Русский модерн: особняк Рябушинского
Экскурсия по шедевру русского модерна - особняку Рябушинского в Москве.
На днях мы большой компанией посетили особняк Степана Павловича Рябушинского в Москве. Этот особняк является хрестоматийным примером раннего русского модерна, он построен в 1900-1901 гг. . В любом справочнике по русскому модерну Вам обязательно встретится знаменитая мраморная «лестница в форме волны», украшенная светильником-медузой с витражным абажуром. Строил особняк гениальный русский архитектор Фёдор (или Франц, как его назвали при рождении) Осипович Шехтель, которого называют одним из самых ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Его авторству принадлежат общий архитектурный проект здания , композиция помещений, элементы интерьера и декора (не путать с меблировкой!!!). Именно слава этого человека заставила нас в непогожий осенний день посетить здание по адресу :Москва, ул. Малая Никитская, д.6/2. Находится он прямо напротив огромного, выстроенного в стиле ампир храма Вознесения Господня у Никитских ворот, в котором когда-то великий поэт А.С. Пушкин обвенчался с Натальей Гоначровой.
Особняк С.П.Рябушинского - это одно из совсем немногих зданий работы Федора Шехтеля в Москве, которое, во-первых, ПОЧТИ не было перестроено, в котором хорошо сохранились интерьеры и внутреннее убранство, и во-вторых, оно доступно и открыто для посещения совершенно официально, и за вполне приемлемую плату, потому что там находится сейчас мемориальный музей-квартира А.М. Горького. После 1917 года особняк Рябушинского был муниципализирован и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, Государственному Психоаналитическому институту[8], детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей. Вся эта чехарда продолжалась до тех пор, пока в 1931 году Сталин не предоставил особняк в распоряжение Максима Горького. Главный пролетарский писатель жил в этом доме начиная с 1931 г. и до своей смерти в 1936 г., а после его смерти здесь проживала семья его сына, Максима Пешкова. Вдова Максима Пешкова, Надежда Алексеевна Пешкова и основала музей в 1956 г. Если бы не это обстоятельство, дом, наверное, был бы , как и большинство строений работы Ф.Шехтеля, отдан под какое-нибудь посольство или оттяпан в частные владения и никогда бы мы его внутри не увидели. Или же в него можно было бы попасть только в дни культурного наследия по предварительной записи.
Так что в этом здании от Шехтеля, что от Рябушинских, а что - от Горького?
От Горького – громоздкая мебель сталинской эпохи, которая пришла на смену аутентичной, неизвестно кому и куда отошедшей, огромная библиотека, картины с видами острова Капри, семейные фотографии, коллекция нэцке и прочие экспонаты. Возможно, это даже интересно, если бы за этим мы шли сюда. Подозреваю, что здоровенные уродливые шкафы по стенам вдоль парадной ажурной лестницы на второй этаж – это тоже наследие Горького. Шкафы эти здорово загромождают изящное пространство лестницы и очень портят вид, хотя в основном на всех фотографиях их сначала не замечаешь – настолько завораживает красота самой лестницы и светильника-медузы . Ещё одно «горькое» наследие особняка – безвозвратная утрата оригинальных светильников, сделанных по эскизам Шехтеля и варварское уничтожение огромного камина из каррарского мрамора, на котором было вытесано изображение полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Чем он помешал Горькому? Говорят, молодые люди отвлекались на декор камина во время собраний кружка поэтов. К тому же, он был громоздким. Его место занял не менее громоздкий кожаный диван для гостей, ни к Шехтелю, ни к Рябушинским отношения не имеющий. Горький, говорят, вообще не любил этот дом, но когда он заявил Сталину, что предпочёл бы такому жилищу просто хорошую квартиру, то получил от великого вождя такой разнос, что больше попыток изменить свою участь не предпринимал.
Приобретения советского периода истории здания и нынешней госбюджетной бедности мы можем наблюдать в виде протёкших кое-где потолков (а вот это жаль! Там ведь местами лепнина и роспись!) и напрочь обшарпанного, некогда наборного паркета (что тоже жаль, ведь его рисунок нёс свою смысловую нагрузку в общей структуре мистических символов здания).
О Рябушинских в особняке напоминает маленькая, почти любительская экспозиция из старых фоографий и отксерокопированных текстов, посвященная истории этой замечательной семьи, экспонируемая в мансарде здания. Степан Павлович был выходцем из династии старообрядцев . Он окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял частью семейной фирмы «Товарищество П. М. Рябушинского с сыновьями». Был совладельцем «Банкирского дома братьев Рябушинских», а с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского банка.
В 1916 году вместе с братом Сергеем он начал создавать автомобильный завод Акционерного Московского общества («Завод АМО»), ставший первым в России. Причём производство было организовано так, что при минимальной реорганизации автомобильный завод мог производить авиационную технику.
У Степана Павловича Рябушинского было семь братьев и сестра- красавица Евфимия. Из восьмерых братьев Павел, Сергей, Владимир, Степан, Михаил принимали активное участие в коммерческих делах; Дмитрий стал ученым ,известным специалистом в области аэродинамики. Он - основатель Аэродинамического института в Кучино, президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. ); Николай к 1912 году продал все активы, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя занятию искусством, а к 1917 году прожил весь наследственный капитал; лишь Федор умер в 1912 году в возрасте 25 лет от туберкулеза. Все братья Рябушинские были страстными коллекционерами и меценатами, сестра Евфимия, в замужестве Носова, также не отставала от них, владела особняком в стиле модерн работы Л.Кекушева, где держала великосветский салон и даже послужила моделью для нескольких художников : К.Сомова, А.Головина, Н.Феофилактова, а также для скульптурной работы А.Голубкиной. В чертах Евфимии Носовой, надменной, сухопарой и томной, нет ничего, что соответствует привычному для нас определению «купчиха», от её облика веет аристократической утонченностью и эпохой декаданса.
Там же, в мансарде особняка, которую сотрудники музея гордо именуют третьим этажом, располагается необыкновенной красоты тайная молельная комната в древнерусском стиле. Рябушинские были старообрядцами, официальную церковь не посещали, а так как староверы были уравнены в правах с другими верующими только Указом о веротерпимости в 1905 г., а до этого подвергались гонениям, молельня была тайной. Шехтель устроил её так, что её не только невозможно было заметить снаружи, но и при нахождении внутри здания о её существовании невозможно было догадаться. В этой молельне когда-то находилась очень древняя икона Божией Матери Одигитрии Смоленской, которую потом Рябушинский подарил старообрядческому храму в Рогожской слободе. Кстати, хозяин дома, С. П. Рябушинский, вошёл в историю русской культуры как один из первых, кто начал научную расчистку и реставрацию древних икон. При нём в доме находилась даже реставрационная мастерская. Путь в молельню для посетителей музея пролегает по «чёрной», или, служебной, боковой лестнице, украшенной арочными окнами, с видом на придомовый садик. Однако сам владелец дома попадал туда обычно другим путём – по узкой галерее с парадной лестницы, мимо мраморной колонны, капитель которой украшена композицией из отвратительных саламандр, олицетворяющих зло и прекрасных лилий, символизирующих добро. Эта аллегория должна была передавать противостояние добра и зла на земле, а малая ширина галереи, ведущей к молельне должна была подчёркивать, что путь в царствие небесное узок и тернист. Молельня квадратная в плане, стены – четыре арки с колоннами между ними, венчает её круглый купол с круглым световым окном посередине. В оформлении молельни использованы не только христианские символы, но и мистические символы модерна. На колоннах - Орёл, Телец, Лев и Ангел-хранитель аллегорические изображения четырёх евангелистов. В основании купола находится повторяющаяся четыре раза сокращенная надпись на древнегреческом языке, гласящая, что «истинные христиане восприимут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности треугольники – символ Святой Троицы. Говорят, что при наступлении темноты цветочные узоры на куполе в молельне начинают светиться. Узор пола тоже решен оригинально – по направлению от окна в стене, составленного из трёх отдельных арочных окон, на полу как бы расходятся солнечные лучи, выложенные из паркетной доски. К сожалению, пол очень обшарпан, и это не сразу бросается в глаза, а передать это с помощью фотографии при недостаточно хорошем освещении представляется проблематичным.
На что же стоит обратить внимание в особняке С.П.Рябушинского поклонникам модерна вообще и творчества Ф.Шехтеля в частности? Во-первых, на расположение и общее архитектурное решение дома. Во-вторых, на прекрасную кованую ограду. В третьих, на мозаики по фасадам здания. В четвёртых, на внутреннюю планировку помещений. В пятых, на окна – витиеватые переплёты, повторений практически нет. В шестых, на шикарные оконные витражи парадной лестницы, эскизы к которым выполнил сам Шехтель. В седьмых, на двери из груши и ореха с витиеватой резьбой, у каждой из которых дверная ручка и замочная скважина выполнены по индивидуальному эскизу. В восьмых, на лепнину и роспись потолка – такое вы мало где встретите. В шестых – на паркет пола, который здесь тоже очень особенный, в девятых на парадную мраморную 12-метровую лестницу-волну, хрестоматийный пример включения модерна в интерьер.
Ф. Шехтель полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и интересы хозяев, он создал мир причудливых образов: спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплёты окон и решеток подобны извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом.
В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением орхидей. Сын архитектора вспоминал, что Фёдор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определённого сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Орхидея в символике модерна обозначает великолепие, роскошь и любовь.Эти мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова; его самая известная работа — мозаики «Маяковской» и «Новокузнецкой».
По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.
Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца. Внешне этот дом во многом напоминает работы известного архитектора Гауди. Говорят, Шехтель и Гауди были знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди, который был на 20 лет старше Шехтеля, был для него значимым авторитетом в области архитектуры.
Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея
Все четыре фасада здания выглядят абсолютно по-разному. Окна имеют разный уровень и форму, и ни одна деталь в отделке здания не повторяется.
Внутреннее пространство зданий Ф.Шехтель всегда продумывал так же тщательно, как и внешнее. Кстати, к оформлению интерьеров Ф.Шехтель привлёк своего друга М.Врубеля.
По рисункам Шехтеля художником С. А. Виноградовым были созданы девять витражей (в настоящее время для обзора доступны семь из них), которые выполняют не только декоративную роль, но и решают архитектурные задачи - внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Так, большой пейзажный витраж с соснами и уходящими вдаль полями, создаёт иллюзию окна, увеличивая ограниченное внутреннее пространство. Этот витраж располагается напротив парадной лестницы, прямо над светильником-медузой , над дверью, ведущей от закрытого ныне парадного входа. Вид этой витражной картины в зависимости от освещения и точки обозрения постоянно меняется -она может быть то холодной синей, то ярко-желтой.
Композиция помещений группируется вокруг витой спиральной лестницы в форме волны. Проект, в котором все комнаты расположены вокруг спиралевидной лестницы, оказался настолько рационален, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.
Парадная лестница «Волна» является не только композиционным, но и идейным центром особняка, это символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница – как путь духовного восхождения человека из бездны подводного мира к Солнцу, её спиральная форма – символ бесконечного развития. Резной парапет лестницы изображает волны, а лестничный витраж символизирует начало воздушной стихии.
На гребне мраморной волны у основания лестницы – люстра-медуза с витражным абажуром. При взгляде на неё сверху медуза превращается в черепаху. Этот трансформер призван символизировать сочетание жизни активной и жизни созерцательной.Все вокруг: зеленоватые стены, светильники, дверные ручки в форме водорослей, ракушек, морских коньков, черепахи – создают картину подводного мира. Даже на паркете на полу у парадной лестницы – рисунок в виде волны . В начале лестницы есть мраморная лавочка. Чтобы присевший на неё не замёрз, из расположенной рядом решетки шёл поток тёплого воздуха. Эту систему изобрёл Шехтель на основе работы каминов. Она функционировала до 1909 г.
В лепнине потолка библиотеки тоже присутствует водная тематика (автор — художник-декоратор А. А. Тимошко), расписной плафон с хризантемами, как бы смотрящими вниз, на наблюдателя усиливают иллюзию нахождения под водой. Морские и растительные мотивы сохраняются и в остальных комнатах особняка на Малой Никитской.
Особняк Рябушинского по адресу Малая Никитская улица, 6 в настоящее время отнесен к «объектам культурного наследия федерального значения». В настоящее время он является востребованным и часто посещаемым, однако , покупая билеты в музей А.М.горького, люди в основном идут сюда, чтобы подробно рассмотреть изнутри величайший памятник эпохи русского модерна.
Особняк С.П.Рябушинского - это одно из совсем немногих зданий работы Федора Шехтеля в Москве, которое, во-первых, ПОЧТИ не было перестроено, в котором хорошо сохранились интерьеры и внутреннее убранство, и во-вторых, оно доступно и открыто для посещения совершенно официально, и за вполне приемлемую плату, потому что там находится сейчас мемориальный музей-квартира А.М. Горького. После 1917 года особняк Рябушинского был муниципализирован и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, Государственному Психоаналитическому институту[8], детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей. Вся эта чехарда продолжалась до тех пор, пока в 1931 году Сталин не предоставил особняк в распоряжение Максима Горького. Главный пролетарский писатель жил в этом доме начиная с 1931 г. и до своей смерти в 1936 г., а после его смерти здесь проживала семья его сына, Максима Пешкова. Вдова Максима Пешкова, Надежда Алексеевна Пешкова и основала музей в 1956 г. Если бы не это обстоятельство, дом, наверное, был бы , как и большинство строений работы Ф.Шехтеля, отдан под какое-нибудь посольство или оттяпан в частные владения и никогда бы мы его внутри не увидели. Или же в него можно было бы попасть только в дни культурного наследия по предварительной записи.
Так что в этом здании от Шехтеля, что от Рябушинских, а что - от Горького?
От Горького – громоздкая мебель сталинской эпохи, которая пришла на смену аутентичной, неизвестно кому и куда отошедшей, огромная библиотека, картины с видами острова Капри, семейные фотографии, коллекция нэцке и прочие экспонаты. Возможно, это даже интересно, если бы за этим мы шли сюда. Подозреваю, что здоровенные уродливые шкафы по стенам вдоль парадной ажурной лестницы на второй этаж – это тоже наследие Горького. Шкафы эти здорово загромождают изящное пространство лестницы и очень портят вид, хотя в основном на всех фотографиях их сначала не замечаешь – настолько завораживает красота самой лестницы и светильника-медузы . Ещё одно «горькое» наследие особняка – безвозвратная утрата оригинальных светильников, сделанных по эскизам Шехтеля и варварское уничтожение огромного камина из каррарского мрамора, на котором было вытесано изображение полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Чем он помешал Горькому? Говорят, молодые люди отвлекались на декор камина во время собраний кружка поэтов. К тому же, он был громоздким. Его место занял не менее громоздкий кожаный диван для гостей, ни к Шехтелю, ни к Рябушинским отношения не имеющий. Горький, говорят, вообще не любил этот дом, но когда он заявил Сталину, что предпочёл бы такому жилищу просто хорошую квартиру, то получил от великого вождя такой разнос, что больше попыток изменить свою участь не предпринимал.
Приобретения советского периода истории здания и нынешней госбюджетной бедности мы можем наблюдать в виде протёкших кое-где потолков (а вот это жаль! Там ведь местами лепнина и роспись!) и напрочь обшарпанного, некогда наборного паркета (что тоже жаль, ведь его рисунок нёс свою смысловую нагрузку в общей структуре мистических символов здания).
О Рябушинских в особняке напоминает маленькая, почти любительская экспозиция из старых фоографий и отксерокопированных текстов, посвященная истории этой замечательной семьи, экспонируемая в мансарде здания. Степан Павлович был выходцем из династии старообрядцев . Он окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял частью семейной фирмы «Товарищество П. М. Рябушинского с сыновьями». Был совладельцем «Банкирского дома братьев Рябушинских», а с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского банка.
В 1916 году вместе с братом Сергеем он начал создавать автомобильный завод Акционерного Московского общества («Завод АМО»), ставший первым в России. Причём производство было организовано так, что при минимальной реорганизации автомобильный завод мог производить авиационную технику.
У Степана Павловича Рябушинского было семь братьев и сестра- красавица Евфимия. Из восьмерых братьев Павел, Сергей, Владимир, Степан, Михаил принимали активное участие в коммерческих делах; Дмитрий стал ученым ,известным специалистом в области аэродинамики. Он - основатель Аэродинамического института в Кучино, президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. ); Николай к 1912 году продал все активы, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя занятию искусством, а к 1917 году прожил весь наследственный капитал; лишь Федор умер в 1912 году в возрасте 25 лет от туберкулеза. Все братья Рябушинские были страстными коллекционерами и меценатами, сестра Евфимия, в замужестве Носова, также не отставала от них, владела особняком в стиле модерн работы Л.Кекушева, где держала великосветский салон и даже послужила моделью для нескольких художников : К.Сомова, А.Головина, Н.Феофилактова, а также для скульптурной работы А.Голубкиной. В чертах Евфимии Носовой, надменной, сухопарой и томной, нет ничего, что соответствует привычному для нас определению «купчиха», от её облика веет аристократической утонченностью и эпохой декаданса.
Там же, в мансарде особняка, которую сотрудники музея гордо именуют третьим этажом, располагается необыкновенной красоты тайная молельная комната в древнерусском стиле. Рябушинские были старообрядцами, официальную церковь не посещали, а так как староверы были уравнены в правах с другими верующими только Указом о веротерпимости в 1905 г., а до этого подвергались гонениям, молельня была тайной. Шехтель устроил её так, что её не только невозможно было заметить снаружи, но и при нахождении внутри здания о её существовании невозможно было догадаться. В этой молельне когда-то находилась очень древняя икона Божией Матери Одигитрии Смоленской, которую потом Рябушинский подарил старообрядческому храму в Рогожской слободе. Кстати, хозяин дома, С. П. Рябушинский, вошёл в историю русской культуры как один из первых, кто начал научную расчистку и реставрацию древних икон. При нём в доме находилась даже реставрационная мастерская. Путь в молельню для посетителей музея пролегает по «чёрной», или, служебной, боковой лестнице, украшенной арочными окнами, с видом на придомовый садик. Однако сам владелец дома попадал туда обычно другим путём – по узкой галерее с парадной лестницы, мимо мраморной колонны, капитель которой украшена композицией из отвратительных саламандр, олицетворяющих зло и прекрасных лилий, символизирующих добро. Эта аллегория должна была передавать противостояние добра и зла на земле, а малая ширина галереи, ведущей к молельне должна была подчёркивать, что путь в царствие небесное узок и тернист. Молельня квадратная в плане, стены – четыре арки с колоннами между ними, венчает её круглый купол с круглым световым окном посередине. В оформлении молельни использованы не только христианские символы, но и мистические символы модерна. На колоннах - Орёл, Телец, Лев и Ангел-хранитель аллегорические изображения четырёх евангелистов. В основании купола находится повторяющаяся четыре раза сокращенная надпись на древнегреческом языке, гласящая, что «истинные христиане восприимут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности треугольники – символ Святой Троицы. Говорят, что при наступлении темноты цветочные узоры на куполе в молельне начинают светиться. Узор пола тоже решен оригинально – по направлению от окна в стене, составленного из трёх отдельных арочных окон, на полу как бы расходятся солнечные лучи, выложенные из паркетной доски. К сожалению, пол очень обшарпан, и это не сразу бросается в глаза, а передать это с помощью фотографии при недостаточно хорошем освещении представляется проблематичным.
На что же стоит обратить внимание в особняке С.П.Рябушинского поклонникам модерна вообще и творчества Ф.Шехтеля в частности? Во-первых, на расположение и общее архитектурное решение дома. Во-вторых, на прекрасную кованую ограду. В третьих, на мозаики по фасадам здания. В четвёртых, на внутреннюю планировку помещений. В пятых, на окна – витиеватые переплёты, повторений практически нет. В шестых, на шикарные оконные витражи парадной лестницы, эскизы к которым выполнил сам Шехтель. В седьмых, на двери из груши и ореха с витиеватой резьбой, у каждой из которых дверная ручка и замочная скважина выполнены по индивидуальному эскизу. В восьмых, на лепнину и роспись потолка – такое вы мало где встретите. В шестых – на паркет пола, который здесь тоже очень особенный, в девятых на парадную мраморную 12-метровую лестницу-волну, хрестоматийный пример включения модерна в интерьер.
Ф. Шехтель полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и интересы хозяев, он создал мир причудливых образов: спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплёты окон и решеток подобны извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом.
В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением орхидей. Сын архитектора вспоминал, что Фёдор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определённого сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Орхидея в символике модерна обозначает великолепие, роскошь и любовь.Эти мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова; его самая известная работа — мозаики «Маяковской» и «Новокузнецкой».
По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.
Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца. Внешне этот дом во многом напоминает работы известного архитектора Гауди. Говорят, Шехтель и Гауди были знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди, который был на 20 лет старше Шехтеля, был для него значимым авторитетом в области архитектуры.
Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея
Все четыре фасада здания выглядят абсолютно по-разному. Окна имеют разный уровень и форму, и ни одна деталь в отделке здания не повторяется.
Внутреннее пространство зданий Ф.Шехтель всегда продумывал так же тщательно, как и внешнее. Кстати, к оформлению интерьеров Ф.Шехтель привлёк своего друга М.Врубеля.
По рисункам Шехтеля художником С. А. Виноградовым были созданы девять витражей (в настоящее время для обзора доступны семь из них), которые выполняют не только декоративную роль, но и решают архитектурные задачи - внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Так, большой пейзажный витраж с соснами и уходящими вдаль полями, создаёт иллюзию окна, увеличивая ограниченное внутреннее пространство. Этот витраж располагается напротив парадной лестницы, прямо над светильником-медузой , над дверью, ведущей от закрытого ныне парадного входа. Вид этой витражной картины в зависимости от освещения и точки обозрения постоянно меняется -она может быть то холодной синей, то ярко-желтой.
Композиция помещений группируется вокруг витой спиральной лестницы в форме волны. Проект, в котором все комнаты расположены вокруг спиралевидной лестницы, оказался настолько рационален, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.
Парадная лестница «Волна» является не только композиционным, но и идейным центром особняка, это символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница – как путь духовного восхождения человека из бездны подводного мира к Солнцу, её спиральная форма – символ бесконечного развития. Резной парапет лестницы изображает волны, а лестничный витраж символизирует начало воздушной стихии.
На гребне мраморной волны у основания лестницы – люстра-медуза с витражным абажуром. При взгляде на неё сверху медуза превращается в черепаху. Этот трансформер призван символизировать сочетание жизни активной и жизни созерцательной.Все вокруг: зеленоватые стены, светильники, дверные ручки в форме водорослей, ракушек, морских коньков, черепахи – создают картину подводного мира. Даже на паркете на полу у парадной лестницы – рисунок в виде волны . В начале лестницы есть мраморная лавочка. Чтобы присевший на неё не замёрз, из расположенной рядом решетки шёл поток тёплого воздуха. Эту систему изобрёл Шехтель на основе работы каминов. Она функционировала до 1909 г.
В лепнине потолка библиотеки тоже присутствует водная тематика (автор — художник-декоратор А. А. Тимошко), расписной плафон с хризантемами, как бы смотрящими вниз, на наблюдателя усиливают иллюзию нахождения под водой. Морские и растительные мотивы сохраняются и в остальных комнатах особняка на Малой Никитской.
Особняк Рябушинского по адресу Малая Никитская улица, 6 в настоящее время отнесен к «объектам культурного наследия федерального значения». В настоящее время он является востребованным и часто посещаемым, однако , покупая билеты в музей А.М.горького, люди в основном идут сюда, чтобы подробно рассмотреть изнутри величайший памятник эпохи русского модерна.
Элементы внешнего декора...
Входная задняя дверь...
Оригинальная модерновая лепнина потолков...
Библиотека
Столовая
Спальня
Коллекция нэцке.
Кабинет секретаря Горького.
Парадный вход: вид изнутри.
Та самая знаменитая лестница...
Тайная молельная комната..
. Особняк во всей красе...
Все фотографии авторские, а оригинальный текст пера Clone2000, за что ему спасибо.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии10