Робокопы Средневековья
Как только не измываются над рыцарями романисты: бедные всадники в их повествованиях не то что сесть на коня – ходить, с земли подняться сами не могут.
Да что винить писателей – их вводили в заблуждение солидные труды военных и невоенных историков. На самом деле рыцари не были врагами самим себе, да и вообще военное дело не терпит неудобств в снаряжении. И рыцарское оружие в этом смысле ничем не отличалось от любого другого.
Германские латы 1475 года
В XV веке появился полный доспех, где конструкция из больших сплошных стальных пластин повторяла строение человеческого тела.
Именно над этим доспехом издевались позднейшие авторы исторических исследований и романов, перенося его и на столетия раньше. А зря издевались. Выяснилось, что доспех этого типа отличался великолепными боевыми качествами, был не только очень прочен, но и удобен.
Весил такой доспех около 25 килограммов. (Комплект из кольчуги, лат для лошади и рыцаря весит до 90 килограмм).
Но этот вес равномерно распределялся по всему телу. Все подвижные части набирались из узких пластинок, приклепанных к ремням, так что доспех совершенно не сковывал движений.
В наши дни во время киносъемок спортсмены и артисты надевали подлинные доспехи. Так вот, тренированный человек спокойно работает в доспехе 8 часов в сутки, ходит, ездит верхом, сам влезает в седло и поднимается с земли.
А что рыцари уставали в своей броне – так разве не устают в своих сражениях современные хоккеисты?
Но недостатки у таких лат, конечно же, были. Малочисленная рыцарская кавалерия могла выполнять только мелкомасштабные задачи и была маломаневренной.
Более того, запредельная цена доспеха не позволяла рисковать им в особенно опасных обстоятельствах - не один дворянин разорился, чтобы приобрести «белый доспех» с клеймом Миссаглиа, Негррни или Хельмсшильда, самых знаменитых династий оружейников — «кузнецов и полировалыциков», итальянских master armaoli или немецких Planner.
Доспехи XV века, назвали "готическими" за заостренные формы своих деталей, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — саллад, в вариантах без гребня. Острые формы наводят на ассоциацию со стрельчатыми арками соборов в готическом стиле.
Появление "готического" доспеха привело к яркому расцвету искусства оформления оружия. Раньше отдельные металлические детали украшали узкие, инкрустированные золотом каймы, теперь большое поле давало простор творческой мысли мастера. Но "готические" доспехи XV века красуются только полировкой и изяществом форм.
Рыцарь из ордонансных рот короля Франции Карла VII, около 1450 г.с личным штандартом короля.
Доспехи полностью покрывались узорами, инкрустированными, травленными, гравированными, чеканными, золочеными, воронеными. На огромных пластинах конских панцирей изображались сложнейшие многофигурные композиции на исторические и литературные сюжеты. Лучшие мастера доспеха – "платтнеры" – работали в Милане – семейства Миссалья, Пиччинино, в Инсбруке – Христиан Трейц, Йорг Зорг, в Аугсбурге – Коломан Хельмшмид, в Нюрнберге – Антон Пеффенхаузер. Немецкие мастера славились чистотой и законченностью работы, полировкой и изящным силуэтом, итальянцы – неистощимым богатством мотивов оформления и виртуозных технических приемов.
швейцарский пехотинец в трофейных рыцарских доспехах
Рыцарское "копье"
Прорисовка фигуры по гравюре Альбрехта Дюрера "Рыцарь, Дьявол и Смерть", 1514 г.
Да что винить писателей – их вводили в заблуждение солидные труды военных и невоенных историков. На самом деле рыцари не были врагами самим себе, да и вообще военное дело не терпит неудобств в снаряжении. И рыцарское оружие в этом смысле ничем не отличалось от любого другого.
Германские латы 1475 года
В XV веке появился полный доспех, где конструкция из больших сплошных стальных пластин повторяла строение человеческого тела.
Именно над этим доспехом издевались позднейшие авторы исторических исследований и романов, перенося его и на столетия раньше. А зря издевались. Выяснилось, что доспех этого типа отличался великолепными боевыми качествами, был не только очень прочен, но и удобен.
Весил такой доспех около 25 килограммов. (Комплект из кольчуги, лат для лошади и рыцаря весит до 90 килограмм).
Но этот вес равномерно распределялся по всему телу. Все подвижные части набирались из узких пластинок, приклепанных к ремням, так что доспех совершенно не сковывал движений.
В наши дни во время киносъемок спортсмены и артисты надевали подлинные доспехи. Так вот, тренированный человек спокойно работает в доспехе 8 часов в сутки, ходит, ездит верхом, сам влезает в седло и поднимается с земли.
А что рыцари уставали в своей броне – так разве не устают в своих сражениях современные хоккеисты?
Но недостатки у таких лат, конечно же, были. Малочисленная рыцарская кавалерия могла выполнять только мелкомасштабные задачи и была маломаневренной.
Более того, запредельная цена доспеха не позволяла рисковать им в особенно опасных обстоятельствах - не один дворянин разорился, чтобы приобрести «белый доспех» с клеймом Миссаглиа, Негррни или Хельмсшильда, самых знаменитых династий оружейников — «кузнецов и полировалыциков», итальянских master armaoli или немецких Planner.
Доспехи XV века, назвали "готическими" за заостренные формы своих деталей, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — саллад, в вариантах без гребня. Острые формы наводят на ассоциацию со стрельчатыми арками соборов в готическом стиле.
Появление "готического" доспеха привело к яркому расцвету искусства оформления оружия. Раньше отдельные металлические детали украшали узкие, инкрустированные золотом каймы, теперь большое поле давало простор творческой мысли мастера. Но "готические" доспехи XV века красуются только полировкой и изяществом форм.
Рыцарь из ордонансных рот короля Франции Карла VII, около 1450 г.с личным штандартом короля.
Доспехи полностью покрывались узорами, инкрустированными, травленными, гравированными, чеканными, золочеными, воронеными. На огромных пластинах конских панцирей изображались сложнейшие многофигурные композиции на исторические и литературные сюжеты. Лучшие мастера доспеха – "платтнеры" – работали в Милане – семейства Миссалья, Пиччинино, в Инсбруке – Христиан Трейц, Йорг Зорг, в Аугсбурге – Коломан Хельмшмид, в Нюрнберге – Антон Пеффенхаузер. Немецкие мастера славились чистотой и законченностью работы, полировкой и изящным силуэтом, итальянцы – неистощимым богатством мотивов оформления и виртуозных технических приемов.
швейцарский пехотинец в трофейных рыцарских доспехах
Рыцарское "копье"
Прорисовка фигуры по гравюре Альбрехта Дюрера "Рыцарь, Дьявол и Смерть", 1514 г.
Комментарии15