Племена долины Омо
Фотограф Маркос Лира сделал эти фотографии, в 2010 году во время своей поездки в долину реки Омо, которая находится в трех днях езды от эфиопской столицы Аддис Абебы и остается одним из самых неосвоенных уголков на планете Это удивительное место можно определить как своего рода огромный музей под открытым небом – здесь проживают четыре основные Африканские языковые группы. Племён более двадцати, некоторые их них насчитывают десятки тысяч человек, а другие – менее 500, зато культура каждой из них подлинна и уникальна.
Женщина из племени сурма, которое живет на берегах одноименной реки, в юго-западной части Эфиопии. Полукочевые племена сурма отгорожены от мира труднодоступными горами.
Молодая мать из племени сурма с ребенком. Как и многие другие племена долины Ома племя сурма напрямую не соприкасается с цивилизацией.
Из-за густых джунглей и сурового сухого климата этот регион остается одним из самых неосвоенных в мире.
Пожилая женщина из племени сурма курит трубку.
Мальчик из племени сурма. Хотя в племени есть огнестрельное оружие, и даже автоматы Калашникова, племя ведёт первобытный уклад жизни. Племя не охотится, а живёт за счёт рогатого скота, это у сурма главное богатство.
Как у взрослых, так и у детей головы выбриты это показатель красоты у обоих полов. Выражение близкой дружбы у ребятишек одинаковые рисунки на теле или грим на лице, которыми они старательно украшают друг друга.
О себе сурма говорят: «Мы лучше других, ибо мы наслаждаемся свободой в лесу, у нас нет хозяев, эта земля наша, и мы можем вволю пить молоко. Мы не хотим отказываться от рисунков на теле, палочных боев, губных пластинок. Это наша жизнь. Мы верны своим традициям».
Когда женщине исполняется 20 лет, ей протыкают нижнюю губу (болезненная и опасная из-за возможного заражения операция) и вставляют в отверстие маленький прокаленный диск. В течение года постепенно вставляются все более широкие пластинки.
Чем больше деревянная (или глиняная) тарелка, вставленная в нижнюю губу, тем у девушки больше крупного рогатого скота, которое родители могут предоставить в качестве приданного.
Женщины из племени хамер по пути на рынок.
Многие путешественники отмечают красоту девушек племени хамер.
Каждое племя долины говорит на своем языке, у каждого свои собственные обычаи и вероисповедание.
Девушка племени хамер с ребенком.
Люди племени защищают от солнца волосы и кожу намазываясь смесью красной глины, воды и сырого яйца.
Население Эфиопии составляет более 60 млн.человек, но при этом делится более чем на 80 этнических групп. Большая часть из них относится к эфиопской расе, являющейся промежуточной, между европеоидной и негроидной.
Один из старейшин племени хамер.
Ни фамилий, ни паспортов у хамеров, живущих первобытно-общинным строем,- естественно нет. Не фиксируется и возраст. Девушку берут замуж тогда, когда у неё появляются вторичные половые признаки ( примерно в 12 лет).
До замужества, она обязательно, под страхом смерти, должна сохранить девственность.
Работают в племени хамеров только подростки, мужчины, не способные уже держать оружие, и женщины, не способные рожать.
Молодые же женщины, также ничего не делают, кроме ухода за малышами и совершенствования собственного тела. В последнем искусстве они могут дать фору любому спа-салону.
Обычно у мужчины племени хамер - две-три жены и множество детей.
Деревня племени состоит из нескольких десятков круглых, стоящих на сваях хижин с коническими крышами. Остов их вяжется из жердей, а сверху накрывается толстым слоем высушенной травы и соломы.
Внутри хижина делится на жилую часть (с очагом и ложем для сна), зернохранилище-гота и загон для коз. Хозяйское ложе - необычайно широкое. Оно сооружено из камней, покрытых слоем глины с соломой, а сверху накрыто множеством козьих шкур.
Женщины из племени хамар за укладкой прически. Представители этих африканских племен используют для этих целей глину.
Девушка племени хамер
Женщина племени хамер за питьем воды
Западные и юго-западные районы страны, где и располагается долина реки Омо, заселены племенами этно-групп негроидной расы: афары, агау, оромо, сидамо, сомали, кафа, беджа и др. А если учесть, что в каждую этно-группу входит до десятка различных племён, говорящих на собственных диалектах, то различных языков в Эфиопии получится более 200.
Племена же все живут обособленно, как от государственных властей, так и друг от друга, а потому практически у каждого мужчины здесь, на плече висит автомат Калашникова, готовый к прямому использованию. На фото: Мужчина из племени сури позирует с AK-47
Одна из характерных особенностей племен долины Омо — неутолимая страсть к украшению собственного тела.
Племя сурма, например, достигло особых высот в рисунках по коже, а племя хамер — в создании сложнейших многоуровневых причесок.
Знаменитые губные диски бывают двух видов — клинообразные и плоские. Считается, что традиция носить губные диски возникла во времена массовой охоты на рабов: туземцы обезображивали внешность, чтобы сделаться некондиционным «живым товаром», подобно тому как раннехристианские монахини отрезали себе носы, чтобы защитить свою невинность от варваров.
Но у сурма и мурси губной диск традиционно играет и важную социальную роль. Чем больше его диаметр, тем выше авторитет девушки, тем большим спросом она пользуется на ярмарке невест.
Конечно, женщины не носят диски все время: они вынимают их, например, во время еды или перед сном, зато вне дома или на людях не расстаются с ними. Кроме того, у женщин сурма и мурси в обычае обмениваться этими жутковатыми украшениями, не включаются в круговорот лишь те, что были подарены мужем.
За курением трубки
Комментарии7