Морфологический анализ
Чем нам может быть полезен морфологический анализ? Если не пугаться названия, то окажется, что это простая и действенная креативная методика, позволяющая сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках она работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется — это хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача.
Морфологический анализ (автор — астрофизик Фриц Цвикки) можно отнести к аналитическому поколению креативных методик, сформировавшемуся в период второй мировой войны. О морфологическом анализе уже многие писали, однако думаю, что не все читатели этого блога более пробовали его практиковать — возможно, не в последнюю очередь из-за сложности имеющихся описаний. Поэтому постараюсь рассказать об этой методике как можно проще.
Область применения морфологического анализа — решение творческих задач в многовариантном поле. Многовариантность возникает, в частности, когда поле уже хорошо вытоптано — в качестве типичного примера можно взять рекламную полиграфию. Это не единственная ситуация — могут быть и другие (например, придумать что-то совершенно новое, отталкиваясь от существующего поля), но давайте оставим их за рамками этой заметки.
Лично я предпочитаю использовать морфологический анализ для проектов, где нужно придумать что-то свежее, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Например (возвращаясь к полиграфии) придумать новый дизайн буклета. Морфологический анализ хорош тем, что позволяет использовать особенности такой ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу.
Прежде чем приступить к работе, не забудьте четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — “Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен” :)
Инструкция:
1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.
2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.
3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых креативных методик.
4. Произвольным образом компоновать отдельные ячейки в столбцах и смотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты — может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углублясь в их критику.
5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).
Как мы видим, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное — дело времени. Его, кстати, уходит не так много — примерно 20-40 минут.
Область применения морфологического анализа — решение творческих задач в многовариантном поле. Многовариантность возникает, в частности, когда поле уже хорошо вытоптано — в качестве типичного примера можно взять рекламную полиграфию. Это не единственная ситуация — могут быть и другие (например, придумать что-то совершенно новое, отталкиваясь от существующего поля), но давайте оставим их за рамками этой заметки.
Лично я предпочитаю использовать морфологический анализ для проектов, где нужно придумать что-то свежее, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Например (возвращаясь к полиграфии) придумать новый дизайн буклета. Морфологический анализ хорош тем, что позволяет использовать особенности такой ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу.
Прежде чем приступить к работе, не забудьте четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — “Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен” :)
Инструкция:
1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.
2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.
3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых креативных методик.
4. Произвольным образом компоновать отдельные ячейки в столбцах и смотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты — может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углублясь в их критику.
5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).
Как мы видим, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное — дело времени. Его, кстати, уходит не так много — примерно 20-40 минут.
Комментарии7