Заброшенные здания и разруха в Абхазии
После грузино-абхазской войны 1992-1993 годов в Абхазии воцарилась разруха. Часть домов были расстреляны или сожжены, другие оставались целыми, но их жители навсегда покинули свои жилища. И те и другие представляли и до сих пор представляют жуткое зрелище.
Мы въезжали в Абхазию на поезде, и за время недолгой поездки от российско-абхазской границы до Нового Афона успели увидеть множество зловещих памятников давно прошедшей войне. Сама железная дорога, пролегающая по красивейшим местам посреди горных ущелий и по берегу Черного моря, находится в ужасном состоянии, и еще совсем недавно железнодорожне сообщение здесь полностью отсутствовало. Сейчас здесь несколько раз в неделю проходит поезд Москва-Сухум.
Мы ехали одни в пустом вагоне и наблюдали за появлявшимися время от времени заброшенными зданиями.
От некоторых мест просто веяло безысходностью.
Вокзалы проезжаемых абхазских городов и железнодорожные станции лучше всего отображают творящуюся здесь разруху.
Гудаута.
Железнодорожная станция Псырцха.
Красивейшее когда-то здание вокзала в Новом Афоне.
При ближайшем рассмотрении выглядит еще более печально.
Ну а внутрь лучше вообще не заходить.
Кстати, несмотря на то что единственный поезд останавливается на всех крупных станциях, ни на одном вокзале невозможно купить билет. Единственная работающая железнодорожная касса находится в Сухуме.
В Сухуме нередко можно встретить дома, где половина квартир заселены, а другая половина заброшены.
Чаще всего они принадлежат грузинам, которые были вынуждены навсегда уехать из Абхазии, а местные законы не позволяют отдавать их или заселять туда других жильцов. Так и стоят заброшенными.
Что я знал об истории Абхазии до этой поездки? Только то, что в начале 90-х, как и на многих других территориях бывшего Советского Союза здесь была война за независимость. Причем я, как, наверное, и многие, считал, что это было типа моды на получение суверенитета, и что в итоге Абхазия, всегда бывшая частью Грузии, получила призрачную политическую независимость, признанную Россией, в обмен на экономическую зависимость от нее же, и в общем жалеть абхазов особо не за что.
Но общаясь с местными жителями, я выяснил, что все было не совсем так. На самом-то деле Абхазия никогда к Грузии не относилась, она входила в состав Российской Империи, а после революции была насильно присоединена к Грузинской ССР. Причем все руководящие посты в Абхазской республике с тех пор занимали грузины. Вся партийная номенклатура, заседавшая в здании Верховного Совета в Сухуми, состояла из грузин. Когда Советский Союз стал трещать по швам, Грузия заявила, что сама справится со своими внутренними проблемами, и ввела войска на территорию Абхазии. Но после быстрого наступления грузинские войска встретили ожесточенное сопротивление абхазцев, подкрепленное российским оружием и мобилизацией других народов Кавказа. После контрнаступления абхазы сумели отбить Сухум и оттеснить грузин назад на территорию Грузии.
После окончания войны абхазы приняли решение не восстанавливать здание Верховного Совета, чтобы оно служило памятником для захватчиков, мол, грузины, вам здесь больше места нет.
Так и стоит в самом центре города шикарное высотное здание «с пустыми окнами-глазницами», как пел Юрий Шевчук.
До сих пор на многих домах остаются следы от пуль.
Многие заброшенные здания уже зарастают растениями.
Здание отделения милиции в Новом Афоне.
И на последок предлагаю вашему вниманию серию фото с заброшенной Новоафонской турбазы. Пожалуй, обойдусь здесь без комментариев.
К чести абхазов хочу добавить, что на самом деле не все так плохо, как может показаться после просмотра всех этих фотографий, ведь они отражают только малую часть абхазской действительности. Очень многое делается для восстановления нормальной жизни, заброшенные здания понемногу но восстанавливаются, худо-бедно, но налаживается сфера туризма — я могу сравнивать с тем, что я видел здесь 10 лет назад. Конечно, можно сравнивать Абхазию с балканскими странами, появившимися после распада Югославии и восстановившихся после военных действий за гораздо меньший срок, но все же надо не забывать, что случае с Абхазией речь идет о маленьком непризнанном практически никем государстве, зависящем от своего соседа-покровителя с весьма сомнительным будущим. Несмотря ни на что мне и моей семье в Абхазии понравилось и хочется верить, что когда-нибудь «страна души» сможет полностью восстановиться и вернуть былое величие.