Прогулка по Сицилии
Я приехал на Сицилию, куда меня позвали Катя и Андрей, тамошние жители, у которых небольшое туристическое агентство на юге, и оказалось, что всё так, как представлялось, и есть на самом деле.
Когда мы бродили по узеньким улочками сицилийских городков, все время казалось, что вот-вот из-за угла выйдет Майки с двумя крепкими ребятами, у которых на плечах винтовки. Казалось, что ничего не изменилось. Те же женщины в черном, те же домишки, как ласточкины гнезда, те же узкие дорожки в горах, те же кипарисы.
Поездка была очень быстрой, за день объезжали несколько мест, а вообще там надо пожить подольше, и пожить медленно, так, как живут сицилийцы далекие от прелестей глобализации, оставшиеся в своем собственном мире, отделенном от остального Мессинским проливом. Вот это удивило больше всего — отсутствие разницы между тем, что ты знаешь о месте, и тем, что оно представляет сейчас.
Это Бурджо, город на юге-востоке Сицилии, в 60 км. от Палермо. Три с половиной тысячи жителей. Основан… никто точно не знает когда основан, но в конце XII века мэр Бурджо уже входил в состав сицилийского парламента при короле Арагона и Наварры Педро I. В те времена Сицилия была одним из самых густонаселенных мест в мире.
В муниципалитете нас встретил мэр города Вито Феррантели. Он тут же позвал своих сотрудников, кабинет наполнился улыбающимися сицилийцами, которые стали громко обсуждать, что показать в их городе заезжему фотожурналисту.
Здесь почти нет туристов, время остановилось и замерло.
Внешний вид старой части города не менялся с XVI-XVII веков. Вот таким Бурджо был и тогда. Сейчас здесь можно купить домик семнадцатого века за пять тысяч евро.
Мэр дал нам сопровождающего, чтобы показать интересное. Оказалось, что кроме церквей и музеев в городе работает мастерская по изготовлению колоколов. Работает здесь с 1500 г, представьте.
Таких мастерских в Италии всего пять, на Сицилии — одна, в Бурджо. В свое время Муссолини снял все колокола с итальянских церквей и пустил их, как российский Петр I, на переплавку. В Бурджо делают колокола по той же технологии, как в древние времена, очень похоже на то, как показал Тарковский в фильме «Андрей Рублев». Это сложная и кропотливая работа.
На плите с шестом, которую в России называют «кружало», делают сердечник, повторяющий внутренний профиль колокола (его еще называют болваном).
Потом с помощью вот этих металлических профилей-лекал и воска делают форму колокола из воска, сверху наносят слой глины, создавая форму будущего колокола.
Получается глиняный кожух колокола, из которого после высыхания воск выплавляется.
Лекала — это совершенно удивительный инструмент. От его формы зависит звук колокола. Вот это лекало делает колокол звучащий нотой си-бемоль. Не просто си, а си-бемоль! Это как-то с трудом укладывается в голов
Это готовые к отливке кожухи колоколов.
Колокола украшают орнаментами и рисунками. Заготовки для них стоят на полках в мастерской.
Это главное — печь и яма, куда помещают глиняный кожух. Эту яму вырыли в XVI веке. В печи около пяти часов готовится бронзовый сплав с добавлением олова. Кожух ставится в яму и засыпается землей. Из печи в кожух заливается металл.
И вот результат — готовый колокол. Мы, к сожалению, были в тот день, когда никто не работал, а вообще мастер пригласил посмотреть на рабочий процесс. «Приезжайте, всегда будем рады». В год здесь делают 50-70 колоколов и всегда можно приехать, чтобы стать участником вот этого колдовства.
В двух шагах от колокольной мастерской церковь Сан-Джузеппе, 1623 г.
Букет на день рождения дона Витторио. Всё время чувствуешь себя внутри итальянского кино.
С 966 по 1072 г. на Сицилии существовало мусульманское государство. Вот это его остатки в городе Бурджо.
Здесь такие узкие улочки, что нет места для мусорных контейнеров, даже самых маленьких. Поэтому местные вешают мешки с мусором на веревках, а мусорщики по утрам собирают их.
По дороге в Чанчану.
Всё время видны небольшие пожары — горит сухая трава и кустарник. Их не тушат — незачем да и некому.
Ну вот, это Чанчана. Здесь живут 4000 человек. В XIII веке на этом месте был город Ла Ферла, который полностью разрушило землетрясением. Четыреста лет здесь не было ничего, а потом пришли люди и теперь считается, что Чанчана появилась в 1646 г. как владение семьи феодалов Джопполо. Несколько лет назад этот городок показали по британскому ТВ и сюда потянулись иностранцы, начавшие скупать недвижимость. Такой вот сицилийский феномен.
Здесь такие же дома XVII века, как в Бурджо, но за них взялись местные строительные компании и начали восстанавливать их для продажи, раз появился спрос.
Местные строители берут развалюхи из средних веков и делают из них вот такие дома. Интересная деталь — камни этой мостовой сделаны из пепла вулкана Этна.
Вот так выглядит жилище жителя Чанчаны конца XVII века после современного ремонта.
Здесь стены еще не покрашены, ждут пожелания хозяина.
В комнате оставлено ласточкино гнездо неизвестно какого года постройки.
Это нижний уровень с двумя комнатами и ванной.
Это ванная. На крыше дома — большая веранда, метров сто. Стоимость такого жилища — около 45000 евро.
Вот эти домики тоже отремонтированы и проданы — англичанину и двум полякам.
На появление чужих тут же вышла любопытная сицилийская бабушка. «Кто эти люди, что они здесь делают?». Всё очень приветливо и беззлобно.
Это вообще очень странное ощущение — приехать в городок, где все друг друга знают и ты оказываешься под пристальным вниманием. Туристов здесь нет и появление незнакомого лица вызывает неподдельный интерес. У кафешек сидят классические итальянские деды и беседуют о чем-то своём. Наверняка о политике.
Мы под пристальными взглядами отдыхающих местных сели в кафе у башни с часами. Вот эта женщина с симпатичной собаней приехала сюда из Дублина. Живет в Чанчане уже несколько лет.
Деды о чем-то своём.
Игра в карты.
Местное население.
Разговариваем с Кармело, который занимается здесь ремонтом старых домов. Говорили про Берлускони. «Если он вернется в политику, мы снова все проголосуем за него, потому что он сильный мужик, настоящий итальянец”. Справа Катя, поодаль Андрей. Ребята приехали сюда учиться и влюбились в Сицилию по-настоящему. Выучили язык, их там очень уважают и любят. К русским вообще относятся очень хорошо, считают их похожими на итальянцев.
Вот такая Чанчана сверху. Вот такая Сицилия.
Спасибо Кате и Андрею за приглашение. Я был совершенно очарован Сицилией, которую они мне показали. Там, кстати, меня теперь ждет друг, которого я хочу забрать к себе — к дому прибился котенок Маркус, найденный на дороге, мы с ним очень сдружились. Он пока живет у Кати с Андреем (там, кстати, еще две собаки и три кошки), надеюсь его забрать к себе.