Майлз Дьюи Дэвис
1926 - 1991
С середины 40-х до начала 90-х - без малого 50 лет продлилась творческая карьера Майлза Дэвиса (Miles Davis), пережившего несколько переломных эпох в интригующей истории джаза. С его потрясающим чутьем ко всему новому, Дэвис неизменно оказывался в самой гуще событий, когда речь заходила о новаторских находках или неожиданных поворотах в развитии современной музыки. А сколько раз он сам становился инициатором нововведений - стилистических, исполнительских, жанровых или чисто технических. Без всякой натяжки можно сказать, что искусство джаза даже буксовало на месте в те периоды, когда "Черный принц" уходил в тень, когда болезнь мешала ему с полной самоотдачей толкать этот бурлящий таинственными страстями локомотив.
Отец будущего музыканта, Dr. Miles Dewey Davis, Jr., был по профессии дантистом, а мать, Cleota Mae (Henry) Davis, учительницей музыки. 25 мая 1926 года у них родился сын Майлз Дьюи Дэвис (Miles Dewy Davis). Вскоре после его появления на свет семья переехала из Алтона в Сент-Луис, где обосновалась в относительно зажиточном "черном" квартале, населенном служащими среднего класса. Пример матери, а потом и сестры, тоже увлекавшейся музыкой, определил его будущее. В 12 лет, получив в подарок от отца настоящую трубу, мальчик начал заниматься с учителем и через несколько лет уже подрабатывал в местных барах. "Мне импонировали трубачи, - объяснял Майлс Дэвис спустя много лет свой выбор. - Мне нравилось, как они выглядят, когда играют. Мне тоже хотелось так выглядеть. Так же держать трубу, стоять в такой же позе. Так же дуть".
Уже в 16 лет репутация бойкого трубача позволяла ему подрабатывать по выходным далеко за пределами города. Команда Blue Devils, возглавляемая Эдди Рэндлом (Eddie Randle), стала его первым серьезным коллективом. Дэвису тогда едва исполнилось 17 лет. Несколько часов катарсического шока пережил юный трубач, только что окончивший школу, в 1944 году. В Сент-Луис приехал на гастроли биг-бэнд под управлением Билли Экстайна (Billy Eckstine). Дэвис умудридся попасть на концерт и познакомиться с музыкантами. В коллективе играли тогдашние знаменитости - трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), "архитекторы" новорожденного джазового стиля би-боп. Возникший на Манхэттене мятежный би-боп, с его быстрыми, изобретательными соло и динамичными ритмическими вариациями, навеянными африканской полиритмией, активно восставал против формальных аранжировок свинга сороковых годов.
Было что-то удивительное в том, с какой силой Дэвис увлекся творчеством Гиллеспи и Паркера. Ведь его собственный стиль, более неторопливый и сдержанный, заметно отличался от их манеры игры. Но би-боп был модной новинкой, и очарованный трубач был просто обязан освоить его. Надо было действовать решительно. В сентябре 1944 года Майлз Дэвис переезжает в Нью-Йорк и становится студентом Института музыкального искусства. Двери многих клубов на Манхэттене охотно раскрывались перед ним. Через несколько месяцев он уже играл вместе с Чарли Паркером, а к началу 45-го года окончательно распрощался с академическим курсом и стал зарабатывать на жизнь как джазовый музыкант. Бенни Картер (Benny Carter) принял его в свой джаз-бэнд, с которым он впервые записывался в студии. Дэвис играл и в команде Билли Экстайна, и в бэк-группе Чарли Паркера. В 1947 году Майлз Дэвис дебютировал как лид-трубач в студийных сессиях с участием саксофониста Паркера, пианиста Джона Льюиса (John Lewis), бас-гитариста Нельсона Бойда (Nelson Boyd) и барабанщика Макса Роуча (Max Roach). Пока что это был единичный случай, а в основном Дэвис работал в тени Паркера. И все-таки в бурлящем Нью-Йорке ему удалось сблизиться и плотно посотрудничать еще с целым рядом выдающихся музыкантов: Коулмэном Хоукинсом (Coleman Hawkins), Диззи Гиллеспи, Джорджем Расселом (George Russell), Иллинойсом Жаке (Illinois Jacquet), Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan).
Наконец, летом 1948 года музыкант решил кардинально изменить положение вещей. Он создал свой собственный джазовый коллектив с необычной духовой секцией. Шесть из девяти музыкантов были духовиками: кроме самого Майлза, в его нонете были задействованы альт-саксофон, баритон-саксофон, тромбон, французский рожок и туба. Используя аранжировки ДжилаЭванса (Gil Evans), джаз-бэнд в течение двух недель каждый вечер играл в нью-йоркском клубе "Royal Roost". Нужные люди оказались в нужное время в нужном месте - и джаз-бэнду Майлза Дэвиса удалось подписать контракт с лейблом Capitol Records.
В январе 1949 года группа заняла студию, где провела первую из трех сессий, результатом которых стали 12 удивительных новых композиций. О том, что эти студийные бдения (продлившиеся до марта 1950 года) знаменуют поворотную точку в истории джаза, заговорят спустя годы, а поначалу записи не привлекли к себе особого внимания. Со временем, конечно, их расслабленный, мягкий стиль был высоко оценен многими музыкантами, вводившими эти треки в свой репертуар, среди которых - Кай Виндинг (Kai Winding), Ли Кониц (Lee Konitz), Джерри Маллиган, Джон Льюис, Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson), Кенни Кларк (Kenny Clarke). Да и вся работа в целом оказала мощное влияние на развитие кул-джаза на Западном побережье. (В феврале 1957 года лейбл Capitol, наконец, опубликовал эти композиции, объединив их на одной пластинке, названной "Birth of the Cool".) Во время сессий Майлз Дэвис был настолько увлечен воплощением переполнявших его идей, что не отреагировал даже на приглашение записаться вместе с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington)!
В 1949 году Майлз Дэвис решил разделить обязанности лидера группы с пианистом Тэддом Дэймероном (Tadd Dameron). В мае вместе с новым бэндом он впервые продемонстрировал свое искусство перед европейскими слушателями, выступив на джазовом фестивале в Париже.
К началу 50-х в жизни Дэвиса появился спутник, хорошо известный в мире шоу-бизнеса и сломавший не одну судьбу. Героиновая зависимость отражалась не только на его физическом самочувствии, но и резко затормозила развитие его исполнительского мастерства. Выступления и записи музыканта носили все более случайный характер. Но в 1951 году артисту пришлось всерьез взяться за преодоление этой пагубной привычки. Дэвис начал длинную серию записей для рекорд-лейбла Prestige, которые в течение нескольких лет составляли основной массив его студийной работы. К середине 50-х Дэвис вышел победителем в борьбе с наркотиками. Когда в 1955 году он поднялся на сцену джазового фестиваля в Ньюпорте, его исполнение "'Round Midnight" произвело фурор. В это время Майлз Дэвис исповедовал в своем творчестве новый джазовый стиль, оставивший позади и би-боп и кул, - ритмичный, темпераментный, остро аранжированный, начало которому положило введение в джаз элементов современного госпела.
Лейбл-мэйджор Columbia Records предложил музыканту престижный контракт, который позволил ему собрать постоянную группу. В состав новоявленного квинтета входили, кроме него, саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane), пианист Ред Гарланд (Red Garland), басист Пол Чэмберс (Paul Chambers) и барабанщик Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones). Этот квинтет, равного которому на тот момент не было, сочетал ритмичные городские блюзы с гармоническими мелодическими фонами Дэвиса. Это была сенсация в мире джаза.
В октябре 55-го музыкант начал подготовку пластинки "Round About Midnight", дебюта на новом лейбле. Параллельно ему приходилось отрабатывать предыдущий договор с лейблом Prestige, для которого он обязан был записать еще пять альбомов. Стоит ли говорить, что 56-й год выдался, хоть и вынужденно, необыкновенно продуктивным. Для компании Prestige Дэвис подготовил цикл высококлассных альбомов: "The New Miles Davis Quintet", "Cookin'", "Workin'", "Relaxin'" и "Steamin'". Так что творчество первого собранного им квинтета было задокументировано на редкость подробно. И на редкость удачно: в этот период Дэвис регулярно возглавляет рейтинги лучших джазовых исполнителей.
В феврале 1957 года Capitol опубликовал пластинку "Birth of the Cool", зафиксировавшую самые первые сессии, а в мае музыкант снова скооперировался с аранжировщиком Джилом Эвансом, чтобы оформить новые идеи для следующего LP на лейбле Columbia "Miles Ahead". Дэвис солировал в биг-бэнде, развивая концепцию "Birth of the Cool", но наполняя ее новыми классическими обертонами. Пластинка "Miles Ahead", записанная с пианистом Уинтоном Келли (Wynton Kelly) и барабанщиком Артом Тейлором (Art Taylor), вышла в 1958 году. Через несколько лет альбом был представлен в Зале славы Grammy, созданном, чтобы увековечить записи, сделанные еще до учреждения премии в 1959 году. На этом диске, отразившем его глубокое понимание многообразной американской культуры, во весь голос зазвучала негритянская Америка - отдельный, совершенно самостоятельный мир, со своим мироощущением, имеющим равные права с любым другим взглядом на мир.
Музыкант расширил состав своей группы, пригласив саксофониста Кэннонбола Эддерли (Cannonball Adderley), и переименовал команду в Miles Davis Sextet. В апреле 1958 года секстет записал лонг-плей "Milestones". Спустя какое-то время команда пережила еще ряд кадровых перестановок: ушедшего пианиста Реда Гарланда заменил БиллЭванс (Bill Evans), а вместо Филли Джо Джонса за барабаны сел Джимми Кобб (Jimmy Cobb). С обновленным коллективом Дэвис приступает к записи музыки из оперы "Porgy and Bess", одного из лучших своих произведений. Он подключает симфонический оркестр, а аранжировки доверяет неизменному Джилу Эвансу. Спокойные, богатые гармонии Evans, его новаторское использование духовых и язычковых инструментов в стиле Дюка Эллингтона оказали мощное влияние на Дэвиса.
Вместе с Miles Davis Sextet музыкант начинает экспериментировать с тональностями и продолжает нащупывать новую стилистику во время студийных сессий в марте-апреле 59 года, когда создавался LP "Kind of Blue". Альбом знаменовал новую веху в современном джазе и оказался самой популярной работой Майлза Дэвиса за всю его карьеру. Со временем интерес к записи только возрастал (альбом фигурировал в джазовых чартах и в 70-е и в 80-е годы), и на сегодняшний день его тираж превысил два миллиона копий - цифра для джазовой пластинки фантастическая. Такую же фантастическую оценку получил альбом у профессионалов шоу-бизнеса: большинство критиков до сих пор считают "Kind of Blue" лучшим альбомом в истории джаза. Вступительный трек "So What" десятки лет привлекает внимание других исполнителей, интерпретировавших его в многочисленных кавер-версиях.
Еще в декабре 1957 года музыкант во второй раз побывал в Париже, где работал над звуковой дорожкой к фильму "L'Ascenseur pour l'Echafaud". Альбом "Jazz Track", включавший эти композиции, в 1960 году оценили устроители только что основанной премии Grammy. Дэвис был номинирован в категории "лучшее джазовое выступление".
Сессии, проведенные в ноябре 1959 и в марте 1960 года, привели к появлению восхитительного альбома "Sketches of Spain", навеянного творчеством композитора Хоакина Родриго (Joaquin Rodrigo). В команде с Джилом Эвансом музыкант записал традиционные испанские мелодии и несколько оригинальных композиций в том же стиле. Лонг-плей принес ему еще две номинации Grammy и победу в одной из них - "лучшая джазовая композиция" ("More Than 5 minutes"). "Sketches of Spain" наряду с музыкой "Porgy and Bess" относятся к величайшим произведениям американской культуры, обладающим огромной эмоциональной и силой и выразительностью.
К началу следующей студийной записи в марте 1961 года штатное расписание секстета решительно обновилось, превратив группу в квинтет. Ушел саксофонист Кэннонбол Эддерли. Новый пианист Уинтон Келли сменил Билла Эванса. Начал сольную карьеру саксофонист Джон Колтрейн, который в последнее время играл все более активную роль в записях, удлиняя и ускоряя свои сольные партии, и с которым у Дэвис порой возникали серьезные творческие расхождения. На его место пришел Хэнк Мобли (Hank Mobley).
Классический состав Miles Davis Sextet с формалистом Эддерли, с одной стороны, и экспрессионистом Колтрейном, с другой, был настолько мощным и продуктивным явлением, что положил начало двум новым направлениям в джазе, которые в ближайшие тридцать лет так или иначе определяли облик жанра. Оркестр, позднее созданный Эддерли, технически послужил прототипом стиля фьюжн (хотя настоящим его инициатором был Майлз Дэвис). Колтрейн предпочитал двигаться в сторону авангарда; в его творчестве социальные сдвиги переплавились в настоящую музыкальную революцию.
Для нового LP "Someday My Prince Will Come" (1962) нескольких сольных партий записал Колтрейн (со временем он даже начал конкурировать с Дэвисом в рейтингах лучших джазовых музыкантов). Пластинка оказалась весьма популярной, отметившись в американском поп-чарте. Но ей было далеко до успеха следующей работы "Miles Davis in Person (Friday & Saturday Nights at the Blackhawk, San Francisco)". Активно проявившая себя в чартах двойная пластинка была записана во время выступлений музыканта в апреле 62 года. На пленку было зафиксировано еще одно примечательное живое шоу - выступление в Carnegie Hall вместе с оркестром под управлением Джила Эванса. Диск "Miles Davis at Carnegie Hall" был уже третьим релизом музыканта, попавшим в американский чарт поп-альбомов (Тор 60). Майлз Дэвис и Джил Эванс были выдвинуты на соискание Grammy за лучшее джазовое инструментальное выступление. Последним совместным проектом Дэвиса и Эванса стал лонг-плей "Quiet Nights", записанный в студии в 1962 году. Он не публиковался до 64 года, а когда появился в продаже, поднялся в Тор 100 поп-альбомов и еще раз сделал авторов номинантами Grammy в той же номинации.
После записи "Quiet Nights" джаз-бэнд Дэвиса полностью обновился. Фактически это была уже другая группа, включавшая саксофониста Джорджа Коулмэна, пианиста Виктора Фельдмана (Victor Feldman), басиста Рона Картера (Ron Carter) и барабанщика Фрэнка Батлера (Frank Butler). Весной 1963 года квинтет приступил к созданию альбома "Seven Steps to Heaven". Уже в период сессий приходилось по-новому комплектовать состав. Пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock) пришел на место Фельдмана, а Тони Уильямс (Tony Williams) стал новым барабанщиком. В период студийных сессий по существу проходило формирование следующей грандиозной джаз-группы, участниками которой станут Картер, Хэнкок и Уильямс. Диск "Seven Steps to Heaven", вернувший имя Майлза Дэвиса в чарты (номер 62), удостоил музыканта еще двух номинаций Grammy. На соискание премии был выдвинут и следующий концертный альбом "Miles Davis in Europe", записанный в июле 1963 года вместе с его новым квартетом. В феврале 64 года команда зафиксировала живое выступление, которое было публиковано в 1965 году под названием "My Funny Valentine" и появилось в поп-чарте.
В сентябре 1964 года, пока по миру катилась эпидемия под названием битломания, к экипажу Дэвис-Картер-Хэнкок-Уильямс присоединился саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter). С его появлением завершилось формирование классического состава Miles Davis Quintet, царствовавшего на джазовой сцене в 60-е. Продолжая исполнять на концертах джазовые стандарты, этот коллектив подготовил цикл студийных альбомов, основанных на оригинальном материале, написанном самими участниками квинтета. Начиная с середины 60-х Miles Davis Quintet выпустил такие пластинки: монументальный "E.S.P." (1965), "Miles Smiles" (1967 год; номинант Grammy за лучшее джазовое исполнение), "Sorcerer", "Nefertiti", "Miles in the Sky" (1968 год; номинация "лучшее инструментальное джазовое выступление") и "Filles de Kilimanjaro" (1968). Все они попадали в первую двадцатку джазового чарта.
Уже к моменту записи последнего альбома Дэвис пережил новое увлечение. Его страстью стали электрические инструменты, что предвещало следующий стилистический поворот его творчества, на этот раз в сторону рок-музыки. Когда сессии "Filles de Kilimanjaro" близились к финалу, команда рассталась с Хэнкоком и Картером. На их места пришли новый пианист Чик Кориа (Chick Corea) и басист Дэйв Холланд (Dave Holland). Хэнкок не распрощался с Дэвисом окончательно. Он участвовал в записи его следующего альбома "In a Silent Way" (1969), на котором также отметились пианист Джо Завинул (Joe Zawinul) и выдающийся гитарист Джон Маклохлин (John McLaughlin). После 4-летнего отсутствия имя знаменитого композитора и трубача снова появилось в поп-чарте, а устроители Grammy еще раз включили его в список номинантов.
С пластинкой "In a Silent Way" связан еще один переломный момент в творческой биографии музыканта - окончательный поворот к так называемому стилю фьюжн, слиянию джаза и рока. Увлечение артиста электрической гитарой, чьи возможности так фантастически использовал Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), открыло перед ним новые горизонты. Результат - введение синкопированных ритмов и электронных инструментов - вызвал довольно неоднозначную реакцию и у меломанов, и у критиков. В любом случае, аудитория Дэвиса значительно расширилась, хотя белые рокеры зачастую смотрели на его попытки свысока.
Глубоким интересом к новому стилю пронизан альбом "Bitches Brew". Это, конечно, далеко не та рок-музыка, к которой привык массовый слушатель, но в рок-кругах к работе отнеслись с большим вниманием. Изданный в марте 1970 года, "Bitches Brew" совершил прорыв в американский Тор 40 (высшее достижение - 35 строка национального рейтинга). Альбом стремительно возглавил джазовый чарт и стал первым релизом музыканта, получившим золотой сертификат уже через несколько месяцев. Очередное выдвижение на Grammy на этот раз увенчалось победой в номинации "лучший джазовый ансамбль". Исследование возможностей джаз-рока надолго заняло интересы Дэвиса. Он подготовил еще серию сходных по стилистике релизов: "Miles Davis at Fillmore East" (1971 год; номинация Grammy), "A Tribute to Jack Johnson", "Live-Evil", "On the Corner", "In Concert". Все они попали в рейтинги популярной музыки, воспринимаемые меломанами как рок-альбомы.
К началу 70-х многие бывшие коллеги артиста по его предыдущим проектам сами оказались лидерами джаз-рок-групп. Пианист Чик Кориа собрал команду Return to Forever. Саксофонист Уэйн Шортер и пианист Джо Завинул возглавляли Weather Report. Гитарист Джон Маклохлин и барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) создали Mahavishu Orchestra.
В это время сам Майлз Дэвис вынужден был вести менее активный образ жизни - в октябре 72 года он попал в аварию, в результате которой сломал обе ноги. Он и сам ощущал потребность дистанцироваться от джазовых пуристов, осуждавших его заигрывание с роком. Да и его бурная личная жизнь не способствовала творческому напряжению. Снова начались проблемы с наркотиками, однажды он попал в перестрелку, не раз привлекал внимание полиции и даже подвергался арестам. Со временем состояние его здоровья только ухудшалось. В 1975 году он перенес тяжелую операцию на бедре. Студийная работа была ему уже не по силам.
Прошло пять долгих лет, прежде чем музыкант восстановил форму настолько, чтобы записать новый диск "The Man With the Horn" (1980), который тут же вышел в лидеры рейтинга джаз-альбомов, а через несколько месяцев добрался до Тор 60 чарта Billboard. В 81-м году исполнитель отправился в гастрольный тур, сопровождавшийся дифирамбами прессы. Теперь это был 55-летний патриарх джаза, живая легенда, чьи нововведения давно вошли в плоть и кровь современной музыки, подхваченные исполнителями нескольких поколений, в первую очередь теми, кому посчастливилось работать с Дэвисом бок о бок. Его влияние распространялось далеко за пределы джаза, в чьей судьбе он сыграл такую большую роль.
В 80-е музыкант постоянно участвовал в ведущих джазовых фестивалях в разных уголках мира и записал несколько работ, отмеченных массовым интересом слушателей и высокой оценкой профессионалов. В числе его сессионных музыкантов побывали гитарист Джон Скофилд (John Scofield) и молодой саксофонист Билл Эванс (Bill Evans). В первой половине 80-х вышли альбомы "We Want Miles" (Grammy 1982 года за лучшее джазовое инструментальное соло), "Star People", "Decoy", "You're Under Arrest". Все они фигурировали в джазовом чарте альбомов, а последний диск отразил увлечение музыканта фанком. Представленные на нем треки были фактически поп-песнями, отмеченными изящным прикосновением мастера джаза.
В 1986 году, после 30 лет сотрудничества с лейблом Columbia, музыкант подписал новый контракт с Warner Bros. Records и подготовил альбом "Tutu" (#1 в чарте Top Jazz Albums). На этот раз он флиртовал с довольно агрессивным диско, во время сессий отвечая за синтезатор. Диск принес ему очередную премию Grammy за лучшее джазовое инструментальное соло. В 1989 году лейбл Columbia опубликовал лонг-плей "Aura", записанный артистом еще в 84-м. Его ждал такой же успех: еще две победы на церемонии вручения Grammy в номинациях "джазовое инструментальное соло" и "лучший джазовый ансамбль". Для фильма "The Hot Spot" режиссера Денниса Хоппера (Dennis Hopper) Дэвис записал несколько блюзовых композиций. Его коллегами по саундтреку стали выдающиеся музыканты Тадж Махал (Taj Mahal), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Тим Драммонд (Tim Drummond) и слайд-гитарист Рой Роджерс (Roy Rogers).
В последние годы, наслаждаясь всемирной славой и горячей любовью миллионов поклонников, Майлз Дэвис много ездил по всему миру, охотно записывался с самыми разными музыкантами. Когда подводило здоровье, тоже не унывал, отдавая много времени живописи. Писать картины он начал уже давно, его рисунки украшали и конверты его пластинок.
В июле 1991 года, выступая на знаменитом джазовом фестивале в Монтре, Майлз Дэвис преподнес своим фанам большой сюрприз. Трубач исполнил несколько вещей, саранжированных для него Джилом Эвансом еще в конце 50-х. До этого артист никогда не обращался к материалам прошлых лет, тем более так далеко отстоящим по времени. Ретроспектива прозвучала очень символично - не прошло и трех месяцев, как фанов Майлза Дэвиса потрясло известие о его смерти. 65 летний музыкант скончался от пневмонии 28 сентября 1991 года.
А созданная им музыка продолжала жить и триумфально идти по миру. В 1992 году в продаже появился его последний студийный альбом "Doo-Bop", начатый музыкантом еще при жизни. Этот плод сотрудничества с рэппером Easy Mo Bee принес Дэвису посмертную премию Grammy в номинации "лучшее инструментальное выступление в жанре ритм-н-блюз". Трек "Fantasy" тоже претендовал на победу за лучшее инструментальное джазовое соло. Еще одно посмертное издание "Miles & Quincy Live at Montreux" (1993) пополнило его коллекцию почетных трофеев седьмой наградой Grammy за лучшее выступление большого джазового ансамбля. Более того, когда в 1996 году лейбл Columbia Records подготовил бокс-сет на шести CD под названием "Miles Davis & Gil Evans: The Complete Columbia Studio Recordings", издание выиграло Grammy как лучший ретроспективный альбом.
Майлз Дэвис - идеальный кандидат на звание музыкального гения. Выражая таким послушным в его руках инструментом тончайшие движения души, блестяще владея свободным и дерзким искусством импровизации, он был наделен и выдающимся композиторским талантом. Его влияние на рок-музыку трудно переоценить, его вклад в развитие современного джаза просто не имеет цены. И как это всегда бывает с личностями исторического масштаба, значение пройденного им пути намного превосходит границы его ремесла, границы музыки, границы искусства вообще. Коллеги по джазовому цеху приписывают ему гораздо более значительную роль: "Майлз Дэвис оказал огромное влияние на всё негритянское население Америки. Он помог преодолеть рабскую психологию. Дэвис навёл мосты между чёрной и белой Америкой, он представляет авангард нашей общей культуры. Его интересует всё, что интересует Америку. Он заставляет слушателя чувствовать себя американцем во всей полноте этого слова".
Уже в 16 лет репутация бойкого трубача позволяла ему подрабатывать по выходным далеко за пределами города. Команда Blue Devils, возглавляемая Эдди Рэндлом (Eddie Randle), стала его первым серьезным коллективом. Дэвису тогда едва исполнилось 17 лет. Несколько часов катарсического шока пережил юный трубач, только что окончивший школу, в 1944 году. В Сент-Луис приехал на гастроли биг-бэнд под управлением Билли Экстайна (Billy Eckstine). Дэвис умудридся попасть на концерт и познакомиться с музыкантами. В коллективе играли тогдашние знаменитости - трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), "архитекторы" новорожденного джазового стиля би-боп. Возникший на Манхэттене мятежный би-боп, с его быстрыми, изобретательными соло и динамичными ритмическими вариациями, навеянными африканской полиритмией, активно восставал против формальных аранжировок свинга сороковых годов.
Было что-то удивительное в том, с какой силой Дэвис увлекся творчеством Гиллеспи и Паркера. Ведь его собственный стиль, более неторопливый и сдержанный, заметно отличался от их манеры игры. Но би-боп был модной новинкой, и очарованный трубач был просто обязан освоить его. Надо было действовать решительно. В сентябре 1944 года Майлз Дэвис переезжает в Нью-Йорк и становится студентом Института музыкального искусства. Двери многих клубов на Манхэттене охотно раскрывались перед ним. Через несколько месяцев он уже играл вместе с Чарли Паркером, а к началу 45-го года окончательно распрощался с академическим курсом и стал зарабатывать на жизнь как джазовый музыкант. Бенни Картер (Benny Carter) принял его в свой джаз-бэнд, с которым он впервые записывался в студии. Дэвис играл и в команде Билли Экстайна, и в бэк-группе Чарли Паркера. В 1947 году Майлз Дэвис дебютировал как лид-трубач в студийных сессиях с участием саксофониста Паркера, пианиста Джона Льюиса (John Lewis), бас-гитариста Нельсона Бойда (Nelson Boyd) и барабанщика Макса Роуча (Max Roach). Пока что это был единичный случай, а в основном Дэвис работал в тени Паркера. И все-таки в бурлящем Нью-Йорке ему удалось сблизиться и плотно посотрудничать еще с целым рядом выдающихся музыкантов: Коулмэном Хоукинсом (Coleman Hawkins), Диззи Гиллеспи, Джорджем Расселом (George Russell), Иллинойсом Жаке (Illinois Jacquet), Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan).
Наконец, летом 1948 года музыкант решил кардинально изменить положение вещей. Он создал свой собственный джазовый коллектив с необычной духовой секцией. Шесть из девяти музыкантов были духовиками: кроме самого Майлза, в его нонете были задействованы альт-саксофон, баритон-саксофон, тромбон, французский рожок и туба. Используя аранжировки ДжилаЭванса (Gil Evans), джаз-бэнд в течение двух недель каждый вечер играл в нью-йоркском клубе "Royal Roost". Нужные люди оказались в нужное время в нужном месте - и джаз-бэнду Майлза Дэвиса удалось подписать контракт с лейблом Capitol Records.
В январе 1949 года группа заняла студию, где провела первую из трех сессий, результатом которых стали 12 удивительных новых композиций. О том, что эти студийные бдения (продлившиеся до марта 1950 года) знаменуют поворотную точку в истории джаза, заговорят спустя годы, а поначалу записи не привлекли к себе особого внимания. Со временем, конечно, их расслабленный, мягкий стиль был высоко оценен многими музыкантами, вводившими эти треки в свой репертуар, среди которых - Кай Виндинг (Kai Winding), Ли Кониц (Lee Konitz), Джерри Маллиган, Джон Льюис, Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson), Кенни Кларк (Kenny Clarke). Да и вся работа в целом оказала мощное влияние на развитие кул-джаза на Западном побережье. (В феврале 1957 года лейбл Capitol, наконец, опубликовал эти композиции, объединив их на одной пластинке, названной "Birth of the Cool".) Во время сессий Майлз Дэвис был настолько увлечен воплощением переполнявших его идей, что не отреагировал даже на приглашение записаться вместе с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington)!
В 1949 году Майлз Дэвис решил разделить обязанности лидера группы с пианистом Тэддом Дэймероном (Tadd Dameron). В мае вместе с новым бэндом он впервые продемонстрировал свое искусство перед европейскими слушателями, выступив на джазовом фестивале в Париже.
К началу 50-х в жизни Дэвиса появился спутник, хорошо известный в мире шоу-бизнеса и сломавший не одну судьбу. Героиновая зависимость отражалась не только на его физическом самочувствии, но и резко затормозила развитие его исполнительского мастерства. Выступления и записи музыканта носили все более случайный характер. Но в 1951 году артисту пришлось всерьез взяться за преодоление этой пагубной привычки. Дэвис начал длинную серию записей для рекорд-лейбла Prestige, которые в течение нескольких лет составляли основной массив его студийной работы. К середине 50-х Дэвис вышел победителем в борьбе с наркотиками. Когда в 1955 году он поднялся на сцену джазового фестиваля в Ньюпорте, его исполнение "'Round Midnight" произвело фурор. В это время Майлз Дэвис исповедовал в своем творчестве новый джазовый стиль, оставивший позади и би-боп и кул, - ритмичный, темпераментный, остро аранжированный, начало которому положило введение в джаз элементов современного госпела.
Лейбл-мэйджор Columbia Records предложил музыканту престижный контракт, который позволил ему собрать постоянную группу. В состав новоявленного квинтета входили, кроме него, саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane), пианист Ред Гарланд (Red Garland), басист Пол Чэмберс (Paul Chambers) и барабанщик Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones). Этот квинтет, равного которому на тот момент не было, сочетал ритмичные городские блюзы с гармоническими мелодическими фонами Дэвиса. Это была сенсация в мире джаза.
В октябре 55-го музыкант начал подготовку пластинки "Round About Midnight", дебюта на новом лейбле. Параллельно ему приходилось отрабатывать предыдущий договор с лейблом Prestige, для которого он обязан был записать еще пять альбомов. Стоит ли говорить, что 56-й год выдался, хоть и вынужденно, необыкновенно продуктивным. Для компании Prestige Дэвис подготовил цикл высококлассных альбомов: "The New Miles Davis Quintet", "Cookin'", "Workin'", "Relaxin'" и "Steamin'". Так что творчество первого собранного им квинтета было задокументировано на редкость подробно. И на редкость удачно: в этот период Дэвис регулярно возглавляет рейтинги лучших джазовых исполнителей.
В феврале 1957 года Capitol опубликовал пластинку "Birth of the Cool", зафиксировавшую самые первые сессии, а в мае музыкант снова скооперировался с аранжировщиком Джилом Эвансом, чтобы оформить новые идеи для следующего LP на лейбле Columbia "Miles Ahead". Дэвис солировал в биг-бэнде, развивая концепцию "Birth of the Cool", но наполняя ее новыми классическими обертонами. Пластинка "Miles Ahead", записанная с пианистом Уинтоном Келли (Wynton Kelly) и барабанщиком Артом Тейлором (Art Taylor), вышла в 1958 году. Через несколько лет альбом был представлен в Зале славы Grammy, созданном, чтобы увековечить записи, сделанные еще до учреждения премии в 1959 году. На этом диске, отразившем его глубокое понимание многообразной американской культуры, во весь голос зазвучала негритянская Америка - отдельный, совершенно самостоятельный мир, со своим мироощущением, имеющим равные права с любым другим взглядом на мир.
Музыкант расширил состав своей группы, пригласив саксофониста Кэннонбола Эддерли (Cannonball Adderley), и переименовал команду в Miles Davis Sextet. В апреле 1958 года секстет записал лонг-плей "Milestones". Спустя какое-то время команда пережила еще ряд кадровых перестановок: ушедшего пианиста Реда Гарланда заменил БиллЭванс (Bill Evans), а вместо Филли Джо Джонса за барабаны сел Джимми Кобб (Jimmy Cobb). С обновленным коллективом Дэвис приступает к записи музыки из оперы "Porgy and Bess", одного из лучших своих произведений. Он подключает симфонический оркестр, а аранжировки доверяет неизменному Джилу Эвансу. Спокойные, богатые гармонии Evans, его новаторское использование духовых и язычковых инструментов в стиле Дюка Эллингтона оказали мощное влияние на Дэвиса.
Вместе с Miles Davis Sextet музыкант начинает экспериментировать с тональностями и продолжает нащупывать новую стилистику во время студийных сессий в марте-апреле 59 года, когда создавался LP "Kind of Blue". Альбом знаменовал новую веху в современном джазе и оказался самой популярной работой Майлза Дэвиса за всю его карьеру. Со временем интерес к записи только возрастал (альбом фигурировал в джазовых чартах и в 70-е и в 80-е годы), и на сегодняшний день его тираж превысил два миллиона копий - цифра для джазовой пластинки фантастическая. Такую же фантастическую оценку получил альбом у профессионалов шоу-бизнеса: большинство критиков до сих пор считают "Kind of Blue" лучшим альбомом в истории джаза. Вступительный трек "So What" десятки лет привлекает внимание других исполнителей, интерпретировавших его в многочисленных кавер-версиях.
Еще в декабре 1957 года музыкант во второй раз побывал в Париже, где работал над звуковой дорожкой к фильму "L'Ascenseur pour l'Echafaud". Альбом "Jazz Track", включавший эти композиции, в 1960 году оценили устроители только что основанной премии Grammy. Дэвис был номинирован в категории "лучшее джазовое выступление".
Сессии, проведенные в ноябре 1959 и в марте 1960 года, привели к появлению восхитительного альбома "Sketches of Spain", навеянного творчеством композитора Хоакина Родриго (Joaquin Rodrigo). В команде с Джилом Эвансом музыкант записал традиционные испанские мелодии и несколько оригинальных композиций в том же стиле. Лонг-плей принес ему еще две номинации Grammy и победу в одной из них - "лучшая джазовая композиция" ("More Than 5 minutes"). "Sketches of Spain" наряду с музыкой "Porgy and Bess" относятся к величайшим произведениям американской культуры, обладающим огромной эмоциональной и силой и выразительностью.
К началу следующей студийной записи в марте 1961 года штатное расписание секстета решительно обновилось, превратив группу в квинтет. Ушел саксофонист Кэннонбол Эддерли. Новый пианист Уинтон Келли сменил Билла Эванса. Начал сольную карьеру саксофонист Джон Колтрейн, который в последнее время играл все более активную роль в записях, удлиняя и ускоряя свои сольные партии, и с которым у Дэвис порой возникали серьезные творческие расхождения. На его место пришел Хэнк Мобли (Hank Mobley).
Классический состав Miles Davis Sextet с формалистом Эддерли, с одной стороны, и экспрессионистом Колтрейном, с другой, был настолько мощным и продуктивным явлением, что положил начало двум новым направлениям в джазе, которые в ближайшие тридцать лет так или иначе определяли облик жанра. Оркестр, позднее созданный Эддерли, технически послужил прототипом стиля фьюжн (хотя настоящим его инициатором был Майлз Дэвис). Колтрейн предпочитал двигаться в сторону авангарда; в его творчестве социальные сдвиги переплавились в настоящую музыкальную революцию.
Для нового LP "Someday My Prince Will Come" (1962) нескольких сольных партий записал Колтрейн (со временем он даже начал конкурировать с Дэвисом в рейтингах лучших джазовых музыкантов). Пластинка оказалась весьма популярной, отметившись в американском поп-чарте. Но ей было далеко до успеха следующей работы "Miles Davis in Person (Friday & Saturday Nights at the Blackhawk, San Francisco)". Активно проявившая себя в чартах двойная пластинка была записана во время выступлений музыканта в апреле 62 года. На пленку было зафиксировано еще одно примечательное живое шоу - выступление в Carnegie Hall вместе с оркестром под управлением Джила Эванса. Диск "Miles Davis at Carnegie Hall" был уже третьим релизом музыканта, попавшим в американский чарт поп-альбомов (Тор 60). Майлз Дэвис и Джил Эванс были выдвинуты на соискание Grammy за лучшее джазовое инструментальное выступление. Последним совместным проектом Дэвиса и Эванса стал лонг-плей "Quiet Nights", записанный в студии в 1962 году. Он не публиковался до 64 года, а когда появился в продаже, поднялся в Тор 100 поп-альбомов и еще раз сделал авторов номинантами Grammy в той же номинации.
После записи "Quiet Nights" джаз-бэнд Дэвиса полностью обновился. Фактически это была уже другая группа, включавшая саксофониста Джорджа Коулмэна, пианиста Виктора Фельдмана (Victor Feldman), басиста Рона Картера (Ron Carter) и барабанщика Фрэнка Батлера (Frank Butler). Весной 1963 года квинтет приступил к созданию альбома "Seven Steps to Heaven". Уже в период сессий приходилось по-новому комплектовать состав. Пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock) пришел на место Фельдмана, а Тони Уильямс (Tony Williams) стал новым барабанщиком. В период студийных сессий по существу проходило формирование следующей грандиозной джаз-группы, участниками которой станут Картер, Хэнкок и Уильямс. Диск "Seven Steps to Heaven", вернувший имя Майлза Дэвиса в чарты (номер 62), удостоил музыканта еще двух номинаций Grammy. На соискание премии был выдвинут и следующий концертный альбом "Miles Davis in Europe", записанный в июле 1963 года вместе с его новым квартетом. В феврале 64 года команда зафиксировала живое выступление, которое было публиковано в 1965 году под названием "My Funny Valentine" и появилось в поп-чарте.
В сентябре 1964 года, пока по миру катилась эпидемия под названием битломания, к экипажу Дэвис-Картер-Хэнкок-Уильямс присоединился саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter). С его появлением завершилось формирование классического состава Miles Davis Quintet, царствовавшего на джазовой сцене в 60-е. Продолжая исполнять на концертах джазовые стандарты, этот коллектив подготовил цикл студийных альбомов, основанных на оригинальном материале, написанном самими участниками квинтета. Начиная с середины 60-х Miles Davis Quintet выпустил такие пластинки: монументальный "E.S.P." (1965), "Miles Smiles" (1967 год; номинант Grammy за лучшее джазовое исполнение), "Sorcerer", "Nefertiti", "Miles in the Sky" (1968 год; номинация "лучшее инструментальное джазовое выступление") и "Filles de Kilimanjaro" (1968). Все они попадали в первую двадцатку джазового чарта.
Уже к моменту записи последнего альбома Дэвис пережил новое увлечение. Его страстью стали электрические инструменты, что предвещало следующий стилистический поворот его творчества, на этот раз в сторону рок-музыки. Когда сессии "Filles de Kilimanjaro" близились к финалу, команда рассталась с Хэнкоком и Картером. На их места пришли новый пианист Чик Кориа (Chick Corea) и басист Дэйв Холланд (Dave Holland). Хэнкок не распрощался с Дэвисом окончательно. Он участвовал в записи его следующего альбома "In a Silent Way" (1969), на котором также отметились пианист Джо Завинул (Joe Zawinul) и выдающийся гитарист Джон Маклохлин (John McLaughlin). После 4-летнего отсутствия имя знаменитого композитора и трубача снова появилось в поп-чарте, а устроители Grammy еще раз включили его в список номинантов.
С пластинкой "In a Silent Way" связан еще один переломный момент в творческой биографии музыканта - окончательный поворот к так называемому стилю фьюжн, слиянию джаза и рока. Увлечение артиста электрической гитарой, чьи возможности так фантастически использовал Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), открыло перед ним новые горизонты. Результат - введение синкопированных ритмов и электронных инструментов - вызвал довольно неоднозначную реакцию и у меломанов, и у критиков. В любом случае, аудитория Дэвиса значительно расширилась, хотя белые рокеры зачастую смотрели на его попытки свысока.
Глубоким интересом к новому стилю пронизан альбом "Bitches Brew". Это, конечно, далеко не та рок-музыка, к которой привык массовый слушатель, но в рок-кругах к работе отнеслись с большим вниманием. Изданный в марте 1970 года, "Bitches Brew" совершил прорыв в американский Тор 40 (высшее достижение - 35 строка национального рейтинга). Альбом стремительно возглавил джазовый чарт и стал первым релизом музыканта, получившим золотой сертификат уже через несколько месяцев. Очередное выдвижение на Grammy на этот раз увенчалось победой в номинации "лучший джазовый ансамбль". Исследование возможностей джаз-рока надолго заняло интересы Дэвиса. Он подготовил еще серию сходных по стилистике релизов: "Miles Davis at Fillmore East" (1971 год; номинация Grammy), "A Tribute to Jack Johnson", "Live-Evil", "On the Corner", "In Concert". Все они попали в рейтинги популярной музыки, воспринимаемые меломанами как рок-альбомы.
К началу 70-х многие бывшие коллеги артиста по его предыдущим проектам сами оказались лидерами джаз-рок-групп. Пианист Чик Кориа собрал команду Return to Forever. Саксофонист Уэйн Шортер и пианист Джо Завинул возглавляли Weather Report. Гитарист Джон Маклохлин и барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) создали Mahavishu Orchestra.
В это время сам Майлз Дэвис вынужден был вести менее активный образ жизни - в октябре 72 года он попал в аварию, в результате которой сломал обе ноги. Он и сам ощущал потребность дистанцироваться от джазовых пуристов, осуждавших его заигрывание с роком. Да и его бурная личная жизнь не способствовала творческому напряжению. Снова начались проблемы с наркотиками, однажды он попал в перестрелку, не раз привлекал внимание полиции и даже подвергался арестам. Со временем состояние его здоровья только ухудшалось. В 1975 году он перенес тяжелую операцию на бедре. Студийная работа была ему уже не по силам.
Прошло пять долгих лет, прежде чем музыкант восстановил форму настолько, чтобы записать новый диск "The Man With the Horn" (1980), который тут же вышел в лидеры рейтинга джаз-альбомов, а через несколько месяцев добрался до Тор 60 чарта Billboard. В 81-м году исполнитель отправился в гастрольный тур, сопровождавшийся дифирамбами прессы. Теперь это был 55-летний патриарх джаза, живая легенда, чьи нововведения давно вошли в плоть и кровь современной музыки, подхваченные исполнителями нескольких поколений, в первую очередь теми, кому посчастливилось работать с Дэвисом бок о бок. Его влияние распространялось далеко за пределы джаза, в чьей судьбе он сыграл такую большую роль.
В 80-е музыкант постоянно участвовал в ведущих джазовых фестивалях в разных уголках мира и записал несколько работ, отмеченных массовым интересом слушателей и высокой оценкой профессионалов. В числе его сессионных музыкантов побывали гитарист Джон Скофилд (John Scofield) и молодой саксофонист Билл Эванс (Bill Evans). В первой половине 80-х вышли альбомы "We Want Miles" (Grammy 1982 года за лучшее джазовое инструментальное соло), "Star People", "Decoy", "You're Under Arrest". Все они фигурировали в джазовом чарте альбомов, а последний диск отразил увлечение музыканта фанком. Представленные на нем треки были фактически поп-песнями, отмеченными изящным прикосновением мастера джаза.
В 1986 году, после 30 лет сотрудничества с лейблом Columbia, музыкант подписал новый контракт с Warner Bros. Records и подготовил альбом "Tutu" (#1 в чарте Top Jazz Albums). На этот раз он флиртовал с довольно агрессивным диско, во время сессий отвечая за синтезатор. Диск принес ему очередную премию Grammy за лучшее джазовое инструментальное соло. В 1989 году лейбл Columbia опубликовал лонг-плей "Aura", записанный артистом еще в 84-м. Его ждал такой же успех: еще две победы на церемонии вручения Grammy в номинациях "джазовое инструментальное соло" и "лучший джазовый ансамбль". Для фильма "The Hot Spot" режиссера Денниса Хоппера (Dennis Hopper) Дэвис записал несколько блюзовых композиций. Его коллегами по саундтреку стали выдающиеся музыканты Тадж Махал (Taj Mahal), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Тим Драммонд (Tim Drummond) и слайд-гитарист Рой Роджерс (Roy Rogers).
В последние годы, наслаждаясь всемирной славой и горячей любовью миллионов поклонников, Майлз Дэвис много ездил по всему миру, охотно записывался с самыми разными музыкантами. Когда подводило здоровье, тоже не унывал, отдавая много времени живописи. Писать картины он начал уже давно, его рисунки украшали и конверты его пластинок.
В июле 1991 года, выступая на знаменитом джазовом фестивале в Монтре, Майлз Дэвис преподнес своим фанам большой сюрприз. Трубач исполнил несколько вещей, саранжированных для него Джилом Эвансом еще в конце 50-х. До этого артист никогда не обращался к материалам прошлых лет, тем более так далеко отстоящим по времени. Ретроспектива прозвучала очень символично - не прошло и трех месяцев, как фанов Майлза Дэвиса потрясло известие о его смерти. 65 летний музыкант скончался от пневмонии 28 сентября 1991 года.
А созданная им музыка продолжала жить и триумфально идти по миру. В 1992 году в продаже появился его последний студийный альбом "Doo-Bop", начатый музыкантом еще при жизни. Этот плод сотрудничества с рэппером Easy Mo Bee принес Дэвису посмертную премию Grammy в номинации "лучшее инструментальное выступление в жанре ритм-н-блюз". Трек "Fantasy" тоже претендовал на победу за лучшее инструментальное джазовое соло. Еще одно посмертное издание "Miles & Quincy Live at Montreux" (1993) пополнило его коллекцию почетных трофеев седьмой наградой Grammy за лучшее выступление большого джазового ансамбля. Более того, когда в 1996 году лейбл Columbia Records подготовил бокс-сет на шести CD под названием "Miles Davis & Gil Evans: The Complete Columbia Studio Recordings", издание выиграло Grammy как лучший ретроспективный альбом.
Майлз Дэвис - идеальный кандидат на звание музыкального гения. Выражая таким послушным в его руках инструментом тончайшие движения души, блестяще владея свободным и дерзким искусством импровизации, он был наделен и выдающимся композиторским талантом. Его влияние на рок-музыку трудно переоценить, его вклад в развитие современного джаза просто не имеет цены. И как это всегда бывает с личностями исторического масштаба, значение пройденного им пути намного превосходит границы его ремесла, границы музыки, границы искусства вообще. Коллеги по джазовому цеху приписывают ему гораздо более значительную роль: "Майлз Дэвис оказал огромное влияние на всё негритянское население Америки. Он помог преодолеть рабскую психологию. Дэвис навёл мосты между чёрной и белой Америкой, он представляет авангард нашей общей культуры. Его интересует всё, что интересует Америку. Он заставляет слушателя чувствовать себя американцем во всей полноте этого слова".
Комментарии3