Эмоции
Эмоции:
• Управление эмоциями
• Виды и роль эмоций в жизни человека
• Дружба
• Любовь
• Вражда
• Психологические теории эмоций
• Депрессия
• Совесть с психологической точки зрения
• Жестокость
• Психология Страха Смерти
• Раздражение
• Скука
• Одиночество
• Ревность
• Несколько вопросов о любви
• Чувство вины
Буковок много.. кто осилит читайте.. :)
Управление эмоциями
В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.
Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?
Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки. Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...
Критерии. Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по - видимому вы должны уметь следующее:
-Вызывать эмоцию.
-Вызывать ее по желанию в любом контексте.
-Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
-Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
-Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться cлабо,сильно и очень сильно).
-Отделять одну эмоцию от другой.
Ну, пожалуй, хватит.
Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать 'Колоду' из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте 'эмоция' и 'состояние' идут как синонимы).
Например:
- Бодрость.
- Влюбленность.
- Восторг.
- Восхищение.
- Грусть.
Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только 'читать' по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме 'наблюдателя' - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
Дружба
Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия. Существование таких отношений, которые мы называем интимными, является своего рода психологическим амортизатором деловых, бытовых и личных проблем и потрясений.
Толковый словарь русского языка трактует понятие 'интимный' как содержательно характеризующее отношения, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения.
Дружбу можно определить как положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба - это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:деловыми, или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей.
Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.
Любовь
Если дружба - первый акт душевного сближения людей, то любовь - заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.
Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом - самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь - это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться.
Любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.
Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. 'Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь'.
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Любовь - это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживания тождества с ним.
Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь - это влечение, то ненависть - отвращение.
Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности.
Вражда
Рассуждения о вражде не случайно следуют за рассуждениями о дружбе и любви. Эти отношения, во-первых, антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других несложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.
Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений. Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в периоды революционных преобразований такие отношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные. Почему же вражда существовала, существует и, наверное, всегда будет существовать? Прежде всего потому, что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения или пренебрежения интересами других людей.
Тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у людей, в основном неимущих, чувство зависти. От этого чувства человечеству вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться. История человеческих отношений и страстей, наглядно и красочно представленная нам писателями и философами прошлого, убедительно свидетельствует о том, что люди, какими они были сотни лет тому назад, такими остаются и сейчас. Все это говорит о том, что существуют неустранимые причины для проявления неприязни и даже ненависти между людьми. Среди этих причин можно назвать и другие субъективные факторы. Основной из них - интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непониманию друг друга и различного рода конфронтации.
Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого. То, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения. Есть, например, люди - и таких большинство, - мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и с тех пор они в своих рассуждениях неизменно им следуют.(Смотри, например, описание человеческих страстей и порождаемой ими вражды людей в произведениях Шекспира. Они, как две капли воды, похожи на страсти и отношения современных людей. Попытки насильственно, революционным путем изменить все это в истории человечества неизменно кончались крахом. Таковы были итоги Французской буржуазной революции конца 18 в., точно так же бесславно завершилась в наши дни Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. Основная психологическая причина неудачи этих революций заключалась в том, что изменить природу человека мерами принуждения в принципе невозможно не только за год или два, но и за три четверти века. Острота социальных, межнациональных, межпартийных и межличностных конфликтов, свидетелями которых мы явились в начале 90-х годов XX в. в нашей стране, демонстрирует не меньше вражды, чем семьдесят, сто, двести и более лет назад.)
Психологические теории эмоций
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу 'Выражение эмоций у человека и животных', которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 3 (приложения) основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Депрессия
БОЛЕЗНЬ ИЛИ РЕАКЦИЯ
Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других расстройств, как нервных, так и соматических. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей.
Депрессия - это, прежде всего, реакция на потерю. Утрата близкого человека, разрыв с родными людьми, потеря работы. Однако, это может быть и потеря веры в себя или утрата прежней самооценки. Такое состояние нередко у подростков: тебя вдруг начинают дразнить в школе; ты был единственным ребенком в семье, и вот у тебя появляется младший братишка или сестренка, и так далее.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ПРОГНОЗ
Депрессия одно из наиболее распространенных заболеваний и, кстати говоря, одно из наиболее успешно излечиваемых психических расстройств. Одна из четырех женщин и один из десяти мужчин хотя бы раз в жизни нуждается в помощи специалиста в связи с возникшей депрессией. 90 % людей, обратившихся за помощью в связи с депрессией, полностью излечиваются.
ПРОЯВЛЕНИЯ
Чаще всего больные, страдающие депрессией, испытывают тревогу или тоску. Они считают себя несчастными, беспомощными и забытыми. Как правило, они раздражены и недовольны всем происходящим, их ничто не радует. Расспросив их о других жалобах, вы можете обнаружить:
- отсутствие или снижение аппетита;
- те или иные расстройства сна (трудность при засыпании, раннее пробуждение, поверхностный сон, не приносящий чувства отдыха, или кошмарные сновидения);
- потерю удовлетворения от обычных физиологических актов, неспособность радоваться;
- потерю интереса к окружающему;
- отсутствие сил и желания что-либо делать, сопровождающееся постоянным чувством усталости;
- невозможность сконцентрироваться на простейших жизненных ситуациях;
- ощущение собственной беспомощности и ненужности;
- чувство виновности.
Практически у всех больных, страдающих депрессией, возникает множество физических симптомов. Очень часто беспокоят головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и живота, боли в суставах. Запоры, чередующиеся с поносами, нарушения менструального цикла, исчезновение сексуального влечения - все это частые признаки депрессии. Трудно представить себе соматическое заболевание, которое не могло бы быть имитацией депрессии. Именно по этой причине у врачей-психиатров возник термин "маскированная депрессия" для случаев, когда депрессия "прячется" под видом соматического расстройства. Такие больные безуспешно лечатся у терапевтов и хирургов, гинекологов и эндокринологов. По статистике, более трети больных, посещающих общесоматические поликлиники, страдают скрытыми "маскированными" депрессиями.
ОПАСНОСТЬ
Основная опасность для больных депрессией состоит в том, что на пике болезни, в момент наибольшей тоски и отчаяния, нередко случаются попытки самоубийства. Особенно часто такие попытки возникают у больных с выраженным чувством тревоги. Ежедневно 15 человек в возрасте от 15 до 24 лет убивают себя в связи с депрессией. Приблизительно такое же количество самоубийств наблюдается в возрасте после 60 лет. Депрессия - это единственное состояние, которое влечет за собой такое количество непредвиденных смертей. Самый эффективный способ предупреждения самоубийств - это раннее выявление и своевременное лечение депрессий.
Совесть с психологической точки зрения
Специфика "совести" состоит в том, что это есть знание об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий. Уже из этого определения видно, что совесть является сложным феноменом, состоящим частью из элементарного волевого акта или сознательно необоснованного стремления к действию, а частью из разумного чувства.
Сложный феномен совести состоит из двух уровней. Один из них, образующий основание, содержит в себе психическое явление, а другой - своего рода надстройка содержит утверждающее или отрицающее суждение субъекта. Сложности феномена соответствует его пространная эмпирическая феноменология.
Совесть может предварять, сопутствовать, дополнять сознательное, выступать как просто привходящее аффективное явление при протекании каких-либо психических процессов (причем моральный ее характер тут не сразу различим). Моральная оценка действия не всегда есть дело сознательного, но может функционировать и без его участия. Далее Юнг анализирует теорию Фрейда о "Сверх-Я". Он утверждает, что бессознательное старше сознательного. Бессознательное не поддается никакому (или почти никакому) воздействию сознательных волевых актов. Или оно может лишь вытесняться или подавляться, да и то по большей части только на время. Это вытеснение исходит из некого психического фактора, так называемого "Сверх-Я"(по Фрейду). Юнг отождествляет понятие "Сверх-Я" с так называемым "моральным кодексом". В этом понятии нет ничего того, что выходило бы за рамки общеизвестного.
Особенностью является тот факт, что в индивидуальном случае тот или иной аспект моральной традиции выступает как бессознательный. Пока царствуют традиционные моральные предписания, отличить от них совесть практически невозможно. Поэтому мы так часто встречаемся с мнением, будто совесть есть не что иное, как воздействие моральных предписаний, что ее не существовало бы вообще без моральных законов. Феномен, именуемый нами "совестью", обнаруживается повсюду, во всем человеческом.
Совесть не совпадает с моральным кодексом, а скорее ему предшествует, и она содержательно его превосходит. Как ни обосновывать совесть, она ставит индивиду требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, ссылаясь на моральный кодекс, но при этом испытывая тяжелое чувство измены. Совесть является автономным психическим фактором.
"Совесть" - это требование, которое либо вообще направлено против субъекта, либо, по меньшей мере готовит ему немалые трудности". Разумеется, этим не отрицается наличие случаев бессовестности. Представлять себе совесть чем-то полученным в результате обучения может лишь тот, кто воображает, будто она была уже в предыстории, когда возникли первые моральные реакции.
Совесть - далеко не единственный автономный внутренний фактор, противостоящий воле субъекта. Таков всякий комплекс, а ведь никто в здравом уме не скажет, что комплекс есть результат обучения. Никто не имел бы ни единого комплекса, если бы ему вдалбливали его путем обучения. Даже домашние животные, которым никак не припишешь совести, имеют комплексы и моральные реакции. Нет другого такого психического феномена, который отчетливее высвечивал бы полярность души, нежели совесть.
Несомненную ее динамику, чтобы вообще ее понимать, следует представлять энергетически, т.е. как некий потенциал, возникающий из противоположностей. Совесть доводит до сознательного восприятия всегда и по необходимости существующие противоположности. Величайшей ошибкой является предположение, будто от этой противоречивости можно избавиться. Она является неизбежным структурным элементом психики.
Жестокость
Одним из видов проявления агрессивности и деструктивного поведения является жестокость.
Жестокость(в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления.
Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении( причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.
Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и с бессознательным.
Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др.
Парадоксальным является сочетание распространенности и устойчивости жестокости с ее неодобрением большинством населения, также если она проявляется в рамках формально санкционированных действий. Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.
Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм.
Но сексуальная холодность(фригидность) также связана с влечением к причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство (абсолютистко - дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением жажды власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний.
Морализаторство также часто является проявлением жажды власти и желания мучить(как говорил Ницше, проявлением "слово справедливый" звучит почти также , как "подвергнуть пытке") Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или антисоциального поведения. По мнению К.Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям(из-за сниженной способности к эмпатии). Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой ,и, потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви.
Его асоциальность становится заметна окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается.
Психология Страха Смерти
Задача автора этой статьи - познакомить читающего со страхом смерти. Именно это затаенное и глубинное чувство тревоги, таящееся в душевных недрах, делает человека человеком. Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Мы же проследим, как люди отказываются от себя, как они стараются убежать от реальности, но и увидим, как можно, приняв этот страх, обуздать его, сделать своим союзником. Мы убедимся в том, что именно преодоление, а не отрицание страха смерти открывает перспективу осмысленной, полноценной жизни.
Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха остается загадкой для психологов. Одни видят суть тревоги в беспомощности, другие описывают внутренний разлад, возникающий при угрозе безопасности, третьи отмечают дезинтеграцию личности при столкновении с противоречием. Так когда же человек боится? Прежде всего пугает неизвестность. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. Человек боится того, что его ожидает. Поэтому у некоторых людей возникает тяга к "уверенности в завтрашнем дне". Иногда все общество начинает тосковать по определенности и тогда начинаются разговоры о необходимости "сильной руки", что приводит к диктатуре под тем или иным обличием. Возможен и другой вид страха. Это так называемая тревога отделения: ребенок боится оторваться от матери, любящий боится потерять объект своего чувства, каждый боится быть выброшенным из мира, где все привычно и знакомо.
Противоположностью боязливости является решительность. Если мы решаемся мыслить последовательно и смело, мы приходим к выводу о том, что обречены на незнание того, что с нами произойдет. Что нас ждет впереди? Сбудутся ли наши желания? Произойдут ли перемены? Какими они будут? И как вообще сложится наша жизнь? На эти вопросы у нас нет ответов. Что нам известно о будущем? Оказывается, с полной определенностью мы можем знать только одно - все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего восприятия мира. Страх рождается от неизвестности. Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги, настолько сильное, что мы не можем его вынести. Мы предпочитаем неведение. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в землю? Действительно, наука, культура, идеология не дадут нам ответов. Человек остается со смертью один на один. Ничто не спасает его, даже "глубокомысленные" рассуждения, типа "когда ты есть - смерти нет, когда смерть наступила - тебя уже нет". Не помогает, потому что в самой сердцевине человеческого существа саднящая рана - я умру. Одна современная духовная писательница заметила: "Смерть бьет человеческое существо в самую сокровенную его сердцевину так унизительно, так ужасающе радикально, что его спонтанной реакцией может быть только бегство (в мучение или презрение), которое 'спускает с цепи' всякое зло. Смерть ужасна. Она --злейший враг. Несмотря на все научные объяснения, смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти. Смерть в газетах и по телевизору стала привычной. Подтверждается старая поговорка - 'Смерть одного - трагедия, смерть ста тысяч - статистика'. Может быть, так происходит потому, что к нашей способности сопереживать предъявляются слишком высокие требования".
Раздражение
КОНТРОЛЬ ВАШЕГО СОБСТВЕННОГО РАЗДРАЖЕНИЯ И СТРАХА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Чувство гнева и страх легко могут создать конфликтную ситуацию. Они могут возникнуть в любом конфликте и в последующем служить для него питательной средой. В предшествующих разделах описано, насколько важно дать другим освободиться от раздражения, прочих отрицательных эмоций для того, чтобы расчистить путь к решению проблемы. В них также подразумевалось, что вам будет необходимо побеждать собственный гнев.
Но одно дело подумать о том, что вам следовало бы сделать, и другое - в нужный момент избавиться от отрицательных эмоций. Настоящая глава научит вас методу визуализации и другим методам подавления собственного раздражения и страха. Если конфликт с другим человеком стоит разрешения, вы захотите затратить часть своих сил на то, чтобы принять во внимание нужды и желания этого человека. Вы захотите помочь человеку почувствовать себя лучше в сложившейся ситуации и сможете наладить ваши взаимоотношения. Но важно также, чтобы вы позаботились и о себе. Разумеется, вы хотите быть услышанным и чтобы ваши нужды были учтены, но многое вы можете осуществить, не полагаясь на другого человека. Вы можете научиться контролировать и преодолевать препятствия, связанные лично с вами, на пути к решению проблемы.
Освобождение от раздражения
Решающим шагом для выхода из любого конфликта и восстановления хороших взаимоотношений является освобождение от раздражения обоих участников конфликта. Иногда вы заставляете себя сдержаться хотя бы для того, чтобы выслушать тираду оппонента. Но в конце концов вы должны признать ваш гнев и обращаться с ним более эффективно. Фокус состоит в том, чтобы научиться избавляться от раздражения, контролируя себя.
Взрываться или атаковать оппонента для того, чтобы освободиться от своего гнева, - это ложный путь. Это можно рассмотреть на примере длительных взаимоотношений, в ходе которых у вас родилось чувство раздражения. Вам может захотеться "выпустить пар". Это может случиться с супругами или друзьями, которые долго живут вместе. Например, они в раздоре, и у одного из них или у обоих нарастает раздражение в связи с чем-либо, сделанным в прошлом неправильно. Разрядка такого типа ничего не даст для решения непосредственного конфликта или для освобождения от раздражения. Все это может закончиться ссорой и криком. Вы можете оказаться в подобной ситуации и должны понимать, что решить проблему вы сможете, только успокоившись. Вы можете также заметить, что игнорирование или отрицание вашего раздражения оставит вам чувство опустошения.
К счастью, имеется возможность одновременно избавиться от гнева и разочарования. Обычно это внутренний процесс. Действуйте таким образом, когда другой человек избавляется от возникших у него отрицательных эмоций - даже когда он просто кричит на вас. После этого, в идеальном случае, вы оба будете готовы оставить гнев за спиной (который вы рассеяли, а другой человек дал ему выход), успокоиться и разобраться в конфликтной ситуации.
Скука
САМОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ. СКУКА .
':жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности.'
/С. Л. Франк 'Смысл жизни'/
Человечество привыкает скучать. Оно растёт, прогрессирует, насыщает свои потребности и упивается возможностью всё чаще надевать скучающую маску. Именно возможностью, поскольку таковая предоставляется далеко не всем. Много ли на улицах изнывающих от скуки бедняков? Или, может быть, много скучающих шахтеров, или грузчиков в порту? Нет, и причины этому очевидны. Их разум направлен на удовлетворение элементарных потребностей: еда, теплая одежда для себя и для близких, здоровый сон. Большую часть времени они уделяют именно этому.
Скука же приходит тогда, когда насыщение первичных потребностей уже не является проблемой первостепенной важности. Перед человеком встают качественно более сложные вопросы; от простых, чисто физических задач, он волей не волей переходит к метафизическим дилеммам, многие из которых не поддались тысячелетним усилиям лучших умов человечества. Наступает кризис освобожденного разума. Людям уже не надо бороться за существование, но ещё не понятно за что они боролись. Разум наделён огромным количеством всевозможных атрибутов. Одни из них открывают перед человеком необозримые просторы, другие, на первый взгляд, ограничивают его возможности и подавляют стремления. Скука - неотъемлемое качество разумной жизни. Животные не скучают: для них состояние покоя - наивысшее благо. Они потребляют ровно столько, сколько им необходимо. Но человек вышёл из животного мира. По удовлетворению основных инстинктов, он переходит к излишнему потреблению, но очень скоро осознает, что не может утолить внутренний голод, причина которого кроется не в теле, а в сознании. Ибо помимо животных, физических потребностей существуют чисто человеческие, 'разумные'. Среди них - потребность в познании и самореализации. Скука же является тем рычагом, который подвигает человека на её удовлетворение. Скука - это форма ментального голода, средством утоления которого является активная деятельность, познавательная и преобразовательная.
Безусловно, следует оговориться, что любые стремления могут быть реализованы, а предела познанию не существует, что вызывает в свою очередь некоторые сомнения в целесообразности описанного. Но, в то же время, такая деятельность представляется единственным способом избежать экзистенциальной капитуляции в её пассивной (лень) или активной (самоубийство) формах. Человеческое существование во всем многообразии его проявлений представляется постоянной борьбой с забвением. Под этим не следует понимать девиантное всеподавляющее стремление увековечить себя. Забвение здесь не со стороны людей, а со стороны самого субъекта существования. Именно он должен доказать (и прежде всего себе) что имеет право находиться в этом мире, что он не просто 'коптит небо', а чего-то стоит. В противном случае ему не избежать извечного человеческого чувства разрушающей неудовлетворённости. И чем дальше стоит человек на подобном пути, тем всё с большей очевидностью представляется ему это положение. В то же время, такие стремления не стоит абсолютизировать, ибо постоянное напряжение и следующая за ним душевная усталость способны разрушить шаткий баланс самооценки и самореализации. В связи с этим человечество и выработало такой защитный рефлекс, как скука. В подавляющем большинстве случаев человек зарабатывает себе на жизнь. Своё время отдыха он старается организовать оптимальным образом для восстановления затраченных сил. Но в тот момент, когда необходимый период физической и эмоциональной рекреации уже пройден, человеку становится скучно. Это не хорошо и не плохо - это естественно.
Со свойственным людям отсутствием чувства меры и склонностью к перенасыщению, многие стремятся преодолеть скуку в общении. Но коммуникативные процессы зачастую бывают лишены необходимой в данном случае познавательной или преобразующей составляющей. И это способно вызвать осадок разочарования, усугубив тем самым внутреннюю неудовлетворённость. Дабы избежать подобного в дальнейшем, следует более внимательно прислушиваться к голосу своей скуки, которая указывает человеку верное, для поддержания внутренней стабильности, 'направление жизнедеятельности'.
Одиночество
Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.
Конечно, это довольно упрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Так вот. Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор - достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!
А вот интроверту важно иметь одного-двух 'верных друзей', желательно таких же по характеру, как он. У таких 'приятелей' сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.
Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени 'смешанные'. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество...
Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают... большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные - мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пусть даже они всю жизнь прожили в этом городе, пусть даже коренными горожанами стали их дети и внуки - все равно люди в семьях хранят традиции и устои, которые впитали с молоком матери на 'земле предков'. И эти традиции передают своим потомкам. То есть следующие поколения воспитываются в духе тех мест, откуда когда-то прибыли их деды и отцы. Но в каждой деревне, в каждом поселке и городке есть свои установленные нормы поведения, свой диалект, свой язык жестов и поступков, понятный только местным жителям... Поэтому у многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. А в результате большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей.
Ревность
Принято считать, что причина ревности - чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. В принципе верно, но это несколько упрощенный вариант. На самом деле супружеская ревность возникает там, где у одного супруга есть власть над другим - или, по крайней мере, ощущение такой власти. А это все же не совсем чувство собственности.
Ревность - это страх потери власти. Практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за все в жизни надо платить. Так и за ощущение господства приходится платить страхом это господство потерять. Ревность потому и знакома множеству людей, что все эти люди так или иначе стремятся кем-то распоряжаться.
Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Если хотите, ревность сродни трусости: это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом... Некоторые пытаются застраховаться от чувства ревности, выбирая себе в супруги человека изначально забитого, безответного, 'никому не нужного'. Мол, пусть такой (или такая), зато не уведут, и не надо будет бояться... Но и при таком раскладе избавления от ревности не происходит, потому что это чувство - отражение бессознательного ощущения собственной слабости. И сильнее его чувство собственной неполноценности, тем сильнее и возможное чувство ревности.
Бытует мнение, что ревность - это некая 'тень' любви: мол, не ревнует, значит, не любит. Однако ревность ничего общего с любовью не имеет: любовь - это чувство позитивное, а ревность - чувство разрушающее, наносящее вред, причем не только объекту ревности, но порой и самому ревнивцу.
Зоопсихологи однажды проделали такой эксперимент. Взяли живущую в отдельном вольере обезьянью стаю, в которой сохраняются те же взаимоотношения и иерархия, что и в стае, живущей на воле. В этом вольере существовал вожак - самый старший, сильный самец, которому подчинялись остальные молодые самцы и самки с детенышами. Причем обязательные качества такого вожака - сила и справедливость. Его главная обязанность - заботиться о членах стаи, об их безопасности и прочих аспектах их физического существования. Так вот, на территорию вольера, где существовало такое мирное обезьянье общество, экспериментаторы поместили чужого самца того же вида, причем не менее сильного. Чужак был отгорожен прозрачной, но прочной стенкой, не пропускающей ни звуки, ни запахи. Так что контакт с непрошеным гостем исключался. И когда вожак увидел, что на его территорию вторгся конкурент - буквально сошел с ума. Он начал вести себя абсолютно деструктивно: на территории вольера были переломаны все кусты и молодые деревца, раскиданы все камни. Вожак провоцировал стычки с подчиненными самцами, гонял самок - причем больше всего доставалось именно самым любимым, - раскидывал попавших под горячую руку детенышей. В общем, он вел себя так, что, будь такое в дикой природе, погубил бы всю стаю.
Чувство вины
Это понятие из области психоанализа. Поэтому прежде чем перейти к сути этого чувства и к разговору о том, как от него избавиться - немного, как говорится, теории. Абсолютно все, что делает человек, управляется корой его головного мозга (а не подкоркой, как говорят некоторые не совсем сведущие лица). Но только часть этой деятельности мы осознаем - то есть можем обозначить словами, сказать об этих действиях и описать их на бумаге. Это наше сознание. Но наш мозг выполняет и массу другой работы, о которой мы ничего не знаем - это и контроль деятельности желез внутренней секреции, и сохранение равновесия при ходьбе, и даже весь набор наших эмоций и чувств. Все это относится к так называемой области бессознательного. И если сознание определяет наш интеллект, то бессознательное отвечает за биологическое существование и создает необходимые условия для существования интеллекта. Соотношение сознания и бессознательного у человека весьма любопытно: еще в шестидесятые годы ученые обратили внимание, что для обеспечения всей интеллектуальной деятельности человеку необходимо всего 1-4% объема головного мозга. Спрашивается, чем же занята тогда остальная часть? А она работает исключительно на обеспечение бессознательного.
Человек по своей биологической сути - хищник. А убийство для хищника - дело естественное. Но теперь представьте, что было бы, если бы все мы начали друг друга убивать? История человечества закончилась бы еще в каменном веке. Именно поэтому на самой заре цивилизации в структуре человеческого мышления появилась так называемая 'цензура' (или, по Юнгу, коллективное бессознательное) - различные системы табу и запретов, в том числе и на убийство. Иногда мы называем это общественным мнением. А в качестве своеобразного наказания за асоциальное поведение в ходе эволюции на 'коллективно-бессознательном' уровне сформировалось чувство вины. Ведь на самом деле человек, удерживаясь от совершения дурных по мнению данного общества поступков, боится не столько внешнего суда, сколько, как говорится, 'суда собственной совести'.
Но тогда получается, что это чувство полезно и совсем не надо его изживать? Так-то оно так, да не совсем. Можно сказать, что чувство вины как сдерживающий фактор - благо для общества, но беда для отдельного человека: в том случае, когда оно становится оторванным от собственно вины. Например, практически все преступники не чувствуют себя виноватыми (хотя их вина доказана судом) и не жалеют о содеянном - разве о том, что по-глупому попались. А чувство вины чаще донимает их жертву: Вообще нередко чувство вины гнетет того, за кем и вины-то на самом деле нет никакой. Поэтому давайте разберем несколько наиболее распространенных примеров, когда человек бесполезно тратит жизнь на самообвинения и искупление грехов.
"ВИНА" РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА
Порой детям, как только они подрастут и начинают представлять, откуда берутся дети, мама (а то и другие родственники) рассказывают в красках, с каким трудом он маме достался, как тяжело она носила беременность, как при его появлении на свет мучилась и страдала, сколько перенесла неприятностей - мол, все для того, чтобы дать тебе жизнь! И заканчиваются подобные речи, как правило, одним (для чего, собственно, и произносятся): а ты, неблагодарное дитя, теперь всю жизнь должен ей угождать, потому что именно ты один во всех ее муках виноват! Получается что ребенок виноват уж тем, что родился.
Комментарии9