15 знаменитых картин, которые могут напугать до смерти
Очень часто искусство и красота идут рука об руку. Но не все завораживающие шедевры живописи могут быть приятны вашему глазу: есть очень сильные картины, на которых изображено что-то странное, депрессивное, пугающее и даже жуткое. Мы предлагаем взглянуть на некоторые из таких картин - но предупреждаем: вы делаете это на свой страх и риск.
Иоганн Генрих Фюссли (Генри Фюзели), "Ночной кошмар", 1781 г.
Художник, вероятно, опирался на германские сказания о демонах и ведьмах, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. К таким людям являлась нечистая сила - незрячая кобыла и демоны. Изображенная на картине женщина то ли спит, то ли лежит без сознания, а на ее грудь давит инкуб, не дающий ей прийти в себя и навевающий ночные кошмары. В прорези штор мы видим голову слепой кобылы, которая увозит человеческую душу во время сна (английское слово "nightmare" в дословном переводе - "ночная кобыла").
Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1480-1505 гг.
Это самый известный триптих Иеронима Босха и посвящен он греху сладострастия. На левой створке мы видим знакомство Адама и Евы в Раю. Центральная часть - это, собственно, сад наслаждений, в котором люди предаются греху сладострастия. Но мы предлагаем внимательнее рассмотреть правую створку триптиха под названием "Музыкальный Ад". Тут есть и чудовища, и пыточные механизмы (грешник распят на арфе, лютня используется как орудие пытки), и сцены мучений.
Вот несколько фрагментов правой части триптиха
Восхитительно.
Гюстав Моро, "Диомед, пожираемый своими конями", 1865 г.
Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии ("12 подвигов Геракла"). Царь Эврисфей поручил Гераклу отправиться во Фракию и украсть у царя Диомеда его великолепных и свирепых коней. Диомед кормил этих животных человеческим мясом. Геракл силой завладел конями-людоедами и расправился с Диомедом, бросив его им на растерзание. Именно этот момент запечатлен на картине. А на заднем плане сидит сам Геракл и наблюдает за происходящим.
Питер Пауль Рубенс, "Сатурн, пожирающий своего сына", 1636 г.
Еще одна картина на мифологическую тему. Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, поэтому сверг его. Настал Золотой век, и все было мирно и хорошо - пока Сатурн не узнал из пророчества, что его сыновья, повзрослев, свергнут его - как он сверг своего отца. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения. Заметим, что Сатурн здесь абсолютно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает.
Артемизия Джентилески, "Юдифь, обезглавливающая Олоферна", 1620-1621 гг.
Сюжет картины основан на Книге Юдифи - второканонической книге Ветхого Завета, в которой рассказывается история прекрасной и благочестивой израильтянки, спасающей свою родину от Олоферна, военачальника Навуходоносора. Чтобы помешать Олоферну разрушить ее родной город, Юдифь соблазнила его своей красотой и проникла в его палатку. Когда Олоферн напился и уснул, Юдифь с помощью своей служанки обезглавила его. Судя по картине, процесс обезглавливания прошел не совсем гладко и не был быстрым.
Ганс Мемлинг, триптих "Тщета земная и Божественное спасение", ок. 1485 г.
Еще один пример триптиха, подобного "Саду земных наслаждений". На центральной панели изображена обнаженная женщина, смотрящаяся в зеркало. Левая створка - это Смерть. Правая - Дьявол. То есть самолюбование, тщеславие и страсть к земным удовольствиям - прямая дорогая в Ад. Также тут прослеживается намек Memento mori ("Помни о смерти).
Дьявол
Отвратительный рогатый Дьявол, из живота которого проглядывает человеческое лицо, топчущий грешников, приговоренных к пожиранию огнедышащим монстром, - таков итог человека, не заботящегося в течение жизни о своей праведности.
Фрэнсис Бэкон, "Этюд к портрету Иннокентия Х", 1953 г.
По правде сказать, английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон не имел ничего против Папы Римского Иннокентия X - он просто творил в таком художественном стиле. Его работа - это своеобразное прочтение картины Диего Веласкеса "Портрет Иннокентия X", созданной в 1650 году. Бэкон никогда не видел оригинала этой картины, но видел бессчетное количество ее репродукций в книгах. Его видение этой картины поражает.
Тициан Вечеллио, "Наказание Марсия", 1570-1576 гг.
Мифологический сюжет, легший в основу картины этого знаменитого художника Возрождения, таков: сатир по имени Марсий бросил вызов самому богу Аполлону, предложив устроить музыкальное соревнование. Он хотел доказать, что кифара Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, но был жестоко наказан за гордыню. Аполлон принял его вызов, но с одним условием: победитель выбирает наказание для проигравшего. На картине мы видим, что с сатира Марсия заживо сдирают кожу.
Вильям-Адольф Бугро, "Данте и Вергилий в аду", 1850 г.
Это изображение Ада навеяно первой частью поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия", а конкретнее - показан восьмой круг ада, место для фальсификаторов и фальшивомонетчиков. Спустившиеся в ад Данте и Вергилий наблюдают бой между двумя проклятыми душами: еретик и алхимик Капоккио атакует и кусает в шею Джанни Скикки, который выдавал себя за покойного богача, чтобы обманом завладеть его наследством. За этой сценой с явным удовольствием наблюдает крылатый демон.
Франсиско Гойя, "Сатурн, пожирающий своего сына", 1819-1823 гг.
Узнаете? Снова тот же сюжет, что и у Рубенса, но на этот раз Сатурн изображен совершенно безумным и кровожадным монстром. Интересный факт: эта картина была в 1881 году подарена музею Прадо, так как не привлекала покупателей.
Сальватор Роза, "Искушение святого Антония", 1645 г.
Легенда об искушении святого Антония вдохновляла на творчество многих живописцев: картины с таким названием есть у Иеронима Босха, Поля Сезанна, Сальвадора Дали и многих других. Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна. По легенде, святой Антоний - набожный христианин - стал паломником и ушел странствовать в пустыню, чтобы жить там в уединении. На пути его подстерегали всякого рода злые искушения и отвратительные демоны, пытающиеся сбить его с истинного пути. Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо. Даже не верится, что картина написана в 17 веке.
Франсиско Гойя, гравюра из серии "Бедствия войны", 1810-1820 гг.
Франсиско Гойя создал серию из 82 гравюр, на которых, как вы уже поняли, тщательно отобразил все ужасы войны. Это был протест против жестокого подавления французами восстания на Пиренейском полуострове, за которым последовала война. Представленная гравюра значится под номером 39 и имеет подпись "Героическая борьба! С мертвецами!". На гравюре изображены подвешенные к дереву трупы. Все они кастрированы, у одного отрублены руки и голова.
Теодор Жерико, "Отрубленные головы", 1818 г.
Наверное, можно сказать, что Теодора Жерико восхищали мертвые. Он частенько заимствовал (по знакомству) в морге тела и конечности, чтобы рисовать их с натуры. Жерико коллекционировал головы и различные части тела трупов в своей мастерской и наблюдал за тем, как они постепенно разлагаются, перенося свои впечатления на художественные полотна.
Ханс Рудольф Гигер, "Некроном IV", 1976 г.
Шведского художника-сюрреалиста Ханса Гигера мучили ночные кошмары и в своей работе он отобразил бесплодные попытки борьбы с бессоницей и все, что с этим связано. Именно эта картина Гигера и вдохновила его на создание ксеноморфов для фильма "Чужой".
Сальвадор Дали, "Лицо войны", 1940 г.
На картине мы видим пустынный пейзаж, в центре которого находится гигантская голова, не имеющая тела. Лицо высушено палящим солнцем и кажется очень печальным. Такие же лица расположены в пустых глазницах и во рту, а в них - еще лица, и так до бесконечности... Сальвадор Дали написал эту картину после окончания Гражданской войны в Испании, чтобы показать, что смерть несет с собой только смерть - бесконечно.
Художник, вероятно, опирался на германские сказания о демонах и ведьмах, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. К таким людям являлась нечистая сила - незрячая кобыла и демоны. Изображенная на картине женщина то ли спит, то ли лежит без сознания, а на ее грудь давит инкуб, не дающий ей прийти в себя и навевающий ночные кошмары. В прорези штор мы видим голову слепой кобылы, которая увозит человеческую душу во время сна (английское слово "nightmare" в дословном переводе - "ночная кобыла").
Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1480-1505 гг.
Это самый известный триптих Иеронима Босха и посвящен он греху сладострастия. На левой створке мы видим знакомство Адама и Евы в Раю. Центральная часть - это, собственно, сад наслаждений, в котором люди предаются греху сладострастия. Но мы предлагаем внимательнее рассмотреть правую створку триптиха под названием "Музыкальный Ад". Тут есть и чудовища, и пыточные механизмы (грешник распят на арфе, лютня используется как орудие пытки), и сцены мучений.
Вот несколько фрагментов правой части триптиха
Восхитительно.
Гюстав Моро, "Диомед, пожираемый своими конями", 1865 г.
Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии ("12 подвигов Геракла"). Царь Эврисфей поручил Гераклу отправиться во Фракию и украсть у царя Диомеда его великолепных и свирепых коней. Диомед кормил этих животных человеческим мясом. Геракл силой завладел конями-людоедами и расправился с Диомедом, бросив его им на растерзание. Именно этот момент запечатлен на картине. А на заднем плане сидит сам Геракл и наблюдает за происходящим.
Питер Пауль Рубенс, "Сатурн, пожирающий своего сына", 1636 г.
Еще одна картина на мифологическую тему. Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, поэтому сверг его. Настал Золотой век, и все было мирно и хорошо - пока Сатурн не узнал из пророчества, что его сыновья, повзрослев, свергнут его - как он сверг своего отца. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения. Заметим, что Сатурн здесь абсолютно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает.
Артемизия Джентилески, "Юдифь, обезглавливающая Олоферна", 1620-1621 гг.
Сюжет картины основан на Книге Юдифи - второканонической книге Ветхого Завета, в которой рассказывается история прекрасной и благочестивой израильтянки, спасающей свою родину от Олоферна, военачальника Навуходоносора. Чтобы помешать Олоферну разрушить ее родной город, Юдифь соблазнила его своей красотой и проникла в его палатку. Когда Олоферн напился и уснул, Юдифь с помощью своей служанки обезглавила его. Судя по картине, процесс обезглавливания прошел не совсем гладко и не был быстрым.
Ганс Мемлинг, триптих "Тщета земная и Божественное спасение", ок. 1485 г.
Еще один пример триптиха, подобного "Саду земных наслаждений". На центральной панели изображена обнаженная женщина, смотрящаяся в зеркало. Левая створка - это Смерть. Правая - Дьявол. То есть самолюбование, тщеславие и страсть к земным удовольствиям - прямая дорогая в Ад. Также тут прослеживается намек Memento mori ("Помни о смерти).
Дьявол
Отвратительный рогатый Дьявол, из живота которого проглядывает человеческое лицо, топчущий грешников, приговоренных к пожиранию огнедышащим монстром, - таков итог человека, не заботящегося в течение жизни о своей праведности.
Фрэнсис Бэкон, "Этюд к портрету Иннокентия Х", 1953 г.
По правде сказать, английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон не имел ничего против Папы Римского Иннокентия X - он просто творил в таком художественном стиле. Его работа - это своеобразное прочтение картины Диего Веласкеса "Портрет Иннокентия X", созданной в 1650 году. Бэкон никогда не видел оригинала этой картины, но видел бессчетное количество ее репродукций в книгах. Его видение этой картины поражает.
Тициан Вечеллио, "Наказание Марсия", 1570-1576 гг.
Мифологический сюжет, легший в основу картины этого знаменитого художника Возрождения, таков: сатир по имени Марсий бросил вызов самому богу Аполлону, предложив устроить музыкальное соревнование. Он хотел доказать, что кифара Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, но был жестоко наказан за гордыню. Аполлон принял его вызов, но с одним условием: победитель выбирает наказание для проигравшего. На картине мы видим, что с сатира Марсия заживо сдирают кожу.
Вильям-Адольф Бугро, "Данте и Вергилий в аду", 1850 г.
Это изображение Ада навеяно первой частью поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия", а конкретнее - показан восьмой круг ада, место для фальсификаторов и фальшивомонетчиков. Спустившиеся в ад Данте и Вергилий наблюдают бой между двумя проклятыми душами: еретик и алхимик Капоккио атакует и кусает в шею Джанни Скикки, который выдавал себя за покойного богача, чтобы обманом завладеть его наследством. За этой сценой с явным удовольствием наблюдает крылатый демон.
Франсиско Гойя, "Сатурн, пожирающий своего сына", 1819-1823 гг.
Узнаете? Снова тот же сюжет, что и у Рубенса, но на этот раз Сатурн изображен совершенно безумным и кровожадным монстром. Интересный факт: эта картина была в 1881 году подарена музею Прадо, так как не привлекала покупателей.
Сальватор Роза, "Искушение святого Антония", 1645 г.
Легенда об искушении святого Антония вдохновляла на творчество многих живописцев: картины с таким названием есть у Иеронима Босха, Поля Сезанна, Сальвадора Дали и многих других. Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна. По легенде, святой Антоний - набожный христианин - стал паломником и ушел странствовать в пустыню, чтобы жить там в уединении. На пути его подстерегали всякого рода злые искушения и отвратительные демоны, пытающиеся сбить его с истинного пути. Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо. Даже не верится, что картина написана в 17 веке.
Франсиско Гойя, гравюра из серии "Бедствия войны", 1810-1820 гг.
Франсиско Гойя создал серию из 82 гравюр, на которых, как вы уже поняли, тщательно отобразил все ужасы войны. Это был протест против жестокого подавления французами восстания на Пиренейском полуострове, за которым последовала война. Представленная гравюра значится под номером 39 и имеет подпись "Героическая борьба! С мертвецами!". На гравюре изображены подвешенные к дереву трупы. Все они кастрированы, у одного отрублены руки и голова.
Теодор Жерико, "Отрубленные головы", 1818 г.
Наверное, можно сказать, что Теодора Жерико восхищали мертвые. Он частенько заимствовал (по знакомству) в морге тела и конечности, чтобы рисовать их с натуры. Жерико коллекционировал головы и различные части тела трупов в своей мастерской и наблюдал за тем, как они постепенно разлагаются, перенося свои впечатления на художественные полотна.
Ханс Рудольф Гигер, "Некроном IV", 1976 г.
Шведского художника-сюрреалиста Ханса Гигера мучили ночные кошмары и в своей работе он отобразил бесплодные попытки борьбы с бессоницей и все, что с этим связано. Именно эта картина Гигера и вдохновила его на создание ксеноморфов для фильма "Чужой".
Сальвадор Дали, "Лицо войны", 1940 г.
На картине мы видим пустынный пейзаж, в центре которого находится гигантская голова, не имеющая тела. Лицо высушено палящим солнцем и кажется очень печальным. Такие же лица расположены в пустых глазницах и во рту, а в них - еще лица, и так до бесконечности... Сальвадор Дали написал эту картину после окончания Гражданской войны в Испании, чтобы показать, что смерть несет с собой только смерть - бесконечно.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1