице участника чрезвычайной ситуации, артисты не сомневались - пожар.
Комментарии10