9 фактов из жизни Никиты Михалкова
Его не случайно называют «барином российского кино». Род Михалковых известен с 15 века, их предки сражались на Куликовом поле и были в троюродном родстве с первыми Романовыми. Нынче Никите Сергеевичу - 60.
1. Родственник юбиляра по материнской линии - великий русский художник Василий Суриков («Боярыня Морозова», 1887), внучка которого, известная переводчица и поэтесса Наталья Кончаловская, 21 октября 1945 г. родила в Москве будущего обладателя «Оскара» и Гран-при Каннского кинофестиваля («Утомленные солнцем», 1994). «Мама объединяла всю нашу семью. Мы никогда не видели ее сидящей без дела. Операцию по поводу катаракты она делала не в «кремлевке», а в обычной областной больнице. Каждый день к ней приходила массажистка, но не из барской привычки - это была жизненная необходимость».
2. «Барчуком» и пижоном Михалкова считали даже в спецшколе № 20, где он проучился до 7 класса. Одноклассники частенько его поколачивали: «Когда я рассказывал о том, как к нам в гости приходили Вишневский и Кассиль, читали свои стихи и прозу, пели, танцевали, а Рихтер очень громко играл на рояле и поэтому я не выспался, это не нравилось ни учителям, ни ученикам. Если бы я был отличником, перепадало бы больше. Но я был толстым, и за это меня били отдельно». Кроме того, он учился в музыкальной школе при Московской консерватории и занимался в актерской студии при Театре им. Станиславского.
3. В кино Никита дебютировал в 14 лет («Солнце светит всем»), а знаменитостью проснулся после премьеры данелиевского «Я шагаю по Москве» (1963). Тогда же он поступил в «Щуку» на актерское отделение, причем втайне от отца - автора детских стихов про «Дядю Степу» и Гимна СССР Сергея Михалкова, - чтобы тот, не дай бог, не вздумал хлопотать и не пытался устроить сына «по блату». «Он никогда не давал мне во что-то вмешиваться, кому-то звонить, - вспоминал С. Михалков. - Конечно, я мог бы сделать ему «белый билет», но он сам пошел служить рядовым краснофлотцем, три года провел в Находке и вернулся домой старшиной первой статьи».
4. Хотя всесоюзная слава все-таки вскружила 18-летнему Михалкову голову: «Всю комнату я заклеил своими фотографиями, а однажды, вернувшись домой, увидел развешанные под ними стрелки. Повел глазами и наткнулся на скромный портрет Сурикова. Под снимком четким маминым почерком было написано: «Стыдись. Бери пример с предков». С этих пор на стенах в доме Михалкова нет ни одной фотографии хозяина. Зато много икон, доставшихся по наследству или купленных им самим. Самая ценная - выполненная по заказу деда - В.С. Михалкова - для благословения его сына, Сергея, в день венчания в 1898 г.
5. Первой женой Никиты стала 19-летняя сокурсница по «Щуке», после «Алых парусов» и «Человека-амфибии» тоже успевшая прослыть восходящей кинозвездой, Анастасия Вертинская. Звездный брак длился четыре года (см. «СК» № 50, 2004). После развода с ней закончилась и учеба Михалкова в «Щуке», где не церемонились со студентами, много снимавшимися в кино. Однако по поводу отчисления он огорчался недолго - уже нацеленный на кинематограф, Михалков по рекомендации Георгия Данелия поступил на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. В 1974 г. на экраны вышел его постановочный дебют «Свой среди чужих, чужой среди своих», во время работы над которым он сделал предложение своей нынешней супруге - манекенщице Татьяне Соловьевой. Свадьбу они сыграли в Грозном, где проходили натурные съемки картины. Сегодня у Никиты Сергеевича четверо детей и шесть внуков.
6. Актерские навыки Михалкову, тем не менее, пригодились. Мало того что его охотно снимали и снимают другие режиссеры, он почти всегда появляется на экране в своих фильмах. Он понимает актеров, актеры ему доверяют и, как Спилбергу в Голливуде, не отвечают отказом: «Если режиссер видит в актере многое, актер делает порой удивительные вещи», - говорит о нем звезда «Рабы любви» (1975) Елена Соловей. Кстати, фильм этот начинал другой постановщик, и Михалкову досталась всего треть бюджета и съемочных сроков. В итоге получился шедевр, каждый кадр которого, тем не менее, пришлось отстаивать. Однажды в кабинете высокого начальника, исчерпав все разумные доводы, Михалков вынул из кармана черную траурную повязку. «Это еще что?!» «Как что? - отозвался режиссер. - Вы ведь собираетесь похоронить мой фильм. Вот я и хочу, чтобы похороны прошли по официальной форме».
7. В 1977 г. его «Неоконченная пьеса для механического пианино» получила «Большую золотую раковину» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, «Золотую пластину» в Чикаго и «Давида Донателло» в Риме. В 1982 г. за эпизодическую роль проводника в рязановском «Вокзале для двоих» читатели «Советского экрана» назвали Михалкова лучшим актером (читай - секс-символом) года. В 1991 г. его «Урге» вручили «Золотого льва» в Венеции и награду Европейской киноакадемии «Феликс» в Париже. В апреле 1994 г. Михалков, до этого номинированный на «Оскар» за «Ургу», все-таки получил золоченую статуэтку за «Утомленных солнцем». В мае того же года шикарная фестивальная публика в Канне 20 минут аплодировала вручению тому же фильму Гран-при, а муза Ингмара Бергмана - легендарная шведская актриса Лив Ульман - призналась Михалкову, что была бы счастлива сыграть в его фильме.
8. Во время работы над «Сибирским цирюльником» (1999) режиссеру разрешили ровно на сутки погасить кремлевские звезды над Красной площадью. Снега не было, и поэтому для зимних сцен площадь засыпали солью «Экстра»: «Заваливаем все таким вот «снегом», но стоит по нему разок пройтись массовке, как он становится черной кашей. А тут еще эти звезды! Днем можно выбрать ракурс, при котором они не попадают в кадр, а ночью что делать? Кстати, их не гасили с военного 1941 года». С «Сибирским цирюльником» впервые в истории нового россий-ского кино был опробован и «бандитский» метод контроля над видеопиратами: «Бабушке, работавшей в лаборатории, предлагали 5 тысяч долларов, чтобы она разрешила увезти копию на 3 часа. Пришлось охранять бабушку. Потом, по договоренности с силовыми структурами, мы разгромили несколько ларьков, где продавали видеокопии с экрана, и спалили пару цехов, в которых их делали. После этого пираты поняли, что с этим мерзавцем Михалковым лучше не связываться». Фильм шел в российском прокате 27 месяцев!
9. За счет 45-миллионного бюджета «Сибирского цирюльника» была отреставрирована колокольня Ивана Великого, а когда заговорили о том, что Никита Сергеевич не прочь стать президентом России, он неизменно цитировал слова Р. Рейгана: «Я сыграл столько шерифов и любовников, что смогу сыграть и роль президента». Теперь юбиляр уверяет, что власть ему не нужна: «Не останется времени на друзей, возможности говорить, что хочу, жить так, как хочу. Сегодня я - господин своих фильмов, творю свой собственный мир, рассказываю о людях, которых люблю. Меня не интересует «пение хором», и я не верю тем, кто уснул красным, а проснулся трехцветным. Я никогда не делал фильмов по заказу Брежнева или Андропова. Мои взгляды не изменились. Мне хочется, чтобы меня не слушали, а услышали».
2. «Барчуком» и пижоном Михалкова считали даже в спецшколе № 20, где он проучился до 7 класса. Одноклассники частенько его поколачивали: «Когда я рассказывал о том, как к нам в гости приходили Вишневский и Кассиль, читали свои стихи и прозу, пели, танцевали, а Рихтер очень громко играл на рояле и поэтому я не выспался, это не нравилось ни учителям, ни ученикам. Если бы я был отличником, перепадало бы больше. Но я был толстым, и за это меня били отдельно». Кроме того, он учился в музыкальной школе при Московской консерватории и занимался в актерской студии при Театре им. Станиславского.
3. В кино Никита дебютировал в 14 лет («Солнце светит всем»), а знаменитостью проснулся после премьеры данелиевского «Я шагаю по Москве» (1963). Тогда же он поступил в «Щуку» на актерское отделение, причем втайне от отца - автора детских стихов про «Дядю Степу» и Гимна СССР Сергея Михалкова, - чтобы тот, не дай бог, не вздумал хлопотать и не пытался устроить сына «по блату». «Он никогда не давал мне во что-то вмешиваться, кому-то звонить, - вспоминал С. Михалков. - Конечно, я мог бы сделать ему «белый билет», но он сам пошел служить рядовым краснофлотцем, три года провел в Находке и вернулся домой старшиной первой статьи».
4. Хотя всесоюзная слава все-таки вскружила 18-летнему Михалкову голову: «Всю комнату я заклеил своими фотографиями, а однажды, вернувшись домой, увидел развешанные под ними стрелки. Повел глазами и наткнулся на скромный портрет Сурикова. Под снимком четким маминым почерком было написано: «Стыдись. Бери пример с предков». С этих пор на стенах в доме Михалкова нет ни одной фотографии хозяина. Зато много икон, доставшихся по наследству или купленных им самим. Самая ценная - выполненная по заказу деда - В.С. Михалкова - для благословения его сына, Сергея, в день венчания в 1898 г.
5. Первой женой Никиты стала 19-летняя сокурсница по «Щуке», после «Алых парусов» и «Человека-амфибии» тоже успевшая прослыть восходящей кинозвездой, Анастасия Вертинская. Звездный брак длился четыре года (см. «СК» № 50, 2004). После развода с ней закончилась и учеба Михалкова в «Щуке», где не церемонились со студентами, много снимавшимися в кино. Однако по поводу отчисления он огорчался недолго - уже нацеленный на кинематограф, Михалков по рекомендации Георгия Данелия поступил на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. В 1974 г. на экраны вышел его постановочный дебют «Свой среди чужих, чужой среди своих», во время работы над которым он сделал предложение своей нынешней супруге - манекенщице Татьяне Соловьевой. Свадьбу они сыграли в Грозном, где проходили натурные съемки картины. Сегодня у Никиты Сергеевича четверо детей и шесть внуков.
6. Актерские навыки Михалкову, тем не менее, пригодились. Мало того что его охотно снимали и снимают другие режиссеры, он почти всегда появляется на экране в своих фильмах. Он понимает актеров, актеры ему доверяют и, как Спилбергу в Голливуде, не отвечают отказом: «Если режиссер видит в актере многое, актер делает порой удивительные вещи», - говорит о нем звезда «Рабы любви» (1975) Елена Соловей. Кстати, фильм этот начинал другой постановщик, и Михалкову досталась всего треть бюджета и съемочных сроков. В итоге получился шедевр, каждый кадр которого, тем не менее, пришлось отстаивать. Однажды в кабинете высокого начальника, исчерпав все разумные доводы, Михалков вынул из кармана черную траурную повязку. «Это еще что?!» «Как что? - отозвался режиссер. - Вы ведь собираетесь похоронить мой фильм. Вот я и хочу, чтобы похороны прошли по официальной форме».
7. В 1977 г. его «Неоконченная пьеса для механического пианино» получила «Большую золотую раковину» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, «Золотую пластину» в Чикаго и «Давида Донателло» в Риме. В 1982 г. за эпизодическую роль проводника в рязановском «Вокзале для двоих» читатели «Советского экрана» назвали Михалкова лучшим актером (читай - секс-символом) года. В 1991 г. его «Урге» вручили «Золотого льва» в Венеции и награду Европейской киноакадемии «Феликс» в Париже. В апреле 1994 г. Михалков, до этого номинированный на «Оскар» за «Ургу», все-таки получил золоченую статуэтку за «Утомленных солнцем». В мае того же года шикарная фестивальная публика в Канне 20 минут аплодировала вручению тому же фильму Гран-при, а муза Ингмара Бергмана - легендарная шведская актриса Лив Ульман - призналась Михалкову, что была бы счастлива сыграть в его фильме.
8. Во время работы над «Сибирским цирюльником» (1999) режиссеру разрешили ровно на сутки погасить кремлевские звезды над Красной площадью. Снега не было, и поэтому для зимних сцен площадь засыпали солью «Экстра»: «Заваливаем все таким вот «снегом», но стоит по нему разок пройтись массовке, как он становится черной кашей. А тут еще эти звезды! Днем можно выбрать ракурс, при котором они не попадают в кадр, а ночью что делать? Кстати, их не гасили с военного 1941 года». С «Сибирским цирюльником» впервые в истории нового россий-ского кино был опробован и «бандитский» метод контроля над видеопиратами: «Бабушке, работавшей в лаборатории, предлагали 5 тысяч долларов, чтобы она разрешила увезти копию на 3 часа. Пришлось охранять бабушку. Потом, по договоренности с силовыми структурами, мы разгромили несколько ларьков, где продавали видеокопии с экрана, и спалили пару цехов, в которых их делали. После этого пираты поняли, что с этим мерзавцем Михалковым лучше не связываться». Фильм шел в российском прокате 27 месяцев!
9. За счет 45-миллионного бюджета «Сибирского цирюльника» была отреставрирована колокольня Ивана Великого, а когда заговорили о том, что Никита Сергеевич не прочь стать президентом России, он неизменно цитировал слова Р. Рейгана: «Я сыграл столько шерифов и любовников, что смогу сыграть и роль президента». Теперь юбиляр уверяет, что власть ему не нужна: «Не останется времени на друзей, возможности говорить, что хочу, жить так, как хочу. Сегодня я - господин своих фильмов, творю свой собственный мир, рассказываю о людях, которых люблю. Меня не интересует «пение хором», и я не верю тем, кто уснул красным, а проснулся трехцветным. Я никогда не делал фильмов по заказу Брежнева или Андропова. Мои взгляды не изменились. Мне хочется, чтобы меня не слушали, а услышали».
Комментарии8