Изборск и Печоры – две твердыни западной Псковщины
Речь пойдёт о крепости оборонительной –едва ли не самой старой на Руси, что в Железном городе Изборске, и о крепости Православной веры – Псково-Печерском монастыре.
Мы стоим у подножия скалы, из которой выросла Изборская крепость. Выросла не в переносном, а в прямом смысле слова: древние строители вгрызались в скалу, делая её более отвесной, рыли и углубляли рвы, а из вынутого таким образом камня возводили неприступные стены. Башни Изборской крепости не все одинаковой формы: среди сохранившихся шести башен – одна прямоугольная в плане, остальные – круглые. Причины такой разницы сокрыты во мраке веков: то ли назначение у башен было разное, то ли строили их в разное время. Действительно, Изборская крепость вставала на пути у Тевтонских и Ливонских рыцарей, которые двигались в сторону Пскова, начиная с XI и заканчивая XV веком, и её укреплённые башни выдерживали даже натиск средневековой артиллерии.
Эту, дошедшую до наших дней, неприступную крепость выстроил в 1330 г. псковский посадник Шелога. При строительстве он учёл удачный рельеф местности : природную возвышенность - гору Жеравью , или Журавлиную, с севера защищает глубокий обрыв, с юга – овраг, с востока – река Смолка. Западная сторона была укреплена двумя линиями рвов и четырьмя мощными башнями. У крепости было аж два захаба (т.е. узких коридора от ворот, затруднявших проникновение врага в крепость ) – один начинался у прямоугольной Талавской башни, а другой начинался у круглой башни Темнушка и вёл к Никольским воротам крепости. Проходы в оба эти захаба открывались с западной стороны крепости : во-первых, гора Жеравья с запада пологая, и эта часть крепости носила название «приступной» (т.е. сюда на приступ крепости размахивая мечами и иноземными стягами неслись в атаку враги), во-вторых, основная масса иноземных захватчиков приходила к Изборску именно с запада, со стороны современной Риги. Кстати, из 7 башен крепости 4 находятся на линии западной стены. Так что вряд ли наш Изборск – это Иссабург древних норманнов, хотя бытовало и такое мнение о происхождении названия древнего города.
Справа от Талавской башни видна часовня иконы Корсунской Божией матери с голубой маковкой . Нам рассказывали, будто она встречается на многих полотнах Николая Рериха, но это вряд ли, потому что он посетил Изборск в 1903 г., а часовня построена в 1929 г. на частные средства, после того как от чудотворной Корсунской иконы исцелилась жена местного купца. Николай Рерих приезжал в Изборск не случайно – он искал тут древнеславянские истоки Руси. К северу от Изборской крепости находится Труворово городище – сюда, в один из древнейших городов Руси, согласно «Повести временных лет» в 862 г. пришёл княжить призванный на Русь варяг Трувор. Но основан Изборск был ещё раньше – согласно легенде, его основал Словен, сын князя (или старейшины) западных славян Гостомысла, а назвал он город Изборском в память о своём сыне, Изборе, погибшем на этом месте от укуса ядовитой змеи. С именем Словена связаны некоторые географические названия в окрестностях Старого Изборска – например, Словенские Ключи, которые нам ещё предстоит увидеть. В Труворово городище нас не водили: все тропинки исчезли под снежными заносами. Накануне шёл дождь, а за ночь на почти ничем не припорошенную землю Псковщины вывалило месячную норму осадков. Счасливые местные детишки отрывались, возводя снежные крепости, эскимосские иглу и штампуя снеговиков без счёта. Так что о Труворовом городище – со слов экскурсовода и по тексту путеводителей. На месте самой первой (и самой древней) изборской крепости, что предшествовала построенной на Жеравьей горе, всего-то и осталось, что курган, называемый «Труворова могила» да двухметровый «Труворов крест» с узнаваемыми расширениями по краям. Правда, учёные датируют крест XIV – началом XVвека, то есть к эпохе Трувора он явно не относится, и то, что в кургане покоится Трувор, а не кто-то другой, официально никем не доказано. Однако в легенду о Труворе свято верила императрица Екатерина Вторая. К 900-летию кончины одного из первых правителей Руси она учредила медаль с изображением кургана и надписями - вверху: «До днесь памятен», а внизу «Трувор скончался в Изборске, 864 г.».
Башня Луковка – самая древняя башня Изборской крепости, поэтому после возведения каменных стен она оказалась внутри крепости, а не снаружи, как другие башни. Когда-то она служила арсеналом, именно потому, что оказалась под защитой каменных стен, да ещё и возведена была на скальном основании. Так что подвалы арсенала были запрятаны глубоко в недрах скалы. Теперь на башне Луковка оборудована смотровая площадка: внутри есть лестница, бойницы-окошки застеклены, чтоб туристов не продуло, наверху – навес, лавочки и прожектор.
Так выглядит изнутри одна из башен Изборской крепости – Талавская. 15 метров высоты, 5 ярусов боя. Это очень серьёзные оборонительные укрепления. Изборская крепость – первая на пути захватчиков с Запада по дороге на Русь. Изборск – щит Пскова. Согласно псковским летописям, за два столетия с 1030 по 1233 гг. у Изборска произошло 20 сражений с вражескими полчищами. Немецкие рыцари неоднократно пытались захватить Изборскую крепость. Удалось им это лишь однажды, в 1240 г. Тогда в сражении пало около 500 русских ратников, и обескровленный город подпал под Тевтонское владычество, а освобождён был князем Александром Невским. Но то была старая крепость Труворова городища. А вот новую крепость на Жеравьей горе врагам не удавалось взять ни осадой, ни штурмом. До XV века город Изборск выдержал восемь осад и ни разу не был взят. После этого немецкие рыцари прозвали Изборск «Железным городом».
Башня Вышка – самая высокая и мощная в крепости (высота её – 19 метров). Служила дозорной башней. У основания её располагался небольшой арочный проход, служивший для неожиданных вылазок на врага.
От башни Луковка до Никольских ворот на крепостной стене проложена крытая галерея, довольно широкая. Можно пройтись по ней и примерить на себя роль защитника этих стен.
Никольский собор (посвящённый Николаю Чудотворцу). Он был возведен в честь первой победы, одержанной изборянами в стенах новой крепости. В 1341 г. немецкие рыцари Ливонского ордена в течение 10 дней осаждали Изборск. Им удалось перекрыть тайный ход, выдолбленный в скале, который вёл к водам реки Смолки. Положение осаждённых было крайне тяжелым. Однако защитники крепости выстояли, и ливонцам пришлось отступить. Белокаменный Никольский собор находится у южного края крепости, по нему названы Никольские ворота и Никольский захаб. В XVI веке Никольский собор был основательно перестроен, но доселе сохранил неповторимые черты псковской храмовой архитектуры.
Никольские ворота и вид на башню Темнушка. Никольские ворота – это главный, парадный въезд в Изборскую крепость. Башня Темнушка не имеет ни одной бойницы подошвенного боя. Темнушкой её могли прозвать по двум причинам: во-первых, из-за отсутствия нижних бойниц в неё проникает мало света, то есть там внутри темно, во-вторых, возможно, нижних бойниц в башне не было неспроста: она могла служить тюремным казематом, то есть темницей.
Вот так выглядит Изборская крепость, когда покидаешь её через Никольские ворота: на горизонте – маковки Никольского собора и Колокольная башня – она стоит в центре южной стены крепости, а Колокольной называется потому, что когда-то на ней была звонница Никольского собора. С этой звонницы во время лихолетий набатный колокол оповещал о приближении врага. В середине XIX века звонницу убрали, и даже разобрали верхние ярусы Колокольной башни, но она по-прежнему выглядит грозно. На переднем плане Колокольной башни видна арка Никольских ворот, на которой явственно выделяется икона Николая Чудотворца – покровителя воинства, перед ней протянулись остатки Никольского захаба, частично восстановленный фундамент Плоской башни – второй прямоугольной башни в крепости (она обрушилась более 100 лет назад, когда Изборская крепость была заброшенной и за её состоянием никто не следил), из крепости перекинут современный деревянный мостик через выдолбленный древними строителями в скале ров.
Кусочек Плоской башни и вид на церковь Сергия и Никандра. Храм в честь двух святых – заступника Москвы Сергия Радонежского и пустынника Никандра Псковского изначально был деревянным, и возвели его внутри Изборской крепости сразу после присоединения Пскова к Москве. Во время одного из пожаров деревянная крепость сгорела. Когда храм восстанавливали в камне, его установили уже вне крепостных стен.
В начале XV века в связи с распространением огнестрельного оружия Изборская крепость была усилена башнями, предназначенными для ведения артиллерийского обстрела. В 1510 г. Изборск вместе с Псковом вошёл в состав Московского княжества и вскоре перестал быть форпостом на северо-западных рубежах русских земель. Виною тому политические причины: в правление Ивана Грозного бояре из Изборска открыли ворота Железного города войскам литовского воеводы Полубенского. Грозный царь через две недели после захвата отбил крепость и жестоко расправился со всеми, заподозренными в «Изборской измене». Теплоты во взаимоотношениях Псковщины и Московии это не прибавило, и со второй половины XVI века основным северо-западным форпостом Руси стал Псково-Печерский монастырь. В настоящее время населённый пункт Изборск на картах Псковской области обозначен как деревня, хотя на её территории и расположен историко-архитектурный иприродно-ландщафтный заповедник «Изборск». В наши дни внутри древней Изборской крепости находится музей, ведутся реставрационные работы, под стенами крепости проводят свои сражения клубы военно-исторической реконструкции.
Одна из древнейших достопримечательностей Изборска – Словенские ключи. По сути, это 12 небольших водопадов, несущих подземные воды с холма, на котором расположено Труворово городище. Они сливаются в единый поток, называемый «Рекой жизни» и впадают в Городищенское озеро, прохладное летом и не замерзающее зимой.
Словенские ключи почитаются ныне православной святыней, их называют «Ключи 12 апостолов», их воды ежегодно освящаются Православной церковью в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». Неоязычники приходят сюда со своими ленточками и пожеланиями, мотивируя это тем, что ключи были здесь задолго до христианства, да и названы именем язычника Словена.
Словенские ключи являют собой зрелище совершенно фантастическое: из почти отвесной стены под напором бьёт вода, ручейки сливаются в бурный поток, кругом сугробы, крутой спуск к озеру весь заледенел, а у подножия водопадов – буйная зелёная трава, ближе к воде – живописные развалины водяной мельницы постройки XIX века. Словенские ключи напомнили мне бурные водопады Пшады в окрестностях Геленджика.
В чистых и незамерзающих водах Городищенского озера живут лебеди. Их много, они не боятся людей, потому что местные их подкармливают. Стая лебедей, величаво скользящая по глади озера – потрясающе красивое зрелище, неожиданное для наших холодных широт и зимнего снежного пейзажа.
Перед нами – башня Святых Ворот Псково-Печерского монастыря. Построена она ещё в 40 гг XVII века. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печоры получили значение общегосударственной крепости: в знак этого на главной проездной крепостной башне – башне Святых Ворот, или Никольской, названной так по стоящему позади неё храму, был установлен государственный герб. Башню эту называют с тех пор Петровской. Сейчас герба на башне что-то не видно, но зато есть часы, установленные в 1913 г. Эта башня - главный вход в обитель.
Когда обозреваешь ансамбль монастыря со смотровой площадки, он производит довольно странное впечатление. Во-первых, в отличие от большинства православных обителей и крепостей, он расположен не на горе, а в глубоком овраге, на дне которого протекает ручей Каменец. Мощные укреплённые стены ступенями спускаются по уступам Святой горы, защищая монастырские постройки. Во-вторых, многочисленные яркие здания внутри серых крепостных стен, относящиеся к разным эпохам и к разным архитектурным стилям, кажутся эклектическим и бессистемным нагромождением построек. И лишь попадая внутрь и обозревая ансамбль монастыря со дна оврага, понимаешь, насколько он гармоничен и прекрасен. Псково-Печерскому монастырю вообще присущ некий дуализм: вроде монастырь, но в то же время мощная оборонная крепость, вроде храмы, зовущие ввысь, но частично их помещения располагаются в подземных пещерах Святой горы. Собственно, по этим пещерам монастырь и называется Печерским, то есть пещерным. Даже монастырское кладбище здесь необычное: гробы с покойниками не зарывают, а как бы складируют один на другой в пещерах монастыря. Микроклимат в них такой, что разложения и сопутствующих ему запахов практически нет, но незаметный процесс тления всё-таки идёт, иногда стоящие внизу гробы просто рассыпаются в прах, а установленные на них сверху с грохотом проседают вниз, чтобы дать место другим, новым захоронениям.
С пещер начиналась Псково-Печерская лавра. По преданию, в естественных пещерах, расположенных в отложениях песчаника по берегам ручья Каменец в конце XIV века поселились монахи, бежавшие в Псковскую землю с юга от набегов крымских татар. «Начальным иноком» монастыря был преподобный Марк, благочестивый отшельник, свидетелями пребывания которого являются камень, на котором он возносил свои молитвы и многовековой дуб. Возможно, его авторству принадлежит надпись, сделанная над входом в каменную нору «Богом зданные пещеры». Конечно, преподобный Марк был не единственным отшельником в пещерах, потому что местные жители слышали в окрестностях горы стройное многоголосое пение, славящее Господа, и принимали его за ангельское, за что гору в народе и прозвали Святой. Следующие пещерные жители обосновались на Святой горе в 70-е гг XV века, и пришли они уже не с юга, а с запада. Священник Иван со своей женой Марией бежали сюда от притеснений ливонцев из города Юрьева, или Дерпта (современный Тарту). В Дерпте, некогда русском городе Юрьеве, захваченном рыцарями Ливонского ордена, проживало много православных людей, и согласно договору, заключенному в 1463 г. великим князем Иоанном III Московским и магистром ливонского ордена, рыцари обязались не притеснять православных и не мешать им исповедовать свою исконную веру. Однако в 1472 г. в праздник Богоявления во время освящения воды на реке Омовже ливонцы схватили священника Никольской церкви г.Дерпта отца Исидора и всех прихожан, принуждая их отречься от православной веры и признать папскую унию. Прихожане отказались, и тогда их всех, включая женщин и детей, утопили подо льдом реки. Это известие настолько потрясло отца Иоанна и его жену, что они приняли монашеский постриг, став соответственно монахом Ионой и монахиней Вассой. Именно с этого момента начинается официальная история Псково-Печерского монастыря. В 1473 г. преподобный Иона выкопал в Святой горе подземную церковь и освятил её в честь Успения Пресвятой Богородицы. С Ионой связано одно из первых монастырских чудес. Когда скончалась его жена Мария (монахиня Васса), Иона с немногочисленной братией отпели её и предали дубовый гроб с телом земле. Однако наутро Иона увидел, что гроб выставлен из земли. Вассу отпели повторно и сова закопали. Но наутро гроб опять оказался на поверхности. Тогда Иона сделал нишу в стене у входа в пещеру. Там мощи преподобной Вассы покоятся и доныне. С тех пор монахов в обители не хоронят, их мощи в гробах размещают в пещерах.
Это сейчас монастырь обнесён мощной белокаменной стеной, а когда-то он был немногочисленным и незащищённым. Многострадальную обитель не раз разоряли ливонские рыцари – монастырь стоит почти на границе с Эстонией, тут всего 20 километров до ливонской крепости Нейгаузен. Укреплять монастырь, превращая его в оборонительное сооружение, начали после того, как Псков стал частью Московского княжества. Дьяк Мисюрь Мунехин в 1523 г. обнёс монастырь деревянными стенами, построил на собственные средства новую Успенскую церковь и возвёл на Святой горе церковь во имя Антония и Феодосия – основателей Киево-Печерской лавры. С одной стороны, это должно было подчёркивать преемственность православных традиций, с другой – на Псковщине до сих пор существует легенда о том, что тайные подземные ходы из здешних пещер ведут прямиком в пещеры Киево-Печерской лавры, что обе лавры выстроены по разные стороны единой системы известняковых каменных катакомб. Кстати, Мисюрь Мунехин был первым мирянином, похороненным в пещерах Псково-Печерского монастыря. До этого чести быть погребенным в них удостаивались только монахи. С погребения Мисюря Мунехина начинается история светских захоронений в Псково-Печёрской Лавре. Усопших монахов и усопших мирян распределяют по разным галереям подземных пещер. На сегодняшний день общее число захоронений составляет около 10 тысяч человек. Среди них можно найти предков А.С.Пушкина, М.И.Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н.Плещеева, В.Н.Татищева и др. Ближние пещеры, например, с гробом преподобной Вассы, находятся в открытом доступе, вход в дальние осуществляется по предварительной договорённости, поэтому мы в них, к сожалению, не попали. Одна разговорчивая бабуля рассказала нам, что время посещения дальних пещер сократили до трёх дней в неделю, потому что от бесконечного потока паломников в них стал нарушаться естественный микроклимат.
В 1529 г. игуменом монастыря стал монах Корнилий. Эта небольшая скромная статуя, едва ли высотой в человеческий рост, установлена перед монастырём в его честь. С игуменом Корнилием связан настоящий расцвет обители: число монастырской братии при нём выросло с 12 до 100 человек, была построена трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширена Успенская церковь, прокопаны вглубь и расширены монастырские пещеры, была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод - Псковская третья летопись. Именно при нём обитель превратилась в сильную крепость, но игумен Корнилий поплатился за это в буквальном смысле слова головой и стал преподобномучеником. Легенда гласит, что во время похода на Ригу где-то около 1558 гг. царь Иван Грозный проезжал через Псков и Печоры и заехал в гости к игумену монастыря. Тот посетовал, что монастырь его разоряют ливонцы и испросил разрешения возвести вокруг него каменную стену. Недоверчивый и подозрительный московский царь испугался, что новый форпост может быть с большой вероятностью использован против него, и пошутил, что разрешает построить монастырю каменную ограду, но не больше воловьей шкуры. Хитроумный Корнилий велел своим монахам взять воловью шкуру и разрезать её на тонкие ремни, соединить эти ремни в длинную кожаную полосу, и согласно длине этой полосы выстроить стену монастыря. Ремней из воловьей шкуры хватило на 800 метров монастырских стен. Возвращаясь из похода Иван Грозный вновь проходил через Печоры, увидел каменный монастырь и заподозрил игумена Корнилия в измене. В гневе он снёс ему голову своей острой саблей. Но, якобы, когда Грозный отрубил Корнилию голову, то тут же раскаялся в содеянном преступлении, поднял обезглавленное тело праведника и медленно понес его к главному храму монастыря, к Успенскому собору. Кровь с бездыханного тела капала на землю. С тех пор дорога от Никольских ворот монастыря, где встречал Корнилий царя, до Успенского собора называется Кровавой. Летом, во время церковных праздников, она бывает украшена пёстрым ковром из живых цветов.
Так выглядит Кровавый Путь зимой
А вот так выглядит обитель изнутри, если смотреть на неё, спускаясь по Кровавому Пути Ивана Грозного от Никольских ворот к Успенскому храму. Она производит нарядное, мирное и светлое впечатление. Многие паломники сравнивают её с воплощением рая на земле. То, что основные постройки находятся в котловине ниже уровня окружающего ландшафта, даёт удивительное чувство защищённости от перипетий жестокого мира, оставшегося вовне за монастырской стеной. Кстати, обратите внимание: внизу справа от дороги торчит серенькая крыша то ли навеса, то ли киоска. Это стеклянный павильон (к сожалению, окна залеплены снегом и вообще давно не мыты) в котором хранится карета императрицы Анны Иоанновны. Она часто приезжала сюда замаливать многочисленные грехи , когда ездила навещать свои курляндские владения, но однажды она так заторопилась по государственным делам, что решила проехать мимо монастыря, не заезжая в него. Не тут-то было! Вдруг разразилась сильнейшая буря, и императрице пришлось –таки скрываться от непогоды в монастыре. В память об этом назидательном событии она принесла Псково-Печерской лавре в дар свою парадную карету.
На переднем плане перед Успенским собором, оформленным в стиле украинского барокко (чтобы подчеркнуть связь с Киево-Печерской лаврой) мы видим зелёный шатёр, или сень, установленную над живоносным источником. Этот колодец играл огромную роль для всего монастыря во время многочисленных осад, снабжая защитников крепости водой. Сегодня, чтобы добыть святую воду, надо потрудиться: в источнике нет электрического насоса, всё на ручной тяге – для подъема воды установлена старинная железная колонка, какие были раньше на улицах в маленьких уездных городах.
В 1910 г. чуть выше древнего колодца была возведена шестигранная надкладезная часовня, украшенная богатой декоративной лепниной. На гранях часовни размещены изображения ликов святых. В росписи стен часовни принимали участие лучшие художники Пскова.
Вид на Успенскую церковь. Изначально она была выдолблена в горе, являясь главным и самым древним храмом монастыря. Успенская церковь имеет только передний фасад, противоположной стеной уходя в гору. За свою многовековую историю она неоднократно обновлялась и расширялась. В 1758-1759 гг. снаружи над подземным Успенским храмом возвели Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Купола в стиле украинского барокко были возведены над Успенско-Покровским храмом в XIX веке.
Это двухэтажное зелёное здание на каменном фундаменте построено в 1883 г. у подножия Михйловского собора. В 1990 г. прямо от дома к собору построили крытый переход с лестницей. В нижнем этаже располагаются административные службы монастыря, а на втором находятся личные покои настоятеля. По праздникам с маленького балкончика, что над мостом, он благословляет прихожан и раздаёт им дары. Покои настоятеля охраняют казаки с шашками.
Вид на величественный Собор Михаила Архангела. Он выделяется из всех храмов обители не только архитектурным стилем позднего классицизма, но и победоносным патриотическим духом. Михайловский собор был возведён в 1827 г. в честь героев Отечественной войны 1812 г., как и Храм Христа –Спасителя в Москве. На мой взгляд, в их непохожих очертаниях всё равно есть что-то общее. Собор Михаила Архангела буквально встроен в крепостную стену. Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости. Он выглядит очень внушительно и оттого, что построен на горе, и от того, что собственная высота его составляет 32 метра.
Монастырская ризница, или Большая казна . При игумене Корнилии она размещалась в подклете Благовещенской церкви, а теперь расположена в современном отдельном трёхярусном здании, выстроенном в едином стиле с надкладезной часовней. На трёх этажах здания ризницы расположены склад, библиотека и собственно ризница, то есть сокровищница Псково-Печерского монастыря, где хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки русских царей и императоров монастырю. Звучит соблазнительно, будто про сокровища алмазного фонда. Но нас туда не водили – то ли лимит времени не позволил, то ли ризница вообще закрыта для экскурсионного посещения. Полюбовались снаружи.
Большая звонница монастыря (потому что есть ещё и малая). Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в 1523 г. на месте старой деревянной. Она насчитывает шесть основных пролётов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее над ними, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментами, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный обители Иваном Грозным, весит три тонны, Будничный , который отбивает часы, был отлит по приказу Бориса Годунова и весит две тонны, Большой колокол, вклад Петра Великого, весит четыре тонны. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря – одно из самых значительных как на Псковской земле, так и на Северо-Западе России в целом.
Малая звонница Псково-Печерского монастыря. Эта изящная звонница с асимметричным крыльцом была пристроена в 1581 г. к церкви Николы Ратного, выстроенной в 1565 г. и какое-то время , до постройки Башни Святых Ворот, служившей главным входом в монастырь.
Стены Псково-Печерского монастыря защищали западные границы России более 150 лет. За это время монастырь выдержал осады войск польского короля Стефана Батория, польских отрядов под командованием панов Ходкевича и Лисовского, шведских войск короля Густава II Адольфа, а потом и Карла XII. С момента основания монастыря и до наших дней в нём не угасала непрестанная молитва – ведь за всю свою историю монастырь ни разу не закрывался. В 1920 г. Псково-Печерская обитель по Тартускому мирному договору была отнесена к Эстонии, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения. В годы Великой Отечественной войны монастырь функционировал, находясь на оккупированной территории. Его наместников обвиняли в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, и лишь после войны стало известно, как в стенах обители монахи скрывали людей, которых разыскивало гестапо. В 1945 г. Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР, и после этого около 40 лет в Российской Федерации действовали только два монастыря, две лавры – Троице-Сергиева и Псково-Печерская. Проходят века, а Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь остаётся центром духовной жизни не только Псковской земли, но и всей России.
Текст и часть фотографий – Clone2000, за что ему огромное спасибо.
Текст и часть фотографий – Clone2000, за что ему огромное спасибо.
Комментарии3