Зимовье зверей
Летом 1994 года в музыкальном клубе "Засада" случайно пересеклись пути поэта Константина Арбенина и музыканта Александра Петерсона. Встреча этих двух творческих индивидуальностей и стала отправной точкой появления группы "Зимовье Зверей". Но это была еще только предыстория...
Услышав песни Арбенина, Петерсон загорелся желанием сделать аранжировки. Из песенного материала Арбенин и Петерсон выбрали десять композиций, и целый год репетировали, готовили программу, показывали работу друзьям. А летом 1995 года они отправились на студию "Форум" и за рекордно короткий срок - 20 часов, на большее просто не было средств – записали альбом "Города, которых не стало". Во время записи появился третий постоянный участник коллектива - барабанщик Анатолий Смирнов, армейский друг и коллега Саши Петерсона. Тогда же было придумано название "Зимовье Зверей".
Песни "Выпадая из окна", "Заходи", романс "Вы голодны, мадам...", впервые прозвучав на "Радио-1, Петроград", потом надолго обосновались в эфирах других радиостанций. Слушатели часто звонили в эфир и спрашивали, когда же состоится концерт "Зимовья"? Но группа с концертами не спешила. Только после того, как при поддержке "Театра ДДТ" был записан второй альбом "Число Человека", Арбенин, Петерсон и Смирнов решились выйти на сцену.
Первый концерт - сольный, акустический, в двух отделениях - состоялся в ноябре 1996-го.
Зрители так тепло и заинтересовано приняли творчество музыкантов, что с тех пор их концертная деятельность не прерывалась - разве что на летние каникулы (во время которых, кстати, тоже создаются новые песни). Причём "зимовцы" чередовали акустические и электрические программы.
В 1997 году судьба связала "Зимовье Зверей" с залом Лектория Ленинградского Зоопарка. В этом месте группа выступала в течении шести сезонов, здесь был записан концертный альбом и снят видео-фильм "В зоопарке".
В том же году в коллектив естественным образом влился флейтист Егор Мажуга.
Он был приглашён в студию для записи флейтовой партии в песню "Свидетели" и прижился - как музыкант, как дизайнер, как звукооператор, как человек.
Поскольку материала у Арбенина за несколько лет писания "в стол" накопилось много, "Зимовье" выдавало по две пластинки в год. Один за другим появляются альбомы "Плечи", "Свидетели", "Оба неба", "Вещи со своими именами", "Возвращение именных вещей".
Важным шагом стало выступление на рок-фестивале 97 года "Песни ХХ века", проводимого "Театром ДДТ" на сцене Дворца
Спорта "Юбилейный". "Зимовье Зверей" было единственным коллективом, выступившим на этом фестивале в акустике. Позднее "зимовцы" свели до минимума своё участие в больших сборных концертах, а потом и вовсе отказались от них - специфика их творчества плохо совмещается с атмосферой многолюдных закулисных тусовок. Группа всё дальше уходила от приставки "рок", искала своё лицо.
В 1998 году состоялась премьера музыкального спектакля "Свинопас", в котором соединились музыкальная, драматургическая и актёрская ипостаси Константина Арбенина. Разыгранная по-своему, по-зимовски, старая сказка Андерсена до сих пор исполняется группой на театральных подмостках Петербурга и Москвы.
1999 год. Несмотря на то, что песни группы очень редко звучали по радио, а на телевидении музыканты вообще появлялись считанные разы, аудитория коллектива растет, на концертах всё чаще появляются люди старшего поколения. Коллектив перестаёт называть себя рок-группой.
Клубы и Лекторий зоопарка уже не вмещают всех желающих послушать "Зимовье"; постоянными площадками его выступлений становятся Ленинградский Концертный Зал и Театр Эстрады. Начинаются регулярные концерты в Москве. Вместе со слушателем взрослеет и сама группа.
Альбом "Родословная" стал последней работой, выполненной в жёсткой роковой манере.
Анатолий Смирнов переехал на постоянное место жительство в Голландию, и группа осталась без барабанщика. Но не этот факт заставил двигаться в сторону акустического звучания - Анатолий часто приезжает в Питер и электрические концерты какое-то время ещё имели место быть, - дело было в общем настрое музыкантов: пришло понимание, что именно акустика позволяет наиболее точно выразить им суть своих песен. Поэтому с 2001 года основной и постоянный состав "Зимовья Зверей" - это Арбенин, Петерсон и Мажуга. Таким составом был записан альбом "Конец цитаты", который авторы обозначили как музыкально-литературной композицию.
Иногда к постоянному составу на концертах присоединялся бас-гитарист Михаил Иванов, в прошлом - ученик Петерсона (основная его работа - "Вермишель-оркестр"). На
экспериментальной пластинке "Антиутопия" впервые зазвучала скрипка Александры Савиной (она выступает с концертами академического репертуара и преподаёт игру на скрипке в консерватории).
В 1999-м Арбенин и Петерсон организовали фестиваль поющих поэтов "Могучая Кучка-99", его идея - синтез музыки и настоящей поэзии в авторском исполнении.
Фестиваль с тех пор стал ежегодным, в нём принимали и принимают участие коллеги "зимовцев" - авторы-исполнители, близкие им по духу творчества: Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Вячеслав Ковалёв, Дмитрий Максимачёв, Олег Дегтярёв, Елена Гудкова, Евгений Пальцев, Светлана Голубева, Анатолий Багрицкий, Антон Духовской, группы "Ступени", "The Кикс" и многие другие.
Начало второго тысячелетия группа отметила альбомом "На Третьем Римском". Затем появился "Post Форпост", записанный на Московских концертах. А под новый 2004 год "зимовцы" решили развернуто ответить на самый распространённый слушательско-журналистский вопрос в их адрес: почему группа называется "Зимовье Зверей"? Для этого они записали и поставили на сцене ещё одну музыкальную сказку - "Звери ищут лето". О том, как под Новый год звери пошли от зимы лето. Спектакль-концерт написан по мотивам именно той русской сказки, которая дала название коллективу - "Зимовье зверей". В этом спектакле впервые в истории группы запели Петерсон и Мажуга - вместе с Арбениным они исполнили партии самых разных домашних и диких животных.
2004 год. Компания "KDK-рекордс" выпускает коллекционное переиздание десяти основных альбомов "Зимовья". Режиссер Борис Деденёв снимает видео-клип на самую, пожалуй, известную песню группы - "Джин и Тоник". Летом группа впервые решает посетить два фестиваля авторской песни - XXVIII Ильменский и XXXI Грушинский. Приняв участие в работе жюри Ильменского фестиваля и став лауреатами знаменитой "Груши", музыканты уяснили для себя, что публика такого рода фестивалей - во многом их публика. Их участие в фестивалях авторской песни становится постоянным.
Совместно с петербургским клубом-кафе «Муму» группа организовывает Конкурс авторской песни. В составе жюри – не только организаторы, но и другие известные музыканты, журналисты, издатели. Победитель – молодая группа «Точки над i» – в качестве гран-при получила возможность записать дебютный альбом на профессиональной студии, а наиболее интересные конкурсанты были приглашены на сцену очередной «Могучей Кучки». Конкурс решено сделать ежегодным.
2005 год. Группа выпускает два концертных альбома: двойник "Шишки" включает в себя главные песни группы (старые и новые) и является своеобразным отчётом за десятилетие творческого пути; "Бардовский концерт" - первое сотрудничество Арбенина и Петерсона с кларнетистом Евгением Кривошеиным. Выходит в свет книга текстов песен "Зимовье Зверей: песни и сказки" - наиболее полное на этот момент собрание песенной лирики Арбенина. Летом из коллектива уходит Егор Мажуга: прежде всего это связано с его переездом в Москву. Свой юбилейный сезон группа открывает в новом составе: теперь "Зимовье" - это Арбенин, Петерсон, Савина и Кривошеин. Значительно обновлён и репертуар - музыканты готовятся к записи оригинального альбома.
"Изюминкой" творчества группы "Зимовье Зверей" является отношение к песенным текстам как к настоящей поэзии. Интуитивно соединив в своём творчестве традиции русского рока, советской эстрады, актёрской и бардовской песни, классического (то есть не блатного) шансона, коллектив нашёл свою культурную нишу, творчество его востребовано слушателями разных возрастов. Чаще всего стиль, в котором работают "зимовцы", называют "бард-рок", хотя это определение весьма не точное. Сейчас в послужном списке группы 15 альбомов, два музыкальных спектакля, книга песенных текстов, восемь концертных сезонов. Но творческий поиск продолжается.
Состав группы:
Арбенин Константин Юрьевич.
Родился 21 ноября 1968 года в Ленинграде. По окончании средней школы работал на киностудии "Ленфильм" транспортным рабочим. Во время службы в армии с 1987 по 1989 год стал сочинять песни для самодеятельного солдатского ансамбля, что явилось началом
песенного творчества. В первой половине девяностых писал тексты песен для нескольких ленинградских и минских рок-групп. В то же время исполнял свои песни без аккомпанемента на квартирных импровизированных концертах, занимался литературным творчеством. С 1995 года главным своим делом считает работу в группе "Зимовье Зверей", хотя продолжает литературную деятельность: за это время изданы четыре книги, появляются публикации в литературных журналах. Любимые писатели - Чехов, Толстой, Гончаров, Гроссман, Солженицын. Любимые композиторы - Чайковский, Прокофьев, Таривердиев, Рыбников. Любимые исполнители - Утёсов, Высоцкий, Челентано. Любимые группы -"Аквариум", "Воскресение", "Секрет".
Петерсон Александр Вальтерович
Родился 8 января 1967 года. В 1984 году одновременно со средней общеобразовательной
школой окончил музыкальную школу по классу джазовой гитары. В этом же году поступает в Институт Культуры имени Крупской на эстрадно-духовое отделение по классу саксофона. В 1985 призывается в армию, где попадает в ансамбль песни и пляски северо-западного пограничного округа. В армии имел возможность делать аранжировки на малый симфонический состав оркестра с мужским хором. С 1987 года, после возвращения из армии, начинает работать преподавателем гитары, в это же время углублённо изучает джазовую музыку. С 1987 по 1999 годы активно участвует во всевозможных джазовых проектах. В 1992 году закончил институт по специальности "Руководитель музыкального эстрадного коллектива". С 1993 по 1996 год работает в первом составе оркестра Паши Кашина. Потом полностью окунается в проект "Зимовье Зверей". Слушает джаз, любимые исполнители - Charlie Parker, John Coltrane, Miles Davis, Wes Montgomery, John Scofield.
Лауреат Международных конкурсов Александра Савина (скрипка) с отличием закончила среднюю специальную школу-лицей для особо одаренных детей при Санкт-Петербургской консерватории по классу Л. А. Иващенко. В 2000 году с отличием закончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н А. Римского-Корсакова по классу народного артиста России, профессора В. Ю. Овчарека. С 2002 года, по окончании аспирантуры – ассистент профессора В. Ю. Овчарека и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. С 1997 года – солистка камерной филармонии Санкт-Петербурга. Лауреат международных конкурсов «Юношеские ассамблеи искусств» и «Виртуозы 2000 года». С 1995 года - постоянный участник международного фестиваля камерной музыки «Звуковые пути», солистка одноименного ансамбля современной музыки, член творческой ассоциации. Широко гастролирует в качестве солистки в России, США, Франции, Германии, Норвегии, Швейцарии, Дании, Монголии. Играла концерты с лучшими оркестрами России и Германии. Проводила мастер-классы в США, Германии и Монголии. Принимала участие во многих международных фестивалях в США, Дании, Франции, Германии и России. Постоянный участник фестивалей «Музыкальная весна», «От авангарда до наших дней», «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге.
Александрой Савиной вместе с ее постоянной пианисткой Людмилой Халлаевой записано два сольных альбома – «Виртуозная музыка для скрипки и фортепиано» и «Танго Астора Пьяццоллы».
С 2001 года Александра Савина сотрудничает с группой «Зимовье зверей». В первые годы сотрудничества она выступала лишь как приглашенный сесссионный музыкант, но, с 2005 года стала принимать все более активное участие в жизни группы и, в результате, стала ее постоянным участником на протяжении последних нескольких лет.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии4