Фиолетовый
Фиолетовые тона — самые загадочные цвета — сочетают в себе страсть красного и спокойствие синего, то есть диаметрально противоположные эмоции. Фиолетовому цвету всегда необходима гармония — какая эмоция будет в нем доминировать?
Самый сложный цвет радуги
От страстных красно-фиолетовых оттенков до мощных, убедительных иссиня-фиолетовых — мы с вами говорим о самом сложном цвете радуги. Таковы и люди, которые предпочитают этот цвет: художники, мистики, артисты, дизайнеры — словом, совершенно необычные люди, обладающие одной общей чертой — нонконформизмом (или претензией на нонконформизм!).
Неудивительно, что творческие и эксцентричные натуры испытывают пристрастие к фиолетовому. Им нравится уникальность этого экстраординарного цвета. Вагнер сочинял свои великие оперы в комнате с фиолетовыми шторами. Леонардо да Винчи чувствовал, что в лучах фиолетового света его способность сосредоточиться, размышлять значительно повышается. Цветотерапевты утверждают, что фиолетовый свет эффективно лечит кашель, избавляет от хрипоты, снижает кровяное давление и даже устраняет лунатизм! Фиалковое масло еще в Средние века применялось в медицине, в частности для лечения бессонницы.
Фиолетовый цвет в древности
в древности более всего ценился пурпур — красный на грани фиолетового. Этот краситель получали в Феничии. Само название этой местности происходит от греческого слова «Phoinix», обозначающего фиолетово-красный цвет. Краситель добывали из раковин моллюсков. Из крохотного создания можно было получить ничтожное количество красящего вещества, из-за чего красящий фермент был редким и очень дорогим. Для получения самого незначительного количества пурпура приходилось уничтожать множество раковин. Из 336 тысяч моллюсков получали всего одну унцию красителя! При раскопках в городе Тире были обнаружены настоящие залежи раковин — 12 миль в длину и 8 футов в высоту. Археологи обнаружили также и маленькие каменные молотки, которыми ракушки разбивали.
Добытчики пурпура странствовали по Марокко, Италии и Сирии в поисках драгоценных раковин, необходимых для выработки «тирского пурпура», применяемого для окрашивания шерстяных и хлопковых тканей. Легенда гласит, что они организовывали красильни и торговые центры в тех местах, где обнаруживали людей с фиолетовыми губами (от употребления моллюсков в пищу). После того как моллюсков извлекали из раковин, их помешали в чаны, где они разлагались и образовывалась желтоватая жидкость. Эта жидкость позволяла получать различные оттенки от розового до темно-фиолетового в зависимости от того, какое количество воды к ней добавляли. Из-за ужасающего запаха красильни располагались как можно дальше от центра города.
Пурпуру приписывают мистические, священные, духовные качества. В языке метафизиков термин «пурпурная сила» означает особые психические способности. Поскольку фиолетовый цвет обладает самой высокой длиной волны в видимом спектре, многие мистики считают его символом высшего духовного просветления.
Фиолетовый — это звено, связывающее красный, цвет жизни, и синий, цвет небес.
в древности этот трансцендентальный цвет считался духовным, а не физическим явлением. Считалось, что с небес нисходит фиолетовое пламя, которое выше даже высшего, белого света. Этот луч называли «седьмым лучом». Небесный луч нес с собой энергию милосердия и всепрощения.
Те, кому дано видеть ауру, сияние, исходящее от человеческого тела, говорят, что фиолетовая аура является признаком свободного духа. Каббала, мистическое учение, созданное иудейскими раввинами в VI веке и известное в Средние века многим христианским мистикам, считала фиолетовый пурпур цветом лидерства, исполненным «пышности и великолепия». Они считали аметист священным и духовным камнем. Раввины были настолько искушены в цвете, что видели слияние серого с пурпуром в фиолетовом цвете — «высшей октаве пурпура... влияние, придающее пурпуру смирение, почтение и духовное посвящение».
Фиолетовый цвет в религии
В Ветхом Завете мы находим много упоминаний пурпура. Этот цвет всегда ассоциируется с великолепием и достоинством. Моисей постановил, что саму святую область храма должен отделять пурпурный занавес. Высшие иудейские жрецы носили великолепные пурпурные одеяния.
Когда солдаты Пилата возложили на голову Христа терновый венец, Христос был одет в пурпурное одеяние. Пурпур стал символом страдания, жертвенности и кары. Литургические одеяния в периоды постов также должны были быть фиолетовыми. Католические священники удостаиваются пурпура, когда становятся епископами или кардиналами. В XVH веке итальянский кардинал, живший в Париже, носил рясу изысканного цикламенового цвета. Некоторые писатели и историки считают, что изначально пурпуром называли цвет «маджента», или малиновый.
Доктор Г. Золлингер из лаборатории Техниш-Хемишез в Цюрихе, специалист по использованию цвета во времена античности, писал; «Самое удивительное — это оттенок древнего пурпура. Ткани, используемые современными ватиканскими портными для изготовления кардинальских одеяний, выкрашены в яркий горьковато-сладкий красный цвет, красный, в котором даже больше желтого, чем в мадженте». Когда этим красителем красили шерстяные ткани (как во времена Древнего Рима), получался оттенок красной сливы, а не красный.
Похоже, что в древности существовали различные варианты пурпурно-малинового-маджента-сливового цвета. Скорее всего, это было связано с различной концентрацией красителя или с цветовой слепотой красильщика!
Целительная сила фиолетового цвета
В Египте считалось, что аметист наделен целительной силой, что этот камень способен защитить от сил зла. Египетские воины носили аметистовые талисманы, чтобы защитить себя во время битвы. Так же поступали и в Средние века. Считалось, что аметист успокаивает разум, излечивает бессонницу и дает возможность владельцу видеть вещие сны.
В Греции аметист использовали для того, чтобы предупредить опьянение. Согласно легенде, священнослужители должны были носить аметистовые кольца не только в силу религиозных традиций, но и для того, чтобы владелец кольца не опьянел от неумеренного потребления перебродившего виноградного сока! Викинги пили вино из аметистовых чаш. Они называли аметист «камнем трезвости». Считалось, что аметист защищает человека от злых мыслей и инфекционных заболеваний.
Лукиан, греческий историк, описывает вымышленный город драгоценностей, в котором алтари были вырезаны из огромных блоков аметиста.
Глядя на фрески, обнаруженные на острове Крит, можно понять, что местные жители любили яркие цвета, в том числе и пурпур. В могилах богатых людей археологи находят кольца, браслеты, ожерелья и заколки для волос с аметистами. Пурпур был настолько дорог, что рядовые граждане не могли позволить себе украшать одежду из такой ткани. Несмотря на весьма ограниченное количество потенциальных потребителей, слава этого цвета была настолько велика, что в Древней Греции более двух тысяч человек занимались изготовлением пурпурных одежд.
Королевский пурпурНа протяжении тысяч лет пурпур считался привилегией королей и очень богатых людей. Правители Ассирии и Вавилона носили пурпур. То же можно сказать и об Александре Македонском. Цезарь и Нерон объявили пурпур исключительной привилегией императоров. Римские сенаторы могли лишь отделывать свои одеяния пурпурными полосами. Многие фараоны были похоронены в саркофагах из порфира, красновато-фиолетового камня, добываемого в Египте.
Стихотворцы-певцы из Гомеровой «Одиссеи» носили пурпурные одеяния, а когда Агамемнон вернулся из Трои, его жену завернули в пурпурно-малиновый ковер — цвет, достойный лишь богов. Клеопатра приказала выкрасить паруса на своем флагманском корабле в пурпурный цвет (это пристрастие она, по-видимому, унаследовала от своего доброго друга, Юлия Цезаря!).
В описании богатого гардероба английского короля Генриха VHI мы находим пурпурный бархатный камзол, вышитый золотом, подарок от Томаса Кромвеля. Впрочем, цвет одежд Генриха разглядеть всегда было очень трудно — так густо они были расшиты бриллиантами, рубинами и жемчугом. Генрих никогда не отличался аскетизмом.
Пурпур на протяжении веков ассоциировался с властью и богатством. В книге Элис Уокер «Цвет пурпура» главная героиня, Селия, выбирает платье для своей подруги и наставницы. Селия говорит: «Думаю, какой цвет выбрать... Она для меня как королева... Может быть, что-нибудь пурпурное...»
В Древнем Китае ученые люди носили пурпурные одеяния. Однако великий философ Конфуций предупреждал своих последователей, что дороговизна одежд излюбленного ими цвета может вызвать недовольство простого народа. Он советовал своим ученикам никогда не использовать в одежде темно-пурпурного цвета.
В индийском фольклоре пурпур означал упадок. В книге «Второй рай» Навин Патнаик рассказывает о «Доме Орхидей». Правитель небольшого королевства обладал абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. У него был большой гарем, в котором обитали не только жены и служанки, но и любовницы. Женщины вели размеренную, неспешную жизнь, вынужденно сосуществуя друг с другом. Большинство из них попало в гарем еще в детстве и никогда не покидало его. Гарем правителя вскоре приобрел столь чудовищные размеры, что к нему пришлось приставить многочисленную женскую охрану. Представляете себе этих воительниц, вооруженных мушкетами и пушками!
В период Регентства и Французской империи европейская аристократия отдавала предпочтение гиацинтовому пурпуру. В конце XIX века стали появляться химические красители, и палитра стала гораздо более разнообразной. Женщины по-прежнему выбирали для себя королевский пурпур. Поскольку красители на свету быстро выгорали, многим приходилось перелицовывать одежду, выворачивая ее наизнанку и сшивая по новой. Так удавалось продлить жизнь любимым платьям и костюмам. Впрочем, шторы и обивку мебели ждала та же участь.
Ностальгический пурпур
В конце XIX века с появлением химических красителей пурпур несколько смягчился. Появились нежные оттенки лаванды, сирени, вереска, а также «нежно-винный», как их называли в то время. Эти оттенки несли на себе аромат ностальгии, изысканности и утонченности. Достаточно вспомнить удивительных стрекоз в стиле
арнуво...
В 1845 году Август Вильгельм Гофман, профессор королевского колледжа химии в Лондоне, экспериментировал с производными дегтя — побочного продукта при производстве газа. Один из учеников Гофмана Уильям Генри Перкин пытался синтезировать хинин. Он смешал анилин с соединениями калия. Ученый уже собирался выбросить оказавшуюся бесполезной смесь, как вдруг его внимание было привлечено фиолетовым отливом. Он развел смесь спиртом, и раствор приобрел восхитительный пурпурный оттенок. Этот раствор не только замечательно окрашивал ткани, но и обладал устойчивостью к воде и свету. Краситель назвали сиреневым, поскольку по своему цвету он более всего напоминал роскошные кисти сирени.
Перкин немедленно занялся коммерческим производством органических красителей и весьма преуспел в этой области. Дамы высшего света вслед за королевой Викторией, которой новый цвет пришелся по душе, забросали его заказами. Во время Всемирной выставки 1862 года новый цвет был самым модным. Популярность его сохранялась десять лет, и это десятилетие вошло в историю как «сиреневое». Двадцатитрехлетний Перкин был признан ведушим специалистом в области цвета. Не желая отставать от своего удачливого ученика, Гофман изобрел собственный краситель, который назвали «гофмановским фиолетовым».
Неудивительно, что эти оттенки ассоциировались со стареющими дамами, с ароматом «лаванды и старинных кружев». Однако это отношение быстро изменилось, особенно на Западе, где пожилые леди сиреневой седине предпочитали ярко-рыжий цвет волос!
Декадентский фиолетовый
Но у фиолетового цвета есть и своя печальная сторона. Поскольку самые темные оттенки фиолетового очень близки к черному, ассоциации, связанные с черным, были перенесены и на фиолетовый. В викторианской Англии фиолетовый цвет считался цветом нестрогого траура, который можно было носить после нескольких месяцев полного траура. В некоторых странах темно-фиолетовый цвет считается цветом меланхолии и оплакивания, в то время как в других темные оттенки, такие, как ЛЕСНАЯ ФИАЛКА или СЛИВА, считаются очень изысканными.
Кое-где яркие красно-фиолетовые и орхидейные тона считаются признаком дурного вкуса или даже занятия проституцией. В 1926 году Освальд Шпенглер высказал резко негативное отношение к фиолетовому цвету. В книге «Закат Европы» он писал: «Фиолетовый, красный, соблазнившийся синим, — это цвет женшины, неспособной более давать жизнь, цвет священников, давших обет безбрачия!»
Несмотря на весьма противоречивое отношение, орхидейные оттенки в 20-е годы XX века считались исключительно изысканными. Это была эпоха смельчаков, бросавших вызов общественному мнению. Позднее фиолетовый цвет то входил в моду, то выходил из моды. Отношение публики к нему менялось очень часто. В 60-е годы фиолетовый ассоциировался с психоделиками, что сделало его исключительно модным в среде хиппи. В 70-е он полностью вышел из моды, уступив место земным, естественным тонам. В 80-е маятник качнулся в обратном направлении. Сиреневый цвет вошел в моду. В Америке нельзя было найти ни одной гостиной, ни одного мотеля или отеля, ни одного врачебного кабинета, где не присутствовал бы тот или иной оттенок этого цвета.
В середине 80-х годов основным оттенком фиолетового стал цвет черного винограда — сказалось влияние телесериала «Грехи Майами». На этот раз фиолетовому отдали предпочтение мужчины — устоять перед соблазнами телевидения удалось немногим.
Смысл фиолетового
Хотя фиолетовый считается холодным цветом, в нем все же присутствует красный. Исследование электрических реакций кожи показывает, что фиолетовый, как и красный, является более эмоционально возбуждающим, чем холодные оттенки зеленого. Чем больше красного цвета присутствует в фиолетовом, тем более жарким и страстным становится его оттенок, тем больше в нем динамики и энергетики красного. Он немедленно привлекает взгляд и просто не позволяет игнорировать себя.
Синеватые оттенки фиолетового более утонченны, они обладают успокаивающими свойствами темно-синего. Они не привлекают взгляд так, как красновато-фиолетовые. В синеватых оттенках больше достоинства, они настраивают на созерцание и размышление. Приглушенные серо-фиолетовые тона, такие, как ВИНОГРАД и ШЕЛКОВИЦА, очень спокойны и нейтральны.
Этот сложный цвет включает в себя множество компонентов, а следовательно, может иметь множество значений. Благодаря своим мистическим ассоциациям его считают цветом колдовства и чар. В театре фиолетовое освещение создает зловещую атмосферу.
Поскольку психологический смысл фиолетового неоднозначен, сложнее всего людям воспринимать те его оттенки, в которых содержится равное количество синих и красных оттенков. Раздвоение личности на совершенно противоположные настроения могут вызвать двойственность восприятия и наших реакций. Большинство людей чувствуют себя более комфортно, когда могут выявить в фиолетовом доминирование красных или синих оттенков. В таком случае психологическое воздействие цвета оказывается более четким.
Фиолетовый цвет в языках народов
Слово «пурпур» уходит своими корнями в латинский и древнегреческий языки и напоминает нам о несчастном моллюске, из которого получали этот краситель. Большинство оттенков фиолетового получило свои названия от цветов, поскольку этот цвет широко распространен в растительном мире. Вспомните хотя бы сирень, орхидею, цикламен, анютины глазки, лаванду и фиалки. Даже название свое фиолетовый цвет получил от фиалок, а лавандовый — от лаванды, пряного растения, сходного с мятой, которое используют в саше, туалетных водах и при изготовлении мыла.
Хотя слово «пурпур» присутствует во многих языках мира, исследования, проведенные в Швеции, показали, что большинство людей имеют о нем весьма отдаленное представление. Многие вообще не смогли найти этот цвет на предложенной палитре, а кое-кто искал его среди желтовато-красных оттенков.
Фиолетовый цвет в природе
в животном мире фиолетовый цвет встречается редко (чаще всего среди бабочек). Мы иногда находим его среди обитателей моря, и здесь его оттенки исключительно красивы и необычны.
Некоторые фиолетовые цветы живут очень недолго. Гигантская водяная лилия меняет цвет от белого до фиолетового в течение дня, а затем умирает. Когда в цветах появляется фиолетовый цвет, он мгновенно подавляет все остальные цвета, находящиеся рядом с ним.
Растений с фиолетовыми цветами невероятно много, и они несут в себе самые разнообразные настроения — от нежного аромата сирени до тоскливой вистерии, от экзотических орхидей до почти черных анютиных глазок. Фиолетовый цвет привлекает к себе внимание в любой обстановке. Фиолетовый одинаково прекрасен — и в небе над бескрайней пустыней и в глубинах тропических морей.
Иногда можно совершенно неожиданно для себя увидеть фиолетовые листья растений. Мы давно привыкли к оранжевым осенним листьям, но оранжевый лист, превратившийся в фиолетовый, нас поражает. Белый картофель знаком каждому, но фиолетовые картофелины на прилавке овощного магазина сразу же привлекают наше внимание и удивляют нас.
Восхитительная красота жаркого пурпурного заката Санта-Фе, холодное свечение горных вершин при заходе солнца — фиолетовый цвет производит на человека неизгладимое впечатление. Этот уникальный цвет требует особого внимания — естественно, что речь не идет о цвете увядших фиалок!
Фиолетовый цвет в интерьере
Уникальный цвет требует для своего восприятия уникальной личности. Этот цвет подходит не всем. Но прежде чем категорически исключить фиолетовый цвет в интерьере, подумайте о его оттенках. Ярко-фиолетовый вам может и не подойти, но вспомните легкие и светлые полутона. Оттенков фиолетового огромное множество — они чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них лучше подходят для одних помещений, другие — для других.
Кухня. Здесь можно использовать более яркие оттенки фиолетового. Вспомните итальянскую керамику, красивое стекло и восхитительные скатерти!
Спальня. Более синие оттенки фиолетового прекрасно подходят для оформления спальни — они обладают внутренним спокойствием и безмятежностью. Красноватые оттенки для этой цели не подходят.
туалетная комната. Здесь будут вполне уместны роскошные тона баклажана, причем чем темнее, тем лучше. Ваши гости будут поражены, войдя в комнату и обнаружив совершенно неожиданное цветовое решение.
Столовая. Для столовой лучше всего подходят тона винограда. Они обладают изысканностью и восхитительной красотой южных фруктов. Холодные винные тона прекрасно подойдут для столовых комнат, окна которых выходят на юг, особенно если вы живете в жарком климате.
Гостиная. Виноград или баклажан подойдут для оформления гостиной. Вопрос заключается лишь в том, какой цвет лучше соответствует вашему характеру. Предпочитаете ли вы глубину и элегантность сливовых оттенков или вам больше по душе утонченность розового и черного винограда? Если вы хотите сделать гостиную светлой, подумайте о лаванде. Но не переборщите с этим оттенком, иначе ваша гостиная станет приторно-сладкой. Лучше всего сочетать лаванду с более темными сливовыми тонами. Тогда вам удастся сделать гостиную утонченной и изысканной.
Детские комнаты. Как правило, маленькие девочки предпочитают лаванду, особенно в сочетании с розовым. Лаванда — любимый цвет Барби, так что не стоит ожидать, что мальчики тоже захотят жить в подобной атмосфере!
Личный кабинет. Здесь очень уместен будет цвет баклажана, впрочем, все винные оттенки прекрасно подойдут для подобной комнаты. Они относятся к более теплым тонам фиолетового и создают уютную, комфортную атмосферу.
Ванная. Для ванной подходят все цвета, напоминающие о цветах, — сирень или лаванда. Они придают помещению теплоту, аромат и уют. Лаванда обладает успокаивающими свойствами синего. Это идеальный цвет для помещения, где вы хотите создать атмосферу дорогого морского курорта.
Фиолетовый и личность
Если вам нравится фиолетовый цвет. Этот оттенок обладает загадочностью и внутренней интригой. Любители фиолетового загадочны, у них сильно развито творческое начало, они очень восприимчивы к духовным идеям. Фиолетовый цвет часто любят художники. Кроме того, его предпочитают те, кто считает себя непохожим на других.
Эти люди щедры по натуре и временами весьма обаятельны. Фиолетовый цвет традиционно ассоциируется с остроумием, наблюдательностью, повышенной чувствительностью, тщеславием и перепадами настроения. Поскольку фиолетовый является сочетанием синего и красного, то есть практически противоположных цветов, личность людей, его предпочитающих, порой бывает очень противоречива. Им постоянно приходится примирять противоположности — энергетику красного и спокойствие синего.
Рядом с такими людьми легко жить, но узнать их по-настоящему затруднительно. Они очень скрытны. Даже когда они говорят абсолютно откровенно, самые близкие друзья не могут понять их подлинных чувств.
Если вы не любите фиолетовый. Люди, которые не любят фиолетовый цвет, нуждаются в искренности, честности и отсутствии претенциозности. Они никогда не занимаются ничем таким, чего до конца не понимают. Они очень справедливы и открыты и ждут того же от друзей и коллег Возможно, они не обладают художественными и артистическими талантами, однако из них выходят отличные критики!
Фиолетовый цвет кажется им излишне выспренним, поскольку традиционно связывается с королевским достоинством. А может быть, они родились в местностях, где фиолетовый цвет считается цветом траура или аморальности. Полагаю, их внутренний голос нашептывает им, что хорошие люди не станут носить такой цвет!
От страстных красно-фиолетовых оттенков до мощных, убедительных иссиня-фиолетовых — мы с вами говорим о самом сложном цвете радуги. Таковы и люди, которые предпочитают этот цвет: художники, мистики, артисты, дизайнеры — словом, совершенно необычные люди, обладающие одной общей чертой — нонконформизмом (или претензией на нонконформизм!).
Неудивительно, что творческие и эксцентричные натуры испытывают пристрастие к фиолетовому. Им нравится уникальность этого экстраординарного цвета. Вагнер сочинял свои великие оперы в комнате с фиолетовыми шторами. Леонардо да Винчи чувствовал, что в лучах фиолетового света его способность сосредоточиться, размышлять значительно повышается. Цветотерапевты утверждают, что фиолетовый свет эффективно лечит кашель, избавляет от хрипоты, снижает кровяное давление и даже устраняет лунатизм! Фиалковое масло еще в Средние века применялось в медицине, в частности для лечения бессонницы.
Фиолетовый цвет в древности
в древности более всего ценился пурпур — красный на грани фиолетового. Этот краситель получали в Феничии. Само название этой местности происходит от греческого слова «Phoinix», обозначающего фиолетово-красный цвет. Краситель добывали из раковин моллюсков. Из крохотного создания можно было получить ничтожное количество красящего вещества, из-за чего красящий фермент был редким и очень дорогим. Для получения самого незначительного количества пурпура приходилось уничтожать множество раковин. Из 336 тысяч моллюсков получали всего одну унцию красителя! При раскопках в городе Тире были обнаружены настоящие залежи раковин — 12 миль в длину и 8 футов в высоту. Археологи обнаружили также и маленькие каменные молотки, которыми ракушки разбивали.
Добытчики пурпура странствовали по Марокко, Италии и Сирии в поисках драгоценных раковин, необходимых для выработки «тирского пурпура», применяемого для окрашивания шерстяных и хлопковых тканей. Легенда гласит, что они организовывали красильни и торговые центры в тех местах, где обнаруживали людей с фиолетовыми губами (от употребления моллюсков в пищу). После того как моллюсков извлекали из раковин, их помешали в чаны, где они разлагались и образовывалась желтоватая жидкость. Эта жидкость позволяла получать различные оттенки от розового до темно-фиолетового в зависимости от того, какое количество воды к ней добавляли. Из-за ужасающего запаха красильни располагались как можно дальше от центра города.
Пурпуру приписывают мистические, священные, духовные качества. В языке метафизиков термин «пурпурная сила» означает особые психические способности. Поскольку фиолетовый цвет обладает самой высокой длиной волны в видимом спектре, многие мистики считают его символом высшего духовного просветления.
Фиолетовый — это звено, связывающее красный, цвет жизни, и синий, цвет небес.
в древности этот трансцендентальный цвет считался духовным, а не физическим явлением. Считалось, что с небес нисходит фиолетовое пламя, которое выше даже высшего, белого света. Этот луч называли «седьмым лучом». Небесный луч нес с собой энергию милосердия и всепрощения.
Те, кому дано видеть ауру, сияние, исходящее от человеческого тела, говорят, что фиолетовая аура является признаком свободного духа. Каббала, мистическое учение, созданное иудейскими раввинами в VI веке и известное в Средние века многим христианским мистикам, считала фиолетовый пурпур цветом лидерства, исполненным «пышности и великолепия». Они считали аметист священным и духовным камнем. Раввины были настолько искушены в цвете, что видели слияние серого с пурпуром в фиолетовом цвете — «высшей октаве пурпура... влияние, придающее пурпуру смирение, почтение и духовное посвящение».
Фиолетовый цвет в религии
В Ветхом Завете мы находим много упоминаний пурпура. Этот цвет всегда ассоциируется с великолепием и достоинством. Моисей постановил, что саму святую область храма должен отделять пурпурный занавес. Высшие иудейские жрецы носили великолепные пурпурные одеяния.
Когда солдаты Пилата возложили на голову Христа терновый венец, Христос был одет в пурпурное одеяние. Пурпур стал символом страдания, жертвенности и кары. Литургические одеяния в периоды постов также должны были быть фиолетовыми. Католические священники удостаиваются пурпура, когда становятся епископами или кардиналами. В XVH веке итальянский кардинал, живший в Париже, носил рясу изысканного цикламенового цвета. Некоторые писатели и историки считают, что изначально пурпуром называли цвет «маджента», или малиновый.
Доктор Г. Золлингер из лаборатории Техниш-Хемишез в Цюрихе, специалист по использованию цвета во времена античности, писал; «Самое удивительное — это оттенок древнего пурпура. Ткани, используемые современными ватиканскими портными для изготовления кардинальских одеяний, выкрашены в яркий горьковато-сладкий красный цвет, красный, в котором даже больше желтого, чем в мадженте». Когда этим красителем красили шерстяные ткани (как во времена Древнего Рима), получался оттенок красной сливы, а не красный.
Похоже, что в древности существовали различные варианты пурпурно-малинового-маджента-сливового цвета. Скорее всего, это было связано с различной концентрацией красителя или с цветовой слепотой красильщика!
Целительная сила фиолетового цвета
В Египте считалось, что аметист наделен целительной силой, что этот камень способен защитить от сил зла. Египетские воины носили аметистовые талисманы, чтобы защитить себя во время битвы. Так же поступали и в Средние века. Считалось, что аметист успокаивает разум, излечивает бессонницу и дает возможность владельцу видеть вещие сны.
В Греции аметист использовали для того, чтобы предупредить опьянение. Согласно легенде, священнослужители должны были носить аметистовые кольца не только в силу религиозных традиций, но и для того, чтобы владелец кольца не опьянел от неумеренного потребления перебродившего виноградного сока! Викинги пили вино из аметистовых чаш. Они называли аметист «камнем трезвости». Считалось, что аметист защищает человека от злых мыслей и инфекционных заболеваний.
Лукиан, греческий историк, описывает вымышленный город драгоценностей, в котором алтари были вырезаны из огромных блоков аметиста.
Глядя на фрески, обнаруженные на острове Крит, можно понять, что местные жители любили яркие цвета, в том числе и пурпур. В могилах богатых людей археологи находят кольца, браслеты, ожерелья и заколки для волос с аметистами. Пурпур был настолько дорог, что рядовые граждане не могли позволить себе украшать одежду из такой ткани. Несмотря на весьма ограниченное количество потенциальных потребителей, слава этого цвета была настолько велика, что в Древней Греции более двух тысяч человек занимались изготовлением пурпурных одежд.
Королевский пурпурНа протяжении тысяч лет пурпур считался привилегией королей и очень богатых людей. Правители Ассирии и Вавилона носили пурпур. То же можно сказать и об Александре Македонском. Цезарь и Нерон объявили пурпур исключительной привилегией императоров. Римские сенаторы могли лишь отделывать свои одеяния пурпурными полосами. Многие фараоны были похоронены в саркофагах из порфира, красновато-фиолетового камня, добываемого в Египте.
Стихотворцы-певцы из Гомеровой «Одиссеи» носили пурпурные одеяния, а когда Агамемнон вернулся из Трои, его жену завернули в пурпурно-малиновый ковер — цвет, достойный лишь богов. Клеопатра приказала выкрасить паруса на своем флагманском корабле в пурпурный цвет (это пристрастие она, по-видимому, унаследовала от своего доброго друга, Юлия Цезаря!).
В описании богатого гардероба английского короля Генриха VHI мы находим пурпурный бархатный камзол, вышитый золотом, подарок от Томаса Кромвеля. Впрочем, цвет одежд Генриха разглядеть всегда было очень трудно — так густо они были расшиты бриллиантами, рубинами и жемчугом. Генрих никогда не отличался аскетизмом.
Пурпур на протяжении веков ассоциировался с властью и богатством. В книге Элис Уокер «Цвет пурпура» главная героиня, Селия, выбирает платье для своей подруги и наставницы. Селия говорит: «Думаю, какой цвет выбрать... Она для меня как королева... Может быть, что-нибудь пурпурное...»
В Древнем Китае ученые люди носили пурпурные одеяния. Однако великий философ Конфуций предупреждал своих последователей, что дороговизна одежд излюбленного ими цвета может вызвать недовольство простого народа. Он советовал своим ученикам никогда не использовать в одежде темно-пурпурного цвета.
В индийском фольклоре пурпур означал упадок. В книге «Второй рай» Навин Патнаик рассказывает о «Доме Орхидей». Правитель небольшого королевства обладал абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. У него был большой гарем, в котором обитали не только жены и служанки, но и любовницы. Женщины вели размеренную, неспешную жизнь, вынужденно сосуществуя друг с другом. Большинство из них попало в гарем еще в детстве и никогда не покидало его. Гарем правителя вскоре приобрел столь чудовищные размеры, что к нему пришлось приставить многочисленную женскую охрану. Представляете себе этих воительниц, вооруженных мушкетами и пушками!
В период Регентства и Французской империи европейская аристократия отдавала предпочтение гиацинтовому пурпуру. В конце XIX века стали появляться химические красители, и палитра стала гораздо более разнообразной. Женщины по-прежнему выбирали для себя королевский пурпур. Поскольку красители на свету быстро выгорали, многим приходилось перелицовывать одежду, выворачивая ее наизнанку и сшивая по новой. Так удавалось продлить жизнь любимым платьям и костюмам. Впрочем, шторы и обивку мебели ждала та же участь.
Ностальгический пурпур
В конце XIX века с появлением химических красителей пурпур несколько смягчился. Появились нежные оттенки лаванды, сирени, вереска, а также «нежно-винный», как их называли в то время. Эти оттенки несли на себе аромат ностальгии, изысканности и утонченности. Достаточно вспомнить удивительных стрекоз в стиле
арнуво...
В 1845 году Август Вильгельм Гофман, профессор королевского колледжа химии в Лондоне, экспериментировал с производными дегтя — побочного продукта при производстве газа. Один из учеников Гофмана Уильям Генри Перкин пытался синтезировать хинин. Он смешал анилин с соединениями калия. Ученый уже собирался выбросить оказавшуюся бесполезной смесь, как вдруг его внимание было привлечено фиолетовым отливом. Он развел смесь спиртом, и раствор приобрел восхитительный пурпурный оттенок. Этот раствор не только замечательно окрашивал ткани, но и обладал устойчивостью к воде и свету. Краситель назвали сиреневым, поскольку по своему цвету он более всего напоминал роскошные кисти сирени.
Перкин немедленно занялся коммерческим производством органических красителей и весьма преуспел в этой области. Дамы высшего света вслед за королевой Викторией, которой новый цвет пришелся по душе, забросали его заказами. Во время Всемирной выставки 1862 года новый цвет был самым модным. Популярность его сохранялась десять лет, и это десятилетие вошло в историю как «сиреневое». Двадцатитрехлетний Перкин был признан ведушим специалистом в области цвета. Не желая отставать от своего удачливого ученика, Гофман изобрел собственный краситель, который назвали «гофмановским фиолетовым».
Неудивительно, что эти оттенки ассоциировались со стареющими дамами, с ароматом «лаванды и старинных кружев». Однако это отношение быстро изменилось, особенно на Западе, где пожилые леди сиреневой седине предпочитали ярко-рыжий цвет волос!
Декадентский фиолетовый
Но у фиолетового цвета есть и своя печальная сторона. Поскольку самые темные оттенки фиолетового очень близки к черному, ассоциации, связанные с черным, были перенесены и на фиолетовый. В викторианской Англии фиолетовый цвет считался цветом нестрогого траура, который можно было носить после нескольких месяцев полного траура. В некоторых странах темно-фиолетовый цвет считается цветом меланхолии и оплакивания, в то время как в других темные оттенки, такие, как ЛЕСНАЯ ФИАЛКА или СЛИВА, считаются очень изысканными.
Кое-где яркие красно-фиолетовые и орхидейные тона считаются признаком дурного вкуса или даже занятия проституцией. В 1926 году Освальд Шпенглер высказал резко негативное отношение к фиолетовому цвету. В книге «Закат Европы» он писал: «Фиолетовый, красный, соблазнившийся синим, — это цвет женшины, неспособной более давать жизнь, цвет священников, давших обет безбрачия!»
Несмотря на весьма противоречивое отношение, орхидейные оттенки в 20-е годы XX века считались исключительно изысканными. Это была эпоха смельчаков, бросавших вызов общественному мнению. Позднее фиолетовый цвет то входил в моду, то выходил из моды. Отношение публики к нему менялось очень часто. В 60-е годы фиолетовый ассоциировался с психоделиками, что сделало его исключительно модным в среде хиппи. В 70-е он полностью вышел из моды, уступив место земным, естественным тонам. В 80-е маятник качнулся в обратном направлении. Сиреневый цвет вошел в моду. В Америке нельзя было найти ни одной гостиной, ни одного мотеля или отеля, ни одного врачебного кабинета, где не присутствовал бы тот или иной оттенок этого цвета.
В середине 80-х годов основным оттенком фиолетового стал цвет черного винограда — сказалось влияние телесериала «Грехи Майами». На этот раз фиолетовому отдали предпочтение мужчины — устоять перед соблазнами телевидения удалось немногим.
Смысл фиолетового
Хотя фиолетовый считается холодным цветом, в нем все же присутствует красный. Исследование электрических реакций кожи показывает, что фиолетовый, как и красный, является более эмоционально возбуждающим, чем холодные оттенки зеленого. Чем больше красного цвета присутствует в фиолетовом, тем более жарким и страстным становится его оттенок, тем больше в нем динамики и энергетики красного. Он немедленно привлекает взгляд и просто не позволяет игнорировать себя.
Синеватые оттенки фиолетового более утонченны, они обладают успокаивающими свойствами темно-синего. Они не привлекают взгляд так, как красновато-фиолетовые. В синеватых оттенках больше достоинства, они настраивают на созерцание и размышление. Приглушенные серо-фиолетовые тона, такие, как ВИНОГРАД и ШЕЛКОВИЦА, очень спокойны и нейтральны.
Этот сложный цвет включает в себя множество компонентов, а следовательно, может иметь множество значений. Благодаря своим мистическим ассоциациям его считают цветом колдовства и чар. В театре фиолетовое освещение создает зловещую атмосферу.
Поскольку психологический смысл фиолетового неоднозначен, сложнее всего людям воспринимать те его оттенки, в которых содержится равное количество синих и красных оттенков. Раздвоение личности на совершенно противоположные настроения могут вызвать двойственность восприятия и наших реакций. Большинство людей чувствуют себя более комфортно, когда могут выявить в фиолетовом доминирование красных или синих оттенков. В таком случае психологическое воздействие цвета оказывается более четким.
Фиолетовый цвет в языках народов
Слово «пурпур» уходит своими корнями в латинский и древнегреческий языки и напоминает нам о несчастном моллюске, из которого получали этот краситель. Большинство оттенков фиолетового получило свои названия от цветов, поскольку этот цвет широко распространен в растительном мире. Вспомните хотя бы сирень, орхидею, цикламен, анютины глазки, лаванду и фиалки. Даже название свое фиолетовый цвет получил от фиалок, а лавандовый — от лаванды, пряного растения, сходного с мятой, которое используют в саше, туалетных водах и при изготовлении мыла.
Хотя слово «пурпур» присутствует во многих языках мира, исследования, проведенные в Швеции, показали, что большинство людей имеют о нем весьма отдаленное представление. Многие вообще не смогли найти этот цвет на предложенной палитре, а кое-кто искал его среди желтовато-красных оттенков.
Фиолетовый цвет в природе
в животном мире фиолетовый цвет встречается редко (чаще всего среди бабочек). Мы иногда находим его среди обитателей моря, и здесь его оттенки исключительно красивы и необычны.
Некоторые фиолетовые цветы живут очень недолго. Гигантская водяная лилия меняет цвет от белого до фиолетового в течение дня, а затем умирает. Когда в цветах появляется фиолетовый цвет, он мгновенно подавляет все остальные цвета, находящиеся рядом с ним.
Растений с фиолетовыми цветами невероятно много, и они несут в себе самые разнообразные настроения — от нежного аромата сирени до тоскливой вистерии, от экзотических орхидей до почти черных анютиных глазок. Фиолетовый цвет привлекает к себе внимание в любой обстановке. Фиолетовый одинаково прекрасен — и в небе над бескрайней пустыней и в глубинах тропических морей.
Иногда можно совершенно неожиданно для себя увидеть фиолетовые листья растений. Мы давно привыкли к оранжевым осенним листьям, но оранжевый лист, превратившийся в фиолетовый, нас поражает. Белый картофель знаком каждому, но фиолетовые картофелины на прилавке овощного магазина сразу же привлекают наше внимание и удивляют нас.
Восхитительная красота жаркого пурпурного заката Санта-Фе, холодное свечение горных вершин при заходе солнца — фиолетовый цвет производит на человека неизгладимое впечатление. Этот уникальный цвет требует особого внимания — естественно, что речь не идет о цвете увядших фиалок!
Фиолетовый цвет в интерьере
Уникальный цвет требует для своего восприятия уникальной личности. Этот цвет подходит не всем. Но прежде чем категорически исключить фиолетовый цвет в интерьере, подумайте о его оттенках. Ярко-фиолетовый вам может и не подойти, но вспомните легкие и светлые полутона. Оттенков фиолетового огромное множество — они чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них лучше подходят для одних помещений, другие — для других.
Кухня. Здесь можно использовать более яркие оттенки фиолетового. Вспомните итальянскую керамику, красивое стекло и восхитительные скатерти!
Спальня. Более синие оттенки фиолетового прекрасно подходят для оформления спальни — они обладают внутренним спокойствием и безмятежностью. Красноватые оттенки для этой цели не подходят.
туалетная комната. Здесь будут вполне уместны роскошные тона баклажана, причем чем темнее, тем лучше. Ваши гости будут поражены, войдя в комнату и обнаружив совершенно неожиданное цветовое решение.
Столовая. Для столовой лучше всего подходят тона винограда. Они обладают изысканностью и восхитительной красотой южных фруктов. Холодные винные тона прекрасно подойдут для столовых комнат, окна которых выходят на юг, особенно если вы живете в жарком климате.
Гостиная. Виноград или баклажан подойдут для оформления гостиной. Вопрос заключается лишь в том, какой цвет лучше соответствует вашему характеру. Предпочитаете ли вы глубину и элегантность сливовых оттенков или вам больше по душе утонченность розового и черного винограда? Если вы хотите сделать гостиную светлой, подумайте о лаванде. Но не переборщите с этим оттенком, иначе ваша гостиная станет приторно-сладкой. Лучше всего сочетать лаванду с более темными сливовыми тонами. Тогда вам удастся сделать гостиную утонченной и изысканной.
Детские комнаты. Как правило, маленькие девочки предпочитают лаванду, особенно в сочетании с розовым. Лаванда — любимый цвет Барби, так что не стоит ожидать, что мальчики тоже захотят жить в подобной атмосфере!
Личный кабинет. Здесь очень уместен будет цвет баклажана, впрочем, все винные оттенки прекрасно подойдут для подобной комнаты. Они относятся к более теплым тонам фиолетового и создают уютную, комфортную атмосферу.
Ванная. Для ванной подходят все цвета, напоминающие о цветах, — сирень или лаванда. Они придают помещению теплоту, аромат и уют. Лаванда обладает успокаивающими свойствами синего. Это идеальный цвет для помещения, где вы хотите создать атмосферу дорогого морского курорта.
Фиолетовый и личность
Если вам нравится фиолетовый цвет. Этот оттенок обладает загадочностью и внутренней интригой. Любители фиолетового загадочны, у них сильно развито творческое начало, они очень восприимчивы к духовным идеям. Фиолетовый цвет часто любят художники. Кроме того, его предпочитают те, кто считает себя непохожим на других.
Эти люди щедры по натуре и временами весьма обаятельны. Фиолетовый цвет традиционно ассоциируется с остроумием, наблюдательностью, повышенной чувствительностью, тщеславием и перепадами настроения. Поскольку фиолетовый является сочетанием синего и красного, то есть практически противоположных цветов, личность людей, его предпочитающих, порой бывает очень противоречива. Им постоянно приходится примирять противоположности — энергетику красного и спокойствие синего.
Рядом с такими людьми легко жить, но узнать их по-настоящему затруднительно. Они очень скрытны. Даже когда они говорят абсолютно откровенно, самые близкие друзья не могут понять их подлинных чувств.
Если вы не любите фиолетовый. Люди, которые не любят фиолетовый цвет, нуждаются в искренности, честности и отсутствии претенциозности. Они никогда не занимаются ничем таким, чего до конца не понимают. Они очень справедливы и открыты и ждут того же от друзей и коллег Возможно, они не обладают художественными и артистическими талантами, однако из них выходят отличные критики!
Фиолетовый цвет кажется им излишне выспренним, поскольку традиционно связывается с королевским достоинством. А может быть, они родились в местностях, где фиолетовый цвет считается цветом траура или аморальности. Полагаю, их внутренний голос нашептывает им, что хорошие люди не станут носить такой цвет!
Комментарии18