Киноликбез — 30 фильмов для знакомства с азиатским кинематографом
Гайд для зрителей, которые хотят погрузиться в азиатский кинематограф, но не знают, с чего начать.
Азиатская классика
1. «Токийская повесть» (1953), Ясудзиро Одзу
Социальная драма о пожилой паре, которая отправляется из небольшого городка в столичный Токио проведать своих детей. Вместо радушного приема стариков ждет лишь показная радость — у молодых так много дел и так мало времени. В своем, пожалуй, самом известном западному зрителю фильме Одзу показывает единение с семьей как высшую ценность повседневной жизни. И от этого местами бывает неловко — ведь мы тоже не всегда находим время для своих родителей.
Кроме этого, фильм стоит посмотреть еще и для того, чтобы познакомиться с особенностями операторской работы, характерной для японского кинематографа. Режиссер помещает зрителя на уровень своих героев: камера располагается на высоте 60–80 сантиметров от пола. Это высота обзора человека, сидящего в традиционной позе сэйдза.
2. «Семь самураев» (1954), Акира Куросава
Самурайский боевик (или дзидайгэки) о бедных крестьянах и семи наемниках, которые помогают деревне отбиться от войска разбойников. Каждый самурай в отряде защитников занимался своими делами, но на время решил объединиться с братьями по оружию.
Критики единогласно называют «Семь самураев» одним из самых значительных и влиятельных японских фильмов в истории кино. Он породил несметное количество ремейков и подражаний, которые продолжают появляться. Например, в сериале «Мандалорец» есть эпизод (глава четыре: «Убежище»), поставленный точно по сюжету Куросавы. Фильм идеально подойдет для просмотра тем, кто считает старое кино скучным. Уже в первой трети наблюдать за сюжетом и героями невероятно интересно, в процессе забываешь про черно-белую пленку и японскую речь, которые в начале могут оттолкнуть.
3. «Мой сосед Тоторо» (1988), Хаяо Миядзаки
Комедийное фэнтези о семье, перебравшейся за город из-за болезни мамы. Пока отец посещает маму в больнице и работает над своими проектами, две дочери открывают для себя все прелести деревенской жизни, включая общение с потусторонними духами японской природы.
В этом мультфильме Миядзаки рассказывает историю не о вымышленном и неизвестном мире, а о Японии 1950-х. Ему было важно доказать, что мультфильм о детских приключениях может быть не менее успешен, чем сражения роботов или монстров. У Миядзаки получилось, но не сразу. «Тоторо» провалился в прокате, но после демонстрации на ТВ популярность фильма и персонажей начала зашкаливать. Сегодня это официальный талисман города Токородзава (да и всей страны).
4. «История Хатико» (1987), Сейдзиро Кояма
Драма о профессоре Токийского университета и его собаке. Зная любовь преподавателя к собакам, друзья подарили ему щенка акита-ину, которого тот назвал Хатико (хати — восьмой по счету пес). Собака всюду следовала за хозяином и даже стала ждать его у железнодорожной станции каждый день, когда он уезжал на работу. После внезапной смерти профессора Хатико по-прежнему приходил на остановку и ждал его всю свою жизнь.
Эта история действительно произошла в 1920–1930-х годах в Японии. Хатико считается олицетворением верности и беззаветной любви. В честь него даже установили памятник, у которого собираются влюбленные. После американского ремейка 2009 года с Ричардом Гиром о Хатико узнал весь мир, что породило всплеск популярности японских пород акита-ину и сиба-ину. «Историю Хатико» можно порекомендовать как поклонникам фильмов о животных, так и желающим открыть для себя международный культурный феномен и заодно познакомиться с первоисточником.
5. «Сопендже» (1993), Лим Гвон-тхэк
Музыкальная драма о молодом певце, который путешествует по стране в поисках своей сестры. Дон-хо исполняет песни в традиционной манере пхансори. Он перемещается от одного поселения к другому по послевоенной Корее 1960-х, пытаясь отыскать следы своей сестры Сон Хвы, с которой он был разлучен в детстве. Их отец когда-то обучал Сон Хву сложной технике пения школы Сопендже, так что Дон-хо надеется напасть на музыкальный след сестры.
Режиссер не только исследует народные традиции в фильме, но и формулирует сложное корейское понятие «хан». Это эмоция, которую испытывает человек, находящийся в ярости от собственного бессилия. Герои «Сопендже» периодически испытывают подобные чувства и рассказывают о них в диалогах. Хан — одно из фундаментальных понятий для корейского кинематографа, помогающее режиссерам формировать драматургию фильма. Например, персонажи «Олдбоя» или «Поезда в Пусан» также испытывают хан. Несмотря на конкуренцию в прокате с международными хитами вроде «Парк юрского периода» или «Скалолаз» драма Лим Гвон-тхэка стала первым в истории Южной Кореи национальным блокбастером, пробудила интерес к полузабытому стилю пения (по всей стране стали открываться школы пансори), а саундтрек фильма вышел в топы чартов.
6. «Двойная рокировка» (2002), Эндрю Лау и Алан Мак
Криминальный триллер о двух приятелях, ставших двойными агентами в рядах полиции и мафии. Инспектор Лау Киньмин — уважаемый полицейский, работающий в тайне на босса гонконгской наркомафии. А у полицейского Чан Винъяня противоположная миссия – собрать как можно больше данных о криминальных делах, находясь под прикрытием гангстера. Однажды им становится известно о существовании двойного агента, и охота начинается.
Эндрю Лау и Алан Мак делают ставку на саспенс и неожиданные сюжетные повороты, а не на стрельбу и драки. Этим «Двойная рокировка» кардинально отличается от других китайских криминальных фильмов. Сценарий тщательно проработан, актерская игра на высоте, напряжение нарастает вплоть до жесткого финала, который точно не характерен для западного кинематографа. Голливудский ремейк «Двойной рокировки» — «Отступники» Мартина Скорсезе — хоть и получил «Оскара» за лучший фильм в 2006-м, но проигрывает оригиналу по актерской игре и сценарию, по мнению многих критиков и зрителей.
7. «Любовное настроение» (2000), Вонг Кар-Вай
Мелодрама о роковой встрече женатого мужчины и замужней женщины в Гонконге 1960-х. Оказавшись в соседних комнатах одного доходного дома, они сперва становятся друзьями, а потом и любовниками. На Каннском кинофестивале в 2000 году «Любовное настроение» было отмечено наградой за лучшую мужскую роль и техническим Гран-при. Фильм довольно точно изображает суровую действительность Гонконга того времени, когда люди находились под невероятным общественным давлением. Но даже в таких условиях была возможна утонченная и такая нежная любовь.
В этом фильме Кар-Вай использует два художественных приема, которые создают магию. Он повторяет очень похожие друг на друга сцены и строит некоторые фрагменты фильма как коллаж, собирая сцену из разных кусочков. Это создает ощущение, будто герои бесконечно повторяют одни и те же действия каждый день на протяжении долгого времени, хотя это иллюзия. Ключик, который помогает выбраться из этого гипнотического круга, — платья главной героини. По ним можно определить, где заканчивается одна сцена и начинается другая.
8. «Куклы» (2002), Такэси Китано
Сборник из трех драматических новелл, сюжеты которых не пересекаются, но подчинены теме любви. Под давлением родителей парень уходит от своей девушки, чтобы заключить выгодный брак. Босс якудза вспоминает о своей первой любви и возвращается в родной город. Знаменитая певица теряет свою красоту и заканчивает карьеру, но у нее остается один верный поклонник.
Каждая из трех историй — срез японского общества на момент съемок: жесткая система каст и традиций, власть мафии на местах и тотальная одержимость поп-идолами. На медитативных и красивых кадрах Китано показывает, что любовь одинаково волнует и молодых, и старых, и бедных, и богатых. При просмотре стоит обратить внимание на костюмы «кукол» и других персонажей фильма — их создавал знаменитый дизайнер Ёдзи Ямамото.
9. «2046» (2004), Вонг Кар-Вай
Фантастическая мелодрама о писателе, работающем над любовным романом о будущем. Автор заселяется в один из отелей Гонконга и использует соседей в качестве прототипов для своих героев. По сюжету его книги в будущем по миру мчится поезд, который может попасть в любое время и в любое место.
Вонг Кар-Вай показывает, как взять за основу фантастический сеттинг, характерный для западных фильмов, и создать чисто азиатские сюжеты. Его герои стараются сдержать бурю эмоций и не дать волю чувствам. Они общаются между собой на кантонском, японском и мандарине, но отлично понимают друг друга. Проникновенная музыка, потрясающие костюмы и необычные декорации (реальные и компьютерные) делают этот фильм одним из самых красивых в азиатском кинематографе.
10. «Ушедшие» (2008), Ёдзиро Такита
Музыкальная драма о бывшем виолончелисте, который стал работать в похоронном бюро. После роспуска оркестра и неудачных поисков работы Дайго продает свой инструмент и возвращается в родной город. Из-за досадной ошибки в объявлении он считает, что устроился в турфирму, однако на деле ему предстоит отправлять людей в последний путь.
«Ушедшие» раскрывают сразу несколько неприглядных сторон японской жизни: к работникам похоронных бюро традиционно относятся как к неприкасаемым. Работа с мертвецами считается недостойной, люди обрывают все социальные контакты с гробовщиками. Вдобавок одинокая смерть старого человека в пустом доме (для этого даже есть термин «кодокуси») зачастую становится известной только спустя время. И в таких условиях ритуальными услугами заниматься крайне тяжело и физически, и морально. В своем фильме Такита показывает жизнь изгоя, его борьбу с обстоятельствами и надежду на лучшее будущее. В 2009-м «Ушедшие» получили «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
11. «Сядь за руль моей машины» (2021), Рюсуке Хамагути
Театральная драма о режиссере, который после смерти жены переезжает в другой город для постановки чеховской пьесы «Дядя Ваня». Хамагути экранизировал один из рассказов из сборника «Мужчины без женщин» японского писателя Харуки Мураками.
Как и в прозе Мураками, повествование в фильме невероятно тягучее, будничное и поначалу даже утомительное. Режиссер уделяет большое количество экранного времени представлению героев, нюансам их жизни и невероятно красивым пейзажам Японии. Ритм меняется где-то после середины, когда драматург распределяет роли и начинает проводить репетиции. В общении совершенно разных людей, в их взаимодействии между собой и раскрывается главная ценность фильма. «Сядь за руль моей машины» лидировал на кинофестивалях 2022-го и получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
12. «Доспехи Бога» (1987), Джеки Чан
Приключенческий боевик про охотника за сокровищами Джеки по прозвищу Азиатский Ястреб. Он находит в Африке артефакт, который является лишь частью полного комплекта доисторической брони, и пускается в опасное путешествие с целью заполучить все «доспехи Бога».
К этому фильму Джеки Чан подошел с внушительным портфолио актера и режиссера. Но если ранние боевики были чаще всего посвящены именно боевым искусствам, то «Доспехи Бога» стали первым приключенческим фильмом, снятым по западным канонам. В том, как Джеки путешествует по миру, разгадывает загадки и обходит хитроумные ловушки, сильно чувствуется влияние «Индианы Джонса». Отличие в том, что Джеки изобретательно и смачно дерется, а также сам исполняет все трюки в фильме.
13. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), Энг Ли
Исторический экшен о мастере боевых искусств, преследующем вора в Китае XVIII века. Ли Мубай решает стать отшельником и передает свой меч «Зеленая судьба» возлюбленной Юй Шулень с просьбой отвезти реликвию в Пекин. В городе таинственный вор крадет меч, и Мубай вместе с Шулень отправляются в погоню.
Это классическое китайское уся (жанр фэнтези, в котором упор делается на восточные единоборства) про легендарных воинов, которые бегают по воздуху, искусно сражаются на мечах и играючи разбрасывают целую толпу противников. Энг Ли доводит зрелищность боев до запредельного уровня, на котором хореография поединков и поставленные трюки кажутся нереальными.
14. «Герой» (2002), Чжан Имоу
Исторический боевик с элементами детектива о великом воине, который победил лучших наемных убийц ради встречи с императором. Герой без имени прибывает во дворец правителя Цинь и рассказывает три истории о сражении с главными врагами трона: Длинным Небом, Сломанным Мечом и Летящим Снегом.
Чжан Имоу смешивает в «Герое» традиции уся и детектива с запутанным сюжетом, в котором повествование меняется в зависимости от точки зрения (прямо как в «Расемоне» Куросавы). Помимо красочных сражений на мечах, в фильме присутствует изрядная доля философии, которая подается очень наглядно. Персонажи «Героя» размышляют не только о чести воина, каллиграфии, верности, справедливости, но и о благе всего китайского народа в эпоху первой династии Цинь.
15. «Затойчи» (2003), Такэси Китано
Исторический боевик о слепом страннике Затойчи, который зарабатывает игрой в кости и массажем в Японии XIX века. В одной из деревень странник знакомится с двумя сестрами-гейшами, которые хотят отомстить за убийство родителей разбойникам. Затойчи решает помочь, хотя упорно скрывается от своего грозного прошлого.
Затойчи из романов Кана Симодзавы — один из самых популярных героев в Японии. Его приключениям посвящены 26 фильмов и сериал из 112 эпизодов. В 1989 году Затойчи перестал быть только японским героем, когда в США вышел боевик «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром. Китано снял свой ремейк с оглядкой на классические фильмы дзигайдеки о самураях, ронинах и якудза, не забыв добавить немного юмора (раньше режиссер был комиком). Так что в какие-то моменты между кровавыми схватками на мечах Китано дает зрителю отдохнуть и помещает своих героев в неловкие ситуации.
16. «Разборки в стиле кунг-фу» (2004), Стивен Чоу
Комедийный боевик о противостоянии жителей одного квартала и криминальной группировки. В Шанхае 1930-х жизнь и так нелегка, а если перейти дорогу банде «Топоры», то сразу можно ложиться помирать. Молодой пройдоха Синг как раз становится тем «счастливчиком», который встал на пути у гангстеров.
Стивен Чоу перенес легендарное сражение Нео с толпой агентов Смитов из второй «Матрицы» в декорации довоенного Китая и приправил его хорошей порцией национального колорита. Режиссер иронизирует над серьёзными уся и превращает каждую драку в фарс, не забывая о зрелищных спецэффектах. При этом хореография действительно впечатляет, постановкой боев занимался Юэнь Ву Пин, который как раз учил сражаться Нео.
17. «Акира» (1988), Кацухиро Отомо
Фантастический боевик о секретном эксперименте военных, который может уничтожить не только Нео-Токио, но и всю Вселенную. Байкеры-хулиганы Тецуо и Канеда встречают странного мальчика с паранормальными способностями во время одной из ночных поездок. Незнакомец передает свои силы Тецуо, с которым начинают происходить странные вещи.
Многие критики считают «Акиру» одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времен, так же как и важной вехой в истории японской анимации. На момент выпуска мультфильм был не только культурным феноменом, но и технологическим шедевром: число кадров составляло более 160 тысяч; для построения траектории падающих объектов, моделирования параллакса, а также настройки освещения и бликов использовалась компьютерная графика. Сам мультфильм воспроизводится со скоростью 24 кадра в секунду, что делает анимацию невероятно плавной. Монументальное творение Кацухиро Отомо заложило основы не только для эпических сражений в пределах города, когда небоскребы рушатся один за другим, но и для психологических триллеров.
18. «Евангелион» (1995), Хидеаки Анно
Фантастический сериал о подростках, пилотирующих огромных роботов, которые сражаются с инопланетными монстрами. Школьника Синдзи Икари забирают в секретную штаб-квартиру организации NERV, защищающей Токио будущего от вторжения неизвестных существ. Руководит NERV Гендо Икари — отец Синдзи, который бросил сына в детстве и посвятил себя вопросам науки.
На первый взгляд, «Евангелион» — классическое аниме про сражения огромных роботов, однако уже в первых сериях становится понятно, что не стоит судить по обложке. Природа монстров, суть разработок NERV и правда, стоящая за огромными роботами, поднимают религиозные, философские и экзистенциальные вопросы. В «Евангелионе» не только развивается тема взаимодействия человека с обществом в качестве индивида, но и освещается глобальный смысл существования вида.
19. «Паприка» (2006), Сатоси Кон
Психологический триллер о психиатре, которая использует инновационное устройство для погружения в чужие сны. Проникая в подсознание других людей, доктор Ацуко Тиба превращается в девушку по имени Паприка. После кражи нескольких образцов устройства Ацуко вместе с детективом Конакавой преследует вора в разных реальностях.
Мультфильмы Сатоси Кона традиционно ставят под сомнение тот мир, в котором находятся его герои. Они испытывают невероятные ощущения, переходя из одного состояния в другое. В «Паприке» этот принцип доведен до максимума, в какой-то момент сновидения и реальность смешиваются, и Ацуко перестает их различать.
20. «Я — киборг, но это нормально» (2006), Пак Чхан-ук
Фантастическая комедия о девушке и парне, которые знакомятся в психиатрической больнице. Ён-Гун решила, что она киборг, а Ин-Сун пытается помочь девушке принять свою человеческую природу и проявляет к ней романтический интерес.
Несмотря на то что «Киборг» на самом деле про любовь и романтику, Пак Чхан-ук не отказывает себе в удовольствии устроить на экране театр абсурда. В своем воображаемом мире Ён-Гун стреляет из пальцев, вкалывает себе в вены провода и лижет батарейки. По ярким цветам на экране и общей суматохе «Киборг» напоминает недавний хит «Всё, везде и сразу». Режиссер забрасывает зрителя событиями, пытаясь запутать, но в течение всего фильма делает акцент на чувствах главных героев.
21. «Звонок» (1998), Хидэо Наката
Хоррор о журналистке, которая расследует смерти подростков из-за проклятой видеозаписи. Рэйко Асакава давно услышала школьную страшилку о видеокассете, после просмотра которой можно умереть. Когда племянница Рэйко умирает таинственным образом, репортер пытается выяснить истинную причину гибели подростков.
«Звонок» погружает зрителя в тягучую атмосферу непонятного ужаса, которая подкрепляется тревожной музыкой и особой цветокоррекцией. В фильме применяются нестандартные (для западных фильмов) углы съемки и приемы. Особенно отличается конец, о котором лучше не рассказывать. «Звонок» дал старт поджанру скрин-хорроров про «найденные пленки».
22. «Воспоминания об убийстве» (2003), Пон Джун-хо
Детективный триллер о поисках серийного убийцы в провинциальном городке. Следователь Со Тхэ-юн прибывает из Сеула в Хвасон, чтобы помочь двум местным полицейским выследить убийцу женщин.
«Воспоминания об убийстве» не похожи на другие процедуралы. Вместо достоверного изображения следственного процесса Пон Джун-хо больше рассказывает о социальном положении в Южной Корее конца 1980-х. То, на какие зверства готовы пойти провинциальные полицейские, лишь бы выбить признание из первого встречного, показывает уровень нравов в стране в то время. Но причина их состояния — в тех потрясениях, которые год за годом обрушивались на государство и общество. Критики высоко отмечают сценарий и режиссуру «Воспоминаний», называя детектив одним из лучших южнокорейских фильмов всех времен.
23. «Поезд в Пусан» (2016), Ён Сан-хо
Экшен с элементами хоррора о выживании отца с дочерью, застрявших в поезде с зомби. Сок-Ву и его дочь Су-Ан отправляются в Пусан, чтобы девочка могла провести день рождения с матерью. В это же время из секретной лаборатории происходит утечка опасного вируса, который превращает людей в монстров.
Помимо ярких драк, сцен разрушений и яростных споров «Поезд в Пусан» насыщен характерным для южнокорейских фильмов социальным подтекстом. Некоторые критики видят в полчищах кровожадных зомби угнетенные слои населения. Случись в Южной Корее масштабное потрясение или гуманитарная катастрофа, народная волна с легкостью снесет всех корпоративных боссов и правительственных чиновников.
24. «Служанка» (2016), Пак Чхан-ук
Эротический триллер о служанке, которая устроилась в семью к богатым людям с тайным умыслом. Девушка Ок Чу пытается выжить в оккупированной Корее начала XX века и использует все доступные средства. Ей удается стать прислугой в престижном доме госпожи Хидэко, стены которого хранят множество тайн.
Сюжет «Служанки» преподносится в трех новеллах, каждая из которых показывает одни и те же события с разных точек зрения. Следить за повествованием не только интересно, но и приятно: костюмы, декорации, грим и хитроумные приспособления в старинном доме — украшение фильма. Не зря после выхода «Служанки» в Южной Корее был издан 144-страничный фотоальбом со снимками и комментариями режиссера.
25. «Паразиты» (2019), Пон Джун-хо
Комедийная драма о бедной семье, которая обманом устраивается работать в дом богатого бизнесмена. Студент Ки У получает от друга наводку и начинает обучать английскому языку дочку богатых родителей Паков, помешанных на западной культуре. Пользуясь этой слабостью, Ки У по одному «советует» своих родных для различных работ, и в конце концов в стильном особняке Паков собирается вся семья студента.
Пон Джун-хо отходит от метафор и максимально наглядно показывает деление общества Южной Кореи на касты. Место рождения и принадлежность к роду навсегда определяют судьбу человека. Бедным никогда не дотянуться до престижных работ с высокой оплатой, а богатые с презрением относятся к неимущим и никогда не допускают недостойных в свой круг общения. В «Паразитах» много от западного кино, и в этом кроется причина успеха фильма на международных фестивалях: 4 «Оскара» (в том числе за лучший фильм), «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой глобус», премии BAFTA и «Сезар».
26. «Закусочная на колесах» (1984), Саммо Хун
Комедийный боевик о двух братьях, продающих еду и выпивку из своего микроавтобуса в Барселоне. Однажды Томас и Дэвид спасают от преследователей девушку Сильвию, которая наутро исчезает с их выручкой. Братья пытаются разыскать воровку, к ним присоединяется частный детектив Моби, у которого свои причины найти Сильвию.
Можно долго хвалить хореографию боев (особенно драку Джеки Чана с бывшим чемпионом по кикбоксингу Бенни Уркидесом) и трюки, но одно из главных достоинств фильма — юмор. Саммо Хун в каждой сцене старается подчеркнуть несерьезность происходящего, делая ставку на уморительные диалоги, комедию ситуаций или физический юмор. Свойственные Джеки Чану ужимки отлично работают в дуэте с Юанем Бяо или самим Хуном. На момент выхода фильма все трое актеров находились на пике своей популярности, что сделало «Закусочную на колесах» лидером проката с 21 миллионом гонконгских долларов сборов.
27. «Убойный футбол» (2001), Стивен Чоу
Спортивная комедия о том, как команда неудачников противостоит крутым футболистам на стероидах. Молодой мастер шаолиня Син пытается донести до общества пользу боевого искусства и безуспешно перебирает все формы популяризации. Пока однажды не встречает легендарного футболиста, несправедливо отстраненного от игр.
Дебютный фильм Стивена Чоу считается лучшим его творением, хотя и менее успешным в экономическом плане. Режиссер не просто обрушивает на зрителей поток невероятно смешных скетчей, но и не забывает о главной мысли: невозможно сломить дух человека, решившего победить. Львиную долю юмора вносят актеры: типажи у всех разные, но веселят они одинаково хорошо (чего только стоит песня о кунг-фу или диалог об облысении).
28. «Однажды в Токио» (2003), Сатоси Кон
Мультфильм о трех бомжах, нашедших в токийской мусорке младенца. В канун Рождества алкоголик Джин, трансвестит Хана и беглянка Миюки находят корзину-переноску с грудным ребенком и ключами от камеры хранения. Троица решает во что бы то ни стало найти родителей малыша.
Комедия положений, диалоги и пикировки между героями способны довести до слез от смеха. В то же время автор «Однажды в Токио» довольно точно изображает трагическую действительность мегаполисов Японии, в которых лишенцы вынуждены ютиться в картонных коробках и попадать в некрологи. В этом мультфильме режиссер отходит от своей психоделической манеры повествования и показывает собственную рождественскую сказку.
29. «Детройт, город металла» (2008), Тосио Ри
Музыкальная комедия о парне, вынужденном играть в дэт-метал-группе вопреки своим вкусам. Соити — талантливый гитарист, которому по душе простые поп-баллады о любви. Волей случая он становится лидером музыкальной группы Detroit Metal City. Хардкор, выступление в гриме, жесткие тексты и внезапная популярность становятся нормой жизни для скромного Соити.
В основном весь юмор в фильме сводится к комедии положений и попыткам Соити справиться с суровой действительностью. Нежный в душе, он вынужден превращаться в брутального монстра на сцене и вести себя соответствующе. Фильм является игровой адаптацией одноименной манги и аниме, невероятно популярных в Японии. Сама группа — аллюзия на американских глэм-рокеров Kiss, а их название отсылает к песне Detroit Rock City.
30. «Работа с древесиной!» (2014), Синобу Ягути
Комедия о городском парне, который отправляется в японскую глушь за лучшей жизнью. Юки Хирано проваливает экзамены в университет и в отчаянии устраивается на стажировку в «Пиломатериалы Накамуро». Оказалось, что работа с деревом гораздо серьезнее, чем Юки предполагал.
«Работа с древесиной!» — экранизация книги Миуры Сион. Японская вариация на тему «погнали наши городских» показывает, что даже избалованный и нежный юноша при должном внимании со стороны мудрых наставников может превратиться в трудолюбивого мужчину. Заслуга Синобу Ягути в том, что под маской подростковой комедии он скрывает по-настоящему патриотичное кино, призывающее молодежь Японии любить природу, уважать старших и зарабатывать на жизнь честным трудом.
Автор текста: Ренат Газизов
Кроме этого, фильм стоит посмотреть еще и для того, чтобы познакомиться с особенностями операторской работы, характерной для японского кинематографа. Режиссер помещает зрителя на уровень своих героев: камера располагается на высоте 60–80 сантиметров от пола. Это высота обзора человека, сидящего в традиционной позе сэйдза.
2. «Семь самураев» (1954), Акира Куросава
Самурайский боевик (или дзидайгэки) о бедных крестьянах и семи наемниках, которые помогают деревне отбиться от войска разбойников. Каждый самурай в отряде защитников занимался своими делами, но на время решил объединиться с братьями по оружию.
Критики единогласно называют «Семь самураев» одним из самых значительных и влиятельных японских фильмов в истории кино. Он породил несметное количество ремейков и подражаний, которые продолжают появляться. Например, в сериале «Мандалорец» есть эпизод (глава четыре: «Убежище»), поставленный точно по сюжету Куросавы. Фильм идеально подойдет для просмотра тем, кто считает старое кино скучным. Уже в первой трети наблюдать за сюжетом и героями невероятно интересно, в процессе забываешь про черно-белую пленку и японскую речь, которые в начале могут оттолкнуть.
3. «Мой сосед Тоторо» (1988), Хаяо Миядзаки
Комедийное фэнтези о семье, перебравшейся за город из-за болезни мамы. Пока отец посещает маму в больнице и работает над своими проектами, две дочери открывают для себя все прелести деревенской жизни, включая общение с потусторонними духами японской природы.
В этом мультфильме Миядзаки рассказывает историю не о вымышленном и неизвестном мире, а о Японии 1950-х. Ему было важно доказать, что мультфильм о детских приключениях может быть не менее успешен, чем сражения роботов или монстров. У Миядзаки получилось, но не сразу. «Тоторо» провалился в прокате, но после демонстрации на ТВ популярность фильма и персонажей начала зашкаливать. Сегодня это официальный талисман города Токородзава (да и всей страны).
4. «История Хатико» (1987), Сейдзиро Кояма
Драма о профессоре Токийского университета и его собаке. Зная любовь преподавателя к собакам, друзья подарили ему щенка акита-ину, которого тот назвал Хатико (хати — восьмой по счету пес). Собака всюду следовала за хозяином и даже стала ждать его у железнодорожной станции каждый день, когда он уезжал на работу. После внезапной смерти профессора Хатико по-прежнему приходил на остановку и ждал его всю свою жизнь.
Эта история действительно произошла в 1920–1930-х годах в Японии. Хатико считается олицетворением верности и беззаветной любви. В честь него даже установили памятник, у которого собираются влюбленные. После американского ремейка 2009 года с Ричардом Гиром о Хатико узнал весь мир, что породило всплеск популярности японских пород акита-ину и сиба-ину. «Историю Хатико» можно порекомендовать как поклонникам фильмов о животных, так и желающим открыть для себя международный культурный феномен и заодно познакомиться с первоисточником.
5. «Сопендже» (1993), Лим Гвон-тхэк
Музыкальная драма о молодом певце, который путешествует по стране в поисках своей сестры. Дон-хо исполняет песни в традиционной манере пхансори. Он перемещается от одного поселения к другому по послевоенной Корее 1960-х, пытаясь отыскать следы своей сестры Сон Хвы, с которой он был разлучен в детстве. Их отец когда-то обучал Сон Хву сложной технике пения школы Сопендже, так что Дон-хо надеется напасть на музыкальный след сестры.
Режиссер не только исследует народные традиции в фильме, но и формулирует сложное корейское понятие «хан». Это эмоция, которую испытывает человек, находящийся в ярости от собственного бессилия. Герои «Сопендже» периодически испытывают подобные чувства и рассказывают о них в диалогах. Хан — одно из фундаментальных понятий для корейского кинематографа, помогающее режиссерам формировать драматургию фильма. Например, персонажи «Олдбоя» или «Поезда в Пусан» также испытывают хан. Несмотря на конкуренцию в прокате с международными хитами вроде «Парк юрского периода» или «Скалолаз» драма Лим Гвон-тхэка стала первым в истории Южной Кореи национальным блокбастером, пробудила интерес к полузабытому стилю пения (по всей стране стали открываться школы пансори), а саундтрек фильма вышел в топы чартов.
6. «Двойная рокировка» (2002), Эндрю Лау и Алан Мак
Криминальный триллер о двух приятелях, ставших двойными агентами в рядах полиции и мафии. Инспектор Лау Киньмин — уважаемый полицейский, работающий в тайне на босса гонконгской наркомафии. А у полицейского Чан Винъяня противоположная миссия – собрать как можно больше данных о криминальных делах, находясь под прикрытием гангстера. Однажды им становится известно о существовании двойного агента, и охота начинается.
Эндрю Лау и Алан Мак делают ставку на саспенс и неожиданные сюжетные повороты, а не на стрельбу и драки. Этим «Двойная рокировка» кардинально отличается от других китайских криминальных фильмов. Сценарий тщательно проработан, актерская игра на высоте, напряжение нарастает вплоть до жесткого финала, который точно не характерен для западного кинематографа. Голливудский ремейк «Двойной рокировки» — «Отступники» Мартина Скорсезе — хоть и получил «Оскара» за лучший фильм в 2006-м, но проигрывает оригиналу по актерской игре и сценарию, по мнению многих критиков и зрителей.
Медленное философское кино
7. «Любовное настроение» (2000), Вонг Кар-Вай
Мелодрама о роковой встрече женатого мужчины и замужней женщины в Гонконге 1960-х. Оказавшись в соседних комнатах одного доходного дома, они сперва становятся друзьями, а потом и любовниками. На Каннском кинофестивале в 2000 году «Любовное настроение» было отмечено наградой за лучшую мужскую роль и техническим Гран-при. Фильм довольно точно изображает суровую действительность Гонконга того времени, когда люди находились под невероятным общественным давлением. Но даже в таких условиях была возможна утонченная и такая нежная любовь.
В этом фильме Кар-Вай использует два художественных приема, которые создают магию. Он повторяет очень похожие друг на друга сцены и строит некоторые фрагменты фильма как коллаж, собирая сцену из разных кусочков. Это создает ощущение, будто герои бесконечно повторяют одни и те же действия каждый день на протяжении долгого времени, хотя это иллюзия. Ключик, который помогает выбраться из этого гипнотического круга, — платья главной героини. По ним можно определить, где заканчивается одна сцена и начинается другая.
8. «Куклы» (2002), Такэси Китано
Сборник из трех драматических новелл, сюжеты которых не пересекаются, но подчинены теме любви. Под давлением родителей парень уходит от своей девушки, чтобы заключить выгодный брак. Босс якудза вспоминает о своей первой любви и возвращается в родной город. Знаменитая певица теряет свою красоту и заканчивает карьеру, но у нее остается один верный поклонник.
Каждая из трех историй — срез японского общества на момент съемок: жесткая система каст и традиций, власть мафии на местах и тотальная одержимость поп-идолами. На медитативных и красивых кадрах Китано показывает, что любовь одинаково волнует и молодых, и старых, и бедных, и богатых. При просмотре стоит обратить внимание на костюмы «кукол» и других персонажей фильма — их создавал знаменитый дизайнер Ёдзи Ямамото.
9. «2046» (2004), Вонг Кар-Вай
Фантастическая мелодрама о писателе, работающем над любовным романом о будущем. Автор заселяется в один из отелей Гонконга и использует соседей в качестве прототипов для своих героев. По сюжету его книги в будущем по миру мчится поезд, который может попасть в любое время и в любое место.
Вонг Кар-Вай показывает, как взять за основу фантастический сеттинг, характерный для западных фильмов, и создать чисто азиатские сюжеты. Его герои стараются сдержать бурю эмоций и не дать волю чувствам. Они общаются между собой на кантонском, японском и мандарине, но отлично понимают друг друга. Проникновенная музыка, потрясающие костюмы и необычные декорации (реальные и компьютерные) делают этот фильм одним из самых красивых в азиатском кинематографе.
10. «Ушедшие» (2008), Ёдзиро Такита
Музыкальная драма о бывшем виолончелисте, который стал работать в похоронном бюро. После роспуска оркестра и неудачных поисков работы Дайго продает свой инструмент и возвращается в родной город. Из-за досадной ошибки в объявлении он считает, что устроился в турфирму, однако на деле ему предстоит отправлять людей в последний путь.
«Ушедшие» раскрывают сразу несколько неприглядных сторон японской жизни: к работникам похоронных бюро традиционно относятся как к неприкасаемым. Работа с мертвецами считается недостойной, люди обрывают все социальные контакты с гробовщиками. Вдобавок одинокая смерть старого человека в пустом доме (для этого даже есть термин «кодокуси») зачастую становится известной только спустя время. И в таких условиях ритуальными услугами заниматься крайне тяжело и физически, и морально. В своем фильме Такита показывает жизнь изгоя, его борьбу с обстоятельствами и надежду на лучшее будущее. В 2009-м «Ушедшие» получили «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
11. «Сядь за руль моей машины» (2021), Рюсуке Хамагути
Театральная драма о режиссере, который после смерти жены переезжает в другой город для постановки чеховской пьесы «Дядя Ваня». Хамагути экранизировал один из рассказов из сборника «Мужчины без женщин» японского писателя Харуки Мураками.
Как и в прозе Мураками, повествование в фильме невероятно тягучее, будничное и поначалу даже утомительное. Режиссер уделяет большое количество экранного времени представлению героев, нюансам их жизни и невероятно красивым пейзажам Японии. Ритм меняется где-то после середины, когда драматург распределяет роли и начинает проводить репетиции. В общении совершенно разных людей, в их взаимодействии между собой и раскрывается главная ценность фильма. «Сядь за руль моей машины» лидировал на кинофестивалях 2022-го и получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Фильмы о боевых искусствах
12. «Доспехи Бога» (1987), Джеки Чан
Приключенческий боевик про охотника за сокровищами Джеки по прозвищу Азиатский Ястреб. Он находит в Африке артефакт, который является лишь частью полного комплекта доисторической брони, и пускается в опасное путешествие с целью заполучить все «доспехи Бога».
К этому фильму Джеки Чан подошел с внушительным портфолио актера и режиссера. Но если ранние боевики были чаще всего посвящены именно боевым искусствам, то «Доспехи Бога» стали первым приключенческим фильмом, снятым по западным канонам. В том, как Джеки путешествует по миру, разгадывает загадки и обходит хитроумные ловушки, сильно чувствуется влияние «Индианы Джонса». Отличие в том, что Джеки изобретательно и смачно дерется, а также сам исполняет все трюки в фильме.
13. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), Энг Ли
Исторический экшен о мастере боевых искусств, преследующем вора в Китае XVIII века. Ли Мубай решает стать отшельником и передает свой меч «Зеленая судьба» возлюбленной Юй Шулень с просьбой отвезти реликвию в Пекин. В городе таинственный вор крадет меч, и Мубай вместе с Шулень отправляются в погоню.
Это классическое китайское уся (жанр фэнтези, в котором упор делается на восточные единоборства) про легендарных воинов, которые бегают по воздуху, искусно сражаются на мечах и играючи разбрасывают целую толпу противников. Энг Ли доводит зрелищность боев до запредельного уровня, на котором хореография поединков и поставленные трюки кажутся нереальными.
14. «Герой» (2002), Чжан Имоу
Исторический боевик с элементами детектива о великом воине, который победил лучших наемных убийц ради встречи с императором. Герой без имени прибывает во дворец правителя Цинь и рассказывает три истории о сражении с главными врагами трона: Длинным Небом, Сломанным Мечом и Летящим Снегом.
Чжан Имоу смешивает в «Герое» традиции уся и детектива с запутанным сюжетом, в котором повествование меняется в зависимости от точки зрения (прямо как в «Расемоне» Куросавы). Помимо красочных сражений на мечах, в фильме присутствует изрядная доля философии, которая подается очень наглядно. Персонажи «Героя» размышляют не только о чести воина, каллиграфии, верности, справедливости, но и о благе всего китайского народа в эпоху первой династии Цинь.
15. «Затойчи» (2003), Такэси Китано
Исторический боевик о слепом страннике Затойчи, который зарабатывает игрой в кости и массажем в Японии XIX века. В одной из деревень странник знакомится с двумя сестрами-гейшами, которые хотят отомстить за убийство родителей разбойникам. Затойчи решает помочь, хотя упорно скрывается от своего грозного прошлого.
Затойчи из романов Кана Симодзавы — один из самых популярных героев в Японии. Его приключениям посвящены 26 фильмов и сериал из 112 эпизодов. В 1989 году Затойчи перестал быть только японским героем, когда в США вышел боевик «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром. Китано снял свой ремейк с оглядкой на классические фильмы дзигайдеки о самураях, ронинах и якудза, не забыв добавить немного юмора (раньше режиссер был комиком). Так что в какие-то моменты между кровавыми схватками на мечах Китано дает зрителю отдохнуть и помещает своих героев в неловкие ситуации.
16. «Разборки в стиле кунг-фу» (2004), Стивен Чоу
Комедийный боевик о противостоянии жителей одного квартала и криминальной группировки. В Шанхае 1930-х жизнь и так нелегка, а если перейти дорогу банде «Топоры», то сразу можно ложиться помирать. Молодой пройдоха Синг как раз становится тем «счастливчиком», который встал на пути у гангстеров.
Стивен Чоу перенес легендарное сражение Нео с толпой агентов Смитов из второй «Матрицы» в декорации довоенного Китая и приправил его хорошей порцией национального колорита. Режиссер иронизирует над серьёзными уся и превращает каждую драку в фарс, не забывая о зрелищных спецэффектах. При этом хореография действительно впечатляет, постановкой боев занимался Юэнь Ву Пин, который как раз учил сражаться Нео.
Психоделическое кино
17. «Акира» (1988), Кацухиро Отомо
Фантастический боевик о секретном эксперименте военных, который может уничтожить не только Нео-Токио, но и всю Вселенную. Байкеры-хулиганы Тецуо и Канеда встречают странного мальчика с паранормальными способностями во время одной из ночных поездок. Незнакомец передает свои силы Тецуо, с которым начинают происходить странные вещи.
Многие критики считают «Акиру» одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времен, так же как и важной вехой в истории японской анимации. На момент выпуска мультфильм был не только культурным феноменом, но и технологическим шедевром: число кадров составляло более 160 тысяч; для построения траектории падающих объектов, моделирования параллакса, а также настройки освещения и бликов использовалась компьютерная графика. Сам мультфильм воспроизводится со скоростью 24 кадра в секунду, что делает анимацию невероятно плавной. Монументальное творение Кацухиро Отомо заложило основы не только для эпических сражений в пределах города, когда небоскребы рушатся один за другим, но и для психологических триллеров.
18. «Евангелион» (1995), Хидеаки Анно
Фантастический сериал о подростках, пилотирующих огромных роботов, которые сражаются с инопланетными монстрами. Школьника Синдзи Икари забирают в секретную штаб-квартиру организации NERV, защищающей Токио будущего от вторжения неизвестных существ. Руководит NERV Гендо Икари — отец Синдзи, который бросил сына в детстве и посвятил себя вопросам науки.
На первый взгляд, «Евангелион» — классическое аниме про сражения огромных роботов, однако уже в первых сериях становится понятно, что не стоит судить по обложке. Природа монстров, суть разработок NERV и правда, стоящая за огромными роботами, поднимают религиозные, философские и экзистенциальные вопросы. В «Евангелионе» не только развивается тема взаимодействия человека с обществом в качестве индивида, но и освещается глобальный смысл существования вида.
19. «Паприка» (2006), Сатоси Кон
Психологический триллер о психиатре, которая использует инновационное устройство для погружения в чужие сны. Проникая в подсознание других людей, доктор Ацуко Тиба превращается в девушку по имени Паприка. После кражи нескольких образцов устройства Ацуко вместе с детективом Конакавой преследует вора в разных реальностях.
Мультфильмы Сатоси Кона традиционно ставят под сомнение тот мир, в котором находятся его герои. Они испытывают невероятные ощущения, переходя из одного состояния в другое. В «Паприке» этот принцип доведен до максимума, в какой-то момент сновидения и реальность смешиваются, и Ацуко перестает их различать.
20. «Я — киборг, но это нормально» (2006), Пак Чхан-ук
Фантастическая комедия о девушке и парне, которые знакомятся в психиатрической больнице. Ён-Гун решила, что она киборг, а Ин-Сун пытается помочь девушке принять свою человеческую природу и проявляет к ней романтический интерес.
Несмотря на то что «Киборг» на самом деле про любовь и романтику, Пак Чхан-ук не отказывает себе в удовольствии устроить на экране театр абсурда. В своем воображаемом мире Ён-Гун стреляет из пальцев, вкалывает себе в вены провода и лижет батарейки. По ярким цветам на экране и общей суматохе «Киборг» напоминает недавний хит «Всё, везде и сразу». Режиссер забрасывает зрителя событиями, пытаясь запутать, но в течение всего фильма делает акцент на чувствах главных героев.
Фильмы с непредсказуемыми поворотами сюжета
21. «Звонок» (1998), Хидэо Наката
Хоррор о журналистке, которая расследует смерти подростков из-за проклятой видеозаписи. Рэйко Асакава давно услышала школьную страшилку о видеокассете, после просмотра которой можно умереть. Когда племянница Рэйко умирает таинственным образом, репортер пытается выяснить истинную причину гибели подростков.
«Звонок» погружает зрителя в тягучую атмосферу непонятного ужаса, которая подкрепляется тревожной музыкой и особой цветокоррекцией. В фильме применяются нестандартные (для западных фильмов) углы съемки и приемы. Особенно отличается конец, о котором лучше не рассказывать. «Звонок» дал старт поджанру скрин-хорроров про «найденные пленки».
22. «Воспоминания об убийстве» (2003), Пон Джун-хо
Детективный триллер о поисках серийного убийцы в провинциальном городке. Следователь Со Тхэ-юн прибывает из Сеула в Хвасон, чтобы помочь двум местным полицейским выследить убийцу женщин.
«Воспоминания об убийстве» не похожи на другие процедуралы. Вместо достоверного изображения следственного процесса Пон Джун-хо больше рассказывает о социальном положении в Южной Корее конца 1980-х. То, на какие зверства готовы пойти провинциальные полицейские, лишь бы выбить признание из первого встречного, показывает уровень нравов в стране в то время. Но причина их состояния — в тех потрясениях, которые год за годом обрушивались на государство и общество. Критики высоко отмечают сценарий и режиссуру «Воспоминаний», называя детектив одним из лучших южнокорейских фильмов всех времен.
23. «Поезд в Пусан» (2016), Ён Сан-хо
Экшен с элементами хоррора о выживании отца с дочерью, застрявших в поезде с зомби. Сок-Ву и его дочь Су-Ан отправляются в Пусан, чтобы девочка могла провести день рождения с матерью. В это же время из секретной лаборатории происходит утечка опасного вируса, который превращает людей в монстров.
Помимо ярких драк, сцен разрушений и яростных споров «Поезд в Пусан» насыщен характерным для южнокорейских фильмов социальным подтекстом. Некоторые критики видят в полчищах кровожадных зомби угнетенные слои населения. Случись в Южной Корее масштабное потрясение или гуманитарная катастрофа, народная волна с легкостью снесет всех корпоративных боссов и правительственных чиновников.
24. «Служанка» (2016), Пак Чхан-ук
Эротический триллер о служанке, которая устроилась в семью к богатым людям с тайным умыслом. Девушка Ок Чу пытается выжить в оккупированной Корее начала XX века и использует все доступные средства. Ей удается стать прислугой в престижном доме госпожи Хидэко, стены которого хранят множество тайн.
Сюжет «Служанки» преподносится в трех новеллах, каждая из которых показывает одни и те же события с разных точек зрения. Следить за повествованием не только интересно, но и приятно: костюмы, декорации, грим и хитроумные приспособления в старинном доме — украшение фильма. Не зря после выхода «Служанки» в Южной Корее был издан 144-страничный фотоальбом со снимками и комментариями режиссера.
25. «Паразиты» (2019), Пон Джун-хо
Комедийная драма о бедной семье, которая обманом устраивается работать в дом богатого бизнесмена. Студент Ки У получает от друга наводку и начинает обучать английскому языку дочку богатых родителей Паков, помешанных на западной культуре. Пользуясь этой слабостью, Ки У по одному «советует» своих родных для различных работ, и в конце концов в стильном особняке Паков собирается вся семья студента.
Пон Джун-хо отходит от метафор и максимально наглядно показывает деление общества Южной Кореи на касты. Место рождения и принадлежность к роду навсегда определяют судьбу человека. Бедным никогда не дотянуться до престижных работ с высокой оплатой, а богатые с презрением относятся к неимущим и никогда не допускают недостойных в свой круг общения. В «Паразитах» много от западного кино, и в этом кроется причина успеха фильма на международных фестивалях: 4 «Оскара» (в том числе за лучший фильм), «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой глобус», премии BAFTA и «Сезар».
Смешное кино
26. «Закусочная на колесах» (1984), Саммо Хун
Комедийный боевик о двух братьях, продающих еду и выпивку из своего микроавтобуса в Барселоне. Однажды Томас и Дэвид спасают от преследователей девушку Сильвию, которая наутро исчезает с их выручкой. Братья пытаются разыскать воровку, к ним присоединяется частный детектив Моби, у которого свои причины найти Сильвию.
Можно долго хвалить хореографию боев (особенно драку Джеки Чана с бывшим чемпионом по кикбоксингу Бенни Уркидесом) и трюки, но одно из главных достоинств фильма — юмор. Саммо Хун в каждой сцене старается подчеркнуть несерьезность происходящего, делая ставку на уморительные диалоги, комедию ситуаций или физический юмор. Свойственные Джеки Чану ужимки отлично работают в дуэте с Юанем Бяо или самим Хуном. На момент выхода фильма все трое актеров находились на пике своей популярности, что сделало «Закусочную на колесах» лидером проката с 21 миллионом гонконгских долларов сборов.
27. «Убойный футбол» (2001), Стивен Чоу
Спортивная комедия о том, как команда неудачников противостоит крутым футболистам на стероидах. Молодой мастер шаолиня Син пытается донести до общества пользу боевого искусства и безуспешно перебирает все формы популяризации. Пока однажды не встречает легендарного футболиста, несправедливо отстраненного от игр.
Дебютный фильм Стивена Чоу считается лучшим его творением, хотя и менее успешным в экономическом плане. Режиссер не просто обрушивает на зрителей поток невероятно смешных скетчей, но и не забывает о главной мысли: невозможно сломить дух человека, решившего победить. Львиную долю юмора вносят актеры: типажи у всех разные, но веселят они одинаково хорошо (чего только стоит песня о кунг-фу или диалог об облысении).
28. «Однажды в Токио» (2003), Сатоси Кон
Мультфильм о трех бомжах, нашедших в токийской мусорке младенца. В канун Рождества алкоголик Джин, трансвестит Хана и беглянка Миюки находят корзину-переноску с грудным ребенком и ключами от камеры хранения. Троица решает во что бы то ни стало найти родителей малыша.
Комедия положений, диалоги и пикировки между героями способны довести до слез от смеха. В то же время автор «Однажды в Токио» довольно точно изображает трагическую действительность мегаполисов Японии, в которых лишенцы вынуждены ютиться в картонных коробках и попадать в некрологи. В этом мультфильме режиссер отходит от своей психоделической манеры повествования и показывает собственную рождественскую сказку.
29. «Детройт, город металла» (2008), Тосио Ри
Музыкальная комедия о парне, вынужденном играть в дэт-метал-группе вопреки своим вкусам. Соити — талантливый гитарист, которому по душе простые поп-баллады о любви. Волей случая он становится лидером музыкальной группы Detroit Metal City. Хардкор, выступление в гриме, жесткие тексты и внезапная популярность становятся нормой жизни для скромного Соити.
В основном весь юмор в фильме сводится к комедии положений и попыткам Соити справиться с суровой действительностью. Нежный в душе, он вынужден превращаться в брутального монстра на сцене и вести себя соответствующе. Фильм является игровой адаптацией одноименной манги и аниме, невероятно популярных в Японии. Сама группа — аллюзия на американских глэм-рокеров Kiss, а их название отсылает к песне Detroit Rock City.
30. «Работа с древесиной!» (2014), Синобу Ягути
Комедия о городском парне, который отправляется в японскую глушь за лучшей жизнью. Юки Хирано проваливает экзамены в университет и в отчаянии устраивается на стажировку в «Пиломатериалы Накамуро». Оказалось, что работа с деревом гораздо серьезнее, чем Юки предполагал.
«Работа с древесиной!» — экранизация книги Миуры Сион. Японская вариация на тему «погнали наши городских» показывает, что даже избалованный и нежный юноша при должном внимании со стороны мудрых наставников может превратиться в трудолюбивого мужчину. Заслуга Синобу Ягути в том, что под маской подростковой комедии он скрывает по-настоящему патриотичное кино, призывающее молодежь Японии любить природу, уважать старших и зарабатывать на жизнь честным трудом.
Автор текста: Ренат Газизов
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2