Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Во второй части серии картин по отечественной истории представлены полотна русских живописцев, посвятивших свои картины знаковым событиям X-XII веков: Крещению Руси и торжеству православия, а также другим важным моментам становления Киевской Руси.
Николай Ломтев
Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
1848
Иисус Христос своим ученикам – апостолам – завещал идти в разные страны и там рассказывать людям о новой вере. Апостол Матфей ходил по Палестине, Марк отправился в Египет, Петру выпал Рим, а его брату Андрею нужно было плыть к скифам – в неведомые земли. Вот так Андрей и оказался на холмистых берегах Днепра. Поднялся он на самый высокий холм, поставил там крест и сказал, что на этом месте когда-нибудь будет построен прекрасный город и будут здесь верить в Иисуса Христа и его учение.
Как сказал апостол Андрей Первозванный, так и случилось: на берегах Днепра сначала возникло поселение славян, которое станет городом. По имени основавшего его князя он был назван Киевом. В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич крестил горожан, а следом за ними и всю Киевскую Русь. Сын Владимира Святославича, князь Ярослав Мудрый, построил прекрасный собор Святой Софии. Этот храм стоит и сегодня, удивляя всех своей красотой.
Из летописей известен ещё один интересный факт. После Киева Андрей Первозванный отправился в Новгородскую землю, где больше всего удивился тому, как местные жители посещают баню; бьют себя молодыми прутьями, обливаются квасом и студёной водой.
Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
1848
Иисус Христос своим ученикам – апостолам – завещал идти в разные страны и там рассказывать людям о новой вере. Апостол Матфей ходил по Палестине, Марк отправился в Египет, Петру выпал Рим, а его брату Андрею нужно было плыть к скифам – в неведомые земли. Вот так Андрей и оказался на холмистых берегах Днепра. Поднялся он на самый высокий холм, поставил там крест и сказал, что на этом месте когда-нибудь будет построен прекрасный город и будут здесь верить в Иисуса Христа и его учение.
Как сказал апостол Андрей Первозванный, так и случилось: на берегах Днепра сначала возникло поселение славян, которое станет городом. По имени основавшего его князя он был назван Киевом. В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич крестил горожан, а следом за ними и всю Киевскую Русь. Сын Владимира Святославича, князь Ярослав Мудрый, построил прекрасный собор Святой Софии. Этот храм стоит и сегодня, удивляя всех своей красотой.
Из летописей известен ещё один интересный факт. После Киева Андрей Первозванный отправился в Новгородскую землю, где больше всего удивился тому, как местные жители посещают баню; бьют себя молодыми прутьями, обливаются квасом и студёной водой.
Антон Лосенко
Владимир и Рогнеда
1770
Художник Антон Павлович Лосенко родился на Украине в семье казака. У него был красивый голос. Юноша решил стать певцом и поехал учиться в Петербург. Но голос… пропал! Тогда Антон решил попробовать свои силы в рисовании – и художник из Лосенко получился прекрасный. Он с успехом закончил Академию художеств и был послан в командировку за границу в Италию и Францию – совершенствовать мастерство. По возвращении на родину он устроил выставку своих работ, и его картины так понравились зрителям, что художника стали называть “русским Рафаэлем”.
Он стал первым, кто начал писать картины на сюжеты из русской истории. Самой знаменитой стала его картина “Владимир и Рогнеда”.
Новгородский князь Владимир Святославич отправился в Киев, чтобы отомстить за смерть среднего брата, Олега, старшему – Ярополку.
По дороге в Киев, в городе Полоцке, Владимир Святославич посватался к дочери Полоцкого князя, Рогнеде – невесте Ярополка. Но Рогнеда только посмеялась над сыном рабыни. Гордый князь не смирился с неудачей и решил отомстить: дал волю гневу: захватил город, убил отца и братьев Рогнеды и взял-таки в жёны юную женщину. На Руси её стали называть Гориславой.
Владимир и Рогнеда
1770
Художник Антон Павлович Лосенко родился на Украине в семье казака. У него был красивый голос. Юноша решил стать певцом и поехал учиться в Петербург. Но голос… пропал! Тогда Антон решил попробовать свои силы в рисовании – и художник из Лосенко получился прекрасный. Он с успехом закончил Академию художеств и был послан в командировку за границу в Италию и Францию – совершенствовать мастерство. По возвращении на родину он устроил выставку своих работ, и его картины так понравились зрителям, что художника стали называть “русским Рафаэлем”.
Он стал первым, кто начал писать картины на сюжеты из русской истории. Самой знаменитой стала его картина “Владимир и Рогнеда”.
Новгородский князь Владимир Святославич отправился в Киев, чтобы отомстить за смерть среднего брата, Олега, старшему – Ярополку.
По дороге в Киев, в городе Полоцке, Владимир Святославич посватался к дочери Полоцкого князя, Рогнеде – невесте Ярополка. Но Рогнеда только посмеялась над сыном рабыни. Гордый князь не смирился с неудачей и решил отомстить: дал волю гневу: захватил город, убил отца и братьев Рогнеды и взял-таки в жёны юную женщину. На Руси её стали называть Гориславой.
Павел Сорокин
Первые христианские мученики при святом Владимире
1852
Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение.
Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств.
Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру.
Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти.
На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.
Первые христианские мученики при святом Владимире
1852
Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение.
Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств.
Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру.
Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти.
На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.
Иван Эггинк
Великий князь Владимир избирает религию.
1822
Владимир, младший сын Киевского князя Святослава, став главным – великим – князем Киевской Руси, начал думать о вере для подданных. Решил он послать своих приближённых в разные страны: пусть выяснят, какой Бог сильнее, за кем “правда, сила и слава”.
Прибыли посланцы и стали рассказывать о том, что узнали: на Востоке, у хазар – иудейская вера, у волжских болгар – ислам, на Западе – католичество, у греков – православие.
В столице Византии, Константинополе (по-тогдашнему Царьграде), стоял храм Премудрости Бога – Софии. И была эта церковь такая красивая, что нельзя было от неё взгляда отвести. Сразу было понятно – тут и есть дом Бога. Значит, византийская вера самая правильная и русским она подходит больше всего. Решил Владимир храм такой же в Киеве пострить, чтобы в Киевской Руси был дом у Бога.
- В Византии сам Бог с людьми пребывает! – сказали князю посланцы.
Православная вера понравилась князю, помнил он, что княгиня Ольга, бабка его, была одной из первых христианок на Руси. Видел Владимир, что христиане, на которых тогда совершались гонения, умирали с именем Иисуса Христа на устах.
Великий князь Владимир избирает религию.
1822
Владимир, младший сын Киевского князя Святослава, став главным – великим – князем Киевской Руси, начал думать о вере для подданных. Решил он послать своих приближённых в разные страны: пусть выяснят, какой Бог сильнее, за кем “правда, сила и слава”.
Прибыли посланцы и стали рассказывать о том, что узнали: на Востоке, у хазар – иудейская вера, у волжских болгар – ислам, на Западе – католичество, у греков – православие.
В столице Византии, Константинополе (по-тогдашнему Царьграде), стоял храм Премудрости Бога – Софии. И была эта церковь такая красивая, что нельзя было от неё взгляда отвести. Сразу было понятно – тут и есть дом Бога. Значит, византийская вера самая правильная и русским она подходит больше всего. Решил Владимир храм такой же в Киеве пострить, чтобы в Киевской Руси был дом у Бога.
- В Византии сам Бог с людьми пребывает! – сказали князю посланцы.
Православная вера понравилась князю, помнил он, что княгиня Ольга, бабка его, была одной из первых христианок на Руси. Видел Владимир, что христиане, на которых тогда совершались гонения, умирали с именем Иисуса Христа на устах.
Андрей Иванов
Крещение великого князя Владимира в Корсуни.
1829
Перед тем как крестить Русь, великий князь Владимир Святославич крестился сам, а произошло это, согласно одному из преданий, в Корсуни. Так во времена Киевской Руси называли древний город Херсонес Таврический в Крыму. Теперь этот древний город находится на территории современного нам Севастополя.
Всё началось с того, что византийский император Василий II Болгаробойца направил к Киевскому князю посольство с просьбой помочь подавить мятеж Варды Фоки, вспыхнувший в Византии. Владимир Святославич согласился, но при условии, что сестра императора, царевна Анна, станет его женой. Василий II согласился, но поставил ответное условие – крещение Владимира. На том и порешили. Киевский князь направил русское войско на помощь византийцам, а сам стал дожидаться невесты. Но принцесса Анна не прибыла.
Тогда разгневанный Владимир Святославич выступил в поход против Корсуни, которую захватил после продолжительной осады. Василий II был вынужден исполнить своё обещание. Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, стала женой Киевского князя, который, в свою очередь, принял крещение.
Существует ещё одна легенда. Прибыв в Корсунь, князь Владимир неожиданно ослеп и прозрел только после принятия святого крещения, тем самым ещё более утвердившись в православной вере. Этот момент и изображён на картине Андрея Иванова.
Крещение великого князя Владимира в Корсуни.
1829
Перед тем как крестить Русь, великий князь Владимир Святославич крестился сам, а произошло это, согласно одному из преданий, в Корсуни. Так во времена Киевской Руси называли древний город Херсонес Таврический в Крыму. Теперь этот древний город находится на территории современного нам Севастополя.
Всё началось с того, что византийский император Василий II Болгаробойца направил к Киевскому князю посольство с просьбой помочь подавить мятеж Варды Фоки, вспыхнувший в Византии. Владимир Святославич согласился, но при условии, что сестра императора, царевна Анна, станет его женой. Василий II согласился, но поставил ответное условие – крещение Владимира. На том и порешили. Киевский князь направил русское войско на помощь византийцам, а сам стал дожидаться невесты. Но принцесса Анна не прибыла.
Тогда разгневанный Владимир Святославич выступил в поход против Корсуни, которую захватил после продолжительной осады. Василий II был вынужден исполнить своё обещание. Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, стала женой Киевского князя, который, в свою очередь, принял крещение.
Существует ещё одна легенда. Прибыв в Корсунь, князь Владимир неожиданно ослеп и прозрел только после принятия святого крещения, тем самым ещё более утвердившись в православной вере. Этот момент и изображён на картине Андрея Иванова.
Виктор Васнецов
Крещение князя Владимира
1885-1896
На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.
Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы.
Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы?
У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.
Крещение князя Владимира
1885-1896
На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.
Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы.
Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы?
У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.
Клавдий Лебедев
Крещение киевлян
Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год.
В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна.
В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.
Крещение киевлян
Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год.
В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна.
В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.
Виктор Васнецов
Крещение Руси
1885-1896
Крещение Руси произошло в Киеве в 988 году. Изображение этого события можно увидеть в киевском кафедральном соборе, названном в честь Крестителя Руси Владимирским собором. Роспись Владимирского собора была поручена Виктору Васнецову. Художник поначалу отверг это предложение, но вскоре согласился. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы изучить монументальную живопись эпохи Возрождения.
Долгих десять лет шла работа над росписью собора; вместе с В. Васнецовым трудились М. Врубель, Н. Нестеров и другие художники. Васнецов расписал в соборе почти 3 тысячи квадратных метров, создав 15 картин и 30 фигур святых, в числе которых княгиня Ольга, Александр Невский, Нестор-летописец, князь Владимир, святые Борис и Глеб и другие.
Крещение Руси
1885-1896
Крещение Руси произошло в Киеве в 988 году. Изображение этого события можно увидеть в киевском кафедральном соборе, названном в честь Крестителя Руси Владимирским собором. Роспись Владимирского собора была поручена Виктору Васнецову. Художник поначалу отверг это предложение, но вскоре согласился. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы изучить монументальную живопись эпохи Возрождения.
Долгих десять лет шла работа над росписью собора; вместе с В. Васнецовым трудились М. Врубель, Н. Нестеров и другие художники. Васнецов расписал в соборе почти 3 тысячи квадратных метров, создав 15 картин и 30 фигур святых, в числе которых княгиня Ольга, Александр Невский, Нестор-летописец, князь Владимир, святые Борис и Глеб и другие.
Василий Верещагин
Закладка Десятинной церкви
На картине показана закладка первой каменной православной церкви в Киеве. Она была построена во славу Успения Богоматери, но чаще её называли “Десятинной” – по десятой части доходов князя, которые жертвовались на строение, приобретение утвари и другие нужды храма.
На картине видны византийские каменщики, в красном плаще – великий князь Владимир, за ним стоит первый настоятель храма Анастас Корсунянин.
В церкви позже была размещена княжеская усыпальница.
Первой в 1011 году в церкви была похоронена византийская царевна – великая княгиня Анна. Через четыре года здесь была установлена и гробница её мужа, Владимира Святославича, Крестителя Руси. Из Вышгорода сюда привезли и перезахоронили останки великой княгини Ольги. В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый велел посмертно крестить Ярополка и Олега, братьев Владимира Святославича, - и они нашли покой тут же, в Десятинной церкви.
Князь Владимир вывез из Корсуни множество трофеев и даров, которыми он украсил киевскую церковь, построенную на месте мученической смерти варягов-христиан Феодора и Иоанна.
Закладка Десятинной церкви
На картине показана закладка первой каменной православной церкви в Киеве. Она была построена во славу Успения Богоматери, но чаще её называли “Десятинной” – по десятой части доходов князя, которые жертвовались на строение, приобретение утвари и другие нужды храма.
На картине видны византийские каменщики, в красном плаще – великий князь Владимир, за ним стоит первый настоятель храма Анастас Корсунянин.
В церкви позже была размещена княжеская усыпальница.
Первой в 1011 году в церкви была похоронена византийская царевна – великая княгиня Анна. Через четыре года здесь была установлена и гробница её мужа, Владимира Святославича, Крестителя Руси. Из Вышгорода сюда привезли и перезахоронили останки великой княгини Ольги. В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый велел посмертно крестить Ярополка и Олега, братьев Владимира Святославича, - и они нашли покой тут же, в Десятинной церкви.
Князь Владимир вывез из Корсуни множество трофеев и даров, которыми он украсил киевскую церковь, построенную на месте мученической смерти варягов-христиан Феодора и Иоанна.
Виктор Васнецов
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
1918
На картине герой русских былин Добрыня Никитич сражается со Змеем Горынычем. Прототипом Добрыни Никитича был Добрыня – дядя по матери великого князя Владимира Святославича. Дядя по велению князя крестил новгородцев. Жители Великого Новгорода неохотно принимали новую веру и отказывались от старых богов. Статую Перуна скинули с высокого берега в Волхов.
Бой Добрыни со сказочным Змеем Горынычем символизирует победу православной веры над язычеством.
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
1918
На картине герой русских былин Добрыня Никитич сражается со Змеем Горынычем. Прототипом Добрыни Никитича был Добрыня – дядя по матери великого князя Владимира Святославича. Дядя по велению князя крестил новгородцев. Жители Великого Новгорода неохотно принимали новую веру и отказывались от старых богов. Статую Перуна скинули с высокого берега в Волхов.
Бой Добрыни со сказочным Змеем Горынычем символизирует победу православной веры над язычеством.
Икона
Борис и Глеб
XIV век
Русские князья Борис и Глеб – первые по времени канонизации русские святые. Борис и Глеб были младшими – самыми любимыми – сыновьями Владимира Святославича, Крестителя Руси. Матерью их была греческая царевна Анна. Согласно “Повести временных лет”, Борис занимал княжеский престол в Ростове, а Глеб – в Муроме, однако “Житие Бориса и Глеба” XI века указывает, что Борис княжил во Владимире-Волынском, а Глеб по малолетству был при отце. Есть версия, что Владимир Святославич хотел завещать киевский престол Борису, которого держал при себе в последние годы жизни. Это означало бы полный пересмотр всех устоев, и не могло не вызвать сопротивления старших братьев – Ярослава, которого позже назовут “Мудрым” и приёмного, Святополка, которого прозовут “Окаянным”.
Именно Святополк по старшинству занял великокняжеский престол после смерти Владимира. Борис узнал об этом, когда возвращался во главе отцовской дружины из похода на печенегов, - дружина хотела поддержать его в борьбе за киевский престол. Борис отказался, и большинство дружинников покинули его. 24 июля, в воскресенье, Борис был убит, находясь в своём стане. А 5 сентября был убит и Глеб, родной брат Бориса. В том же году Святополк Окаянный убил Святослава, их единокровного брата.
Борис и Глеб
XIV век
Русские князья Борис и Глеб – первые по времени канонизации русские святые. Борис и Глеб были младшими – самыми любимыми – сыновьями Владимира Святославича, Крестителя Руси. Матерью их была греческая царевна Анна. Согласно “Повести временных лет”, Борис занимал княжеский престол в Ростове, а Глеб – в Муроме, однако “Житие Бориса и Глеба” XI века указывает, что Борис княжил во Владимире-Волынском, а Глеб по малолетству был при отце. Есть версия, что Владимир Святославич хотел завещать киевский престол Борису, которого держал при себе в последние годы жизни. Это означало бы полный пересмотр всех устоев, и не могло не вызвать сопротивления старших братьев – Ярослава, которого позже назовут “Мудрым” и приёмного, Святополка, которого прозовут “Окаянным”.
Именно Святополк по старшинству занял великокняжеский престол после смерти Владимира. Борис узнал об этом, когда возвращался во главе отцовской дружины из похода на печенегов, - дружина хотела поддержать его в борьбе за киевский престол. Борис отказался, и большинство дружинников покинули его. 24 июля, в воскресенье, Борис был убит, находясь в своём стане. А 5 сентября был убит и Глеб, родной брат Бориса. В том же году Святополк Окаянный убил Святослава, их единокровного брата.
Иван Билибин
Суд во времена “Русской Правды”
1907
Перед палатами князя пылает костёр. Сам старый князь правит суд. Возле него стоит его наследник. В правой части картины боярин объясняет гостю то, что здесь происходит. Спорщики стоят слева. Один из них преклонил колени перед пламенем: сейчас он протянет руку и огонь опалит её. Если он сможет выдержать эту боль, все решат, что он невиновен. Если отдёрнет руку и закричит от боли, то дружинник, который стоит за костром, отрубит виновному руку…
В левом углу картины стоит второй спорщик, он – с длинной седой бородой. Вот он подался вперёд, видно, хочет разглядеть происходящее, ведь ему тоже предстоит сунуть руку в пламя, чтобы доказать свою правоту. Он так и сделал бы, если бы его не удерживали двое княжеских дружинников. Перед костром на престоле великий князь Ярослав Мудрый – именно при нём был составлен первый свод законов “Русской Правды”.
Изменяющиеся и совершенствующиеся нормы “Русской Правды” действовали до конца XV века, когда был введён Судебник (1497 год).
Суд во времена “Русской Правды”
1907
Перед палатами князя пылает костёр. Сам старый князь правит суд. Возле него стоит его наследник. В правой части картины боярин объясняет гостю то, что здесь происходит. Спорщики стоят слева. Один из них преклонил колени перед пламенем: сейчас он протянет руку и огонь опалит её. Если он сможет выдержать эту боль, все решат, что он невиновен. Если отдёрнет руку и закричит от боли, то дружинник, который стоит за костром, отрубит виновному руку…
В левом углу картины стоит второй спорщик, он – с длинной седой бородой. Вот он подался вперёд, видно, хочет разглядеть происходящее, ведь ему тоже предстоит сунуть руку в пламя, чтобы доказать свою правоту. Он так и сделал бы, если бы его не удерживали двое княжеских дружинников. Перед костром на престоле великий князь Ярослав Мудрый – именно при нём был составлен первый свод законов “Русской Правды”.
Изменяющиеся и совершенствующиеся нормы “Русской Правды” действовали до конца XV века, когда был введён Судебник (1497 год).
Андрей Иванов
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году (Поединок Яна Усмаря с печенегом)
Не позднее 1812
Мстислав Владимирович Удалой – сын великого князя Владимира Святославича. Владения его были на Таманском полуострове. В те времена здесь располагалось Тмутараканское княжество.
Мстислав отличался богатырской силой, красотой, железной волей и умом. Он был настоящим защитником южных рубежей Киевской Руси.
В 1022 году он пошёл войной на косогов. Косожский князь Редедя предложил Мстиславу вступить с ним в единоборство. Редедя был силачом и надеялся быстро одолеть Мстислава, да не тут-то было. Долго бились они. Сначала сражались на мечах, потом отбросили в сторону оружие и начали бороться. Долго длился их поединок. Мстислав, теряя силы, обратился с молитвой к Богородице, пообещав в случае победы построить церковь в Её честь. Наконец русский князь обхватил косога за талию, поднял его и с силой бросил на землю. Редедя был побеждён. А Мстислав присоединил его земли, обложил косогов данью. И обет не нарушил: построил в Тмутаракани церковь Богородицы.
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году (Поединок Яна Усмаря с печенегом)
Не позднее 1812
Мстислав Владимирович Удалой – сын великого князя Владимира Святославича. Владения его были на Таманском полуострове. В те времена здесь располагалось Тмутараканское княжество.
Мстислав отличался богатырской силой, красотой, железной волей и умом. Он был настоящим защитником южных рубежей Киевской Руси.
В 1022 году он пошёл войной на косогов. Косожский князь Редедя предложил Мстиславу вступить с ним в единоборство. Редедя был силачом и надеялся быстро одолеть Мстислава, да не тут-то было. Долго бились они. Сначала сражались на мечах, потом отбросили в сторону оружие и начали бороться. Долго длился их поединок. Мстислав, теряя силы, обратился с молитвой к Богородице, пообещав в случае победы построить церковь в Её честь. Наконец русский князь обхватил косога за талию, поднял его и с силой бросил на землю. Редедя был побеждён. А Мстислав присоединил его земли, обложил косогов данью. И обет не нарушил: построил в Тмутаракани церковь Богородицы.
Иван Билибин
Съезд князей
1907
Киевская Русь состояла из отдельных княжеств, в которых правили потомки Рюрика. Кто кому должен подчиняться, определяло лествичное (“лестничное”) правило. На самом верху “лестницы” должен был находиться старший родственник – великий князь Киевский. После него должен был править его младший брат, затем сыновья великого князя, потом сыновья его младшего брата. Но случалось, что отец хотел оставить власть сыну.
Чтобы решить все споры о власти, князья собирались на съезды. Один из таких съездов показан на картине.
Справа великий князь Киевский, возле него – его братья. Слева – молодые князья. Похоже, они не собираются уступать власть в крупных городах престарелым родичам. Но спор лучше войны!
Один из самых известных съездов князей произошёл в 1097 году в городе Любече на Днепре (сейчас город на Украине). Именно этот съезд и запечатлел художник. Великий князь – Святополк Изяславич. Он получил во владение (удел) Киев, Туров и Пинск. Владимир Мономах и Олег Святославич стали править в Переяславле и Чернигове. Давыд Святославич получил в удел Рязань. Давыд Игоревич – Владимир-Волынский, а Василько Ростиславич – Теребовль. На этом же съезде лествичное право отменили, решив, что каждый наследует землю своего отца.
Съезд князей
1907
Киевская Русь состояла из отдельных княжеств, в которых правили потомки Рюрика. Кто кому должен подчиняться, определяло лествичное (“лестничное”) правило. На самом верху “лестницы” должен был находиться старший родственник – великий князь Киевский. После него должен был править его младший брат, затем сыновья великого князя, потом сыновья его младшего брата. Но случалось, что отец хотел оставить власть сыну.
Чтобы решить все споры о власти, князья собирались на съезды. Один из таких съездов показан на картине.
Справа великий князь Киевский, возле него – его братья. Слева – молодые князья. Похоже, они не собираются уступать власть в крупных городах престарелым родичам. Но спор лучше войны!
Один из самых известных съездов князей произошёл в 1097 году в городе Любече на Днепре (сейчас город на Украине). Именно этот съезд и запечатлел художник. Великий князь – Святополк Изяславич. Он получил во владение (удел) Киев, Туров и Пинск. Владимир Мономах и Олег Святославич стали править в Переяславле и Чернигове. Давыд Святославич получил в удел Рязань. Давыд Игоревич – Владимир-Волынский, а Василько Ростиславич – Теребовль. На этом же съезде лествичное право отменили, решив, что каждый наследует землю своего отца.
Сергей Иванов
Христиане и язычники. 1074 год.
1909
После принятия князем Владимиром христианства и Крещения Руси прошло немало лет, прежде чем новая вера утвердилась повсеместно – сначала в Киеве, затем в крупных городах, на торговых путях, постепенно проникая в глубинку. Волхвам (а именно так называли языческих жрецов) новая вера в единого бога была не по нраву, в своих целях они пользовались суевериями и страхами простого люда, окружая себя теми, кто толком и не успел узнать христианского учения.
В правой части картины С.Иванова изображён один из таких волхвов, а в левой – Новгородский князь Глеб. Волхв хулил веру Христову и осыпал бранью епископа. Он похвалялся даже, что перейдёт Волхов пешком, как по суше. Новгородцы слушали его внимательно, внимая каждому слову. Епископ же (с крестом в руках) встал на площади и звал к себе верных учению Христа, но горожане продолжали толпиться возле волхва.
Тогда в дело вступил сам князь. Подойдя к волхву, он спросил его, знает ли кудесник, что будет завтра утром, днём и вечером? “Всё ведаю”, - отвечал волхв.
“А что произойдёт сегодня”? – спросил князь.
“Сотворю великие чудеса”, - ответил языческий жрец.
Только он это сказал, как князь выхватил заранее припрятанный топор и отсёк волхву голову, доказав тем самым его неправоту.
Христиане и язычники. 1074 год.
1909
После принятия князем Владимиром христианства и Крещения Руси прошло немало лет, прежде чем новая вера утвердилась повсеместно – сначала в Киеве, затем в крупных городах, на торговых путях, постепенно проникая в глубинку. Волхвам (а именно так называли языческих жрецов) новая вера в единого бога была не по нраву, в своих целях они пользовались суевериями и страхами простого люда, окружая себя теми, кто толком и не успел узнать христианского учения.
В правой части картины С.Иванова изображён один из таких волхвов, а в левой – Новгородский князь Глеб. Волхв хулил веру Христову и осыпал бранью епископа. Он похвалялся даже, что перейдёт Волхов пешком, как по суше. Новгородцы слушали его внимательно, внимая каждому слову. Епископ же (с крестом в руках) встал на площади и звал к себе верных учению Христа, но горожане продолжали толпиться возле волхва.
Тогда в дело вступил сам князь. Подойдя к волхву, он спросил его, знает ли кудесник, что будет завтра утром, днём и вечером? “Всё ведаю”, - отвечал волхв.
“А что произойдёт сегодня”? – спросил князь.
“Сотворю великие чудеса”, - ответил языческий жрец.
Только он это сказал, как князь выхватил заранее припрятанный топор и отсёк волхву голову, доказав тем самым его неправоту.
Алексей Кившенко
Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. 1103 год.
1880
В богатом шатре собрались русские князья с воеводами. Слева – Переяславский князь Владимир Мономах. Его южное княжество больше всех страдало от набегов половцев. Напротив него – Киевский князь Святополк Изяславич. Великий князь Киевской Руси, он не всегда вёл себя мудро и подчас захватывал земли удельных князей. От распрей выигрывали кочевники: пока русские дрались между собой, степняки их грабили.
В 1103 году князья собрались неподалёку от Киева, чтобы объединиться против внешнего врага. Этот съезд был назван “Долобским” – по месту, где стоял княжеский шатёр. Владимир и Святополк послали за другими князьями, Олегом и Давыдом Святославичами. Давыд откликнулся на призыв: “Пойдём на половцев и выйдем живыми либо мёртвыми”. А Олег не захотел принять участия в общем походе.
Сразу после совещания дружины на конях и ладьях по Днепру двинулись в половецкие степи. 4 апреля у Сутени состоялась великая битва, из которой русские вышли победителями. Было ещё несколько совместных боевых походов Святополка, Владимира и других князей, и вновь половцы были разбиты. Угроза с юга была уничтожена.
Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. 1103 год.
1880
В богатом шатре собрались русские князья с воеводами. Слева – Переяславский князь Владимир Мономах. Его южное княжество больше всех страдало от набегов половцев. Напротив него – Киевский князь Святополк Изяславич. Великий князь Киевской Руси, он не всегда вёл себя мудро и подчас захватывал земли удельных князей. От распрей выигрывали кочевники: пока русские дрались между собой, степняки их грабили.
В 1103 году князья собрались неподалёку от Киева, чтобы объединиться против внешнего врага. Этот съезд был назван “Долобским” – по месту, где стоял княжеский шатёр. Владимир и Святополк послали за другими князьями, Олегом и Давыдом Святославичами. Давыд откликнулся на призыв: “Пойдём на половцев и выйдем живыми либо мёртвыми”. А Олег не захотел принять участия в общем походе.
Сразу после совещания дружины на конях и ладьях по Днепру двинулись в половецкие степи. 4 апреля у Сутени состоялась великая битва, из которой русские вышли победителями. Было ещё несколько совместных боевых походов Святополка, Владимира и других князей, и вновь половцы были разбиты. Угроза с юга была уничтожена.
Василий Раев
Блаженный Алипий, иконописец печерский.
1848
Святой Алипий жил в Киеве в XII веке. В его жизни было много чудесных событий. Однажды Алипию заказали написать икону Успения Богородицы. Случилось так, что иконописец заболел и почувствовал, что ему уже не подняться. Нетерпеливый заказчик пришёл к нему и потребовал, чтобы он закончил икону. Алипий говорил, что всё будет, как захочет Господь, и икона будет написана в срок. Заказчик же продолжал упрекать монаха и ушёл расстроенный.
Едва он покинул келью, где лежал Алипий, в ней появился красивый юноша и стал дописывать икону Успения Богоматери. Монах сначала подумал, что заказчик прислал другого художника. Но, увидев, что от юноши исходит свет, а работает он искусно и быстро, понял: это не человек, а ангел.
Закончив работу над иконой, ангел спросил у Алипия: “Всё ли правильно я написал? Может, здесь чего-то не хватает?” “Ты сделал всё очень хорошо, - ответил монах, - Господь помог тебе в этой работе”. После этого ангел исчез из кельи монаха.
Наутро заказчик с тяжёлым сердцем пришёл к Алипию. И вдруг увидел икону, от которой исходил волшебный свет. “Кто написал эту икону?” – спросил он у умирающего монаха. Алипий сказал, что ночью в его келье появился ангел, он и написал эту икону. После чего глубоко вздохнул и умер.
Блаженный Алипий, иконописец печерский.
1848
Святой Алипий жил в Киеве в XII веке. В его жизни было много чудесных событий. Однажды Алипию заказали написать икону Успения Богородицы. Случилось так, что иконописец заболел и почувствовал, что ему уже не подняться. Нетерпеливый заказчик пришёл к нему и потребовал, чтобы он закончил икону. Алипий говорил, что всё будет, как захочет Господь, и икона будет написана в срок. Заказчик же продолжал упрекать монаха и ушёл расстроенный.
Едва он покинул келью, где лежал Алипий, в ней появился красивый юноша и стал дописывать икону Успения Богоматери. Монах сначала подумал, что заказчик прислал другого художника. Но, увидев, что от юноши исходит свет, а работает он искусно и быстро, понял: это не человек, а ангел.
Закончив работу над иконой, ангел спросил у Алипия: “Всё ли правильно я написал? Может, здесь чего-то не хватает?” “Ты сделал всё очень хорошо, - ответил монах, - Господь помог тебе в этой работе”. После этого ангел исчез из кельи монаха.
Наутро заказчик с тяжёлым сердцем пришёл к Алипию. И вдруг увидел икону, от которой исходил волшебный свет. “Кто написал эту икону?” – спросил он у умирающего монаха. Алипий сказал, что ночью в его келье появился ангел, он и написал эту икону. После чего глубоко вздохнул и умер.
Икона
Богоматерь Владимирская
XII век.
Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых русским народом. Она очень древняя: существует предание, что её написал ещё евангелист Лука. А доску для иконы он взял из столешницы дома, в котором жил в юные годы Иисус Христос. За этим столом Он ежедневно принимал пищу вместе с Богоматерью и Иосифом.
Вероятнее всего, на Русь икона была привезена из Константинополя митрополитом Михаилом в подарок Мстиславу Изяславичу, который в то время был великим князем Киевским. Князь решил, что самое подходящее место для иконы – храм, и отдал её в женский монастырь в Вышгороде рядом с Киевом. Андрей Боголюбский, который княжил в Вышгороде, взял икону и уехал с ней во Владимир, где и остался править Русью. Икону он отдал в Успенский собор.
Там она и находилась 240 лет, пока великий князь Московский не потребовал привезти её в Москву. И повод для этого был важный: на Москву двигалось огромное войско Тамерлана. Только и была надежда на заступничество Богородицы. И Она помогла – Тамерлану пришлось убраться прочь. С тех пор Владимирская Богоматерь считается заступницей перед врагами. С этой иконы было сделано несколько копий (списков), и все они также обладают чудесными свойствами.
Долгое время икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в настоящее время она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Богоматерь Владимирская
XII век.
Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых русским народом. Она очень древняя: существует предание, что её написал ещё евангелист Лука. А доску для иконы он взял из столешницы дома, в котором жил в юные годы Иисус Христос. За этим столом Он ежедневно принимал пищу вместе с Богоматерью и Иосифом.
Вероятнее всего, на Русь икона была привезена из Константинополя митрополитом Михаилом в подарок Мстиславу Изяславичу, который в то время был великим князем Киевским. Князь решил, что самое подходящее место для иконы – храм, и отдал её в женский монастырь в Вышгороде рядом с Киевом. Андрей Боголюбский, который княжил в Вышгороде, взял икону и уехал с ней во Владимир, где и остался править Русью. Икону он отдал в Успенский собор.
Там она и находилась 240 лет, пока великий князь Московский не потребовал привезти её в Москву. И повод для этого был важный: на Москву двигалось огромное войско Тамерлана. Только и была надежда на заступничество Богородицы. И Она помогла – Тамерлану пришлось убраться прочь. С тех пор Владимирская Богоматерь считается заступницей перед врагами. С этой иконы было сделано несколько копий (списков), и все они также обладают чудесными свойствами.
Долгое время икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в настоящее время она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Аполлинарий Васнецов
Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.
1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год, именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”. В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.
А спустя девять лет возвёл новый “град”, деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.
1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год, именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”. В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.
А спустя девять лет возвёл новый “град”, деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Николай Рерих
Поход Игоря.
1942
Игорь Святославич – главный герой “Слова о полку Игореве”. В течение восемнадцати лет он правил в Новгород-Северском княжестве, а затем три года, до самой смерти, был правителем в самом большом княжестве Киевской Руси – Черниговском.
Игорь Святославич не один раз ходил на половцев. Его поход 1185 года и был воспет в “Слове о полку Игореве”.
Игорь с небольшой дружиной отправился в степь, чтобы проучить половцев. Однако началось солнечное затмение. Тревожный знак, по древним поверьям. Но князь пренебрёг “предупреждением небес”. Между Светом и Тьмой – красные щиты, как всполохи утренней зари. Князь потерпел поражение и русские воины остались лежать в степи…
Эту картину Рерих написал в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Тогда исход войны был неясен, но была надежда: мы обязательно победим! Именно об этом и хотел сказать Николай Рерих: всё повторяется, и поход древних русичей против кочевников поначалу складывался неудачно. Войско было разбито, князь взят в плен. Но Игорю удалось бежать, он собрал новое войско и разгромил половцев.
Так же произошло и в войне с фашистами: в 1943 году наступил “коренной перелом”, и русские воины гнали агрессора до самого Берлина.
Поход Игоря.
1942
Игорь Святославич – главный герой “Слова о полку Игореве”. В течение восемнадцати лет он правил в Новгород-Северском княжестве, а затем три года, до самой смерти, был правителем в самом большом княжестве Киевской Руси – Черниговском.
Игорь Святославич не один раз ходил на половцев. Его поход 1185 года и был воспет в “Слове о полку Игореве”.
Игорь с небольшой дружиной отправился в степь, чтобы проучить половцев. Однако началось солнечное затмение. Тревожный знак, по древним поверьям. Но князь пренебрёг “предупреждением небес”. Между Светом и Тьмой – красные щиты, как всполохи утренней зари. Князь потерпел поражение и русские воины остались лежать в степи…
Эту картину Рерих написал в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Тогда исход войны был неясен, но была надежда: мы обязательно победим! Именно об этом и хотел сказать Николай Рерих: всё повторяется, и поход древних русичей против кочевников поначалу складывался неудачно. Войско было разбито, князь взят в плен. Но Игорю удалось бежать, он собрал новое войско и разгромил половцев.
Так же произошло и в войне с фашистами: в 1943 году наступил “коренной перелом”, и русские воины гнали агрессора до самого Берлина.
Виктор Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами.
1880
Эта картина является иллюстрацией к выдающемуся памятнику древнерусской литературы – “Слову о полку Игореве”, написанному в конце XII века неизвестным автором вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев.
Произведение сохранилось только в одном рукописном списке XVI столетия, который приобрёл для своей коллекции известный собиратель старины А.И. Мусин-Пушкин у бывшего архимандрита упразднённого Спасо-Ярославского монастыря. К сожалению, рукопись сгорела во время московского пожара 1812 года, но текст, сохранившийся в копии, сделанной для Екатерины II, выписках историка Карамзина и в содержащем ошибки печатном издании, оказал огромное влияние на творчество Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя, Блока и многих других выдающихся поэтов и писателей.
Вновь открытый для читателя великий памятник древнерусской литературы поразил всех своей удивительной многогранностью, исторической значимостью, эмоционально насыщенной целостностью всех граней художественного образа. Многие образы этого уникального эпического произведения восходят к исконно русской, народной символике, например, стихийная связь людей с природой и упоминание языческих богов служат историческим свидетельством поэтических воззрений описываемой эпохи.
После побоища Игоря Святославича с половцами.
1880
Эта картина является иллюстрацией к выдающемуся памятнику древнерусской литературы – “Слову о полку Игореве”, написанному в конце XII века неизвестным автором вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев.
Произведение сохранилось только в одном рукописном списке XVI столетия, который приобрёл для своей коллекции известный собиратель старины А.И. Мусин-Пушкин у бывшего архимандрита упразднённого Спасо-Ярославского монастыря. К сожалению, рукопись сгорела во время московского пожара 1812 года, но текст, сохранившийся в копии, сделанной для Екатерины II, выписках историка Карамзина и в содержащем ошибки печатном издании, оказал огромное влияние на творчество Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя, Блока и многих других выдающихся поэтов и писателей.
Вновь открытый для читателя великий памятник древнерусской литературы поразил всех своей удивительной многогранностью, исторической значимостью, эмоционально насыщенной целостностью всех граней художественного образа. Многие образы этого уникального эпического произведения восходят к исконно русской, народной символике, например, стихийная связь людей с природой и упоминание языческих богов служат историческим свидетельством поэтических воззрений описываемой эпохи.
Аполлинарий Васнецов
Вече
Вече (от старославянского “вет” - ”совет”) – народное собрание на Руси. На вече приходили для решения вопросов, которые касались всех жителей города. Такая форма решения проблем существовала с древнейших времён. Со временем власть была разделена между вече и князем, причём в разных городах “доля” этой власти оказывалась разной. Если в Киеве была сильна власть князя, то в Новгороде к нему относились лишь как к наёмному полководцу, а властные полномочия осуществлялись выбранными на вече посадником и тысяцким.
Приходить или выступать на вече было не обязательно: хочешь, сиди дома, и без тебя всё решат. Но если не желаешь, что называется “остаться в дураках”, иди на вечевую площадь и отстаивай свои интересы.
Не было оговоренных сроков для созыва народа на вече: оно собиралось по мере надобности. Иногда по нескольку раз в месяц, а то и не разу за год. Порядок, где кому находиться, тоже не прописывался, но всё же народ сбивался в кучки: старались держаться вместе богачи, стояли рядом сторонники одного вопроса, а их противники грозили им потасовкой.
Решения не записывались, но в случае нарушения договорённости виновного карали. Бывало, что и смертью.
Вече
Вече (от старославянского “вет” - ”совет”) – народное собрание на Руси. На вече приходили для решения вопросов, которые касались всех жителей города. Такая форма решения проблем существовала с древнейших времён. Со временем власть была разделена между вече и князем, причём в разных городах “доля” этой власти оказывалась разной. Если в Киеве была сильна власть князя, то в Новгороде к нему относились лишь как к наёмному полководцу, а властные полномочия осуществлялись выбранными на вече посадником и тысяцким.
Приходить или выступать на вече было не обязательно: хочешь, сиди дома, и без тебя всё решат. Но если не желаешь, что называется “остаться в дураках”, иди на вечевую площадь и отстаивай свои интересы.
Не было оговоренных сроков для созыва народа на вече: оно собиралось по мере надобности. Иногда по нескольку раз в месяц, а то и не разу за год. Порядок, где кому находиться, тоже не прописывался, но всё же народ сбивался в кучки: старались держаться вместе богачи, стояли рядом сторонники одного вопроса, а их противники грозили им потасовкой.
Решения не записывались, но в случае нарушения договорённости виновного карали. Бывало, что и смертью.
Алексей Максимов
В усадьбе князя
Князь – крепкий старик с седой бородой – вышел на расписное крыльцо своих хором. Перед ним стоят его подданные. Наверное, пришли к князю, чтобы обсудить с ним важные вопросы.
В центре картины – крестьянин с хомутом в руках. Двое молодцов держат провинившегося. Меру его вины должен определить князь: украл ли мужик хомут, или взял на время – и не вернул в оговоренные сроки.
Справа, за хоромами князя, тянутся жилые и хозяйственные постройки. В левой части картины – большой дом для слуг. Мы видим девушек у колодца, домашнюю птицу, лошадей… Князь был и богатым хозяином, и полководцем, и главным судьёй. Только духовной властью он не обладал.
В Киевской Руси главным был великий князь, во главе удельных княжеств были свои князья. Они не всегда подчинялись Киевскому князю, и по этой причине происходили междоусобные войны, которые не способствовали единству государства, делали его слабым и не во всякое время способным обороняться от внешних врагов.
Со временем Россия расширит свои пределы и станет царством, а потом и империей, но титул князя не исчезнет. “Великими князьями” и “княгинями” стали называть членов царской семьи.
В усадьбе князя
Князь – крепкий старик с седой бородой – вышел на расписное крыльцо своих хором. Перед ним стоят его подданные. Наверное, пришли к князю, чтобы обсудить с ним важные вопросы.
В центре картины – крестьянин с хомутом в руках. Двое молодцов держат провинившегося. Меру его вины должен определить князь: украл ли мужик хомут, или взял на время – и не вернул в оговоренные сроки.
Справа, за хоромами князя, тянутся жилые и хозяйственные постройки. В левой части картины – большой дом для слуг. Мы видим девушек у колодца, домашнюю птицу, лошадей… Князь был и богатым хозяином, и полководцем, и главным судьёй. Только духовной властью он не обладал.
В Киевской Руси главным был великий князь, во главе удельных княжеств были свои князья. Они не всегда подчинялись Киевскому князю, и по этой причине происходили междоусобные войны, которые не способствовали единству государства, делали его слабым и не во всякое время способным обороняться от внешних врагов.
Со временем Россия расширит свои пределы и станет царством, а потом и империей, но титул князя не исчезнет. “Великими князьями” и “княгинями” стали называть членов царской семьи.
Николай Неврев
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III
1875
Князь Роман Мстиславич Галицкий (умер в 1205 году) – один из самых известных и могущественных правителей Киевской Руси, потомок великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Княжил князь Роман Мстиславич сначала в Новгороде Великом, потом во Владимире-Волынском, чуть позднее станет править и в Галиче.
Роман Мстиславич подчинил своей власти своевольных бояр. Заставил уважать Киевскую Русь все соседние державы: Византию, Польшу, Венгрию.
Католическая церковь, видя, как крепнет Русское государство под руководством князя Романа, решила соблазнить его: ему предложили короноваться – был князем, станешь королём! Но стать королём князь смог бы, лишь перейдя в католическую веру. А вслед за верховным правителем из православия в католичество перешли бы и все его подданные, чего так жаждали католические священники.
Но Русь уже избрала православную веру и менять её не хотела. Да и корона мало что прибавила бы к могуществу князя Романа Мстиславича.
На картине князь показывает посланцу папы на дверь.
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III
1875
Князь Роман Мстиславич Галицкий (умер в 1205 году) – один из самых известных и могущественных правителей Киевской Руси, потомок великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Княжил князь Роман Мстиславич сначала в Новгороде Великом, потом во Владимире-Волынском, чуть позднее станет править и в Галиче.
Роман Мстиславич подчинил своей власти своевольных бояр. Заставил уважать Киевскую Русь все соседние державы: Византию, Польшу, Венгрию.
Католическая церковь, видя, как крепнет Русское государство под руководством князя Романа, решила соблазнить его: ему предложили короноваться – был князем, станешь королём! Но стать королём князь смог бы, лишь перейдя в католическую веру. А вслед за верховным правителем из православия в католичество перешли бы и все его подданные, чего так жаждали католические священники.
Но Русь уже избрала православную веру и менять её не хотела. Да и корона мало что прибавила бы к могуществу князя Романа Мстиславича.
На картине князь показывает посланцу папы на дверь.
Предыдущий пост серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Серия будет продолжена в следующем посте, посвящённом событиям XIII – XV веков.
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Серия будет продолжена в следующем посте, посвящённом событиям XIII – XV веков.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии21