Фотографы / Абелардо Морель
~ Абелардо Морель ~Абелардо Морель работает с необычной техникой — камерой-обскурой.
Морель родился в 1948 году на Кубе. В 1962-м его семья переехала в Нью-Йорк. Морель стал бакалавром искусств в колледже Боудойн в Брунсвике, штат Мэн, в 1977 году. В 1981-м закончил магистратуру на факультете искусств Йельского университета (штат Коннектикут), а в 1997-м защитил докторскую степень опять же в колледже Боудойн. В настоящее время работает профессором фотографии Массачусетского колледжа искусств в Бостоне. Он также является приглашенным профессором совета классических языков и литературы и действительным членом научного общества изобразительного искусства в Принстонском университете (штат Нью-Джерси).
Камера-обскура была известна еще в эпоху Возрождения: если на одной поверхности коробки проделать крошечное отверстие, а
противоположную стенку превратить в экран (из полупрозрачной бумаги или матового стекла), то по законам оптики свет, попавший сквозь отверстие, спроецирует на противоположную сторону перевернутое изображение того, что находится перед коробкой. Века назад устраивались даже комнаты-обскуры, где отверстие проделывалось в стене, а экраном служила противоположная стена. Эта идея и вдохновила Мореля. Он поднял современное восприятие снимков, сделанных камерой-обскурой, на новый уровень. В работах Мореля городские пейзажи или архитектурные виды проецируются в перевернутом виде на стены детских спален, гостиничных номеров, музейных залов. Два мира накладываются друг на друга: изображение внешней среды — на интерьер помещений.
Журнал New Yorker писал об одной из его работ: «Самая зрелищная из последних серий — стена музея искусств в Филадельфии, освобожденная от всего, кроме картины художника Джорджо де Кирико и нескольких пустых крючков для подвешивания картин, сияющая от спроецированного на нее изображения музейного фасада, еще более впечатляющего оттого, что он перевернут». Такие «инсталляции» вызывают настоящее головокружение. Чем дольше вы на них смотрите, тем глубже погружаетесь в этот запутанный мир накладывающихся деталей.
противоположную стенку превратить в экран (из полупрозрачной бумаги или матового стекла), то по законам оптики свет, попавший сквозь отверстие, спроецирует на противоположную сторону перевернутое изображение того, что находится перед коробкой. Века назад устраивались даже комнаты-обскуры, где отверстие проделывалось в стене, а экраном служила противоположная стена. Эта идея и вдохновила Мореля. Он поднял современное восприятие снимков, сделанных камерой-обскурой, на новый уровень. В работах Мореля городские пейзажи или архитектурные виды проецируются в перевернутом виде на стены детских спален, гостиничных номеров, музейных залов. Два мира накладываются друг на друга: изображение внешней среды — на интерьер помещений.
Журнал New Yorker писал об одной из его работ: «Самая зрелищная из последних серий — стена музея искусств в Филадельфии, освобожденная от всего, кроме картины художника Джорджо де Кирико и нескольких пустых крючков для подвешивания картин, сияющая от спроецированного на нее изображения музейного фасада, еще более впечатляющего оттого, что он перевернут». Такие «инсталляции» вызывают настоящее головокружение. Чем дольше вы на них смотрите, тем глубже погружаетесь в этот запутанный мир накладывающихся деталей.
Морель не коммерческий фотограф и никогда не работает на заказ. Если ему предлагают сделать снимок в каком-то интерьере (а многие хозяева домов полагают, что именно их стены подходят для проекции изображений с помощью камеры-обскуры), то фотограф соглашается только в том случае, если ему это интересно самому. Одним из таких совпадений интересов было предложение проиллюстрировать «Приключения Алисы в стране чудес». Морель согласился на него, потому что сама книга вдохновляла его на новые идеи.
Книги вообще занимают много места в творчестве Мореля. Идеи для съемок он черпает у латиноамериканских писателей (образы зеркал Борхеса и пр.), любит фотографировать старые книги с пожелтевшими страницами или еще более старые, рукописные, с маюскульным шрифтом. Среди его работ есть снимки книги для слепых, изданной в 1841 году, — шрифт в ней выглядит как самые обычные буквы, только рельефные. В то время существовало две системы письменности для слепых: рельефные буквы и шрифт Брайля. Изобретение Брайля оказалось намного удобнее, и немногочисленные книги с рельефными шрифтами традиционной формы стали ненужными — но они заинтересовали Мореля, потому что текст в них превратился в своеобразный пейзаж.
Кроме литературы Морель вдохновляется классическим искусством. В музее Гарднер он сделал снимок картины Веласкеса, но с необычного угла: поместил камеру-обскуру внизу и направил вверх — так, как на полотно мог бы смотреть пятилетний ребенок, — и худощавый персонаж, изображенный на картине, на снимке стал казаться толстым и напыщенным. Зритель, увидевший фотографию, невольно задается вопросом: как воспринимать картины правильно?
Некоторое время назад Морель стал исследовать возможности цветной пленки, и его снимки стали еще более реалистичными и впечатляющими.
Книги вообще занимают много места в творчестве Мореля. Идеи для съемок он черпает у латиноамериканских писателей (образы зеркал Борхеса и пр.), любит фотографировать старые книги с пожелтевшими страницами или еще более старые, рукописные, с маюскульным шрифтом. Среди его работ есть снимки книги для слепых, изданной в 1841 году, — шрифт в ней выглядит как самые обычные буквы, только рельефные. В то время существовало две системы письменности для слепых: рельефные буквы и шрифт Брайля. Изобретение Брайля оказалось намного удобнее, и немногочисленные книги с рельефными шрифтами традиционной формы стали ненужными — но они заинтересовали Мореля, потому что текст в них превратился в своеобразный пейзаж.
Кроме литературы Морель вдохновляется классическим искусством. В музее Гарднер он сделал снимок картины Веласкеса, но с необычного угла: поместил камеру-обскуру внизу и направил вверх — так, как на полотно мог бы смотреть пятилетний ребенок, — и худощавый персонаж, изображенный на картине, на снимке стал казаться толстым и напыщенным. Зритель, увидевший фотографию, невольно задается вопросом: как воспринимать картины правильно?
Некоторое время назад Морель стал исследовать возможности цветной пленки, и его снимки стали еще более реалистичными и впечатляющими.
Награды фотографа:
2006 — The DeCordova Museum Rappaport Prize
1995 — St. Botolph's Club Foundation Award
1994 — New England Foundation for the Arts Fellowship
1993 — John Simon Guggenheim Memorial Fellowship
1992 — Cintas Foundation Fellowship
Выставки фотографа:
2007 — Centro de la Imagen, Mexico City, Mexico
2007 — Vision Revealed: Selections from the work of Abelardo Morell
2007 — Centro Cultural Recoleta, Buenos Aires, Argentina
2007 — Vision Revealed: Selections from the work of Abelardo Morell
2007 — Abelardo Morell — Camera Obscuras, Instituto de America, Granada, Spain
2007 — Abelardo Morell, Instituto Jovellanos, Fundacion Municipal de Cultura, Gijon, Spain
2007 — Abelardo Morell, Mead Art Gallery, Amherst College, Amherst, MA
2007 — A Room with A View, CameraObscuras and Other Projects, Sala de la Comunidad de Murcia, Murcia, Spain
2007 — Abelardo Morell, University of New England, Portland, Maine
2007 — The Photographs of Abelardo Morell.
Комментарии5