Жизнь и смерть "Черной Венеры"
Только через 187 лет после смерти – в августе 2002 года – многострадальное тело Саарти Баартман, известной в Европе, как «Чёрная Венера», перевезли на юг Африки и похоронили неподалёку от города Хэнки на уединённом холме. История Саарти весьма печальна. Она прожила всего 25 лет, была вывезена с Родины в Европу, где умерла после 5 лет унижений.
Точной даты и имени девочки, родителей которой убили нидерландские колонисты буры, никто не знает. Она осталась круглой сиротой во время захвата очередного поселения капских готтентотов на Востоке современной ЮАР. Но точно известно, что уже к началу 19-го века при освоении этих территорий все племена капских готтентотов истребили или обратили в рабство.
Девочке, которой впоследствии дали новое имя Сара, можно считать повезло – она осталось жива. Саарти (ласкательно-презрительная модификация от Сары), как её называли, стала рабыней в семье богатых бурских фермеров в Кейптауне. У неё был прекрасный музыкальный слух, что позволило ей быстро освоить язык своих хозяев. Она могла бы, вероятно, прожить спокойную жизнь рабыни, иметь семью и детей. Но случилось то, что, вероятно, должно было случиться.
Как-то на ферму заехал британский хирург Уильям Данлоп и обратил внимание на особенности фигуры Саарти - большие выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы. Он предложил Хендрику Цезарю, брату хозяина Саарти, заработать, переправив этот ценный экземпляр в Лондон.
Описываемые события разворачивались в 1809 году, когда в Англии уже действовал закон о запрете работорговли. Поэтому для поездки Саарти в Лондон необходимо было не только формальное разрешение губернатора Капской колонии лорда Каледона, но и согласие Саарти. 20-летнюю девушку заверили, что, переехав в Великобританию, она сможет разбогатеть. Девушка согласилась, чем и определила свою дальнейшую судьбу.
Год 1810. Саарти привезли в столицу Великобритании и начали показывать обнажённой всем, кто хотел увидеть её диковинное тело. Конечно, за деньги. Именно с показов «готтентотской Венеры» (так называли Саарти в афишах) и взяла начало порочная практика создания «человеческих зоопарков», которая существовала ещё в начале 20-го века. О таких понятиях, как гуманизм, свобода и гражданские права, моральные устои в просвещённой Европе того времени не вспоминали, рассматривая африканцев, как дикарей.
Об унизительном положении Саарти Баартман узнали в «Африканской ассоциации» и сделали попытку добиться её освобождения. Для этого необходимо было доказать, что девушка находится в Лондоне как рабыня. Но когда на суде у Баартман спросили, «выставлялась ли она на публику с ее собственного согласия», она ответила, что выставлялась без какого-либо принуждения в обмен на получение части прибыли от показов. И формально это было правдой. Ведь в Лондон она приехала по своему желанию и получала с показов кое-какие деньги. Судом её отношения с Данлопом были квалифицированы как «контракт».
Прошло четыре года. Лондонская публика утратила к ней интерес и её продали французу по имени Рео, занимавшемуся дрессировкой животных.
В Париже она провела последние 15 месяцев своей жизни. Её продолжали выставлять на утеху публике. Вот только условия жизни оказались гораздо хуже, а хозяин – грубее.
Во Франции Саарти привлекла внимание учёных мужей, изучавших строение её тела. Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье анализировал и интеллектуальные особенности Черной Венеры. Из его отчёта следует, что у неё была прекрасная память, и она свободно владела голландским языком.
Через год Саарти надоела и парижанам, превратившись в объект насмешек, комедийных скетчей и злобных карикатур. Она пристрастилась к алкоголю, стала зарабатывать проституцией и в декабре 1815 года умерла то ли от оспы, то ли от сифилиса, то ли от пневмонии.
После смерти Саарти её останки не похоронили по христианскому обряду, хотя в 1811 году её окрестили в соборе Манчестера. Тело её препарировали, расчленяли, изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека.
Только в 1994 году, когда президентом ЮАР стал вышедший из тюрьмы Нельсон Мандела, по его официальному запросу останки Саарти вернули на Родину. А во Франции эту проблему обсуждали ещё долгие годы.
Все племена капских готтентотов были истреблены и обращены в рабство.
(Кадр из фильма «Черная Венера», режиссер А. Кешиш. 2010 г.)
(Кадр из фильма «Черная Венера», режиссер А. Кешиш. 2010 г.)
Девочке, которой впоследствии дали новое имя Сара, можно считать повезло – она осталось жива. Саарти (ласкательно-презрительная модификация от Сары), как её называли, стала рабыней в семье богатых бурских фермеров в Кейптауне. У неё был прекрасный музыкальный слух, что позволило ей быстро освоить язык своих хозяев. Она могла бы, вероятно, прожить спокойную жизнь рабыни, иметь семью и детей. Но случилось то, что, вероятно, должно было случиться.
Как-то на ферму заехал британский хирург Уильям Данлоп и обратил внимание на особенности фигуры Саарти - большие выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы. Он предложил Хендрику Цезарю, брату хозяина Саарти, заработать, переправив этот ценный экземпляр в Лондон.
Британский хирург Уильям Данлоп обратил внимание на особенности
фигуры Саарти - большие выпирающие ягодицы.
фигуры Саарти - большие выпирающие ягодицы.
Описываемые события разворачивались в 1809 году, когда в Англии уже действовал закон о запрете работорговли. Поэтому для поездки Саарти в Лондон необходимо было не только формальное разрешение губернатора Капской колонии лорда Каледона, но и согласие Саарти. 20-летнюю девушку заверили, что, переехав в Великобританию, она сможет разбогатеть. Девушка согласилась, чем и определила свою дальнейшую судьбу.
В племенах готтентотов в Южной Африке женщины имеют удивительную
особенность: гипертрофию ягодиц — до 2 м в обхвате.
особенность: гипертрофию ягодиц — до 2 м в обхвате.
Год 1810. Саарти привезли в столицу Великобритании и начали показывать обнажённой всем, кто хотел увидеть её диковинное тело. Конечно, за деньги. Именно с показов «готтентотской Венеры» (так называли Саарти в афишах) и взяла начало порочная практика создания «человеческих зоопарков», которая существовала ещё в начале 20-го века. О таких понятиях, как гуманизм, свобода и гражданские права, моральные устои в просвещённой Европе того времени не вспоминали, рассматривая африканцев, как дикарей.
Человеческий зоопарк в Европе 19 века.
Об унизительном положении Саарти Баартман узнали в «Африканской ассоциации» и сделали попытку добиться её освобождения. Для этого необходимо было доказать, что девушка находится в Лондоне как рабыня. Но когда на суде у Баартман спросили, «выставлялась ли она на публику с ее собственного согласия», она ответила, что выставлялась без какого-либо принуждения в обмен на получение части прибыли от показов. И формально это было правдой. Ведь в Лондон она приехала по своему желанию и получала с показов кое-какие деньги. Судом её отношения с Данлопом были квалифицированы как «контракт».
Прошло четыре года. Лондонская публика утратила к ней интерес и её продали французу по имени Рео, занимавшемуся дрессировкой животных.
Французская карикатура 19-го века.
В Париже она провела последние 15 месяцев своей жизни. Её продолжали выставлять на утеху публике. Вот только условия жизни оказались гораздо хуже, а хозяин – грубее.
Во Франции Саарти привлекла внимание учёных мужей, изучавших строение её тела. Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье анализировал и интеллектуальные особенности Черной Венеры. Из его отчёта следует, что у неё была прекрасная память, и она свободно владела голландским языком.
Чёрная Венера. Зарисовки парижских антропологов.
Через год Саарти надоела и парижанам, превратившись в объект насмешек, комедийных скетчей и злобных карикатур. Она пристрастилась к алкоголю, стала зарабатывать проституцией и в декабре 1815 года умерла то ли от оспы, то ли от сифилиса, то ли от пневмонии.
После смерти Саарти её останки не похоронили по христианскому обряду, хотя в 1811 году её окрестили в соборе Манчестера. Тело её препарировали, расчленяли, изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека.
Только в 1994 году, когда президентом ЮАР стал вышедший из тюрьмы Нельсон Мандела, по его официальному запросу останки Саарти вернули на Родину. А во Франции эту проблему обсуждали ещё долгие годы.
Комментарии4