Умер Михаил Пуговкин
99 сыгранных ролей
В пятницу, 25 июля 2008 года, в Москве умер Михаил Иванович Пуговкин, один из старейших актеров российского кино, переигравший за 65 лет массу ролей, в основном второго плана, но таких ярких, что они часто затмевали главные. Его комический дар проявился рано, но стал по-настоящему востребован уже в зрелые годы актера.
Биография Михаила Пуговкина похожа на сказку, настоящую, со страшными приключениями и неожиданными поворотами судьбы. Переехавший из деревни в столицу мальчик с тремя классами сельской школы добавил себе лет в анкету и поступил на завод, а вскоре стал заниматься в драматическом кружке при клубе имени Каляева, где его заметил Федор Каверин и устроил в артисты вспомогательного состава Московского драматического театра на Сретенке. В 17 лет коренастого юношу с лукавым лицом, замечательно, "по-деревенски" умевшего двигаться и танцевать, взял на маленькую роль в фильм "Братья Артамоновы" Григорий Рошаль. Когда началась война, начинающий артист ушел на фронт добровольцем, в конце 1942-го был тяжело ранен под Ворошиловградом и комиссован. К лету 1944-го Пуговкин успел поступить в школу-студию МХАТ, поучиться там, вылететь оттуда и вновь угодить в армию: его направили в танковое училище, где артиста заметил генерал Федор Раевский и назначил Михаила Ивановича ответственным за училищную самодеятельность.
После войны Пуговкин вернулся в мхатовскую школу и, по его собственным словам, оказался любимым учеником Ивана Москвина, одного из последних гигантов русского дореволюционного театра. После МХАТа артист служил в провинциальных труппах, но только в первой из них, в мурманском театре Северного флота, ему давали главные и некомедийные роли: например, он играл Олега Кошевого в "Молодой гвардии". В 1950-м он вернулся в Москву и поступил в театр имени Ленинского комсомола. Яркого характерного актера к этому времени стали понемногу приглашать в кино на эпизодические роли (опыт работы перед камерой у него уже был): его можно видеть в "Кубанских казаках" Ивана Пырьева, "Беспокойном хозяйстве" Михаила Жарова, "Первой перчатке" Андрея Фролова - популярнейших советских фильмах первых послевоенных лет.
В 1950-х ручеек ролей превратился в небольшой поток: Пуговкин играл у Михаила Ромма в вышедших подряд картинах "Корабли штурмуют бастионы" и "Адмирал Ушаков", у Станислава Ростоцкого в "Земле и людях" и "Майских звездах". Поворотными фильмами для артиста стали популярнейшие комедии Ивана Лукинского "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине". Николай Досталь был одним из немногих режиссеров, решившихся дать Пуговкину не комическую роль: в фильме "Дело 'Пестрых'" актер сыграл уголовника так же легко и непринужденно, как своих смешных персонажей из прежних картин.
И все же настоящие комедийные актеры - это такая редкость, что режиссерам жаль было разменивать талант Михаила Ивановича на драматические эпизоды, его комическое амплуа было предопределено на десятилетия вперед.
Михаил
Михаил Пуговкин в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
Начиная с 1960-х, Пуговкин снимался в трех-четырех картинах ежегодно. Его брали к себе Михаил Калатозов ("Верные друзья"), Илья Фрез ("Путешествие с багажом"), Ролан Быков ("Пропало лето"), Эльдар Рязанов ("Дайте жалобную книгу"), Юрий Чулюкин ("Девчата"). Но главными режиссерами для актера оказались Леонид Гайдай и Андрей Тутышкин. У первого он сыграл в "Операции "Ы" и других приключениях Шурика", "Двенадцати стульях", в "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть", "За спичками", в "Спортлото-82" наконец. Роли Пуговкина в "Свадьбе в Малиновке" и "Шельменко-денщике" Андрея Тутышкина тоже незабываемы. Дети, росшие на сказках Александра Роу, узнавали Михаила Ивановича в смешных царях в "Варваре-красе" и в "Огонь, вода и медные трубы", в атамане в "Золотых рогах". После смерти Роу Пуговкина по-прежнему охотно брали в детские сказочные картины: сразу вспоминаются "Финист Ясный сокол", "Русалочка", "Зловредное воскресенье", "На златом крыльце сидели".
Во второй половине 1980-х, когда кинопроизводство в стране сбросило обороты, а затем и почти сошло на нет, для немолодого уже Михаила Ивановича почти не осталось ролей. В 1990-х о нем иногда вспоминали, но он уже был не очень здоров, часто и подолгу живал на юге из-за болезней. За два последних десятилетия у него набралось меньше десятка эпизодов. Правда, его отцу Федору поставили памятник в Харькове и дали его фамилию малой планете. Он был главой большой семьи, которую любил и которой гордился, и автором 99 сыгранных ролей. Одной не хватило до круглой сотни, и это уже никому не исправить.
Биография Михаила Пуговкина похожа на сказку, настоящую, со страшными приключениями и неожиданными поворотами судьбы. Переехавший из деревни в столицу мальчик с тремя классами сельской школы добавил себе лет в анкету и поступил на завод, а вскоре стал заниматься в драматическом кружке при клубе имени Каляева, где его заметил Федор Каверин и устроил в артисты вспомогательного состава Московского драматического театра на Сретенке. В 17 лет коренастого юношу с лукавым лицом, замечательно, "по-деревенски" умевшего двигаться и танцевать, взял на маленькую роль в фильм "Братья Артамоновы" Григорий Рошаль. Когда началась война, начинающий артист ушел на фронт добровольцем, в конце 1942-го был тяжело ранен под Ворошиловградом и комиссован. К лету 1944-го Пуговкин успел поступить в школу-студию МХАТ, поучиться там, вылететь оттуда и вновь угодить в армию: его направили в танковое училище, где артиста заметил генерал Федор Раевский и назначил Михаила Ивановича ответственным за училищную самодеятельность.
После войны Пуговкин вернулся в мхатовскую школу и, по его собственным словам, оказался любимым учеником Ивана Москвина, одного из последних гигантов русского дореволюционного театра. После МХАТа артист служил в провинциальных труппах, но только в первой из них, в мурманском театре Северного флота, ему давали главные и некомедийные роли: например, он играл Олега Кошевого в "Молодой гвардии". В 1950-м он вернулся в Москву и поступил в театр имени Ленинского комсомола. Яркого характерного актера к этому времени стали понемногу приглашать в кино на эпизодические роли (опыт работы перед камерой у него уже был): его можно видеть в "Кубанских казаках" Ивана Пырьева, "Беспокойном хозяйстве" Михаила Жарова, "Первой перчатке" Андрея Фролова - популярнейших советских фильмах первых послевоенных лет.
В 1950-х ручеек ролей превратился в небольшой поток: Пуговкин играл у Михаила Ромма в вышедших подряд картинах "Корабли штурмуют бастионы" и "Адмирал Ушаков", у Станислава Ростоцкого в "Земле и людях" и "Майских звездах". Поворотными фильмами для артиста стали популярнейшие комедии Ивана Лукинского "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине". Николай Досталь был одним из немногих режиссеров, решившихся дать Пуговкину не комическую роль: в фильме "Дело 'Пестрых'" актер сыграл уголовника так же легко и непринужденно, как своих смешных персонажей из прежних картин.
И все же настоящие комедийные актеры - это такая редкость, что режиссерам жаль было разменивать талант Михаила Ивановича на драматические эпизоды, его комическое амплуа было предопределено на десятилетия вперед.
Михаил
Михаил Пуговкин в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
Начиная с 1960-х, Пуговкин снимался в трех-четырех картинах ежегодно. Его брали к себе Михаил Калатозов ("Верные друзья"), Илья Фрез ("Путешествие с багажом"), Ролан Быков ("Пропало лето"), Эльдар Рязанов ("Дайте жалобную книгу"), Юрий Чулюкин ("Девчата"). Но главными режиссерами для актера оказались Леонид Гайдай и Андрей Тутышкин. У первого он сыграл в "Операции "Ы" и других приключениях Шурика", "Двенадцати стульях", в "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть", "За спичками", в "Спортлото-82" наконец. Роли Пуговкина в "Свадьбе в Малиновке" и "Шельменко-денщике" Андрея Тутышкина тоже незабываемы. Дети, росшие на сказках Александра Роу, узнавали Михаила Ивановича в смешных царях в "Варваре-красе" и в "Огонь, вода и медные трубы", в атамане в "Золотых рогах". После смерти Роу Пуговкина по-прежнему охотно брали в детские сказочные картины: сразу вспоминаются "Финист Ясный сокол", "Русалочка", "Зловредное воскресенье", "На златом крыльце сидели".
Во второй половине 1980-х, когда кинопроизводство в стране сбросило обороты, а затем и почти сошло на нет, для немолодого уже Михаила Ивановича почти не осталось ролей. В 1990-х о нем иногда вспоминали, но он уже был не очень здоров, часто и подолгу живал на юге из-за болезней. За два последних десятилетия у него набралось меньше десятка эпизодов. Правда, его отцу Федору поставили памятник в Харькове и дали его фамилию малой планете. Он был главой большой семьи, которую любил и которой гордился, и автором 99 сыгранных ролей. Одной не хватило до круглой сотни, и это уже никому не исправить.
Комментарии7