10 советских фильмов, которые до сих пор смотрят за рубежом. Нестареющая отечественная классика
Наша любовь к советскому кинонаследию легко объяснима – целыми поколениями мы воспитывались на Гайдае, Рязанове, Роу и Птушко. Но как воспринимают наши любимые фильмы на Западе? Понимают ли? Пересматривают ли? Увы, особенной теплотой за границей советские ленты не одаривают, но есть несколько фильмов, которые действительно ценят.
Аэлита (1924)
Начало прошлого века было эпохой великих экспериментов и удивительных открытий не только в искусстве, но и во всех сферах жизни. Не всё получилось, не всё удалось, но отдельные явления стали указателем для потомков на много лет вперед – например, советская экранизация романа “Аэлита”, снятая Яковом Протазановым, никогда была не особенно высоко оценена на родине, но продолжает вдохновлять авторов социальной фантастики по всему миру и по сей день.
Броненосец Потемкин (1925)
Имя Сергея Эйзенштейна за рубежом известно не только узким специалистам по истории кино и замшелым искусствоведам, на его картинах продолжают учиться мастерству визуального рассказа студенты киношкол всего мира. “Александр Невский” и “Иван Грозный”, конечно, великие картины, но в первую очередь Эйзенштейн ассоциируется с “Броненосцем Потемкиным”, с фильмом, который без лишних слов повествует эмоциональнее, чем тысячи рассказчиков.
Планета бурь (1961)
Возможно, поклонники фантастики из-за океана не смогут без подсказок вспомнить советскую картину “Планета бурь” нашего гениального популяризатора науки Павла Клушанцева, но лишь по той причине, что в своем оригинальном виде за рубежом этот фильм почти неизвестен. “Планету” купили для показа в США, но существенно переделали и выпустили в двух вариантах под иными названиями.
И эти “переделки” стали культовыми! Ну, пусть хоть так знакомятся с нашим кино.
Война и мир (1965)
Масштабнейшая работа режиссера Сергея Бондарчука “Война и мир” ещё долгие годы будет являться недосягаемым образцом мастерства организации съемочного процесса. Это сегодня можно легко рисовать многотысячные армии клонов, орков или роботов, а Бондарчук снимал живую массовку в костюмах и с массой аксессуаров.
И снимал так, что его эпопея по-прежнему смотрится круче любого “Властелина колец” – фильм ценят по обе стороны Атлантики.
Морозко (1965)
Музыкальный фильм-сказка “Морозко” хорошо памятен нынешнему старшему поколению, тем, кто в 1960-1980-х был ребенком и смотрел эту картину в кинотеатрах и на экранах телевизоров. Своеобразная лента многих детей пугала, но, как ни странно, пришлась по вкусу публике в Восточной Европе.
Для Чехии и Словакии просмотр “Морозко” вообще стал новогодней традицией – без трансляции картины по центральным каналам не обходится уже много лет.
Белое солнце пустыни (1970)
Необычный советский боевик “Белое солнце пустыни”, снятый в 1970 году, за рубежом ценят по двум причинам. Во-первых, это один из ярчайших представителей так называемого жанра “истерн”, то есть вестерна, в котором сталкиваются не ковбои и индейцы, а, например, две стороны Гражданской войны 1920-х.
Во-вторых, просмотр “Белого солнца” является частью предполетного ритуала наших космонавтов, и это добавляет ленте флера загадочности.
Солярис (1972)
Сравнимым с Сергеем Эйзенштейном весом в мировой кинокультуре обладает, наверное, лишь один режиссер – Андрей Тарковский. Каждая его картина признана мировым шедевром, каждой посвящены тома исследований, каждая засмотрена до дыр и студентами киношкол, и простыми поклонниками хорошего кино.
Если выбирать одну ленту, то мы бы на первое место поставили “Солярис” – этот фильм Тарковского изменил фантастику не меньше “Космической одиссеи”.
Мама (1976)
Музыкальную сказку “Мама”, сюжет которой опирается на историю про “Волка и семерых козлят”, сегодня вспомнит далеко не каждый наш соотечественник – наличие в кадре Людмилы Гурченко и Михаила Боярского не сделало фильм популярным в СССР.
Зато под названием “Рок-н-рольный волк” картина получила популярность в Болгарии, Франции и... Норвегии, где с начала 2000-х стало доброй традицией смотреть “Маму” в Новый год на главном телеканале страны.
Мой ласковы и нежный зверь (1978)
К русской классике за рубежом всегда относились с особенной теплотой, поэтому, возможно, одна из лучших чеховских экранизаций “Мой ласковый и нежный зверь” запала в души миллионам зрителей по всей планете. Но не только этим знаменита лента режиссера Эмиля Лотяну – вальс, написанный для фильма композитором Евгением Догой, стал подлинным хитом. Композиция востребована в представлениях, на спортивных соревнованиях и свадьбах по всей планете.
Иди и смотри (1985)
В новом веке в нашей стране сложился настоящий культ кино о Великой Отечественной войне, но вряд ли какая-то из современных картин может сравниться своей пронзительностью и драматизмом с советскими шедеврами. “Иди и смотри” – кино, которое больно смотреть, но хотя бы раз этот ад пережить нужно. Именно в качестве прививки от нацизма ленту Элема Климова используют по всему миру – порой достаточно одного просмотра, чтобы зритель стал антифашистом и противником войн.
Начало прошлого века было эпохой великих экспериментов и удивительных открытий не только в искусстве, но и во всех сферах жизни. Не всё получилось, не всё удалось, но отдельные явления стали указателем для потомков на много лет вперед – например, советская экранизация романа “Аэлита”, снятая Яковом Протазановым, никогда была не особенно высоко оценена на родине, но продолжает вдохновлять авторов социальной фантастики по всему миру и по сей день.
Броненосец Потемкин (1925)
Имя Сергея Эйзенштейна за рубежом известно не только узким специалистам по истории кино и замшелым искусствоведам, на его картинах продолжают учиться мастерству визуального рассказа студенты киношкол всего мира. “Александр Невский” и “Иван Грозный”, конечно, великие картины, но в первую очередь Эйзенштейн ассоциируется с “Броненосцем Потемкиным”, с фильмом, который без лишних слов повествует эмоциональнее, чем тысячи рассказчиков.
Планета бурь (1961)
Возможно, поклонники фантастики из-за океана не смогут без подсказок вспомнить советскую картину “Планета бурь” нашего гениального популяризатора науки Павла Клушанцева, но лишь по той причине, что в своем оригинальном виде за рубежом этот фильм почти неизвестен. “Планету” купили для показа в США, но существенно переделали и выпустили в двух вариантах под иными названиями.
И эти “переделки” стали культовыми! Ну, пусть хоть так знакомятся с нашим кино.
Война и мир (1965)
Масштабнейшая работа режиссера Сергея Бондарчука “Война и мир” ещё долгие годы будет являться недосягаемым образцом мастерства организации съемочного процесса. Это сегодня можно легко рисовать многотысячные армии клонов, орков или роботов, а Бондарчук снимал живую массовку в костюмах и с массой аксессуаров.
И снимал так, что его эпопея по-прежнему смотрится круче любого “Властелина колец” – фильм ценят по обе стороны Атлантики.
Морозко (1965)
Музыкальный фильм-сказка “Морозко” хорошо памятен нынешнему старшему поколению, тем, кто в 1960-1980-х был ребенком и смотрел эту картину в кинотеатрах и на экранах телевизоров. Своеобразная лента многих детей пугала, но, как ни странно, пришлась по вкусу публике в Восточной Европе.
Для Чехии и Словакии просмотр “Морозко” вообще стал новогодней традицией – без трансляции картины по центральным каналам не обходится уже много лет.
Белое солнце пустыни (1970)
Необычный советский боевик “Белое солнце пустыни”, снятый в 1970 году, за рубежом ценят по двум причинам. Во-первых, это один из ярчайших представителей так называемого жанра “истерн”, то есть вестерна, в котором сталкиваются не ковбои и индейцы, а, например, две стороны Гражданской войны 1920-х.
Во-вторых, просмотр “Белого солнца” является частью предполетного ритуала наших космонавтов, и это добавляет ленте флера загадочности.
Солярис (1972)
Сравнимым с Сергеем Эйзенштейном весом в мировой кинокультуре обладает, наверное, лишь один режиссер – Андрей Тарковский. Каждая его картина признана мировым шедевром, каждой посвящены тома исследований, каждая засмотрена до дыр и студентами киношкол, и простыми поклонниками хорошего кино.
Если выбирать одну ленту, то мы бы на первое место поставили “Солярис” – этот фильм Тарковского изменил фантастику не меньше “Космической одиссеи”.
Мама (1976)
Музыкальную сказку “Мама”, сюжет которой опирается на историю про “Волка и семерых козлят”, сегодня вспомнит далеко не каждый наш соотечественник – наличие в кадре Людмилы Гурченко и Михаила Боярского не сделало фильм популярным в СССР.
Зато под названием “Рок-н-рольный волк” картина получила популярность в Болгарии, Франции и... Норвегии, где с начала 2000-х стало доброй традицией смотреть “Маму” в Новый год на главном телеканале страны.
Мой ласковы и нежный зверь (1978)
К русской классике за рубежом всегда относились с особенной теплотой, поэтому, возможно, одна из лучших чеховских экранизаций “Мой ласковый и нежный зверь” запала в души миллионам зрителей по всей планете. Но не только этим знаменита лента режиссера Эмиля Лотяну – вальс, написанный для фильма композитором Евгением Догой, стал подлинным хитом. Композиция востребована в представлениях, на спортивных соревнованиях и свадьбах по всей планете.
Иди и смотри (1985)
В новом веке в нашей стране сложился настоящий культ кино о Великой Отечественной войне, но вряд ли какая-то из современных картин может сравниться своей пронзительностью и драматизмом с советскими шедеврами. “Иди и смотри” – кино, которое больно смотреть, но хотя бы раз этот ад пережить нужно. Именно в качестве прививки от нацизма ленту Элема Климова используют по всему миру – порой достаточно одного просмотра, чтобы зритель стал антифашистом и противником войн.
Комментарии1