Прерафаэлиты
В серии моих постов по искусству и архитектуре эпохи Модерна, которую я собираюсь продолжить, я рассказывал Вам про Арт-Нуво, Югенд-Стиль, Русский Стиль в Модерне… А что было до Модерна? В XIX веке предтечами Модерна были Прерафаэлиты – сообщество художников и поэтов, созданного в Викторианскую эпоху в 1848 году, и оказавшего огромное влияние на английскую живопись и искусство в целом.
Форд Мэдокс Браун
Труд. 1852-1865
Труд. 1852-1865
Противопоставив себя официальным художественным течениям, группа молодых реформаторов сделала своим кредо борьбу с художественными ценностями предшествовавших эпох, которые для них персонифицировались в Британской королевской академии художеств с её закоснелыми традициями и слепым подражанием классическому канону. Прерафаэлиты были убеждены, что современную английскую живопись надо спасать и возродить её сможет возвращение к искренности и простоте раннего искусства. За образец они взяли искусство Средневековья и живопись флорентийских художников эпохи Раннего возрождения, откуда и возникло название – прерафаэлиты, т.е. последователи тех, кто был “до Рафаэля”. Чтобы уйти от “мёртвых” академических сюжетов и изображения людей и природы “отвлечённо красивыми”, прерафаэлиты вдохновлялись образами рыцарей и прекрасных дам, иллюстрировали произведения Шекспира, Данте, старинные английские сказки и легенды, подбирая моделей среди родных и знакомых, иногда случайных людей – продавщиц, служанок, уличных женщин…
Но, помимо сюжетов, картины этих художников отличала ещё и новаторская техника живописи – они разработали множество приёмов, неведомых их предшественникам или прочно забытых. Благодаря этим приёмам работы прерафаэлитов сохранили свежесть и яркость красок до наших дней. Отвергая “комнатную живопись”, они писали пейзажи на природе, делали скурпулёзные этюды с натуры, воспроизводя её максимально точно и отчётливо, стоя часами под жарким солнцем, дождём, ветром, чтобы создать порой лишь очень небольшой фрагмент картины. Эта тончайшая работа требовала огромного терпения и труда.
Английские прерафаэлиты жили в особой, созданной ими самими обстановке и сделали свой образ жизни чрезвычайно модным, как художественное течение достигли всемирной славы и, несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, содействовали утверждению нового видения в изобразительном искусстве и стали предтечами Европейского Модерна.
Но, помимо сюжетов, картины этих художников отличала ещё и новаторская техника живописи – они разработали множество приёмов, неведомых их предшественникам или прочно забытых. Благодаря этим приёмам работы прерафаэлитов сохранили свежесть и яркость красок до наших дней. Отвергая “комнатную живопись”, они писали пейзажи на природе, делали скурпулёзные этюды с натуры, воспроизводя её максимально точно и отчётливо, стоя часами под жарким солнцем, дождём, ветром, чтобы создать порой лишь очень небольшой фрагмент картины. Эта тончайшая работа требовала огромного терпения и труда.
Английские прерафаэлиты жили в особой, созданной ими самими обстановке и сделали свой образ жизни чрезвычайно модным, как художественное течение достигли всемирной славы и, несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, содействовали утверждению нового видения в изобразительном искусстве и стали предтечами Европейского Модерна.
Форд Мэдокс Браун
“Возьмите вашего сына, сэр!” 1851
“Возьмите вашего сына, сэр!” 1851
Джон Эверетт Милле
Лоренцо в доме Изабеллы. 1848
Лоренцо в доме Изабеллы. 1848
Данте Габриэль Россетти
Девичество Девы Марии. 1848
Девичество Девы Марии. 1848
Уильям Холман Хант
Обращённая семья бриттов прячет христианского миссионера от друидов. 1850
Обращённая семья бриттов прячет христианского миссионера от друидов. 1850
Джон Эверетт Милле
Христос в родительском доме. 1850
Христос в родительском доме. 1850
Артур Хьюз
Долгая помолвка. 1854-1859
Долгая помолвка. 1854-1859
Форд Мэдокс Браун
Чосер при дворе Эдуарда III (джеффри Чосер читает “Легенду о Констанце” Эдуарду III и его придворным во дворце Шин в день сорокапятилетия Чёрного принца). 1856-1868
Чосер при дворе Эдуарда III (джеффри Чосер читает “Легенду о Констанце” Эдуарду III и его придворным во дворце Шин в день сорокапятилетия Чёрного принца). 1856-1868
Форд Мэдокс Браун
Милые барашки. 1851
Милые барашки. 1851
Форд Мэдокс Браун
Прощание с Англией. 1855-1866
Прощание с Англией. 1855-1866
Форд Мэдокс Браун
Пророк Илия и сын вдовы. 1864
Пророк Илия и сын вдовы. 1864
Форд Мэдокс Браун
Mauvais Sujet (Испорченная). 1863
Mauvais Sujet (Испорченная). 1863
Уильям Холман Хант
Светоч мира. 1853
Светоч мира. 1853
Уильям Холман Хант
Отрока Иисуса находят во храме. 1860
Отрока Иисуса находят во храме. 1860
Уильям Холман Хант
Триумф невинных. 1833-1884
Триумф невинных. 1833-1884
Уильям Холман Хант
Козёл отпущения. 1856
Козёл отпущения. 1856
Уильям Холман Хант
Вечерняя заря в Египте. 1854
Вечерняя заря в Египте. 1854
Уильям Холман Хант
Клаудио и Изабелла. 1850
Клаудио и Изабелла. 1850
Уильям Холман Хант
Изабелла. 1867
Картина написана по мотивам поэмы Джона Китса “Изабелла, или Горшок с базиликом”, сюжет которой, в свою очередь, заимствован из “Декамерона” Бокаччо. Сюжет картины обращает зрителя к тому эпизоду поэмы, когда безутешная Изабелла горюет у горшка с базиликом, куда она спрятала голову своего возлюбленного – бедного подмастерья Лоренцо, убитого её братьями.
Изабелла. 1867
Картина написана по мотивам поэмы Джона Китса “Изабелла, или Горшок с базиликом”, сюжет которой, в свою очередь, заимствован из “Декамерона” Бокаччо. Сюжет картины обращает зрителя к тому эпизоду поэмы, когда безутешная Изабелла горюет у горшка с базиликом, куда она спрятала голову своего возлюбленного – бедного подмастерья Лоренцо, убитого её братьями.
Уильям Холман Хант
Леди Шалот. 1888-1905
Иллюстрация к поэме Альфреда Теннисона “Волшебница Шалот”, - истории о прекрасной девушке Элейн, на которой лежит проклятие: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Ей запрещено покидать башню и даже смотреть из окна. Покинув своё место заточения ради сэра Ланселота, Элейн засыпает вечным сном.
Леди Шалот. 1888-1905
Иллюстрация к поэме Альфреда Теннисона “Волшебница Шалот”, - истории о прекрасной девушке Элейн, на которой лежит проклятие: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Ей запрещено покидать башню и даже смотреть из окна. Покинув своё место заточения ради сэра Ланселота, Элейн засыпает вечным сном.
Джон Эверетт Милле
Ариэль соблазняет Фердинанда. 1850
Коварный дух воздуха Ариэль из пьесы Уильяма Шекспира “Буря” сообщает ложную весть о смерти отца Фердинанда.
Ариэль соблазняет Фердинанда. 1850
Коварный дух воздуха Ариэль из пьесы Уильяма Шекспира “Буря” сообщает ложную весть о смерти отца Фердинанда.
Джон Эверетт Милле
Марианна. 1851
Марианна. 1851
Джон Эверетт Милле
Подружка невесты. 1851
Подружка невесты. 1851
Джон Эверетт Милле
Офелия. 1852
Офелия. 1852
Джон Эверетт Милле
Гугенот в День святого Варфоломея. 1852
В ночь на 24 августа 1572 года, в День святого Варфоломея, во время торжеств в честь свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа, в Париже произошла массовая резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь. На картине девушка-католичка, чтобы спасти возлюбленного-гугенота от гибели, тщетно пытается надеть на руку юноши спасительный знак – белую повязку.
Гугенот в День святого Варфоломея. 1852
В ночь на 24 августа 1572 года, в День святого Варфоломея, во время торжеств в честь свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа, в Париже произошла массовая резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь. На картине девушка-католичка, чтобы спасти возлюбленного-гугенота от гибели, тщетно пытается надеть на руку юноши спасительный знак – белую повязку.
Джон Эверетт Милле
Приговорённый роялист, 1651. 1853
Приговорённый роялист, 1651. 1853
Джон Эверетт Милле
Слепая девушка. 1856
Слепая девушка. 1856
Джон Эверетт Милле
Жанна Д’Арк. 1865
Жанна Д’Арк. 1865
Данте Габриэль Россетти
“Ecce ancilla Domini!” (Благовещение). 1850
“Ecce ancilla Domini!” (Благовещение). 1850
Данте Габриэль Россетти
Beata Beatrix (Прекрасная Беатриче) 1864
Beata Beatrix (Прекрасная Беатриче) 1864
Данте Габриэль Россетти
Чаша любви. 1867
Чаша любви. 1867
Данте Габриэль Россетти
Заклинание моря. 1877
Заклинание моря. 1877
Фредерик Сэндис
Фея Моргана. 1864
Фея Моргана. 1864
Фредерик Сэндис
Медея. 1868
Медея. 1868
Артур Хьюз
Сэр Галахад в поисках чаши Грааля. 1865-1870
Сэр Галахад в поисках чаши Грааля. 1865-1870
Ноэль Патон
Дома, 1856 (Возвращение из Крыма). 1856
Дома, 1856 (Возвращение из Крыма). 1856
Ноэль Патон
Заря: Лютер в Эрфурте. 1861
Заря: Лютер в Эрфурте. 1861
Ноэль Патон
Налёт эльфов. 1867
Налёт эльфов. 1867
Ноэль Патон
Кровавое свидание. 1855
Кровавое свидание. 1855
Ноэль Патон
Муж скорбей. 1875
Муж скорбей. 1875
Ноэль Патон
Mors janua Vitae (Смерть – врата жизни). 1866
Mors janua Vitae (Смерть – врата жизни). 1866
Чарльз Олстон Коллинз
Благочестивое детство святой Елизаветы Венгерской. 1851
Благочестивое детство святой Елизаветы Венгерской. 1851
Чарльз Олстон Коллинз
Монастырские размышления. 1851
Монастырские размышления. 1851
Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс
Поклонение волхвов. Гобелен. 1890
Поклонение волхвов. Гобелен. 1890
Уильям Шекспир Бёртон
Раненый кавалер. 1856
На картине мы видим кавалера-роялиста, ставшего жертвой нападения в лесу; серьёзно раненный, он брошен умирать. Его находят проходившие по лесу пуритане: женщина пытается помочь раненому, тогда как её спутник, недовольный, ревниво наблюдает за происходящим. Отчаянное положение кавалера очевидно из мертвенного выражения его лица, в то время как прекрасное, нежное лицо пуританки исполнено сострадания.
Раненый кавалер. 1856
На картине мы видим кавалера-роялиста, ставшего жертвой нападения в лесу; серьёзно раненный, он брошен умирать. Его находят проходившие по лесу пуритане: женщина пытается помочь раненому, тогда как её спутник, недовольный, ревниво наблюдает за происходящим. Отчаянное положение кавалера очевидно из мертвенного выражения его лица, в то время как прекрасное, нежное лицо пуританки исполнено сострадания.
Уильям Шекспир Бёртон
Царь скорбей. 1897
Царь скорбей. 1897
Уолтер Крейн
Свиток судьбы. 1882
Свиток судьбы. 1882
Уолтер Крейн
Мост жизни. 1884
Мост жизни. 1884
Уильям Белл Скотт
Перенесение тела короля Артура в Волшебную страну. 1847-1848
Перенесение тела короля Артура в Волшебную страну. 1847-1848
Уильям Белл Скотт
Римляне строят стену для защиты юга. 1857
Римляне строят стену для защиты юга. 1857
Уильям Белл Скотт
Эгфрид предлагает святому Кутберту епископство. 1861
Эгфрид предлагает святому Кутберту епископство. 1861
Эдвард Бёрн-Джонс
Искушение Мерлина. 1874
Искушение Мерлина. 1874
Джон Уильям Уотерхаус
Офелия. 1894
Офелия. 1894
Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалот. 1888
Леди Шалот. 1888
Комментарии1