Жизнь по "граффити"
Памяти Виктора Перевалова и Игоря Апасяна
Пока шли ноябрьские праздники, пока все веселились, пьянствовали и дебоширили, пока жизнь вокруг била ключом из всех колодцев-душ, я пребывал в неопределенном настроении и состоянии… И в таком состоянии я мог пойти только на один фильм, который мне давно следовало посмотреть. Речь пойдет здесь о «Граффити»…
В последнее время мы все чаще присматриваемся к собственному, отечественному кинематографу, в котором представлена весьма нестандартно современная российская действительность. О реалиях земли русской говорится с печалью и грустью («Человек безвозвратный»), с ироничным цинизмом и матом («Изображая жертву»), с неопределенностью чувств («Эйфория»). В «Граффити» Игоря Апасяна есть все: и грусть, и печаль, и ирония, и мат, и цинизм, и некоторая неопределенность. И есть еще одна очень ценная деталь: доброта…
Наш мир подобен граффити, которым так увлекается герой – художник Андрей, отправленный на практику в глубинку рисовать пейзажи. На стене в самом начале картины нарисован маленький мальчик, который прячется от окружающих его опасностей. Это и есть наша жизнь, которая переживает на своем бегу (у кого-то он торопливый, у кого-то - неспешный) множество потрясений. А еще это наш герой, который боится раскрыться перед кем-то, боится глубоких чувств и доброты. Андрей не чувствует в себе стержня, он на перепутье между Венецией и деревней, между славой и нищетой. А жить-то как охота…
Судьба улыбнулась художнику представшим перед ним боссом маленькой деревеньки, который предложил ему раскрасить старый сельский клуб, но только нужны ему на стене все живые жители этого захолустья. Живые жители… Знал бы Андрей, что ему предстоит сделать и пережить, какой шанс выдала ему Судьба. Он им воспользовался, сначала не задумываясь, потом спохватившись, а далее и изменившись… И случилось чудо, если его можно назвать таковым после потери близкого друга.
История этой картины продолжает в какой-то степени тему, начатую Апасяном в фильме «Дни Ангела». Из фильма в фильм режиссер, извлекая абсолютно разные сюжеты на божий свет, рассказывает нам притчу о становлении человека Человеком и его стремлении к Добру. Но если в «Днях Ангела» герой Андрея Новикова ведет к выходу из духовного тупика заблудившегося Валентина Гафта, то здесь уже самого Новикова окружающие его люди толкают на тернистый путь «Воина Света». Этих людей, таких разных и необычных, сыграли актеры разных поколений: Виктор Перевалов – спившегося художника Экклезиаста («можно просто - Клизя»), Лариса Гузеева – «юродивую» Марию (критики признали эту роль одной из лучших в карьере актрисы), Сергей Потапов – шофера Митяя (что он возит в своем драндулете, лучше не спрашивайте!). За именами прослеживается некая «библейская» линия, она ведет к трагичному финалу, но служит лишь вспомогательным образным элементом, а не самоцелью.
Нельзя утверждать, что кто-то в этой картине сыграл лучше, кто-то – хуже. Безусловно, эпизодические роли можно и не заметить, потому что все пространство захвачено «фантастической четверкой». Особенно порадовало просто триумфальное, сногсшибающее возвращение героя давних времен – Виктора Перевалова («Республика ШКИД»), не снимавшегося 25 лет и давно записанного всеми в «черный список». Но он-то жив! И сыграл такую замечательную и сочную роль, несмотря на то, что его очень долго проверял Апасян… Новиков же сам неоднократно повторял, что играет самого себя. Хотя из фильма в фильм он меняется, предстает в новом для себя качестве – если все эмоции свойственны лично ему, остается только удивляться. И эта трогательная пара – Митька, ставший калекой после войны, и Мария, ставшая «не от мира сего» по невыясненным причинам. Они могут заставить любого поверить в такую любовь…
Картины бы не получилось полной, если бы не музыка и операторская работа. Музыкальная дорожка делится как бы на два пласта: первый, записанный известным композитором Алексеем Шелыгиным («Бригада», «Бой с тенью», «Небо. Самолет. Девушка»), включает в себя всю историю, а второй, представленный замечательными композициями группы Animal ДжaZZ, рассказывает нам о том, что чувствует главный герой. Эти песни берут за живое, они цепляются за ум и заставляют жить с ними в ритм. А благодаря оператору запоминается финальный эпизод, в котором удаляется вдаль машина Митяя, раскрашенная под божью коровку Андреем.
Картина очень светлая, она оставляет в душе отпечаток, оттиск чего-то лучшего, невысказанного вслух. Это невысказанное очень хорошо подмечено в эпизоде со свитером, который сшили художнику. Он ничего не может сказать, а лишь плачет о чем-то хорошем и стоящем того, чтобы это помнить всю свою долгую и бурную жизнь…
А сюжет таков: художник-дипломник имеет хобби: любит расписывать рисунками-граффити скучные стенки в метро. Неким уличным ребятам не понравился его творческий метод, и молодые люди слегка подрались. Как ни странно, художник почти не пострадал, но за хулиганское поведение положенную ему дипломную поездку в Италию заменили поездкой по российской глубинке. Веселый художник и там найдет, чем заняться. Вопрос: будет ли это действительно весело?
Фильм – и комедия, и драма. Хочется ожидать чего-то наподобие фильмов Данелия или грустных комедий Эльдара Рязанова. Ну, а там как получится.
Из интервью с режиссером:
– Почему все-таки вы назвали свой фильм «Граффити» – слово городское, а действие проиходит в деревне?
– Когда камень бросаешь в воду, и от него круги – каждый следующий больше предыдущего. Так и у нас: первый круг – комедия, второй круг – драма, третий – полегче что-то, четвертый – опять комедия, и так далее. «Граффити» – это уже даже не название фильма, а жанр – с виду хаос, а на самом деле все подчинено одной идее и теме – всех погибших на чеченской, афганской и Второй мировой войнах.
В ролях:
Андрей Новиков — Андрей Драгунов, граффер, студент художественного училища
Новиков Андрей Юрьевич
Родился 16 декабря 1979 года в Дрездене, ГДР в семье военного.
Прадед Новикова - генерал-лейтенант, командующий танковыми войсками, дед - генерал-майор танковых войск, отец - командир батальона. Уготована ему была воинская карьера. После окончания школы - военное училище.
Киноотцом Новикова в кино стал режиссер Игорь Апасян.
Значительная работа актера - роль граффера Андрея Драгунова в фильме "Граффити" (2006).
Актер несколько лет готовился к этой работе, роль граффера была написана специально для него. Новиков был вынужден отказаться от съемок в фильме "Девятая рота", так как был поглощен работой над образом граффера, который трансформируется в художника.
Андрей Новиков учился в нескольких вузах - Славянском университете, ВГИКе, театральном училище им. Щукина, но везде учебу обрывал, проучившись год-полтора.
Фильмография
1998 — Вино из одуванчиков — Дуглас Сполдинг
2000 — Маросейка, 12 — Илья Орлов
2001 — Займёмся любовью — Точило
2003 — Дни ангела — Ангел
2003 — Клетка
2006 — Граффити
2008 — Родные люди — Николай
Виктор Перевалов — Клизя — деревенский философ по прозвищу Экклезиаст
Перевалов Виктор Порфирьевич
жизненное кредо
На жизнь нисколечко не обижаюсь...
На жизнь нисколечко не обижаюсь...
Родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде в семье санитарки и работника торговли.
В кино — с восьми лет.
Один из самых популярных актёров-детей, снялся в фильмах "Тамбу-Ламбу", "Сомбреро", "Марья-искусница", "Республика ШКИД", "Старая, старая сказка".
Пожалуй, ни один мальчишка в мире не снялся в таком количестве кинофильмов, как в своё время Виктор Перевалов.
Круглолицый малыш с выразительными глазами приглянулся — и зрителям, и режиссёрам. Позже, когда Витя снялся в "Сомбреро", "Марье-искуснице", "Балтийском небе", о юном даровании заговорили критики, огромную статью опубликовал "Советский экран".
Его кинокарьера едва не оборвалась в 1962 году. Школьная администрация категорически запретила Перевалову сниматься. Причиной тому стала систематическая неуспеваемость едва ли не по всем предметам. На многочисленные предложения киностудий пришлось отвечать отказом, поэтому за 2 года его забыли. Тогда Виктор сам пришёл в актёрский отдел "Ленфильма", пробоваться в картину "Республика ШКИД". Пришлось начинать заново, практически с нуля.
После армии — снова студии, снова съёмки: "Трактир на Пятницкой", "Дела давно минувших дней", "С весельем и отвагой", "Без права на ошибку", "Личная жизнь директора". По признанию актёра, "ничего выдающегося, но работать над ними было интересно". С возрастом ролей становилось всё меньше, а простоев — всё больше.
Два года работал в метро по ночам, затем — грузчиком в магазине на Невском проспекте. «Из четырёх грузчиков непьющий — один я», — вспоминает актёр. Ездил в Воронежскую область яблоки собирать, благодаря чему заработал на машину. Работал на фасовочном комбинате.
Чётко назвать число его детско-юношеских ролей затруднительно, поскольку, будучи взрослым человеком, Виктор продолжал играть подростков — так молодо выглядел. Когда актёру перевалило за 40, он поставил точку в своей кинобиографии.
В 1991 году, через 10 лет после ухода из кино, Александр Кавалеров позвал его в картину Бориса Галкина "Игра", где каждому исполнителю отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра, придурка и старуху.
Значительной ролью Виктора Перевалова стала главная роль деревенского философа Клизи-Эклезиаста в фильме "Граффити" (2006).
Призы и награды, приз кинофестиваля "Созвездие" (Тверь, 2007) — "За лучшее исполнение мужской роли второго плана" за роль Клизи Эклезиаста в фильме "Граффити" (2006).
За лучшее исполнение мужской роли, второго плана в фильме "Граффити" награждён медалью и дипломом в номинации "Возвращение в кино" на Иссык-Кульском Кинофестивале (2007), Киргизия и статуэткой "Волокаламский рубеж" имени С.Ф. Бондарчука Международного фестиваля военно-патриотического фильма (2007).
Фильмография
1958 — Тамбу-Ламбу — Вовка
1958 — Город зажигает огни
1959 — Марья-искусница — Иванушка, Марьин сын
1959 — Сомбреро
1961 — Балтийское небо — Слава
1961 — Старожил — Андрей Крутиков
1966 — Долгая счастливая жизнь
1966 — Республика ШКИД — Гога
1967 — Я Вас любил... — Коля Голиков
1967 — Браслет-2 — солдат
1968 — Годен к нестроевой — Володя Данилин
1968 — Старая, старая сказка — западный принц
1969 — Золото — Николай
1969 — Белый флюгер — Яша
1970 — На дальней точке — Петров
1971 — Факир на час
1971 — Ход белой королевы
1972 — Разрешите взлёт! — милиционер
1972 — Дела давно минувших дней… — сержант
1972 — Двенадцать месяцев — Март
1973 — Открытая книга
1973 — Солёный пёс
1974 — С весельем и отвагой — Коляня
1974 — Царевич Проша
1974 — Пятёрка за лето — Тихонов, сержант милиции
1975 — Без права на ошибку — Глеб Заступин
1975 — Между небом и землёй — солдат
1976 — Кадкина всякий знает
1976 — Приключения Травки — монтер Витя
1976 — Длинное, длинное дело
1976 — Факт биографии
1976 — Будёновка — красноармеец Андрей
1977 — Колыбельная для мужчин — солдат у памятника
1977 — Трактир на Пятницкой — половой Панин
1978 — И ты увидишь небо
1979 — Инженер Графтио — красноармеец
1979 — Соловей — слуга
1979 — Вкус хлеба
1981 — Опасный возраст — старшина милиции
1981 — Личная жизнь директора — Саша, водитель Новикова
1982 — Ослиная шкура — разбойник
1994 — Игра — министр, придурок, старуха
1993 — Ка-ка-ду
2006 — Граффити — Клизя-деревенский философ по прозвищу Эклезиаст
2007 — Сокровище — Старичок
2007 — Литейный, 4 — Буров, пациент психушки (серия «Говорящая татуировка»)
2008 — Братья Карамазовы — Максимов, помещик
2008 — Смерть шпионам. Крым — Сеня Вилкин
2009 — Пелагия и белый бульдог — Доктор
Как оборвался праздник Странная смерть актера Виктора Перевалова требует объяснений
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5238 (159) от 21 июля 2010 г.
Актеры - любимцы публики и великие труженики - уходят от нас по-разному. То, как ушел Виктор Перевалов, не укладывается в сознание.Напоминать о его ролях по идее не нужно. Но - необходимо. Не нужно, потому что достаточно беглого взгляда на это лицо, вечно мальчишеское, с распахнутыми глазами и наивным вопрошающим взглядом, чтобы тут же назвать такие фильмы, как "Республика ШКИД", "Я вас любил", "Старая, старая сказка", "Марья-искусница"… Но напомнить необходимо: на многие годы актер исчез из поля зрения - либо снимался в крошечных проходных ролях, либо не снимался вовсе. Наше кино, переключившись на коммерческие проекты, более не нуждалось в очень многих мастерах, и Виктор Перевалов, один из самых любимых в стране актеров, оказался в числе забытых. Работал грузчиком в магазине, шоферил, рыл могилы на кладбище, собирал яблоки под Воронежем, был сторожем на автостоянке - зарабатывал на жизнь.
И вот о нем вспомнили в съемочной группе телесериала "Пусть не кончается любовь". Пригласили сниматься. Вызвали в Москву. Но в начале июля, в самый разгар экстремальной московской жары, не закончив съемки, он неожиданно вернулся в Петербург на "Сапсане", опухший и с синяком на лице. Как рассказывает вдова актера Ирина Борисовна, семье даже не сообщили о его выезде в Питер и о необходимости его встретить - просто усадили тяжело больного человека в вагон. Поезд пришел в 21 час, и хотя квартира актера не так далеко от вокзала, у ее двери он появился только в 23 часа. Не смог переступить низкий порог, ухватился за косяк. Его подхватили, уложили.
Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера
- У него был хобл - хроническая обструктивная болезнь легких, - объясняет Ирина Борисовна. - Он очень плохо дышал, но не бросал курить. Особенно тяжело было по ночам - он не спал, мог встать и, натыкаясь на мебель, пойти за сигаретой. Но в таком состоянии, как в тот вечер, я его еще не видела - с синяком, с опухшими ногами, без сил. Мы вызвали "скорую", и врачи заподозрили, что был "удар правой рукой в левый глаз". Я в это не очень верю - он вполне мог упасть сам, с ним это стало случаться. Но и потом, уже после смерти Виктора, нас все равно приглашали дать объяснения по поводу этого "избиения".
По рассказам вдовы актера, врачи "скорой помощи" сделали кардиограмму - она была хорошая. Но Виктор Перевалов умер в реанимации 5 июля, как написано в заключении, от инфаркта. Похоронили популярного актера в Петербурге на кладбище "Памяти жертв 9 января". Попрощаться с ним никто из Союза кинематографистов не приехал, только прислали телеграмму соболезнования. Теперь вдова мечтает о двух вещах: достать денег на могильный памятник и узнать, что же произошло в последние дни жизни ее мужа, отца семейства, актера Виктора Перевалова.
Как все случилось? Актера пригласили сниматься в сериале Алексея и Валентины Пимановых, где в основе сценария - история обитателей Дома ветеранов кино. В официальном письме кинокомпании "Кумиры века" утверждалось, что это своего рода социальная акция в защиту незаслуженно забытых ветеранов кино. Перевалов в последние годы переживал ренессанс своего таланта - он снова стал востребован, получил приз фестиваля "Созвездие" за роль в фильме "Граффити", был награжден на фестивале в Киргизии и удостоен приза имени Сергея Бондарчука на международном смотре военно-патриотического фильма. Вдова актера с благодарностью вспоминает съемочную группу фильма "Простые люди", в котором он недавно снялся: была трудная экспедиция на Колыму, длинные изнуряющие перелеты, но пожилого актера окружили таким вниманием, так четко все было организовано, что работа превратилась для него в праздник.
Группа же фильма с обещающим названием "Пусть не кончается любовь" повела себя загадочно. Когда актер почувствовал себя плохо, когда возник этот синяк, и опухли ноги, его отправили не в больницу, а в Петербург. И никто не поинтересовался, в каком состоянии он прибыл в Питер. Остальное вы знаете.
Ни строчки о смерти актера не появилось в печати - никто не удосужился сообщить о трагедии в СМИ. Хотя семья уверена, что в Гильдии киноактеров, как и в съемочной группе фильма, уже знали о случившемся. Слухи о необъяснимой трагедии просочились в блоги только в середине июля. Из блогов я и узнал о том, что замечательного актера Виктора Перевалова больше нет среди нас.
Из недавнего интервью актера: "Я даю своему сегодняшнему положению четкое определение: нищий. А как еще назовешь человека, который работает сторожем на стоянке и получает меньше трех тысяч в месяц, а в семье у него две женщины, и о них надо заботиться?".
Так печально закончился благой порыв авторов фильма "привлечь внимание к проблеме незаслуженно забытых, удивительных людей искусства", которые реально бедствуют. Теперь порывистые люди прячутся от прессы. Попытка позвонить директору по кастингу Светлане Кочетковой по мобильному была отброшена с порога: "Ой, это из газеты? Тогда вам не к Светлане Кочетковой надо обращаться, а к другим людям" - неведомая женщина поспешно брякнула трубку, не успев поинтересоваться, по какому поводу звонили из газеты, и забыв уточнить, к каким другим людям надо обращаться по неведомому ей поводу.
Это значит, повод был им очень даже ведом. И этого повода боялись. То же самое подтвердила вдова актера Ирина Борисовна: "Они не выходят на связь. Они что-то утаивают".
Виктор Перевалов повторил судьбу, увы, многих недавних кумиров публики. Еще школьником его стали активно снимать - рассмотрели в смешном парнишке огромный актерский потенциал. Снимали так много, что ему стало некогда учиться. И в институт он уже не поступал - снимался. В "Сомбреро", в "Балтийском небе", в "Трактире на Пятницкой", в "Тамбу-Ламбу"… Его лицо теперь знала вся страна, и вся страна его полюбила. Прельстивший кинематографистов мальчишеский облик долго служил актеру добрую службу, а когда возраст все-таки доказал свою власть над человеком, ролей становилось все меньше, и они стали проходными, незаметными. В сорок лет Перевалов понял, что юность ушла, а профессии нет, что кино высосало все его ресурсы - и, по сути, выбросило. Кино еще раз доказало, что его интересует не талант, а типаж.
Теперь его посадили в поезд - и отправили домой. В вечность. Лишив возможности миллионы поклонников его таланта по-человечески с ним попрощаться.
Скажем теперь запоздалые добрые слова об ушедшем актере.
Геннадий Полока, в фильме которого "Республика ШКИД" Виктор Перевалов снимался 16-летним подростком:
- Виктор Перевалов был человеком очень своеобразным и от природы одаренным - пластичный, любил танцевать современные танцы и прекрасно это делал. И у него явно был талант характерного артиста. До "Республики ШКИД" он играл типичных юных героев советских фильмов, а здесь ему надо было играть Шестерку - такого подхалима одного из уголовных авторитетов, который постепенно под влиянием событий превращается в человека. Это уже требовало серьезного актерского мастерства. И это мастерство он проявил - сумел перевоплотиться сначала в "недочеловека" - подавленного, суетливого, смешного. А потом, шаг за шагом, показать путь Шестерки к убежденной борьбе с остатками уголовного мира в этой "школьной республике". К сожалению, ему не удалось получить образования, но, тем не менее, за его плечами оказалась большая актерская жизнь. Очень многие его сверстники, сыграв одну-две роли, взрослели и оказывались невостребованными кинематографом. Он же продолжал сниматься ребенком, и подростком, и молодым человеком. Был бескорыстен в работе, беззаветно ей предан и всегда готов выйти на новую съемочную площадку. Невероятно жаль, что жизнь его оборвалась так рано и так ужасно.
Граффити
Тридцать лет полного забвения (если не считать «Игры» Бориса Галкина). И опять фортуна! В 2006 году режиссер Игорь Апасян вернул Виктора Перевалова в кино, увидев случайно того живым и даже передвигавшегося на своих ногах на улице в Питере. Не проходя проб, дав, правда, какое-то время чуть-чуть адаптироваться, в возрасте 57 лет, Виктора Перевалова снова сунули под камеру. И триумфальное возвращение в кино состоялось! В фильме Игоря Апасяна «Граффити», получившем один из главных призов на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, актер блестяще сыграл деревенского пьяницу, «бывшего человека» Кизю. Глаза, осанка, достоинство. Ничего не утрачено. А ведь мог когда-то и сам стать «бывшим».
Актер признается, что после этой картины вновь почувствовал вкус кино - так захотелось сниматься. Хотя, это самое «хочется» не проходило у Перевалова никогда. Он катался по Питеру, по которому проехать было невозможно, – везде снимали, тогда начинался сериальный бум, – тормозил, смотрел со стороны, внутренне обливаясь слезами, и ехал дальше…
Новая жизнь
Оглядываясь на жизнь, Виктор Порфирьевич Перевалов считает, что все в ней произошло правильно, и не хотелось бы что-то изменить. Пусть все остается по-прежнему. Ведь первая ее половина, связанная с кино, прошла как подарок свыше. А вторая? «Да черт с ней, со второй. Выжил и выжил. Спасибо и жене, не свалился в канаву», – рассуждает актер. Актер женат один раз, жена никакого отношения к искусству не имеет, а покорила она Виктора тем, что не знала, что рядом с ней артист. А то ведь в переваловской подкорке всегда сидел червяк, что женщина знакомится не с ним, а с его экранным двойником. Фильм «Граффити» стал для него вторым рождением. Его вновь приглашают сниматься. Вслед на этой картиной актер сыграл Старика в новогодней сказке «Сокровище», пациента психушки в сериале «Литейный, 4», одну из ролей в сериале «Смерш-2». А заниматься любимым делом – это ли не счастье?
Последний путь Виктора Перевалова
Его отправили умирать прямо со съемок сериала о забытых актерах
Лучшая награда для артиста — когда его, не называя по фамилии, сразу узнают в лицо. Он был самым снимаемым ребенком Советского Союза. “Марья-искусница”, “Я вас любил”, “Республика ШКИД”, “Трактир на Пятницкой”, “Старая-старая сказка”… Вечно юный Витя Перевалов, от десяти до тридцати игравший на экране задорных мальчишек. Кино вовсю использовало его типаж, а затем, когда он вырос, выбросило вон. О Перевалове вспомнили через тридцать лет. “Граффити”, “Братья Карамазовы”, «Жизнь людей», “Русалка”… Кинофестивали и призы. Он был счастлив, потому что снова стал нужен. Но сорок дней назад, на последних съемках, в эту аномальную жару, 61-летнего Виктора Порфирьевича Перевалова, тяжело заболевшего, посадили на скорый поезд Москва—Санкт-Петербург и, по его просьбе, даже не сообщив о возвращении его родным, отправили умирать… …Это были съемки сериала о незаслуженно забытых старых актерах.
До старости детское лицо. Наивные глаза, обладателя которых просто грех обмануть.
“Совершенно не умел отказывать, не мог просить, не выбивал себе гонораров. Он всю жизнь был “внештатным актером”, не состоял ни в Союзе кинематографистов, ни в гильдии, не окончил ВГИК и даже на нормальную пенсию себе, получается, не заработал. Чуть больше двух тысяч рублей в месяц у него было, потому что, как я ни билась, его детскую карьеру так и не включили в пенсионный стаж. Ведь он снимался еще в СССР, а в СССР детский труд был запрещен”, — сокрушенно говорит супруга Виктора Перевалова, Ирина Борисовна.
В их доме на окраине Питера — обычная блочная многоэтажка, без особых примет и изысков — все напоминает о хозяине. Стул, на котором я сижу, — “знаете, это любимое папино место!” — говорит дочка Лена.
Его чашка. Его кошка. Фотография на кухонном столе. И еще одна — в коридоре, детская, из фильма про Марью-искусницу, у главного героя слезинка бежит по щеке. “Мама! Мамочка!” — помните, когда из нескольких бесплотных теней маленький Иванушка все-таки узнает свою маму?..
70 фильмов за двадцать лет. Все детство и всю юность. Эти картины занесены в энциклопедию советского кино, толстенную такую старую книгу, что стоит в шкафу в их комнате. Киноклассика.
“Когда мы поженились, это было Витино приданое”, — кивает на энциклопедию жена. Если бы он жил в Голливуде, даже снявшись в одной картине, как Макколей Калкин, стал бы сразу миллионером.
“В этой стране я нищий”, — незадолго до своей смерти пожаловался актер в интервью.
“Меня выхватили из толпы”
Тридцать лет мимо экрана.
Ничтожный срок — половина жизни для человека.
Витя Перевалов стал сниматься, когда ему было всего восемь. Кочевал из фильма в фильм, режиссеры отлавливали его в коридорах “Ленфильма” и без проб утверждали.
А зачем было искать кого-то другого, если вечно юный Витька под рукой?
“В первом классе, помню, нас повели во Дворец пионеров на экскурсию. А там ассистенты режиссера как раз искали мальчишек для фильма “Тамбу-Ламбу”, — позже рассказывал Перевалов журналистам. — Такая белая голова, как у меня, была одна на весь класс — и, как я подозреваю, на весь Дворец пионеров тоже. Вот меня из толпы и выхватили”.
На сына Марьи-искусницы он прошел огромный, как сейчас говорят, кастинг — сто претендентов было на роль Иванушки.
А дальше как по накатанной.
“Балтийское небо”, “Город зажигает огни”, “Дама с собачкой”…
Кино требовало жертв. В одном из фильмов белобрысую голову мальчишки обрили наголо: надо было надеть парик. Жарило солнце, и затылок сгорел напрочь — так что клеем и лаком гримеры мазали прямо по волдырям. В другом проекте, неудачно спрыгнув, Витя едва не сломал себе позвоночник.
Зато и зарабатывал он как взрослый. Деньги в кассе получала мама — детям до совершеннолетия зарплату не выдавали.
Когда Вите исполнилось десять, о нем, как о настоящей звезде, сняли документальный фильм “Витя Перевалов в школе и дома”.
Пионер Перевалов — как и завещал великий Ленин — прилежно учился, сдавал макулатуру, отлично отвечал у доски.
Кино — один большой обман. В реальной жизни шестиклассник Витька скатился на двойки, не успевая открывать учебники между бесконечными киноэкспедициями. “Учителя мне тогда поставили ультиматум: чтобы больше никаких съемок. А без разрешения из школы в кино не брали”, — вспоминал Перевалов.
Два года, наверстывая упущенное в школе, он провел без команды “Мотор!”. Потом, уже на общих основаниях, как все, отправился на пробы в “Республику ШКИД”.
Кино — ветреная дама. Уйдешь из кадра сегодня — завтра о тебе уже не вспомнят.
Но и здесь пятнадцатилетнему Витьке повезло. Его тут же утвердили на роль беспризорника Гоги, и в феврале 65-го, уже с паспортом, он первый раз самолично получил причитающийся ему гонорар.
“Пришел из кассы и наткнулся на Кольку Годовикова, будущего Петруху из “Белого солнца пустыни”, — тот в “Республике” аж в 15 эпизодах снимался, больше главных героев заработал, вот мы с Колюней тогда и обмыли мое совершеннолетие, пошли в творческое кафе, выпили пятьдесят граммов коньяка и закусили шоколадкой. Все из себя такие гордые. Это был первый алкоголь в нашей взрослой жизни — а выглядели мы тогда на тринадцать”.
Виктор был совсем взрослым, но все так же, на износ, использовали его наивные глаза и хрупкую мальчишескую фигурку.
“Муж не пытался стать профессиональным актером. Сразу после школы он вроде бы хотел попробоваться во ВГИК, но его забрали на “Я вас любил”, потом увидел режиссер Владимир Роговой и утащил на другие съемки, — говорит супруга Ирина. — Мы уже женаты были, когда я его уговорила все-таки поехать в Москву в училище. Витя вернулся оттуда и сказал, что его не взяли: “Мы берем, чтобы обучать, а ты все умеешь”, — так его встретили, как он мне признался. Не знаю, может, он все это и придумал — он всегда был большим пофигистом, мог запросто до ВГИКа и не доехать”.
“Если будешь нужен — и без образования сниматься возьмут, а не нужен — хоть три диплома покажи, не утвердят”, — бывало, отшучивался сам Перевалов.
Если умер — будешь долго жить
Честно говоря, Виктора Перевалова хоронили уже много раз. С тех самых пор, как в конце семидесятых он вдруг исчез с большого экрана. Промелькнул последний раз наивным милиционером в вонючих сапогах, понюхав которые, главный герой, дегустатор запахов с трудной судьбой, вновь обрел способность ощущать ароматы.
“Витьк, а чего ты на экране всего пять минут был — тя вырезали, что ли?..” — удивлялись знакомые мужики у пивного ларька.
И как он мог им объяснить, что есть в кино такое “негордое” звание — артист эпизода.
Это после главных-то ролей…
В тридцать лет ему надо было начинать все заново.
Спился. Сидит. Умер под забором. Копает могилы на кладбище. Каких только слухов не ходило о Перевалове в актерской среде. Бывшие коллеги по кадру — люди добрые, независтливые, с воображением…
“В советское время у Вити была первая актерская категория по тарифной сетке. В день он зарабатывал больше всех в группе, — рассказывает жена. — Но приходили молодые выпускники творческих вузов, им тоже надо было работать, а платить им можно было гораздо меньше, тогда уже начинали экономить, и Витю перестали приглашать”.
Ну и типаж, конечно, ушел…
А надо было кормить семью, жену, дочь, маленькую внучку.
“Когда мы только познакомились, представляете, я даже не знала, что он известный актер, — печально улыбается Ирина Перевалова. — У меня был жених, военный, моряк, в таком красивом парадном кителе. Но по сравнению с Витей, который был знаменит и все про всех мог рассказать, моряк проигрывал, конечно”.
“У меня был образ лирического героя — за ручку подержаться, в кино сходить, в щечку поцеловать… И никакой постели. Как-то на улице, в городе, где я снимался, ко мне подошла девочка. “Можно с вами поговорить?” Оказалось, она пишет стихи. Мы пошли ко мне в гостиницу, она до утра мне их читала, а я слушал. Такое было время”.
…Нежное время. В беспощадные девяностые Ирина устроила мужа грузчиком в винный магазин, что неподалеку от их дома. Как только Перевалов выходил в торговый зал, очередь недоуменно переглядывалась, люди искали скрытые камеры. “Потом четыре года я ездил на шабашку в совхозы Воронежской области, яблоки собирал, занимался немножко посредничеством, полубизнесом, одного крутого босса на машине возил, в метрострое шпалы ворочал… Иной раз совсем не было денег, тогда жена выручала, у них на заводе, где она инженером работала, хоть платили стабильно”, — вспоминал Перевалов.
— Вы даже не представляете, как он мечтал снова попасть в кино, — вспоминает Ирина. — И не мог никого попросить, чтобы его взяли. Есть люди, которым ничего не стоит набрать номер телефона, напомнить о себе. А Витя совершенно не способен был так сделать. Хотя он готов был работать даже бесплатно. Помню, говорил мне про фильм “Сердце Бонивура”, там играл Лев Прыгунов: “Да если бы мне предложили эту роль, я бы вообще от денег отказался”. Как-то муж шел по Питеру и на набережной Невы увидел съемочную группу, спиной к нему стоял человек в солдатской шинели. Он обернулся. Это был Олег Даль, его партнер из “Старой-старой сказки”. “Витька, и ты здесь снимаешься? — обрадовался Даль. — Давай тогда за бутылкой!” Даль и представить себе не мог, что Виктор просто проходил мимо.
“Сашка Кавалеров, Мамочка из “Республики ШКИД”, всегда Виктора с собой брал, если надо было что-то выбить. У Сашки язык хорошо подвешен, он пробивной, зато Витю все узнавали”, — говорит жена Ирина.
В конце 90-х в Питере начался бум “Ментов”. Пробились в эпизоды давние, детские кореша из “Республики ШКИД” — Мамочка Кавалеров, только что вышедший из тюрьмы Коля Годовиков…
“Одну из серий “Ментов” снимали прямо у нас в соседнем дворе, — говорит Ирина Перевалова. — Муж тогда взял нашу собачку Баксика и долго с ним гулял, крутился возле площадки. Он мечтал, чтобы его пригласили. Но тогда, десять лет назад, когда он еще был здоров и относительно молод, его так никто и не заметил”.
Звездный билет
В 2003-м Перевалов перенес свой первый инфаркт. Открылась язва желудка, говорят, это от нервов, но боли он вроде бы не чувствовал или не признавался в ней родным.
Потом стало совсем плохо с дикцией, врачи подозревали, что это последствия незамеченного микроинсульта.
И совсем никуда стали легкие. Актер закуривал любимую сигарету, быстро тушил, задыхаясь, закуривал снова…
Ну так что ж — жизнь почти прошла, первая половина была гораздо удачнее второй, но ведь и счастье тоже было, грех жаловаться, у иных и этого нет...
— Папа стал много читать. Он и раньше любил. А теперь его стало просто не оторвать от книжек. Днем читал, ночью, все свободное время… Когда появились первые электронные книги, тоненькие ноутбуки, он себе купил, — вспоминает дочь Лена.
Заболев, актер сдал внешне. И если в двадцать лет Перевалов выглядел на тринадцать, то в шестьдесят тянул на все восемьдесят. Седина, морщины — но все тот же мальчишеский взгляд. Это и был его новый звездный билет.
Забытый всеми Перевалов внезапно попал в современный типаж — сумасшедшие, бродяги, чудаковатые, не от мира сего личности…
Кино — как чертово колесо. Сделав полный оборот, оно вернулось обратно и приняло его на борт.
“Когда Игорь Апасян, режиссер “Граффити”, нашел меня, позвонил и предложил роль бомжа, этакого битого жизнью деревенского философа, я не поверил. Но меня утвердили на роль Клизи. Тогда я понял, что очень соскучился” — его признание в любви “к важнейшему из искусств” было по-прежнему бесхитростным и наивным.
Великий искуситель — кино. Съемочная группа “Граффити” и представить себе не могла, что картина будет иметь оглушительный успех, а ее герой получит несколько призов на кинофестивалях за лучшую роль… Фильм купят в Японии, Израиле, Германии.
“Если ты нужен, тебя всегда найдут”, — говорил когда-то молодой Витя Перевалов. Главное, чтобы только нашли вовремя.
“После “Граффити” муж снова стал много сниматься, он был таким счастливым, но по-прежнему ничего не понимал в финансовых вопросах, — говорит Ирина. — Сколько раз я ему объясняла: “Виктор, внимательно читай договоры, бери их с собой”. Нет, все ждет, пока закончатся съемки. Сколько-то, бывает, недоплатят — пообещают одно, а в итоге дадут совсем другое. Но Витя все терпел. Потому что слишком долго мечтал о своем возвращении”.
Достоевский, Борис Акунин — новая сериальная классика.
Во время одной из съемок пришлось лететь аж в Магадан — Перевалов играл заключенного, работа была тяжелой.
Жена и дочь просили: отдохни, нельзя же сниматься во всем подряд.
Но режиссеры обещали, что перепишут слова роли именно под него, под его дикцию, сделают удобным график съемок. И как он после всего, что довелось пережить, мог не согласиться?
Стандартные договоры о съемках жена Ирина складывала в папку, так, на всякий случай: пункт 3.1.6 — “Согласно договору обеспечить срочную медицинскую помощь при болезни Актера”.
Внештатный артист
“Несколько месяцев назад Вите прислали приглашение из компании “Кумиры века” Алексея Пиманова сняться в фильме о ветеранах кино. В письме громко заявлялось, что это будет социальный проект, в котором примут участие легенды отечественного кинематографа: Джигарханян, Тамара Семина… Что это кино снимут специально, чтобы привлечь внимание к проблемам забытых звезд… Витя должен был сыграть роль библиотекаря, ее переделали на почти без слов, специально под него”.
Ну конечно, это оказался очередной сериал, просто в красивой обертке.
…Синяя потрепанная куртка подросткового размера, в ней Перевалов всегда ездил на съемки. Сумка из черного дерматина. Актер тоже брал ее в экспедиции.
Когда его прямо с площадки отправили из Москвы в Петербург, у него с собой был еще пакет. С сотовым телефоном и той самой синей курткой. Перевалов забыл его в машине, в которой его привезли на Ленинградский вокзал. С каждой минутой артисту становилось все хуже.
Через четыре с половиной часа на Московском вокзале в Петербурге Виктор Перевалов слезет со скорого поезда и, уже умирающий, будет просить прохожих дать ему мобильник, чтобы позвонить домой.
У него был синяк под глазом и сильно опухшие ноги.
Люди шарахались в сторону.
Первый раз в жизни никто не узнал актера...
Кое-как он доберется до квартиры. Чтобы не упасть, обопрется о косяк входной двери.
Он говорил, чтобы жена с дочкой не вызывали “скорую”. Не привык подводить людей. “Обойдется. Отлежусь” — съемки в сериале были расписаны аж до середины августа.
Он не сможет даже лечь. Так врачи его и снесут вниз по лестнице прямо на стуле…
В газетах между актуальными статьями о небывалой московской жаре о смерти актера Перевалова появилось всего несколько строчек — но таких, что родным хотелось плакать от бессилия.
“Написали, что папа напился и подрался с кем-то. Отсюда и синяк, — медленно, закусив губу, объясняет дочь Лена. — Но это невозможно. Папа давно не пил и вообще никогда не буянил. Сам он едва смог объяснить нам, что утром перед съемками уже проснулся с синяком под глазом. Может, встал и упал во сне, с координацией движений у него было очень плохо… Мы с мамой думаем, что, вероятнее, это случилось новое кровоизлияние в мозг. А опухший — это от сердца. Как выяснилось, у папы произошел острый инфаркт миокарда. Но он целый день был еще на ногах… Ему не вызвали врача, нам не позвонили. Он добирался из Москвы в Питер. Совершенно один, брошенный”.
Ирина Борисовна Перевалова сперва отказалась давать это интервью. Сказала, что очень измучена. Потом все же перезвонила: “Приезжайте, мы с дочерью так устали от этого вранья. Теперь пишут, что я якобы требую четыреста тысяч рублей компенсации за смерть Вити, иначе обещаю подать в суд на Алексея Пиманова, но это же неправда”.
В съемочной группе, увидев утром больного актера, тут же о нем и забыли.
Возможно, закрутились — страшная жара, а надо было укладываться в план, старые звезды, по слухам, снимались по 12 часов в сутки…
Кино — это деньги. За простой по голове не погладят.
Перевалов все понимал. Молча, теряя сознание, взял билет на “Сапсан”… Ему дали только машину — доехать до вокзала.
“Я все думала, откуда взялись в СМИ эти четыреста тысяч компенсации? — объясняет Ирина Перевалова. — Наконец поняла — после смерти Виктора я обратилась в компанию, предъявила им квитанции на 35,500 рублей, за билеты из Москвы в Питер. Ведь муж несколько раз ездил со съемок домой на свои, были еще какие-то производственные расходы… Я их собирала, Витя же “не от мира сего” — ему ни деньги не нужны были, ни возня с бумажками. Но, когда я предъявила эти документы в группу, мне сказали, что, согласно договору, нам ничего не обязаны возмещать. А журналисты эти 35,500 рублей, не увидев почему-то запятую, округлили и сделали из них четыреста тысяч…” По поводу того, что куда-то пропал актер Перевалов, съемочная группа спохватилась лишь через несколько дней. “Вы знаете, а Виктор больше не приедет”, — растерянно произнесла по телефону жена.
“Что значит не приедет — обиделся, что ли?”
“Его четыре дня как похоронили…”
На кладбище “Памяти жертв 9 января” не приехал никто из Союза кинематографистов. Телеграмму соболезнования все же прислали. Вдова Ирина мечется теперь, не знает, где взять средства, чтобы поставить памятник мужу. Как они с дочерью решили, это должна быть книга, переходящая в каменный моток киноленты.
“Только не пишите, что мы скандалим или требуем каких-то денег с кино, ведь это не так, — напоследок попросили меня Ирина и Елена Переваловы. — Понимаете, последний фильм с Витей успели снять всего наполовину, но нам обещали, что, если все будет в порядке, его не вырежут”.
В материале приводятся отрывки из последнего интервью актера журналу “Атмосфера"
Перевалов Виктор Порфирьевич (1949-2010)
Российский актер, ушёл из жизни 5 июля 2010 года, похоронен 8,известный в первую очередь по ролям в детских сказках. Могила Виктора перевалов находится на кладбище Памяти жертв 9 января в Санкт-Петербурге.
Для тех, кто хотел бы помочь родственникам Виктора Порфирьевича
Реквизиты:
Текущий счет 40817810301002689754
Санкт-Петербургский ф-л ОАО "Балтийский банк"
ИНН 7834002576 БИК 044030804
к/с 30101810100000000804
Для Переваловой Ирины Борисовны
Некоторые комментарии по поводу данной ситуации:
Очень больно за нашего замечательного актера. Очень страшно от такого равнодушия.
Позор правовому государству,чинавникам,артистам.
Это у же не КИНО,а ПРАВДА ЖИЗНИ.
Вот в этом вся российская "творческая интеллигенция", как они сами себя любят называть. Артисты любого уровня, за редчайшим исключением, твари. И нет им другого названия. А им ордена лепят направо-налево, с экрана не сходят с пропагандой жизненых ценностей.и т.д. и т.п. Глаза б не глядели. Вы,конечно, этого не напечатаете...
киношники — говно, если (при их немаленьких доходах) не поддерживают своих
В этой стране все нищии...
Многие — материально, но еще больше — духовно..
Ребята, это капитализм. Забудьте все, чему вас учили в школе — гуманизм, сострадание, взаимопомощь...
Жаль, что у нас в России быстро забывают о нормальных актёрах..............
Я всегда любил смотреть фильмы с Его участвием, и в детстве и, теперь в стариках .... Как печально... Но хочется, что бы грёбанный союз кибениматографистов наконец то обратил свое дорогое внимание, не на своё благополучие, а на тех, то.........
Ну что тут скажешь! Люди у нас в стране всегда были мусором. Вспомним как умирал нищий Вицин. А сколько их еще ушло в неизвестность одному Богу известно.
Как же все прогнило в этой стране... Труха... А нам все продолжают впаривать свою "правду" по телеящику и в СМИ... Люди даже не задумываются, что также и с ними будет в будущем. Пока молодые, некогда думать о стариках, они балласт... Если не нужны ни дети, ни старики, то у такой страны нет будущего...
И опять забытый и никому не нужный, а сколько таких корифеев кино остались ни с чем. Теперь наше убогое телевидение снимает говно с сексом, со стрельбой и ведрами крови, а озвучка это тихий ужас — звук как из пустого ведра. Зато голожопые перефирийные певички имеют все. Мы умеем хорошо рассуждать о традициях, но со старым поколением они уйдут навсегда, а мы останемся у "разбитого корыта"!
Больно понимать, пока жил и творил был нужен, а помер — никто на кладбище не пришел.....такова наша действительность.......
Бля... проклятое время фальшивых "героев", правителей, и искусства.
Все сегодняшние "мыльные оперы" и одной секунды не стоят
в "Марьи — Искуснице" и "Республики ШКиД"
Суки!!.
Принципиально теперь ни на один российский фильм не пойду.
Пусть сдохнут все эти продюсеры мыльных опер и прочей хрени, которые из подрастающего поколения делают дебилов. Ни одного российского фильма я не видел, который хоть как то приблизился по качеству к Советским.
А я и денег не могу выслать на памятник, я вообще в Казахстане живу.
И вот после этого вы хотите Российское кино? В этой стране если ты родился с талантом — беги отсуда как можно раньше. Здесь талант — как мишень на лбу. Все против тебя. Особенно стыдно за режиссеров. Уж они то могли хоть чем то помочь! Твари! Кто не спасает этот народ — тот его хоронит! Даже если не брать во внимание то что это талантливый человек, знаменитый на весь ССР, это просто старый человек, да что это за народ, в котором из толпы ни кто не даст мобильника старику с таким лицом? Да пусть даже и плохо выглядещего. Эх жаль меня не было на том вокзале. Обидно. Какой человек был!
Жизнь — дерьмо.
Мир — помойка, а люди — быдло.
Что еще можно сказать, если у нас "важнейшим из искусств" руководит ублюдок-дворянин Никишка Михалкофф...
Виктору — вечная память....
А сколько еще таких же как он, которых за гроши использовали на полную катушку, а потом забывали, как ненужный мусор?
Да, не знал, по телику ни слова!!!
Просто не нужна путену Республика Шкид. Вот и все.
тоже даже в новостях не видел
зато когда михалков здохнет, в стране национальный траур объявят на неделю
А где же наше грёбаное РАО и Гильдия кинематографистов? Как скулить о защите авторов так скулёж слышен всей стране, как платить по счетам авторам — так .....
наши сми только о пошлых звёздочках и умеют рассказывать
обычно канал культура оповещает о таких вещах, и фильмы в честь актера показывает и документалки. а тут нет ничего абсолютно. на сайт к ним залезла и там нет ничего.
В Голливуде такой актер был бы миллионером, а наши актеры, которые ничем не хуже (а многие даже лучше западных звезд), умирают в нищете и забвении). Михалков на каждом углу кричит, что помогает старым актерам. Ну и что, помог Перевалову? Стыдно за страну!
кому нужны сейчас наши старые, даже знаменитые актеры? фигуристые тёлки с большими деньгами - вот идеал СМИ.
Вот так, даже уважаемый мною канал Культура показал себя не лучшим образом. Как можно было замалчивать смерть такого актера? Может быть уже никто не помнит его имени, но уверена, что все, кто хоть раз видел фильмы, с его участием, запомнили его милое, доброе, лицо. Один он у нас был такой, голубоглазый, светловолосый, самый настоящий Иванушка из сказки.
Сейчас в фаворе поп-культура - "некультурная, как попа", так о чём говорить? В моде гламурные дешёвки, а не подлинные актёры. Светлая память замечательному артисту и светлому, доброму человеку.
Скончался В.П. Перевалов 5 июля 2010 года, похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище "Памяти жертв 9 января". Смерть В. Перевалова прошла практически незамеченной СМИ.
Да, действительно жаль. А съёмочная группа Пиманова - непрофессиональные пофигисты. Да и что Пиманов ему в последнее время предлагал - только бомжей играть.... мажор...
А не тот ли это Пиманов, что ведет "Человек и закон"?
А как он, помню в одной из передач, красиво говорил о необходимости защищать авторские права! Да и все остальные передачи разве не о порядочности(или отсутствии ) в нашей жизни?...
А как же о правах артиста? Или Пиманов заявит, что все это МК выдумал?
Если так, то пусть подает иск в суд. Мне, почему-то кажется, что так и будет.
Порядочность в понимании режиссера, видимо, касается только по отношению к последнему, но никак не наоборот...
Царствие Небесное Перевалову.
Сергей Потапов — Митяй
Потапов Сергей Федорович
Родился 1 февраля 1978 года в г. Нижний Тагил.
Окончил актерское отделение Славянского Государственного Университета (Москва).
Призы и награды, приз кинофестиваля "Созвездие" (Тверь, 2007) - "За лучший дебют" за исполнение роли Митяя в фильме "Граффити"(2006).
Лариса Гузеева — Мария («сумасшедшая»)
Гузеева Лариса Андреевна
Родилась 23 мая 1959 года в селе Буртинском Оренбургской области.
Заслуженная артистка РФ (1994).
В 1984 году окончила Ленинградский государственный иститут театра, музыки и кинеатографии (курс В.В.Петрова).
С первого курса снималась в рекламных роликах "Союзпушнина".
В 1986-1990 годы — актриса киностудии "Ленфильм".
Сейчас играет в антрепризных спектаклях, в спектакле "Пять вечеров" московского театра "Современник".
С 2008 года — ведущая телешоу "Давай поженимся!" на Первом канале.
У актрисы двое детей - Георгий и Ольга.
театральные работы
"Пять вечеров" — Тамара (по пьесе А.М. Володина, режиссёр Ольга Анохина)
Призы и награды,лауреат премии "ТЭФИ-2009" в номинации лучшая ведущая ток-шоу "Давай поженимся".
роли в кино:
2011-Папа Гамлета
2011-Колокол
2011-Анакоп
2009-Такова жизнь
2009-Крыша
2006-Танкер Танго
2006-Семейный ужин
2006-Граффити
2005-Наследницы 2
2005-Заказ
2004-Сыщики-3
2004-Я убил свою жену
2004-Серенада лунной долины
2003-Право на защиту
2003-Ангел на дорогах
2002-Женская логика
2001-Сдвинутый
2001-Не покидай меня, любовь
2001-Наследницы
2000-Маросейка,
2000-Бабье лето
2000-Игра в любовь
1999-Страстной бульвар
1998-Я первый тебя увидел
1996-Театр ЧехонТВ. Картинки из недавнего прошлого
1996-Жесткое время
1995-Откровения незнакомцу
1995-Дом
1995-Аквариум
1994-Приговор
1992-Патриотическая комедия
1992-В той области небес...
1991-Избранник
1991-7 дней с русской красавицей
1990-Палач
1990-Мария Магдалина
1989-СВ. Спальный вагон
1989-Анна Петровна
1988-Щенок
1988-Верными останемся
1987-Белое проклятье
1986-1988-Жизнь Клима Самгина
1986-Таинственный узник
1986-Секретный фарватер
1986-Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
1986-ХХ век начинается
1986-Одинокий автобус под дождем
1985-Чужие здесь не ходят
1985-Соперницы
1985-Встретимся в метро
1984-Жестокий романс
1979-Место встречи изменить нельзя
Александр Ильин — Мирон Сысоевич
Ильин Александр Адольфович
Родился 8 мая 1952 года в Свердловске; отец - актер театра имени Маяковского Адольф Ильин.
Окончил Новосибирское театральное училище.
Начинал работать в Новосибирске, потом в Минске, Воронеже в городе Озёрск на Урале.
В 1979-2008 годах - актер театра им. Маяковского.
Заслуженный артист России.
театральные работы
* Синтезатор любви (Люпус)
* Женитьба (Стариков)
* Банкрот (Самсон Силыч)
* Не о соловьях (Батч О'Фаллон)
* Чума на оба ваши дома! (Синьор Капулетти)
* Забавы Дон Жуана (Лепорелло, Хозяин)
* Госпожа министерша (Дядя Васа)
* Любовь студента (Онуфрий)
роли в кино:
2011-Тройная жизнь
2011-История арканарской резни
2011-Белая гвардия
2010-Черчилль
2009-Ночной вызов
2009-Гости из прошлого
2009-Ключи от сердца
2010-Стерва для чемпиона
2010-Откричат журавли
2010-Однажды в милиции
2010-Мягкая посадка
2010-Гаражи
2010-Хамер
2010-Теща как явление
2010-Несчастливый номер
2009-Хозяйка тайги
2008-Закрытые пространства
2008-Дикое поле
2008-Галина
2008-Боец
2007-Святое дело
2007-Лавэ
2007-Жестокость
2007-Глянец
2006-Тупой жирный заяц
2006-Острог
2006-Неверность
2006-Граффити
2005-Умножающий печаль
2005-Охота на асфальте
2005-Дело о "Мертвых душах"
2005-Бедные родственники
2004-На углу у Патриарших-4
2004-Марс
2004-Боец
2003-Приключения мага
2003-Полосатое лето
2003-На углу у Патриарших-3
2003-Москва. Центральный округ
2003-Коктебель
2003-Клетка
2003-Бумер
2003-Антикиллер-2
2002-Чума на оба ваши дома!
2002-Трое против всех
2002-Порода
2002-Александр Пушкин
2001-Даун Хаус
2000-Русский бунт
2000-Марш Турецкого
2000-Убить ворона
1999-Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
1998-Суперхирург
1998-Сибирский Цирюльникъ
1998-Князь Юрий Долгорукий
1997-Страсти в ателье "Шах"
1996-Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара
1995-Экспресс до Бейджина
1995-На углу у Патриарших
1995-Без ошейника
1994-Русская симфония
писатель
1993-Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина
1993-Вспоминая Чехова
1992-Устрицы из Лозанны
1991-По Таганке ходят танки
1991-Курица
1991-Волкодав
1990-Уроки музыки
1990-Сукины дети
1990-Закат
1990-Битва трех королей
1989-Филипп Траум
1988-Ожог | Опік
1988-Артистка из Грибова
1987-Лето на память
1986-Размах крыльев
1985-Следствие ведут Знатоки
1985-Полуденный вор
1984-Закон зимовки
1984-Дорога к себе
1976-Строговы
1960-Каток и скрипка
1960-Время летних отпусков
Апасян Игорь Карпович
Кинорежиссёр, сценарист.
Родился 3 октября 1952 года в Тбилиси.
В 1983 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева).
В 1983-1992 годах — режиссёр Одесской киностудии.
С 1997 года — руководитель киностудии "Гамаюн" (Москва).
Заслуженный деятель искусств Украины (1996).
Призы и награды, приз 11-го Всесоюзного фестиваля телефильмов в Киеве, 1985 "За убедительное отражение проблем воспитания на экране" в фильме "Пока не выпал снег" (1984)
Выпускник ВГИКа, в восьмидесятых Апасян работал на Одесской киностудии - в 1996 году режиссер стал заслуженным деятелем искусств Украины. В середине девяностых Игорь Апасян начал работать в Москве.
За три десятка лет творческой деятельности Апасян снял такие фильмы, как «Незнайка с нашего двора», «Вино из одуванчиков», «На своей земле», «В одну-единственную жизнь», «Ставок больше нет», «Мертвые без погребения, или охота на крыс», «Дни ангела», «Граффити».
Интервью на японском кинофестивале.
– Игорь, как вы попали на конкурс Токийского фестиваля?
– Мы решили зайти с Востока. Потому что все каннские, берлинские фестивали коррумпированы. Потому что одни и те же отборщики приезжают отбирать фильмы 20 лет подряд.
– А кажется, это чистые люди от искусства, почти ангелы.
– Ну нет, до ангелов им далеко. Это люди глубоко павшие. А на Востоке за коррупцию строго наказывают. И нас выбрали.
– Некоторых смущает обилие ненормативной лексики в вашей картине…
– В самолетах бывают два черных ящика. Один фиксирует положение приборов, а второй – переговоры пилотов. И когда самолет падает, второй ящик расшифровать невозможно. Потому что там один сплошной предсмертный мат. И когда мне показывают подводную лодку, опустившуюся на 72 метра, и я слышу кефирные монологи, я не верю. Вы знаете последнее слово интеллигента перед тем, как он въехал в «МАЗ»? Сказать вам это слово?
– Нет, не надо! Давайте лучше поговорим о вашем странном фильме. Один из выводов, который можно сделать, посмотрев его: для того, чтобы сохранить чистое восприятие мира, нужно смотреть на него через грани стакана.
– Неправильный вывод. Чтобы сохранить чистое восприятие мира и сохранить душу, чтобы стать художником (а речь идет о человеке, который хочет стать художником), нужно ощутить страдания. Те страдания, которые мой герой начинает испытывать, попав в село Промежуточное – квинтэссенцию нашей действительности, вместо поездки в гламурную Италию с любимой девушкой… И эти страдания позволяют ему написать хорошую картину, первую в своей жизни хорошую картину, и удивиться в финале: «Никогда над моей работой не плакали столько народа. Да вообще ни хрена не плакали».
– Очень многие не согласятся с вами в том, что художнику необходимы страдания. Ваша деревня Промежуточное – это такой Дантов ад. В котором люди с хрупкой психикой просто сломаются и погибнут.
– Когда я говорю о том, что художник должен испытывать боль, я не имею в виду Соловки. Я говорю о душевной боли. Вы посмотрите на портреты режиссеров-шестидесятников: Хуциев, Тодоровский-старший, Тарковский, Иоселиани, Шукшин. Вы вглядитесь в их глаза. Там тоска и боль! Потому что правильно сказал Тарковский: «Искусство – это тоска по идеальному». Посмотрите сейчас в глаза тех, кто делает кино. Вот мы с вами сидим в кинотеатре, и сейчас с картины выходили молодые люди. Они выходили такие довольные, как будто они на карусели накатались… Но нельзя вечно кататься на карусели. Голова же закружится!
– Ваш герой Клизя всю свою жизнь страдал. Стал маргиналом. Много пьет. Вряд ли сделал в своей жизни что-то социально полезное. В чем он нашел красоту?
– Клизя – собирательный образ простого, но чрезвычайно умного человека. Сидевшего, как полстраны, пьющего, как полстраны. Впитавшего все пороки нашего народа. Но у нашего народа есть, кроме пороков, и достоинства. У моего бедного Клизи – это душа. Это фонема чисто русская, понятная только нам одним.
– Ваша картина говорит о войне очень сентиментально. Зачем нужна сентиментальность в наше жесткое несентиментальное время? Да еще в разговоре о войне?
– Она нужна, потому что ее нет! Если хотите, я стану Бедной Лизой. Потому что у нас с экрана исчез маленький человек. А великое кино – это кино о маленьком человеке. Как и великая литература.
– Хотите стать нашим Достоевским?
– Я хочу Спилбергом вашим стать. Маленький человек пошел на маленькую войну. А маленькой войны не бывает, бывает просто война. Маленький человек был сильно изранен, но не убит. Он сохранил на этой маленькой войне свою душу. Так не надо ему в эту душу гадить. Потому что, как правильно сказано в моей картине, «критическая масса дерьма чревата взрывом». И вот что я скажу – в искусстве все дороги ведут от сердца к голове. И никогда – обратно. Ты хоть бейся головой об стену, но умозрительное останется умозрительным. А настоящее искусство – это и сопли тоже.
– Вы тоже себя чувствуете обитателем такой деревни?
– Сейчас многие кинематографисты демонстрируют картины, как будто они живут на другой планете. Как я могу не чувствовать того, что происходит со всеми?
– Говорят, «Вино из одуванчиков» по Брэдбери вы снимали шесть лет. Почему так долго?
– Потому что, пока я его снимал, страна развалилась. В Москве после перестройки пришло время пристройки, люди разбрелись по кланам. Центрального телевидения, которое заказывало мою картину, уже не было, банки каждый принимал свою валюту, денег не было. События развивались с быстротой катящейся лавины. А я, убегая от этой лавины, все снимал «Вино из одуванчиков». В провинции, подальше от Москвы. Мою картину назвали потом «Кино из надуванчиков», потому что я не платил на студии, потому что денег не было. Но картину я в итоге снял. И когда я вернулся в Москву, было, как в истории с Фигаро, который вышел из тюрьмы и поинтересовался: «Что волнует умы?» А умы уже волновало совершенно другое. Мое поколение спивалось или выживало разными способами, далекими от профессии. Нормальное кино никто не снимал, начиналась мода на блокбастеры. Мое «Вино» никому уже было не нужно. Но оно спасло меня, потому что, пока кино умирало, я бегал по хорошей зеленой натуре и собирал одуванчики.
Режиcсер:
1 Граффити (2006)
2 Дни Ангела (2003)
3 Кобра: Антитеррор (сериал) (2003-2008)
4 Маросейка, 12: Бабье лето (2000)
5 Маросейка, 12: Ген смерти (сериал) (2000)
6 Вино из одуванчиков (1997)
7 Мертвые без погребения, или Охота на крыс (1991)
8 Морской волк (сериал) (1991)
9 На своей земле (1987)
10 В одну-единственную жизнь (1986)
11 Пока не выпал снег (1984)
12 Незнайка с нашего двора (1983)
Сценарист:
1 Граффити (2006)
2 Маросейка, 12: Бабье лето (2000)
3 Маросейка, 12: Ген смерти (сериал) (2000)
4 Вино из одуванчиков (1997)
5 Мертвые без погребения, или Охота на крыс (1991)
6 Пока не выпал снег (1984)
Продюсер:
1 Вино из одуванчиков (1997)
Ушёл из жизни 9 августа 2008 года в возрасте 55 лет, в Москве. Похороны режиссёра состоялись 12 августа в городе Ивантеевка на Невзоровском кладбище (рядом с городом Королёвым).
Смертью друг друга живем, жизнью друг друга умираем..
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии22