Вдохновляющие пейзажи кисти Л. Ф. Лагорио
«В горах Кавказа», 1879. Художественный музей, Харьков
«Мягкая, "бархатная" кисть Л. Ф. Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги». Так о художнике писал Л. Н. Толстой. Л. Ф. Лагорио считался одним из лучших учеников Айвазовского, однако со временем о нём стали забывать.
Не секрет, что творческие профессии ранее престижными не считались, поэтому абсолютное большинство художников были либо сами детьми художников, либо выходцами из небогатых семей, иногда крестьян. Лев Феликсович Лагорио – редкое исключение. Он родился 9 декабря 1826 года в Феодосии в известной и уважаемой семье. Крестили его в 1827 году, поэтому в некоторых источниках указывают годом рождения 1827-й. Его отец Феличе Лагорио был потомком аристократического генуэзского рода, имел компанию, занимавшуюся торговлей с Мингрелией и Имеретией (сейчас территория Грузии), а также был вице-консулом королевства Обеих Сицилий. О матери художника Анне Лагорио известно только то, что она была немкой. При этом до 1852 года рождённый в России Л. Ф. Лагорио официально был французским гражданином, а российское гражданство получил перед поездкой за границу.
Л. Ф. Лагорио с детства любил рисовать и в 13 лет стал учеником своего самого известного земляка – И. К. Айвазовского. В 1843 году таврический губернатор Александр Казначеев лично привёз юное дарование в столицу для поступления в Академию художеств. Учёбу оплатил герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Лагорио поступил в пейзажный класс известного педагога М. Н. Воробьёва. Воробьёв – основоположник романтико-классицистического направления в пейзажной живописи. Также его наставниками были баталисты А. И. Зауервейд и Б. П. Виллевальде. Летом 1845 года художник совершил плавание на военном фрегате «Грозящий», в 1846 году плавал на собственной лодке вдоль берегов Финского залива.
В 1847 году он был удостоен малой серебряной медали за «Финляндский вид», в 1848 году — большой серебряной медали за этюд с натуры, потом золотой медали 2-й степени за работу «Вид в окрестностях Выборга». В 1850 году он получил звание художника и золотую медаль 1-й степени за «Вид на Лахте, близ Петербурга». Звание художника приравнивалось к чиновнику XIV класса.
Во время учёбы Лагорио сдружился с братьями Жемчужниковыми. Вместе со Львом Михайловичем Жемчужниковым он создал известный портрет Козьмы Пруткова. Козьма Прутков – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Лев Жемчужников учился вместе с Лагорио в Академии.
Л. М. Жемчужников в мемуарах вспоминал о своем друге так: «Лагорио имел уже все медали, но отправка его за границу замедлилась. Император Николай Павлович задумал совершенно прекратить отправку пейзажистов за границу, а прочим сократить срок с шести на три года. Лагорио пожелал ехать куда-нибудь на лето; мысль эта мне понравилась, и я уговорил его отправиться вместе со мною в Малороссию к Лизогубам, а конференц-секретарь Академии В. И. Григорович снабдил его письмом к богатому меценату, помещику Полтавской губернии Григорию Степановичу Тарновскому. По приезде в Седнев я был встречен у Лизогубов, как родной, Лагорио вполне радушно, как мой друг; его все полюбили, да нельзя было не полюбить его в то время, милого, весёлого, талантливого, покладливого для жизни. Нам отвели две комнаты, где жил доктор, малярию отдали тоже нам; и мы зажили привольно. Однако, разбирая свои вещи, я убедился, что недостает двух моих эскизов сепией, которые были очень хороши и которыми я очень дорожил: "Явление ангелов пастухам", а другой эскиз "Рождество Христа" - оба были спрятаны в чемодане Лагорио, и ими любовались у Кампиони. С утра мы уходили на работы, Лагорио затеял написать этюды "старого пня" и "бурьяна", которые вышли замечательно хороши; я рисовал его сидящего под раскинутым навесом из полотна и пишущим этюд бурьяна. По звонку мы сходились в дом к завтраку и обеду; купались на просторе в реке; вечером брали урок пения у Ильи Ивановича Лизогуба, который был замечательным учителем и обладал безграничным терпением».
В 1851 году художник за казённый счет путешествовал на Кавказ, а в 1852 году отправился на 8 лет в пенсионерскую поездку в Европу. В 1853 году он жил в Париже, в 1854 году переехал в Рим. Написанную в Италии картину Лагорио «Вид из итальянского домика в сад» за 400 рублей выкупила императрица Александра Фёдоровна, деньги художник пожертвовал в фонд помощи раненым в Крымской войне. По окончании оплаченной поездки он продлил её за свой счёт ещё на два года. Вернувшись в Россию в 1860 году, он получил звание профессора за привезённые картины «Фонтан Аннибала, в Рокка-ди-Папа», «Капо-ди-Монте, в Сорренто» и «Понтинские болота».
В 1861 году художник снова совершил поездку на Кавказ, после чего представил императору Александру II картины «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора», за которые был удостоен ордена святой Анны 3-й степени. В 1863 году он вновь поехал на Кавказ, на этот раз в свите великого князя Михаила Николаевича. Художнику довелось участвовать в боевых действиях, за что к имевшемуся у него ордену добавили мечи.
В 1885 году он получил заказ на серию картин с сюжетом о Русско-турецкой войне, и для работы он снова отправился за границу. В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почётным членом Академии художеств.
Лагорио при жизни был известным художником, но жил относительно небогато. Работал он медленно, кропотливо, поэтому картин писал не так уж много (его наставник Айвазовский в этом плане был гораздо плодовитее и не стеснялся привлекать учеников, да и некоторые другие именитые мастера поставили дело на поток). К тому же Лагорио предпочитал работать с натуры, а «творческие командировки» тоже стоили денег.
О частной жизни мастера известно не так уж много. 16 сентября 1862 года в приходской римско-католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге 36-летний художник женился на 17-летней Елене Герцык.
В 1865 году в этой же церкви крестили их единственную дочь Ольгу. Художник был дружен с родственниками жены, часто гостил в доме брата Елены Казимира в Судаке. Тот даже оборудовал для Лагорио при доме мастерскую. Известно, что в 1887 году дочь художника поступила в консерваторию. В некоторых источниках пишут, что она её закончила и даже выступала в Мариинском театре, но подтверждений этому нет. По другой информации консерваторию она бросила, так и не доучившись.
В 1905 году Лагорио умер из-за осложнений на фоне гриппа. После этого вдова и дочь из-за финансовых проблем вынуждены были продавать оставшиеся у них картины художника, а потом император назначил им пенсию, сначала 600 руб, затем 900. После революции их следы теряются.
****************
Некоторые работы мастера:
«Крымский пейзаж», 1891. Картинная галерея имени П. М. Догадина, Астрахань
Не секрет, что творческие профессии ранее престижными не считались, поэтому абсолютное большинство художников были либо сами детьми художников, либо выходцами из небогатых семей, иногда крестьян. Лев Феликсович Лагорио – редкое исключение. Он родился 9 декабря 1826 года в Феодосии в известной и уважаемой семье. Крестили его в 1827 году, поэтому в некоторых источниках указывают годом рождения 1827-й. Его отец Феличе Лагорио был потомком аристократического генуэзского рода, имел компанию, занимавшуюся торговлей с Мингрелией и Имеретией (сейчас территория Грузии), а также был вице-консулом королевства Обеих Сицилий. О матери художника Анне Лагорио известно только то, что она была немкой. При этом до 1852 года рождённый в России Л. Ф. Лагорио официально был французским гражданином, а российское гражданство получил перед поездкой за границу.
«Императорская яхта „Держава“», 1886. Частное собрание
Л. Ф. Лагорио с детства любил рисовать и в 13 лет стал учеником своего самого известного земляка – И. К. Айвазовского. В 1843 году таврический губернатор Александр Казначеев лично привёз юное дарование в столицу для поступления в Академию художеств. Учёбу оплатил герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Лагорио поступил в пейзажный класс известного педагога М. Н. Воробьёва. Воробьёв – основоположник романтико-классицистического направления в пейзажной живописи. Также его наставниками были баталисты А. И. Зауервейд и Б. П. Виллевальде. Летом 1845 года художник совершил плавание на военном фрегате «Грозящий», в 1846 году плавал на собственной лодке вдоль берегов Финского залива.
«Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге)», 1849. Областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Иркутск
В 1847 году он был удостоен малой серебряной медали за «Финляндский вид», в 1848 году — большой серебряной медали за этюд с натуры, потом золотой медали 2-й степени за работу «Вид в окрестностях Выборга». В 1850 году он получил звание художника и золотую медаль 1-й степени за «Вид на Лахте, близ Петербурга». Звание художника приравнивалось к чиновнику XIV класса.
«Вид на Лахте в окрестностях Петербурга», 1850. Областной художественный музей, Донецк
Во время учёбы Лагорио сдружился с братьями Жемчужниковыми. Вместе со Львом Михайловичем Жемчужниковым он создал известный портрет Козьмы Пруткова. Козьма Прутков – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Лев Жемчужников учился вместе с Лагорио в Академии.
Л. Жемчужников, Ал. Бейдеман, Л. Лагорио. Вымышленный «портрет» Козьмы Пруткова. Около 1853–1854
Л. М. Жемчужников в мемуарах вспоминал о своем друге так: «Лагорио имел уже все медали, но отправка его за границу замедлилась. Император Николай Павлович задумал совершенно прекратить отправку пейзажистов за границу, а прочим сократить срок с шести на три года. Лагорио пожелал ехать куда-нибудь на лето; мысль эта мне понравилась, и я уговорил его отправиться вместе со мною в Малороссию к Лизогубам, а конференц-секретарь Академии В. И. Григорович снабдил его письмом к богатому меценату, помещику Полтавской губернии Григорию Степановичу Тарновскому. По приезде в Седнев я был встречен у Лизогубов, как родной, Лагорио вполне радушно, как мой друг; его все полюбили, да нельзя было не полюбить его в то время, милого, весёлого, талантливого, покладливого для жизни. Нам отвели две комнаты, где жил доктор, малярию отдали тоже нам; и мы зажили привольно. Однако, разбирая свои вещи, я убедился, что недостает двух моих эскизов сепией, которые были очень хороши и которыми я очень дорожил: "Явление ангелов пастухам", а другой эскиз "Рождество Христа" - оба были спрятаны в чемодане Лагорио, и ими любовались у Кампиони. С утра мы уходили на работы, Лагорио затеял написать этюды "старого пня" и "бурьяна", которые вышли замечательно хороши; я рисовал его сидящего под раскинутым навесом из полотна и пишущим этюд бурьяна. По звонку мы сходились в дом к завтраку и обеду; купались на просторе в реке; вечером брали урок пения у Ильи Ивановича Лизогуба, который был замечательным учителем и обладал безграничным терпением».
«Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I», 1859. Русский музей, Санкт-Петербург
В 1851 году художник за казённый счет путешествовал на Кавказ, а в 1852 году отправился на 8 лет в пенсионерскую поездку в Европу. В 1853 году он жил в Париже, в 1854 году переехал в Рим. Написанную в Италии картину Лагорио «Вид из итальянского домика в сад» за 400 рублей выкупила императрица Александра Фёдоровна, деньги художник пожертвовал в фонд помощи раненым в Крымской войне. По окончании оплаченной поездки он продлил её за свой счёт ещё на два года. Вернувшись в Россию в 1860 году, он получил звание профессора за привезённые картины «Фонтан Аннибала, в Рокка-ди-Папа», «Капо-ди-Монте, в Сорренто» и «Понтинские болота».
«Кавказское ущелье», 1893. Третьяковская галерея, Москва
В 1861 году художник снова совершил поездку на Кавказ, после чего представил императору Александру II картины «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора», за которые был удостоен ордена святой Анны 3-й степени. В 1863 году он вновь поехал на Кавказ, на этот раз в свите великого князя Михаила Николаевича. Художнику довелось участвовать в боевых действиях, за что к имевшемуся у него ордену добавили мечи.
«Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года», 1891. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
В 1885 году он получил заказ на серию картин с сюжетом о Русско-турецкой войне, и для работы он снова отправился за границу. В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почётным членом Академии художеств.
«Лунная ночь на Неве», 1898. Приморская картинная галерея, Владивосток
Лагорио при жизни был известным художником, но жил относительно небогато. Работал он медленно, кропотливо, поэтому картин писал не так уж много (его наставник Айвазовский в этом плане был гораздо плодовитее и не стеснялся привлекать учеников, да и некоторые другие именитые мастера поставили дело на поток). К тому же Лагорио предпочитал работать с натуры, а «творческие командировки» тоже стоили денег.
«Батум», 1881. Областной музей изобразительных искусств, Оренбург
«Скалы Дива и Монах», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
О частной жизни мастера известно не так уж много. 16 сентября 1862 года в приходской римско-католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге 36-летний художник женился на 17-летней Елене Герцык.
Ольга Лагорио, Аделаида Герцык и Елена Антоновна Лагорио. Фото из личного архива Т.Н. Жуковской
В 1865 году в этой же церкви крестили их единственную дочь Ольгу. Художник был дружен с родственниками жены, часто гостил в доме брата Елены Казимира в Судаке. Тот даже оборудовал для Лагорио при доме мастерскую. Известно, что в 1887 году дочь художника поступила в консерваторию. В некоторых источниках пишут, что она её закончила и даже выступала в Мариинском театре, но подтверждений этому нет. По другой информации консерваторию она бросила, так и не доучившись.
Лагорио
В 1905 году Лагорио умер из-за осложнений на фоне гриппа. После этого вдова и дочь из-за финансовых проблем вынуждены были продавать оставшиеся у них картины художника, а потом император назначил им пенсию, сначала 600 руб, затем 900. После революции их следы теряются.
Лагорио Л. Ф. в мастерской, примерно 1890-е гг.
****************
Некоторые работы мастера:
«Дача», 1892. Областной художественный музей, Луганск
«Хутор на острове», 1895. Частное собрание
«Парусник в море», 1898. Художественный музей, Сочи
«Люгер „Нева“. 1831—1860 годы», 1882. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
«Северный пейзаж», 1872. Областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань
Вид на Аю-Даг от Алушты
Лунная ночь на море
Морской пейзаж с парусниками
Пейзаж с деревьями, домами и рекой
Горный пейзаж
Комментарии1