Неизгладимая метка: как легендарное фото осталось в истории, несмотря на попытки отмены
Недавно липкие ручонки Woke (актуальной западной повесточки) дотянулись в США до культовой фотографии, которая известна как «В день победы над Японией» и «Поцелуй на Таймс-сквер». Снимок сделан 14 августа 1945 года. На нем моряк целует медсестру. Момент удачно подловил фотограф Альфред Эйзенштадт.
Об авторе известно не так уж много. Альфред Эйзенштадт родился в 1898 году в польском городке Тчев. В 1906 году его семья переехала в Берлин. Фотографией он увлекался с детства, в 14 лет получил свою первую камеру. В конце 1916 году он был призван на фронт в артиллерию, в 1918 году получил ранение. В 1920-х годах работал продавцом галантереи, с 1928 года фотографом. Первым важным заданием для Эйзенштадта стал фоторепортаж с церемонии награждения Нобелевской премией Томаса Манна в 1929 году. Одной из самых известных его фотографий довоенного периода стала фотография Йозефа Геббельса на конференции Лиги наций в Женеве в 1933 году. В 1935 году Эйзенштадт переехал в США. Всю оставшуюся жизнь он прожил в Нью-Йорке. Там он сотрудничал с журналами Harper’s Bazaar, Vogue, Town and Country. С 1936 по 1972 год он работал фотографом в журнале Life. Позже он вспоминал: «На Таймс-сквер в День победы я увидел бегущего по улице моряка, хватающего всех без исключения девушек на виду. Была ли она бабушкой, полной, худой, старой, не имело значения. Я бежал впереди него со своей Leica, оглядываясь через плечо, но ни одна из возможных фотографий мне не понравилась. Затем внезапно, в мгновение ока, я увидел, как кто-то схватил что-то белое. Я обернулся и щелкнул в тот момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное платье, я бы никогда не сделал этот снимок. Если бы моряк был в белой униформе, то то же самое. Я сделал ровно четыре снимка. Это было сделано в течение нескольких секунд. Из-за баланса подходит только один. На других акцент сделан неправильно — моряк с левой стороны либо слишком маленький, либо слишком высокий. Люди говорят мне, что, когда я буду на небесах, они запомнят эту фотографию».
Фотография была опубликована неделю спустя в журнале Life среди других фотографий, которые были собраны в 12-страничном разделе «Празднование Победы».
Примечательно, что эту же пару заснял другой фотограф. Фотожурналист ВМС США Виктор Йоргенсен. Его фото было опубликовано в New York Times на следующий день под названием «Прощальный поцелуй войны». Так как этот снимок фотограф сделал при исполнении служебных обязанностей, то на него авторских прав не распространялось. Эйзенштадт был не при исполнении, как частное лицо, поэтому смог оформить авторские права и бдительно следил за их соблюдением.
В 1970-х Эйзенштадт дал интервью, и после этого журналисты решили установить личности героев снимка. И, как оказалось, претендентов на эту роль было предостаточно. Вскоре некая Эдит Шейн написала фотографу письмо. Он сообщил о письме журналу Life и даже подарил даме копию снимка, но сам до конца не был уверен, что фотографировал именно ее. Несмотря на то, что Шейн была ростом всего 147 см, а героиня, судя по всему, выше, иногда ее приглашали на тематические мероприятия и организовывали встречи с якобы «морячками». Позже о своем присутствии на снимке заявили Грета Фридман и Барбара Сокол. В 2012 году вышла книга «Целующийся моряк». Авторы Лоуренс Веррия и Джордж Галдориси, пришли к выводу, что женщиной была Грета Циммер Фридман и что на фотографии она была одета в униформу стоматолога-гигиениста. Грета переехала в США из Австрии в 1939 году. Ей был 21 год. Были и другие претендентки.
Журнал Life пытался разыскать мужчину, и таковых нашлось 11 человек. Наиболее вероятными претендентами на роль моряка называют Джордж Мендоса, Карл Мускарелло и Гленн Макдаффи. Мендоса служил на эсминце «Салливаны». В 2012 году, в возрасте 85 лет, Мендонса дал интервью каналу CBS. Он рассказал, что 15 августа 1945 года он находился в увольнительной и назначил свидание своей будущей жене Рите Петри. Они пошли в кино. Когда по радио начали транслировать речь Трумэна, люди выбежали на улицы и радовались. «С улицы раздавался стук в двери. Они включили свет, остановили шоу и сказали: ‘Война окончена, и японцы капитулировали! Я только что приехал с Тихого океана, думал, надо скоро возвращаться, и вдруг — кончается война! Как тут не потерять голову!» Затем они отправились отмечать в бар, где он успел выпить и находился в приподнятом настроении. Он утверждает, что Рита Петри тоже попала в кадр, она позади будущего мужа. На такое поведение своего молодого человека она отреагировала философски. Пара прожила в браке 70 лет. Зато в 1980-х Мендоса подал в суд на издание за нарушение приватности своей частной жизни. По другой версии он наоборот подал в суд на то, что не указали его имя. Циммер позже признавала, что целоваться с незнакомцем не собиралась и не восприняла это, как нечто романтичное, но и претензий к моряку не предъявляла.
Гленн Макдаффи тоже подал иск в 2007 году. Его слова подтвердила судмедэксперт Лоис Гибсон из Полицейского управления Хьюстона. Она измерила его уши, лицевые кости, линию роста волос, запястье, костяшки пальцев и кисть и сравнила их с фото. Макдаффи также прошел тест на полиграфе. По его словам, в тот день он радовался еще и тому, что его брата должны были освободить из японского плена. Медсестра сама первая захотела его обнять. Когда Макдаффи увидел бегущего фотографа, он сначала подумал, что это ее ревнивый муж. В итоге однозначно установить личность героя снимка не удалось.
Долгое время эта фотография активно тиражировалась и воспринималась как момент радости. Моряк символизировал триумф ВМФ, а девушка – тех, кто ждал военнослужащих дома, мирную жизнь. Однако в 21 веке на это фото стали смотреть иначе. Моряк поцеловал совершенно незнакомую девушку, не спросив ее разрешения. Исходя из современных нравов в этом усмотрели сексуальные домогательства, и фото начали «отменять». Под давлением Metoo в Сан-Диего статую «Безоговорочная капитуляция» переименовали в «Объятия мира». В Министерстве по делам ветеранов США на днях запретили размещать это изображение на всех принадлежащих ему объектах. Помощник заместителя министра по делам ветеранов США РимаАнн Нельсон заявила, что сей запрет «отражает приверженность ведомства созданию уважительной и безопасной обстановки на рабочем месте», создает «травмоориентированную среду» и развивает «культуру инклюзивности и осведомленности». Однако после волны общественного возмущения министр по делам ветеранов США Денис Макдоноу в соцсети Х пояснил, что «изображение не запрещено в учреждениях министерства по делам ветеранов, и мы оставим его в наших учреждениях».
Комментариев пока нет