Мудрость и любовь в земле
Когда Сергею Федоровичу Бондарчуку, как лучшему кинобаталисту и оскароносцу, предложили снять фильм к 30-летнему юбилею Победы, он согласился. И сразу же отправился к Шолохову- после [/b]Судьбы человека[b] он уже знал к кому ехать за правдой о войне.
Кадр из фильма "Они сражались за Родину", 1975
Бондарчук и Шолохов во время съемок фильма "Судьба человека", 1959
У Шолохова был незавершенный роман, составленный из фронтовых очерков и зарисовок, публиковавшихся в "Правде" и "Красной звезде" в годы Великой Отечественной с условным названием Они сражались за Родину.
Газета "Правда", 16 ноября 1943 года
Шолохов на экранизацию согласился - с условием, что место для съемок выберет сам.
И выбрал - у станицы Клетской и хутора Мелологовского на границе Волги и Дона, в ничем не приметной степи. Во время съемок, при рытье окопов, в которых участвовали и актеры - для вхождения в образ - обнаруживались множество гильз, старые письма, вещи и останки солдат... Место просто дышало прошедшей войной.
Михаил Шолохов, Юрий Никулин и Сергей Бондарчук во время съемок фильма
Оператор Вадим Юсов на месте съемок у хутора Мелологовского на Дону
Вадим Юсов и Василий Шукшин
"Играйте правду, не стесняйтесь", — повторял режиссер актерам. Во время съемок вся труппа жила здесь же, на пришвартованном теплоходе. Для вхождения в свои образы актеры вместе с настоящими солдатами углубляли окопы, рыли траншеи и даже вне съемочной площадки ходили в военной форме. Многим было не привыкать - фронтовики. Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Волков, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Виталий Леонов да и сам Сергей Бондарчук - все они знали настоящую правду о войне.
"Не будет Шукшина — не будет фильма", — Бондарчук не видел в роли Лопахина никого другого. Но тот мечтал о своем "Степане Разине", а фильму не давали старт. Бондарчук пообещал посодействовать - в обмен на Петра Лопахина. Шукшин согласился и одновременно со съемками занялся подготовкой к запуску собственной картины - в редкие моменты отдыха между съемками, а чаще по ночам. Выдерживая днем почти такое же нервное напряжение, как и прототип его героя летом 1942–го. Что бы ни говорили, а именно это стало основной причиной смерти Василия Макаровича, а не баня, духота и сопутствующее съемкам напряжение....
Шукшин очень уважал Шолохова, относился с пиететом. Юрий Никулин вспоминал в своей книге "Почти серьезно" об их трехчасовой встрече с Михаилом Александровичем в Вешенской во время съемок фильма:
- Интересный он дядька, - говорил позже мне Шукшин. - О, какой интересный. Ты не представляешь, что мне дала эта встреча с ним. Я всю жизнь по-новому переосмыслил. Много суеты у нас, много пустоты. А Шолохов - это серьезно. Это — на всю жизнь.
Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин, Вадим Юсов
Фильм к юбилею Победы на экраны не вышел - посодействовал тогдашний министр обороны СССР Гречко: и одеты бойцы не так - слишком оборванные, и спичкой подошвы прибивают, и голодные, и все время отступают...
Но фильм увидел ходивший пусть в одну, но атаку, Леонид Ильич Брежнев - и картина вышла на экраны к 70-летнему юбилею Шолохова - 26 мая 1975 года, ровно 49 лет назад.
- Рой глубже, богомолец Иван! Что ты по-стариковски все больше сверху елозишь. В земляной работе, как и в любви, надо достигать определенной глубины, а ты норовишь сверху копаться. Поверхностный ты человек, через это тебе жена и письма редко шлет, вспомнить тебя, черта рыжего, ничем добрым не может...
- Много ли человеку на войне надо? Отойти чуть подальше обычного от смерти, отдохнуть, выспаться, плотно поесть, получить из дому письмишко, не спеша покурить с приятелем - вот и готова скороспелая солдатская радость.
— Знаешь, Петь, лучше бы ты вместо этих собачьих нежностей, дал бы мне гранатку!
— Я тебе дам гранатку, Петя, я тебе дам. На тебе гранатку!
— Дай, может сгодится на дело.
— На тебе. Вот эту дёрнешь и по голове его гада! По голове его!
— Я тебе дам гранатку, Петя, я тебе дам. На тебе гранатку!
— Дай, может сгодится на дело.
— На тебе. Вот эту дёрнешь и по голове его гада! По голове его!
- Да нет, это вовсе не то, об чём вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая. - Моз-го-вая? - разочарованно протянул Лопахин. - Чепуха! У тебя такой болезни быть не может, не на чем ей обосноваться, почвы для неё нет... почвы!
- Долетался, твою в гробину мать-то! Долетался... Вот так, Сашка, примерно надо их бить!
Великий фильм. Настоящий.
С резкой шолоховской правдой, мощной режиссурой, гениальными съемками (Юсов есть Юсов!) и гениальной игрой лучших советских актеров.
Все фотоиллюстрации - из открытых источников
Использовалось: Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1998
Комментарии2