Джордж Лукас
Родился 14 мая 1944 году в Модесто (Калифорния), окончил кинофакультет Университета Южной Калифорнии. За короткометражный фильм "TNX-1138" получил Гран-При Национального фестиваля студенческого фильма (1967). Был ассистентом Ф. Ф. Копполы на фильме" Люди дождя", во время съемок которого снял два документальных фильма о процессе кинопроизводства. Спилберг и Лукас называют себя "moviebrats" - "киноотродьем".
Оба мультимиллионера - скромные, застенчивые люди, одевающиеся в одежду из супермаркета, оба лишены традиционных амбиций киноэлиты, и лучше чувствуют себя в кинозале, нежели на светской вечеринке. В своем понимании назначения кинематографа они также похожи. Но самым главным является то, что они стали инициаторами процесса, который перевернул представления Голливуда о том что такое современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кино в эпоху постмодерна.
Первый полнометражный фильм Лукаса "TNX-1138", (1971) спродюсированный Френсисом Фордом Копполой за 750 000 тыс. долларов, и основанный на его же, Лукаса, одноименном студенческом 20 -минутном фильме, не принес ему финансового успеха, хотя был благосклонно принят критиками. "TNX-1138 "- киноантиутопия (или, как сейчас говорят "дистопия") в духе Замятина-Хаксли-Оруэлла - хорошо придуманная и снятая с минимумом спецэффектов, но с максимумом авторской фантазии, что дает повод многим критикам, раздраженным многомиллионными бюджетами его последующих фильмов, считать эту картину его лучшей работой.
Финансовая неудача, однако, Лукасу не понравилась: "После "TNX" я понял, что должен либо делать кино, которое дает прибыль, либо сидеть и читать книжки. Мне не хотелось тратить энергию за 3000 долларов... мне не хотелось, чтобы меня содержала жена... и поэтому я решил сделать рок-н-ролльно-автомобильный фильм". Таким фильмом стали "Американские граффити" (1973) - один из первых фильмов в духе "ретро", где в качестве невозвратного прошлого фигурируют уже не 30-е-50-е, а начало 60-х годов. (Один американский критик назвал фильм "фреской о временах невинности"). Снятый снова при помощи Копполы, и снова всего за $750 000, фильм стал одним из чемпионов 70-х годов по сборам. Это почти автобиографическая картина. Лукас замечает, что черты его индивидуальности проступают в характерах сразу трех героев картины: неловкого, несчастного Тода (Чарльз Мартин Смит), страстного гонщика (Поль Ле Мат) и любопытствующего подростка (Ричард Дрейфус). И только с безмятежным и уверенным в себе старостой класса (Рон Ховард) у молодого Лукаса нет ничего общего. Фонограмма фильма насыщена рок - хитами 50-х, начала 60-годов, зазвучавшими в ностальгическом контексте фильма совсем по новому. Этот прием стал потом почти что обязательным в фильмах о 50-х годах. В картине проявилась принципиальная черта стиля Лукаса: романтизация действительности. В "Американских граффити" заурядные реалии 50-х годов представлены как утраченная сказка. Но если сказка утрачена - кино на то и существует, чтобы ее реконструировать, воскресить. И поэтому обращение к фантастике (правда принципиально им переосмысленной) было совершенно естественным.
Его следующий (и самый знаменитый) фильм "Звездные войны "(1977) - своего рода классика кино эпохи голливудского постмодерна - по сути дела деконструированная с последуюшей реконструкцией и электронной модернизацией американская киномифология (Флеш Гордон, Бак Роджерс).
И, вместе с тем, сказочный мир с его манихейством - миром, разделенным на черное и белое, на враждующие империи, одну безукоризненно позитивную ("белую"), другую несущую абсолютное зло - является в этом фильме доминирующим. Нельзя сбрасывать со счетов и патриотический пафос фильма, хронологически почти совпавшего с неоконсервативной революцией Рейгана, откровенно использовавшего концепции авторов фильма ("Империя Зла", "Звездные войны", как название космической оборонной системы) в своей удачной антисоветской риторике и пропаганде. (Которые, в конечном итоге, сильно способствовали развалу СССР ("Империи Зла").
Наряду с другими событиями сезона 1976/77 годов - выходом фильма Спилберга "Тесные контакты третьей степени", появлением на прилавках магазинов (осенью 76-ого) первых видеомагнитофонов JVC стандарта VHS, а также сборкой в гараже Возняком и Джобсом персонального компьютера "Эппл ", "Звездные войны" возвещали о вхождении в самостоятельную жизнь поколения "бейби-бумеров". После "Звездных войн" Лукас практически прекратил заниматься режиссурой. Сам он объясняет это так: "Не люблю режиссуру...не люблю этих постоянных контактов с капризными актерами... режиссура - это постоянное эмоциональное напряжение, это страшно тяжелая работа по двенадцать, шестнадцать часов в день без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья". Его основное занятие с тех пор - продюсерство, написание сценариев и руководство постановками.
Он написал сценарий и продюсировал в своей фирме "Лукас филмс" знаменитый боевик Спилберга "В поисках утерянного ковчега". Руководил постановками завершающих фильмов космической одиссеи - "Империя наносит ответный удар" (1980,И.Кершнер) и "Возвращение Джидая" (1983, Р. Марканд). Помог Спилбергу закончить трилогию об искателе приключений, археолге Индиане Джонсе и т. д. Кроме основной фирмы "Лукас-филм" он организовал фирму "Индустриальный свет и магия" ("Industrial Light & Magic"), специализирующуюся на спецэффектах, а также исследовательскую фирму (фактически научно-исследовательский институт) "Спрокет системс".
И вот на основе новых техно-компьютерных достижений - в том числе, принадлежащих и этим его фирмам, после более чем двадцатилетнего отсутствия, Лукас триумфально возвратился в режиссуру в 1999 году с очередным сиквелом "Звездных войн" - "Призрачная угроза", действие в которой развивается "до" событий первого фильма серии.
Хотя фильмы Лукаса - режиссера и продюсера вроде бы далеки от современной американской реальности, они с неожиданной стороны выражают существенные моменты ментальности послевоенного поколения "бейби-бумеров".
Оба мультимиллионера - скромные, застенчивые люди, одевающиеся в одежду из супермаркета, оба лишены традиционных амбиций киноэлиты, и лучше чувствуют себя в кинозале, нежели на светской вечеринке. В своем понимании назначения кинематографа они также похожи. Но самым главным является то, что они стали инициаторами процесса, который перевернул представления Голливуда о том что такое современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кино в эпоху постмодерна.
Первый полнометражный фильм Лукаса "TNX-1138", (1971) спродюсированный Френсисом Фордом Копполой за 750 000 тыс. долларов, и основанный на его же, Лукаса, одноименном студенческом 20 -минутном фильме, не принес ему финансового успеха, хотя был благосклонно принят критиками. "TNX-1138 "- киноантиутопия (или, как сейчас говорят "дистопия") в духе Замятина-Хаксли-Оруэлла - хорошо придуманная и снятая с минимумом спецэффектов, но с максимумом авторской фантазии, что дает повод многим критикам, раздраженным многомиллионными бюджетами его последующих фильмов, считать эту картину его лучшей работой.
Финансовая неудача, однако, Лукасу не понравилась: "После "TNX" я понял, что должен либо делать кино, которое дает прибыль, либо сидеть и читать книжки. Мне не хотелось тратить энергию за 3000 долларов... мне не хотелось, чтобы меня содержала жена... и поэтому я решил сделать рок-н-ролльно-автомобильный фильм". Таким фильмом стали "Американские граффити" (1973) - один из первых фильмов в духе "ретро", где в качестве невозвратного прошлого фигурируют уже не 30-е-50-е, а начало 60-х годов. (Один американский критик назвал фильм "фреской о временах невинности"). Снятый снова при помощи Копполы, и снова всего за $750 000, фильм стал одним из чемпионов 70-х годов по сборам. Это почти автобиографическая картина. Лукас замечает, что черты его индивидуальности проступают в характерах сразу трех героев картины: неловкого, несчастного Тода (Чарльз Мартин Смит), страстного гонщика (Поль Ле Мат) и любопытствующего подростка (Ричард Дрейфус). И только с безмятежным и уверенным в себе старостой класса (Рон Ховард) у молодого Лукаса нет ничего общего. Фонограмма фильма насыщена рок - хитами 50-х, начала 60-годов, зазвучавшими в ностальгическом контексте фильма совсем по новому. Этот прием стал потом почти что обязательным в фильмах о 50-х годах. В картине проявилась принципиальная черта стиля Лукаса: романтизация действительности. В "Американских граффити" заурядные реалии 50-х годов представлены как утраченная сказка. Но если сказка утрачена - кино на то и существует, чтобы ее реконструировать, воскресить. И поэтому обращение к фантастике (правда принципиально им переосмысленной) было совершенно естественным.
Его следующий (и самый знаменитый) фильм "Звездные войны "(1977) - своего рода классика кино эпохи голливудского постмодерна - по сути дела деконструированная с последуюшей реконструкцией и электронной модернизацией американская киномифология (Флеш Гордон, Бак Роджерс).
И, вместе с тем, сказочный мир с его манихейством - миром, разделенным на черное и белое, на враждующие империи, одну безукоризненно позитивную ("белую"), другую несущую абсолютное зло - является в этом фильме доминирующим. Нельзя сбрасывать со счетов и патриотический пафос фильма, хронологически почти совпавшего с неоконсервативной революцией Рейгана, откровенно использовавшего концепции авторов фильма ("Империя Зла", "Звездные войны", как название космической оборонной системы) в своей удачной антисоветской риторике и пропаганде. (Которые, в конечном итоге, сильно способствовали развалу СССР ("Империи Зла").
Наряду с другими событиями сезона 1976/77 годов - выходом фильма Спилберга "Тесные контакты третьей степени", появлением на прилавках магазинов (осенью 76-ого) первых видеомагнитофонов JVC стандарта VHS, а также сборкой в гараже Возняком и Джобсом персонального компьютера "Эппл ", "Звездные войны" возвещали о вхождении в самостоятельную жизнь поколения "бейби-бумеров". После "Звездных войн" Лукас практически прекратил заниматься режиссурой. Сам он объясняет это так: "Не люблю режиссуру...не люблю этих постоянных контактов с капризными актерами... режиссура - это постоянное эмоциональное напряжение, это страшно тяжелая работа по двенадцать, шестнадцать часов в день без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья". Его основное занятие с тех пор - продюсерство, написание сценариев и руководство постановками.
Он написал сценарий и продюсировал в своей фирме "Лукас филмс" знаменитый боевик Спилберга "В поисках утерянного ковчега". Руководил постановками завершающих фильмов космической одиссеи - "Империя наносит ответный удар" (1980,И.Кершнер) и "Возвращение Джидая" (1983, Р. Марканд). Помог Спилбергу закончить трилогию об искателе приключений, археолге Индиане Джонсе и т. д. Кроме основной фирмы "Лукас-филм" он организовал фирму "Индустриальный свет и магия" ("Industrial Light & Magic"), специализирующуюся на спецэффектах, а также исследовательскую фирму (фактически научно-исследовательский институт) "Спрокет системс".
И вот на основе новых техно-компьютерных достижений - в том числе, принадлежащих и этим его фирмам, после более чем двадцатилетнего отсутствия, Лукас триумфально возвратился в режиссуру в 1999 году с очередным сиквелом "Звездных войн" - "Призрачная угроза", действие в которой развивается "до" событий первого фильма серии.
Хотя фильмы Лукаса - режиссера и продюсера вроде бы далеки от современной американской реальности, они с неожиданной стороны выражают существенные моменты ментальности послевоенного поколения "бейби-бумеров".
Комментарии6