Слышу голос из прекрасного далёка — 7 любимых всеми песен Евгения Крылатова
Евгений Крылатов работал с выдающимися поэтами — Юрием Энтиным, Беллой Ахмадулиной, Ильей Резником, Робертом Рождественским и многими другими, — написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Слушаем любимые песни, музыку к которым он написал.
1. «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», 1969
Мультфильм «Умка» студии «Союзмультфильм» стал популярным сразу после выхода: маленьким зрителям полюбились трогательная история о дружбе, удачно нарисованный мишка Умка и, конечно, колыбельная мамы-медведицы. Узнаваемую с первых нот песню в исполнении Аиды Ведищевой Крылатов написал на стихи Юрия Яковлева — и она подарила композитору профессиональную известность. Именно после «Умки» Евгения Крылатова стали часто приглашать к работе над художественными и мультипликационными фильмами.
2. «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!», 1971
Поначалу Юрию Энтину, автору стихов, аранжировка Крылатова не понравилась: поэт посчитал ее старомодной. Но расстроенного таким отзывом композитора поддержали режиссер картины Юрий Победоносцев и исполнительница песни Аида Ведищева — и были правы: «Лесной олень» в мгновение ока стал хитом. Эта музыкальная метафора сказки, врывающейся в обыденную жизнь, которая так соответствовала духу фильма о девочке-фантазерке, обогнала по популярности саму картину и стала одним из самых известных детских хитов СССР: ее даже исполнил Большой детский хор в финале всесоюзного фестиваля «Песня-73». А Энтин, изменивший свое мнение о песне, стал добрым другом Крылатова и еще не раз работал с композитором.
3. «Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна (Песня Сульпитиуса)» из фильма «Русалочка», 1976
Над песнями к фильму «Русалочка» Евгений Крылатов работал совместно с Беллой Ахмадулиной и Юрием Энтиным. Несмотря на то что режиссер Владимир Бычков во многом изменил сказку Ханса Кристиана Андерсена, «Русалочка» запомнилась зрителю пронзительной и трагичной историей, рассказанной блистательными актерами во главе с Валентином Никулиным и Викторией Новиковой, которой на момент съемок фильма было всего 14 лет.
4. «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника», 1979
Музыку для «Крылатых качелей» композитор написал легко: его вдохновили стихи Юрия Энтина. Первоначально она называлась просто «Качели», но Крылатову не хватало слов в припеве — и тогда Энтин не без иронии добавил известной строке эпитет «крылатые». Это долгое время смущало Крылатова. А вот режиссер картины Константин Бромберг сказал, что «Крылатые качели» оказались занудными и испортили ему весь фильм, но времени на пересъемку эпизода уже не было. Свою неправоту Бромберг признал только спустя некоторое время, когда песня Крылатова стала настоящим шлягером.
5. «Три белых коня» из фильма «Чародеи», 1982
Несмотря на прошлый конфликт с Крылатовым, Константин Бромберг продолжил работать с композитором, например над картиной «Чародеи». Все 12 песен для фильма написал Крылатов на стихи Леонида Дербенева — и они были выпущены фирмой «Мелодия» на отдельной пластинке. Правда, в титрах пластинки не указали джазовую певицу Ирину Отиеву, которая пела в фильме за исполнительницу роли Алены Александру Яковлеву. А у самой Яковлевой во время съемок обнаружился очень тяжелый характер: больше половины съемочной группы, в том числе ее партнер по площадке Валентин Гафт, объявили актрисе бойкот. Бромберг говорил о Яковлевой: «Ведьма из нее выйдет точно. А вот получится ли Алена — не знаю…»
6. «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино», 1984
Закрывающую песню «Простоквашина» Крылатов написал на стихи Юрия Энтина и Эдуарда Успенского, а исполнила ее Валентина Толкунова. Примечательно, что в версии, вышедшей позднее на пластинках, любимая многими новогодняя песня звучала совсем иначе, чем в мультфильме: она была медленней, инструментально насыщенней — и очень напоминала цыганочку. Сам Евгений Крылатов объяснял это тем, что музыка для мультипликации должна быть сказочной и немного условной, «игрушечной» — именно такая, какую он писал для «Простоквашина» и других мультфильмов.
7. «Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего», 1985
Как говорил в одном из интервью Евгений Крылатов, эта песня из фильма «Гостья из будущего» была «призывом, молитвой, мольбой о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Только увидев стихи Юрия Энтина, Крылатов понял, что «Прекрасное далёко» станет одним из самых сильных его произведений, и для усиления «молитвенного» эффекта попросил Энтина немного изменить текст. Так в киноверсии вместо «он зовет меня в чудесные края» звучат слова «он зовет меня не в райские края». Этот вариант строки не встречается больше ни в одном исполнении и ни на одной записи «Прекрасного далёка».
Комментарии5