Фаберже. Утраченный и обретенный.
После восьмидесяти лет изгнания коллекция возвращена на родину благодаря российскому предпринимателю В.Ф. Вексельбергу и теперь доступна для обозрения россиян. Тем, кто еще не посмотрел выставку - рассказ о наиболее ярких предметах коллекции.
Итак, гражданин России Виктор Вексельберг купил "на корню" (то есть еще до аукциона) крупнейшую частную коллекцию изделий Карла Фаберже. Жемчужина коллекции, состоящей из 200 предметов, – 9 знаменитых пасхальных яиц. Сумма сделки не разглашается, но если, по оценкам специалистов, Sotheby's намеревался выручить за нее не меньше 90 миллинов долларов, то она могла быть куплена «на корню» не меньше, чем за 100 миллионов (называют даже и 150 миллионов – учитывая кратчайшие сроки совершения сделки). "Газета", 06.02.2004: "Эксперты, близкие к Sotheby"s, утверждают, что стоимость сделки составила сто двадцать восемь миллионов долларов."
Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".
Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на нюренбергской "Выставке Изящных Искусств". Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из цветного золота. Курица имела внутри "сюрприз" - миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца.
Это изделие было сделано на Пасху для супруги Александра III - Марии Федоровны. Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже.
Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.
Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.
Яйцо Коронации.
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаем II жене Императрице Александре Феодоровне в 1897 году на Пасху. Фирма Фаберже. Мастер Михаил Перхин. Санкт-Петербург. 1895.
Золото, платина, алмазы, рубины, горный хрусталь, эмаль. Высота 12,7 см.
Сюрприз в раскрывающемся яйце сделан в виде точной миниатюрной копии кареты в которой в которой ехали Николай II и императрица Александра Федоровна. Цветовая гамма яйца напоминает коронационное платье, двери кареты открываются, ступеньки складываются, окна - из хрусталя. Говорят, над этой каретой мастер работал в течении 15 месяцев. Самое дорогое яйцо в коллекции. Предварительная стоимость на аукционе: $18,000,000-24,000,000.
Яйцо "Курочка"
Пасхальное яйцо, подаренное Александром III жене Императрице Марии Феодоровне в 1885 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург, 1885. Золото, рубины, эмаль. Высота 6,4 см. Это первое яйцо в императорской коллекции. На аукционе оценивалось в $3,000,000-4,000,000.
Яйцо "Ренессанс"
Имперское Пасхальное Яйцо, подаренное Александром III жене Императрице Марии Феодоровне в 1894 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1894. Мастер Михаил Перхин. Золото, агат, алмазы, рубины, эмаль. Длина 13,3 см. Предварительная стоимость на аукционе: $5,000,000-7,000,000.
Яйцо "Воскресение Христово"
Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1899. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, горный хрусталь, жемчуг, эмаль. Высота 9,8 см.
Яйцо "Пятнадцатилетняя годовщина царствования"
Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II жене Императрице Александре Феодоровне в 1911 году на Пасху. Фирма Фаберже.Санкт-Петербург. Мастер Генрих Вигстрем. Золото, алмазы, эмаль. Высота 13 см. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000
Яйцо "Лавровое дерево"
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1911 на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1911. Золото, нефрит, аметисты, рубины, цитрины, алмазы, кварц, жемчуг, эмаль. Высота 29,8 см. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000.
Яйцо "Орден Святого Георгия"
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1916 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург. Золото, серебро, эмаль. Высота 8,4 см. Предварительная стоимость на аукционе: $4,000,000-6,000,000.
Бутон розы
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаем II жене Императрице Александре Феодоровне в 1895 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1895. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, эмаль. Высота 6,8 см. Предварительная стоимость на аукционе: $3,000,000-4,000,000.
Яйцо "Ландыши"
C портретом Николая II и его детей, подаренное царем своей жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1898. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 20 см. На мой взгляд самое красивое яйцо из коллекции. Секрет приводится в действие одним из цветков- жемчужин. При нажимании на цветок корона поднимается и открывает трилистник с портретами выполнеными акварелью на эмали. Удивительной красоты вещь. Предварительная стоимость на аукционе: $12,000,000-18,000,000.
Яйцо "Петушок"
Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1900 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1900. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, эмаль. Высота 20,3 см. Что примечательно, сам петушок отделан натуральными куриными перьями. И через 106 лет выглядит хоть и немного потрепано, но вполне симпатично. Предварительная стоимость на аукционе: $5,000,000-7,000,000.
Яйцо-Часы Герцогини Марлборо.
Пасхальное яйцо из разноцветного золота покрытое эмалью украшеное драгоценными камнями. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1902. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 23,5 см. Вроде единственное яйцо изготовленное по заказу иностранного гражданина - герцогини Марлборо. Циферблат часов нанесен по окружности яйца и вращается. Часовая стрелка неподвижна, сделана ввиде змейки, усыпаной алмазами указывает на текущий час. На этом яйце особенно заметна красота эмали.
Яйцо "Шантеклер"
Пасхальное яйцо из золота покрытое эмалью и украшенное драгоценными камнями. Подарок Александра Кельха супруге на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1904. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 32 см.
Яйцо "Скандинавское"
Из разноцветного золота, покрытое полупрозрачной эмалью. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1904. Мастер Михаил Перхин. Золото, эмаль. Высота 7,5 см.
Яйцо "Весенние цветы"
Из золота и платины, покрытое эмалью, резьба по камню и украшеное драгоценными камнями. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1890. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, рубины, жемчуг, эмаль. Высота 8,3 см.
Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".
Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на нюренбергской "Выставке Изящных Искусств". Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из цветного золота. Курица имела внутри "сюрприз" - миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца.
Это изделие было сделано на Пасху для супруги Александра III - Марии Федоровны. Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже.
Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.
Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.
Яйцо Коронации.
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаем II жене Императрице Александре Феодоровне в 1897 году на Пасху. Фирма Фаберже. Мастер Михаил Перхин. Санкт-Петербург. 1895.
Золото, платина, алмазы, рубины, горный хрусталь, эмаль. Высота 12,7 см.
Сюрприз в раскрывающемся яйце сделан в виде точной миниатюрной копии кареты в которой в которой ехали Николай II и императрица Александра Федоровна. Цветовая гамма яйца напоминает коронационное платье, двери кареты открываются, ступеньки складываются, окна - из хрусталя. Говорят, над этой каретой мастер работал в течении 15 месяцев. Самое дорогое яйцо в коллекции. Предварительная стоимость на аукционе: $18,000,000-24,000,000.
Яйцо "Курочка"
Пасхальное яйцо, подаренное Александром III жене Императрице Марии Феодоровне в 1885 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург, 1885. Золото, рубины, эмаль. Высота 6,4 см. Это первое яйцо в императорской коллекции. На аукционе оценивалось в $3,000,000-4,000,000.
Яйцо "Ренессанс"
Имперское Пасхальное Яйцо, подаренное Александром III жене Императрице Марии Феодоровне в 1894 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1894. Мастер Михаил Перхин. Золото, агат, алмазы, рубины, эмаль. Длина 13,3 см. Предварительная стоимость на аукционе: $5,000,000-7,000,000.
Яйцо "Воскресение Христово"
Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1899. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, горный хрусталь, жемчуг, эмаль. Высота 9,8 см.
Яйцо "Пятнадцатилетняя годовщина царствования"
Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II жене Императрице Александре Феодоровне в 1911 году на Пасху. Фирма Фаберже.Санкт-Петербург. Мастер Генрих Вигстрем. Золото, алмазы, эмаль. Высота 13 см. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000
Яйцо "Лавровое дерево"
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1911 на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1911. Золото, нефрит, аметисты, рубины, цитрины, алмазы, кварц, жемчуг, эмаль. Высота 29,8 см. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000.
Яйцо "Орден Святого Георгия"
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1916 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург. Золото, серебро, эмаль. Высота 8,4 см. Предварительная стоимость на аукционе: $4,000,000-6,000,000.
Бутон розы
Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаем II жене Императрице Александре Феодоровне в 1895 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1895. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, эмаль. Высота 6,8 см. Предварительная стоимость на аукционе: $3,000,000-4,000,000.
Яйцо "Ландыши"
C портретом Николая II и его детей, подаренное царем своей жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1898. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 20 см. На мой взгляд самое красивое яйцо из коллекции. Секрет приводится в действие одним из цветков- жемчужин. При нажимании на цветок корона поднимается и открывает трилистник с портретами выполнеными акварелью на эмали. Удивительной красоты вещь. Предварительная стоимость на аукционе: $12,000,000-18,000,000.
Яйцо "Петушок"
Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1900 году на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1900. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, эмаль. Высота 20,3 см. Что примечательно, сам петушок отделан натуральными куриными перьями. И через 106 лет выглядит хоть и немного потрепано, но вполне симпатично. Предварительная стоимость на аукционе: $5,000,000-7,000,000.
Яйцо-Часы Герцогини Марлборо.
Пасхальное яйцо из разноцветного золота покрытое эмалью украшеное драгоценными камнями. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1902. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 23,5 см. Вроде единственное яйцо изготовленное по заказу иностранного гражданина - герцогини Марлборо. Циферблат часов нанесен по окружности яйца и вращается. Часовая стрелка неподвижна, сделана ввиде змейки, усыпаной алмазами указывает на текущий час. На этом яйце особенно заметна красота эмали.
Яйцо "Шантеклер"
Пасхальное яйцо из золота покрытое эмалью и украшенное драгоценными камнями. Подарок Александра Кельха супруге на Пасху. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1904. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, эмаль. Высота 32 см.
Яйцо "Скандинавское"
Из разноцветного золота, покрытое полупрозрачной эмалью. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1904. Мастер Михаил Перхин. Золото, эмаль. Высота 7,5 см.
Яйцо "Весенние цветы"
Из золота и платины, покрытое эмалью, резьба по камню и украшеное драгоценными камнями. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург 1890. Мастер Михаил Перхин. Золото, алмазы, рубины, жемчуг, эмаль. Высота 8,3 см.
Комментарии11