Алексей Балабанов и его огромный мир
По какой причине недавно я сел смотреть во второй раз такой фильм как «Война» не знаю. Первый просмотр был в 00-х, но не после премьеры, а спустя примерно три года. Точно помню, что смотрел его уже на диске и удивился, почему вокруг фильма «Брат 2» стоял невероятный ажиотаж, а эта лента прошла словно незаметной. Либо просто я вращался в тех кругах, где ценились больше фильмы Дэвида Линча. Во всяком случае, в 2002 году я не припомню, чтобы кто-то обсуждал Балабанова и его новое творение. Тогда вообще к отечественному кино относились скептически. Не буду кривить душой и честно скажу, что и сейчас к нему точно такое же отношение. Но без сомнений можно признать, что среди потока откровенно скучных фильмов иногда встречаются какие-то невероятные вещи. В случае же Балабанова уже сейчас можно сказать, что он каждый свой фильм снимал так, будто он будет последним. То есть вкладывал туда всё.
Возможно именно по этой причине каждый его фильм непохож на предыдущий. Да, широкая общественность знает Балабанова как режиссера двух частей «Брата», но та же «Война» ничуть не хуже. Она просто вообще другая. И к слову даже сами части одного сюжета с Данилой тоже сняты по-разному. То есть очевидно, что почерк там одного мастера, но в том и была фишка Балабанова. Он снимал одновременно разнообразно и узнаваемо. Видимо в этом и заключается гениальность. Ведь его фильмы невозможно спутать с чьими-то ещё. И вовсе не потому что я их все смотрел. Дело как раз именно в подходе к съемкам.
Насколько я понимаю он смог собрать в итоге ещё и целую команду с которой и предпочитал работать. Вообще парадоксально получается. Из кино мы как правило запоминаем актёров, но их работа не имеет никакого смысла без режиссёра, сценариста, да оператора в конце концов. И конечный продукт появляется только благодаря целой команде работников. Актёр же — это больше инструмент.
При этом Балабанов умудрялся работать с весьма разнообразными актёрами. То есть он спокойно сделал актрису из Ирины Салтыковой оставив теперь её уже навсегда в истории нашего кино. Но и тот же Виктор Сухоруков или Сергей Маковецкий спокойно работали с мастером. И без сомнений именно подход с полной отдачей привлекал людей сниматься у Балабанова. Хотя надо заметить, что некоторые его идеи остались нереализованными.
Нет, речь не о тех фильмах, которые он хотел сделать, но по тем или иным причинам не сделал. Речь скорее о такой тяжелой ленте как «Груз 200». Дело в том, что некоторые актёры, прочитав сценарий испугались и попросту отказались там играть. Как раз Сергей Маковецкий и отказался хотя был давно знаком с режиссером. Отказался там сниматься и Евгений Миронов. Главная же беда заключалась в том, что на съёмках от Балабанова ушёл его оператор. Больше они вместе не работали и на мой взгляд это в чём-то даже символично.
Скорее всего уже тогда режиссер примерно представлял куда двигается и что снимать ему осталось не так много. Более того ещё до премьеры его финальной ленты «Я тоже хочу» он говорил, что это его последнее кино. Так и вышло. К слову многие зрители не приняли это кино и я в том числе.
Но теперь по прошествии 10 лет мне стало понятно, что Балабанов снимал то кино в первую очередь для себя. Да, его предыдущие ленты конечно он тоже задумывал так же для себя, но он не мог не ориентироваться на зрителей. К моменту же съёмки последней ленты он был уже большим и признанным режиссером. И по всей видимости решил вообще не ориентироваться на чей-то вкус. И скорее всего вообще ему было без разницы примет ли зритель кино или нет. Это было его прощание с экраном, которое ему хотелось оставить в обязательном порядке.
Что интересно так это тот факт, что даже сейчас его вещи, снятые двадцать и больше лет назад, смотрятся достойно и интересно. Он брался за разные темы, работал с десятками именитых актёров. Один Дюжев чего только стоит работавший с Михалковым на одной площадке. Умел он вплетать и музыку в свои ленты. Вот много ли у нас было фильмов где отдельно впоследствии выпускали саундтрек? Я честно говоря кроме «Брата» ничего и не вспомню.
И поводя итог можно смело сказать, что когда-то у нас был не только самобытный режиссер, но ещё и создавший свой собственный мир. Говорят, что незаметных людей нет. Но сдаётся мне, что всегда существуют исключения из правил. Балабанов видимо и есть то самое исключение.
Насколько я понимаю он смог собрать в итоге ещё и целую команду с которой и предпочитал работать. Вообще парадоксально получается. Из кино мы как правило запоминаем актёров, но их работа не имеет никакого смысла без режиссёра, сценариста, да оператора в конце концов. И конечный продукт появляется только благодаря целой команде работников. Актёр же — это больше инструмент.
При этом Балабанов умудрялся работать с весьма разнообразными актёрами. То есть он спокойно сделал актрису из Ирины Салтыковой оставив теперь её уже навсегда в истории нашего кино. Но и тот же Виктор Сухоруков или Сергей Маковецкий спокойно работали с мастером. И без сомнений именно подход с полной отдачей привлекал людей сниматься у Балабанова. Хотя надо заметить, что некоторые его идеи остались нереализованными.
Нет, речь не о тех фильмах, которые он хотел сделать, но по тем или иным причинам не сделал. Речь скорее о такой тяжелой ленте как «Груз 200». Дело в том, что некоторые актёры, прочитав сценарий испугались и попросту отказались там играть. Как раз Сергей Маковецкий и отказался хотя был давно знаком с режиссером. Отказался там сниматься и Евгений Миронов. Главная же беда заключалась в том, что на съёмках от Балабанова ушёл его оператор. Больше они вместе не работали и на мой взгляд это в чём-то даже символично.
Скорее всего уже тогда режиссер примерно представлял куда двигается и что снимать ему осталось не так много. Более того ещё до премьеры его финальной ленты «Я тоже хочу» он говорил, что это его последнее кино. Так и вышло. К слову многие зрители не приняли это кино и я в том числе.
Но теперь по прошествии 10 лет мне стало понятно, что Балабанов снимал то кино в первую очередь для себя. Да, его предыдущие ленты конечно он тоже задумывал так же для себя, но он не мог не ориентироваться на зрителей. К моменту же съёмки последней ленты он был уже большим и признанным режиссером. И по всей видимости решил вообще не ориентироваться на чей-то вкус. И скорее всего вообще ему было без разницы примет ли зритель кино или нет. Это было его прощание с экраном, которое ему хотелось оставить в обязательном порядке.
Что интересно так это тот факт, что даже сейчас его вещи, снятые двадцать и больше лет назад, смотрятся достойно и интересно. Он брался за разные темы, работал с десятками именитых актёров. Один Дюжев чего только стоит работавший с Михалковым на одной площадке. Умел он вплетать и музыку в свои ленты. Вот много ли у нас было фильмов где отдельно впоследствии выпускали саундтрек? Я честно говоря кроме «Брата» ничего и не вспомню.
И поводя итог можно смело сказать, что когда-то у нас был не только самобытный режиссер, но ещё и создавший свой собственный мир. Говорят, что незаметных людей нет. Но сдаётся мне, что всегда существуют исключения из правил. Балабанов видимо и есть то самое исключение.
Комментарии1