Интересные факты о съемках фильма "Приключения Петрова и Васечкина"
Наверняка почти каждый человек в нашей стране, смотрел, и до сих пор помнит, и любит музыкальный фильм «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина». Ребята, которые сыграли в картине, завоевали всенародную популярность в восьмидесятые. Но мало кто знает, что режиссёр фильма столкнулся со множеством проблем и непониманием руководства.
О том, что же происходило за кадром «приключений», речь пойдёт в данном посте.
Изначально, короткие истории про Петрова и Васечкина, снимались для киножурнала «Ералаш». Но позднее режиссёр Владимир Алеников, придумал объединить их в полнометражный фильм. Характер хулиганистого героя Васечкина автор картины частично списывал с себя, по детским воспоминаниям. А персонаж Петрова, в точности ведёт себя, как школьный друг режиссёра - Пётр Брандт, ставший известным петербуржским поэтом. Во время учёбы, Алеников был инициатором всех шалостей, а его приятель терпеливо поддерживал его «гениальные» идеи.
Поиски юных актёров на главные роли значительно затянулись. Помощники режиссёра сбились с ног просматривая бесчисленное количество претендентов, в общей сложности они перебрали не менее пяти тысяч ребят. Где они только нт искали: в кружках, школах, спортивных секциях...
Но режиссёру всё было не то. Вопрос решился благодаря счастливой случайности. Питерский знакомый Аленикова, хореограф Влад Дружинин, глядя на его метания, предложил привести к нему на просмотр своего сына Егора. Как только мальчик вошёл в кабинет, режиссёр понял, что поиски закончены. Именно таким он и представлял себе Васечкина: озорной взгляд, непосредственный, заводной. При этом Егор отлично танцевал и неплохо пел.
Но оставалась незакрытой ещё кандидатура Петрова, но и тут режиссёру повезло, он даже вспоминал: « Так не бывает!» Лучший друг Егора Дружинина, Дима Барков, также идеально совпал с необходимым киношным образом.
Дмитрий Барков делился воспоминаниями об этом радостном событии: «Меня не покидало чудесное ощущение приключения! Я был несказанно счастлив и горд, что возможно буду сниматься в кино. Я впервые приехал в Москву, да ещё и в «Мосфильм». Нам говорили, чтобы мы успокоились. Но мы были так рады, что ни о каком волнении речи и не шло. Мы закончили пробы и вернулись в Ленинград, и почти сразу пришла телеграмма с приглашением на съёмки в Одессу».
Алеников очень радовался, что юные актёры дружат в реальной жизни. Им было гораздо проще проигрывать сцены перед камерой, ведь они прекрасно знали друг друга. Режиссёр даже предложил ребятам ответственную миссию: самим выбрать актрису на роль Маши Старцевой. Из большого числа претенденток, ребята единогласно выбрали Ингу Ильм. Алеников был счастлив, что поиски главных героев наконец закончены.
Хотя фильмы снимали на Одесской киностудии, и по заказу Гостелерадио СССР, утверждать окончательный вариант нужно было в московском телевизионном объединении «Экран», руководителем которого был Борис Хессин. По словам Аленикова, он ожидал услышать что угодно, но только не обвинение в американизме. Директор сказал: «Это, НИКОГДА не будут смотреть советские пионеры! Я не выпущу это в эфир!»
Прошёлся Хессин, и по неподходящей, по его мнению, музыке в фильме, которую написала начинающий композитор Татьяна Островская. Действительно, песни были совершенно другие, более современные, и были совершенно непохожи на обычные пионерские марши. Мало того, острый взгляд цензуры усмотрел в картине сатиру на советское общество, и как ни странно даже эротику. Хотя в той сцене, девочки совершенно безобидно плавали в бассейне, на матрасах. Фильмы положили в «долгий ящик».
Алеников конечно не захотел просто так отказываться от своего детища. Он писал письма в отдел культуры ЦК, обращался за оценкой картины в Академию педагогических наук, и в Институт художественного воспитания АН СССР. Деятели культуры пытались помочь Аленикову: Сергей Михалков, Наталья Сац и Анатолий Алексин, писали протестующие письма. Кстати говоря институты подтвердили, что фильмы не содержат никакого тлетворного влияния на подрастающее поколение, но уже казалось, что все их усилия были напрасны.
Председатель Гостелерадио Сергей Лапин, был ярым противником выхода фильма Аленикова. Он даже предлагал режиссёру сменить профессию, и иметь мужество признаться, что фильмы чудовищно плохи. Когда режиссёр пытался напомнить ему о своих прежних заслугах: международных наградах, и главном призе на кинофестивале в Испании. Его чуть ли не обвинили во взятках, и Лапин очень жёстко отозвался, о творчестве режиссёра вообще. Как выяснилось позднее, председатель даже не смотрел «Приключения Петрова и Васечкина», а сделал необходимые выводы по представлению своих заместителей.
Алеников решил ни перед чем не останавливаться, и обратиться на самый верх. Он был немного знаком с дочерью Андропова, она в то время работала в журнале «Музыкальная жизнь». Алеников попросил её оказать ему услугу, и посмотреть фильмы. Она согласилась. Режиссёр бросился организовывать открытый показ для Андроповых, но он так и не состоялся. Хотя тут же, как по волшебству, кинокартину не только разрешили выпустить в прокат, но и присвоили ей самую высокую категорию.
Поиски юных актёров на главные роли значительно затянулись. Помощники режиссёра сбились с ног просматривая бесчисленное количество претендентов, в общей сложности они перебрали не менее пяти тысяч ребят. Где они только нт искали: в кружках, школах, спортивных секциях...
Но режиссёру всё было не то. Вопрос решился благодаря счастливой случайности. Питерский знакомый Аленикова, хореограф Влад Дружинин, глядя на его метания, предложил привести к нему на просмотр своего сына Егора. Как только мальчик вошёл в кабинет, режиссёр понял, что поиски закончены. Именно таким он и представлял себе Васечкина: озорной взгляд, непосредственный, заводной. При этом Егор отлично танцевал и неплохо пел.
Но оставалась незакрытой ещё кандидатура Петрова, но и тут режиссёру повезло, он даже вспоминал: « Так не бывает!» Лучший друг Егора Дружинина, Дима Барков, также идеально совпал с необходимым киношным образом.
Дмитрий Барков делился воспоминаниями об этом радостном событии: «Меня не покидало чудесное ощущение приключения! Я был несказанно счастлив и горд, что возможно буду сниматься в кино. Я впервые приехал в Москву, да ещё и в «Мосфильм». Нам говорили, чтобы мы успокоились. Но мы были так рады, что ни о каком волнении речи и не шло. Мы закончили пробы и вернулись в Ленинград, и почти сразу пришла телеграмма с приглашением на съёмки в Одессу».
Алеников очень радовался, что юные актёры дружат в реальной жизни. Им было гораздо проще проигрывать сцены перед камерой, ведь они прекрасно знали друг друга. Режиссёр даже предложил ребятам ответственную миссию: самим выбрать актрису на роль Маши Старцевой. Из большого числа претенденток, ребята единогласно выбрали Ингу Ильм. Алеников был счастлив, что поиски главных героев наконец закончены.
Хотя фильмы снимали на Одесской киностудии, и по заказу Гостелерадио СССР, утверждать окончательный вариант нужно было в московском телевизионном объединении «Экран», руководителем которого был Борис Хессин. По словам Аленикова, он ожидал услышать что угодно, но только не обвинение в американизме. Директор сказал: «Это, НИКОГДА не будут смотреть советские пионеры! Я не выпущу это в эфир!»
Прошёлся Хессин, и по неподходящей, по его мнению, музыке в фильме, которую написала начинающий композитор Татьяна Островская. Действительно, песни были совершенно другие, более современные, и были совершенно непохожи на обычные пионерские марши. Мало того, острый взгляд цензуры усмотрел в картине сатиру на советское общество, и как ни странно даже эротику. Хотя в той сцене, девочки совершенно безобидно плавали в бассейне, на матрасах. Фильмы положили в «долгий ящик».
Алеников конечно не захотел просто так отказываться от своего детища. Он писал письма в отдел культуры ЦК, обращался за оценкой картины в Академию педагогических наук, и в Институт художественного воспитания АН СССР. Деятели культуры пытались помочь Аленикову: Сергей Михалков, Наталья Сац и Анатолий Алексин, писали протестующие письма. Кстати говоря институты подтвердили, что фильмы не содержат никакого тлетворного влияния на подрастающее поколение, но уже казалось, что все их усилия были напрасны.
Председатель Гостелерадио Сергей Лапин, был ярым противником выхода фильма Аленикова. Он даже предлагал режиссёру сменить профессию, и иметь мужество признаться, что фильмы чудовищно плохи. Когда режиссёр пытался напомнить ему о своих прежних заслугах: международных наградах, и главном призе на кинофестивале в Испании. Его чуть ли не обвинили во взятках, и Лапин очень жёстко отозвался, о творчестве режиссёра вообще. Как выяснилось позднее, председатель даже не смотрел «Приключения Петрова и Васечкина», а сделал необходимые выводы по представлению своих заместителей.
Алеников решил ни перед чем не останавливаться, и обратиться на самый верх. Он был немного знаком с дочерью Андропова, она в то время работала в журнале «Музыкальная жизнь». Алеников попросил её оказать ему услугу, и посмотреть фильмы. Она согласилась. Режиссёр бросился организовывать открытый показ для Андроповых, но он так и не состоялся. Хотя тут же, как по волшебству, кинокартину не только разрешили выпустить в прокат, но и присвоили ей самую высокую категорию.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1