"Третья чеченская" началась в Ставрополе
«Аллах Акбар!», и тротуарная плитка полетела точно в голову милиционерам, разнимавшим дерущихся
В очередной раз ареной столкновений на межнациональной почве стало Ставрополье, а их участниками и инициаторами выступили представители чеченской диаспоры. В новом конфликте участвовали несколько сотен человек, есть погибшие, десятки пострадавших, как минимум, четверо находятся в больницах города с огнестрельными ранениями.
Все началось с того, что 22-го мая в Ставрополе в одном из компьютерных клубов чеченцами были избиты трое русских парней, после чего конфликтующие стороны договорились встретиться, чтобы окончательно выяснить отношения. «Забили стрелку», - как это называется на молодежном сленге. В ночь на пятницу 25-го мая встреча состоялась возле клуба «Мидас» на месте строительства городского парка.
…С каждой стороны было человек по сорок. Первоначально договорились, что все претензии будут разрешены в поединке один на один. Но когда русский сбил с ног чеченца, один из кавказцев ударил его по голове обрезком трубы. Парень потерял сознание, и тут же началась драка «стенка на стенку». Дерущиеся вызывали по телефонам подмогу, на помощь русским пришли жители близлежащих кварталов и очень скоро число участников столкновения, по мнению очевидцев, превысило триста человек с каждой стороны. Разъяренные кавказцы с криками «Аллах Акбар!» атаковали не только своих оппонентов, но и подъехавшие патрульные машины милиции. Очевидец рассказывает: «Приехала милиция, попыталась разнять дерущихся, но кавказцы похватали камни и тротуарную плитку и принялись забрасывать ей милиционеров. Как мне показалось, ранили или даже убили одного из ППСников, потому что попали точно в голову. Когда народ это увидел, даже те, кто не вмешивался, бросились в драку с криком «Наших ментов убивают!», и чеченов погнали».
Милиции пришлось применить табельное оружие и спецсредства. Правда, по свидетельству очевидцев, огнестрельное оружие применили не только милиционеры, но и чеченцы. На подавление беспорядков были брошены подразделения ОМОНа, и чуть ли не все наличные силы УВД Ставрополя. Навести порядок удалось только к полуночи. Около тридцати чеченцев были задержаны. Погиб выходец из Чечни Гилани Атаев - студент второго курса юридического факультета Ставропольского гуманитарного университета, которому в драке проломили голову.
Краевые власти пошли по традиционному пути – старались до конца скрыть от общественности происшедшее. Когда стало очевидно, что это невозможно, стали уверять, что никакого межнационального аспекта в драке не было, что все это – обычная «бытовуха».
Иначе повели себя представители диаспор, которые стали утверждать, что чеченцы стали «жертвами ксенофобии», и подверглись нападению скинхедов. Уже в пятницу в Ставрополь прибыли представители чеченской администрации, чтобы сделать свое заключение по поводу происшедшего. В Грозном уже прозвучали опасения, что можно ожидать новых столкновений и погромов. Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев в пятницу 25-го мая заявил: «Чечня и Ставропольский край имеют давние традиции добрососедских отношений, и мы должны сделать все, чтобы ксенофобские настроения получали достойный отпор». Надо полагать, что ксенофобами господин Нухажиев считает совсем не тех, кто с перекошенными от ненависти лицами орали «Аллах Акбар!», забрасывая милиционеров камнями, и избивая людей обрезками труб и арматуры. А что касается «традиции добрососедских отношений», то ее прекрасной иллюстрацией могут послужить целые ряды могил на кладбищах Буденовска, Галюгаевской и Курской станиц, где покоятся убитые «добрыми соседями». Была в 1997-1999 гг. такая забава у чеченцев – выкладывать кресты из тел убитых милиционеров и жителей приграничных станиц. Тоже, надо полагать, чистая «бытовуха», никакой межнациональной, или межрелигиозной розни.
Во время нынешних событий в Ставрополе при задержании кавказцы сопротивлялись и угрожали сотрудникам милиции. В настоящее время кавказская диаспора города оказывает давление на правоохранительные органы и другие службы. Очевидцы говорят, что на опознание тел погибших хулиганов кавказской национальности (еще один умер в больнице) съехались лидеры этнических криминальных группировок. По свидетельству очевидцев, к бюро судебно-медицинских экспертиз за телом приехала кавалькада черных «Мерседесов», устроивших своеобразную демонстрацию. Представители диаспор заявляли, что будут мстить за убитых соплеменников.
В городе до сих пор неспокойно, везде видны усиленные наряды милиции, внутренних войск, ОМОН. Люди вспоминают угрозы Кадырова после событий в Кондопоге. Если учесть, что Ставрополь гораздо ближе к Чечне, нежели Карелия, то они совсем не воспринимаются местными жителями как курьез. Впрочем, угрозами дело не ограничивается. По неподтвержденным пока данным местных жителей, в субботу утром в Северо-западном районе были найдены зарезанными двое русских. Есть предположение, что это акт мести кавказцев за погибших в массовой драке 24-го мая своих земляков. Источник в УВД, не подтверждая и не опровергая самого факта убийств, заявил, что это «произошло на бытовой почве». Этот же источник при этом отметил, что «конфликт назревал уже давно».
Другие столкновения с участием чеченцев, имели место 25-го мая в дагестанском городе Хасавюрте. Произошла массовая драка между чеченской и лакской молодежью. Драку удалось прекратить только с помощью местного ОМОНа. Вскоре после этого в райцентре Новолакском около двух тысяч чеченцев устроили митинг, требуя «проведения объективного расследования». К месту проведения митинга была стянута милиция, которая никаких силовых действий не предпринимала. И здесь чеченцы заявляли о намерении расправиться с обидчиками их детей, к которым, помимо лакских подростков они отнесли и сотрудников милиции, прекративших драку. Через несколько часов, так и не дождавшись представителей местных властей, митингующие разошлись.
И еще один эпизод не столь масштабный, но не менее страшный произошел в столице России. Жертвой чеченцев стал русский подросток, попавший в больницу с тяжелейшими травмами.
…В пятницу, 18 мая, 16-летний Юра возвращался из магазина в районе Жулебино. На пути домой он столкнулся с двумя кавказцами, которые стали оскорбл*ть его безо всяких причин. Они говорили ему: «Ну, ты, очкарик, чего ты здесь ходишь?».
Очередной конфликт возник в тот же день, когда Юра вышел на улицу прогуляться с друзьями. Кавказцев было уже четверо (против Юры и двоих его друзей), они подошли к нему, стали оскорбл*ть и угрожать. Дело ограничилось небольшой дракой. Через два дня, в воскресенье около двух часов дня Юра шёл по улице один. Около дома №6 по Пронской улице на него было совершено нападение. Один из обидчиков ударил его сзади по затылку, а когда Юра упал, начал наносить удары по голове. Юра потерял сознание, и нападавшие скрылись. Истекающий кровью мальчик очнулся, попытался подняться, но вновь потерял сознание и упал на асфальт. Врачи сообщили, что если бы не действия прохожих (один из них – сотрудник ДПС), которые оперативно вызвали «скорую помощь», Юра бы умер от потери крови.
Сейчас пострадавший госпитализирован в нейрохирургическое отделение больницы №36. По словам врачей, из-за нанесённой мальчику черепно-мозговой травмы произошло кровоизлияние в области мозжечка. Вероятно, потребуется проведение операции.
В тот же день, 20-го мая, родители избитого Юры обратились с заявлением в ОВД «Жулебино». Однако, несмотря на то, что один из нападавших был опознан свидетелем, милиция не приняла мер к его задержанию. Нападавшим оказался чеченец, житель района Жулебино.
Есть основания полагать, что со стороны чеченской диаспоры последует давление на свидетелей. Кроме того, имеются сведения, что близкие родственники одного из нападавших занимают высокие должности в силовых структурах и уже препятствуют работе правоохранительных органов. Через несколько дней чеченцы подали заявление в милицию, в котором говорится буквально следующее: Юра сам ударил бедного чеченца головой по ноге, а затем, используя связи, угрозы и уговоры, заставил врачей положить себя в больницу.
Если учесть, что только за последние пару лет можно набрать десятки эпизодов масштабных столкновений чеченцев с представителями других национальностей (Бороздиновская, Яндыки, Нальчик, Кондопога и Ремонтное и другие места), то версия столь излюбленная правозащитниками, властями Чечни и представителями этнических ОПГ о «бедных чеченцах», ставших жертвами ксенофобов начинает вызывать серьезные сомнения. Более того, возникает ощущение, что довольно много представителей чеченской диаспоры ведут себя в городах и весях России как оккупанты в завоеванной ими стране. И в этом смысле возникает вполне обоснованный вопрос: насколько состоятельна чеченская политика Кремля?
Все началось с того, что 22-го мая в Ставрополе в одном из компьютерных клубов чеченцами были избиты трое русских парней, после чего конфликтующие стороны договорились встретиться, чтобы окончательно выяснить отношения. «Забили стрелку», - как это называется на молодежном сленге. В ночь на пятницу 25-го мая встреча состоялась возле клуба «Мидас» на месте строительства городского парка.
…С каждой стороны было человек по сорок. Первоначально договорились, что все претензии будут разрешены в поединке один на один. Но когда русский сбил с ног чеченца, один из кавказцев ударил его по голове обрезком трубы. Парень потерял сознание, и тут же началась драка «стенка на стенку». Дерущиеся вызывали по телефонам подмогу, на помощь русским пришли жители близлежащих кварталов и очень скоро число участников столкновения, по мнению очевидцев, превысило триста человек с каждой стороны. Разъяренные кавказцы с криками «Аллах Акбар!» атаковали не только своих оппонентов, но и подъехавшие патрульные машины милиции. Очевидец рассказывает: «Приехала милиция, попыталась разнять дерущихся, но кавказцы похватали камни и тротуарную плитку и принялись забрасывать ей милиционеров. Как мне показалось, ранили или даже убили одного из ППСников, потому что попали точно в голову. Когда народ это увидел, даже те, кто не вмешивался, бросились в драку с криком «Наших ментов убивают!», и чеченов погнали».
Милиции пришлось применить табельное оружие и спецсредства. Правда, по свидетельству очевидцев, огнестрельное оружие применили не только милиционеры, но и чеченцы. На подавление беспорядков были брошены подразделения ОМОНа, и чуть ли не все наличные силы УВД Ставрополя. Навести порядок удалось только к полуночи. Около тридцати чеченцев были задержаны. Погиб выходец из Чечни Гилани Атаев - студент второго курса юридического факультета Ставропольского гуманитарного университета, которому в драке проломили голову.
Краевые власти пошли по традиционному пути – старались до конца скрыть от общественности происшедшее. Когда стало очевидно, что это невозможно, стали уверять, что никакого межнационального аспекта в драке не было, что все это – обычная «бытовуха».
Иначе повели себя представители диаспор, которые стали утверждать, что чеченцы стали «жертвами ксенофобии», и подверглись нападению скинхедов. Уже в пятницу в Ставрополь прибыли представители чеченской администрации, чтобы сделать свое заключение по поводу происшедшего. В Грозном уже прозвучали опасения, что можно ожидать новых столкновений и погромов. Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев в пятницу 25-го мая заявил: «Чечня и Ставропольский край имеют давние традиции добрососедских отношений, и мы должны сделать все, чтобы ксенофобские настроения получали достойный отпор». Надо полагать, что ксенофобами господин Нухажиев считает совсем не тех, кто с перекошенными от ненависти лицами орали «Аллах Акбар!», забрасывая милиционеров камнями, и избивая людей обрезками труб и арматуры. А что касается «традиции добрососедских отношений», то ее прекрасной иллюстрацией могут послужить целые ряды могил на кладбищах Буденовска, Галюгаевской и Курской станиц, где покоятся убитые «добрыми соседями». Была в 1997-1999 гг. такая забава у чеченцев – выкладывать кресты из тел убитых милиционеров и жителей приграничных станиц. Тоже, надо полагать, чистая «бытовуха», никакой межнациональной, или межрелигиозной розни.
Во время нынешних событий в Ставрополе при задержании кавказцы сопротивлялись и угрожали сотрудникам милиции. В настоящее время кавказская диаспора города оказывает давление на правоохранительные органы и другие службы. Очевидцы говорят, что на опознание тел погибших хулиганов кавказской национальности (еще один умер в больнице) съехались лидеры этнических криминальных группировок. По свидетельству очевидцев, к бюро судебно-медицинских экспертиз за телом приехала кавалькада черных «Мерседесов», устроивших своеобразную демонстрацию. Представители диаспор заявляли, что будут мстить за убитых соплеменников.
В городе до сих пор неспокойно, везде видны усиленные наряды милиции, внутренних войск, ОМОН. Люди вспоминают угрозы Кадырова после событий в Кондопоге. Если учесть, что Ставрополь гораздо ближе к Чечне, нежели Карелия, то они совсем не воспринимаются местными жителями как курьез. Впрочем, угрозами дело не ограничивается. По неподтвержденным пока данным местных жителей, в субботу утром в Северо-западном районе были найдены зарезанными двое русских. Есть предположение, что это акт мести кавказцев за погибших в массовой драке 24-го мая своих земляков. Источник в УВД, не подтверждая и не опровергая самого факта убийств, заявил, что это «произошло на бытовой почве». Этот же источник при этом отметил, что «конфликт назревал уже давно».
Другие столкновения с участием чеченцев, имели место 25-го мая в дагестанском городе Хасавюрте. Произошла массовая драка между чеченской и лакской молодежью. Драку удалось прекратить только с помощью местного ОМОНа. Вскоре после этого в райцентре Новолакском около двух тысяч чеченцев устроили митинг, требуя «проведения объективного расследования». К месту проведения митинга была стянута милиция, которая никаких силовых действий не предпринимала. И здесь чеченцы заявляли о намерении расправиться с обидчиками их детей, к которым, помимо лакских подростков они отнесли и сотрудников милиции, прекративших драку. Через несколько часов, так и не дождавшись представителей местных властей, митингующие разошлись.
И еще один эпизод не столь масштабный, но не менее страшный произошел в столице России. Жертвой чеченцев стал русский подросток, попавший в больницу с тяжелейшими травмами.
…В пятницу, 18 мая, 16-летний Юра возвращался из магазина в районе Жулебино. На пути домой он столкнулся с двумя кавказцами, которые стали оскорбл*ть его безо всяких причин. Они говорили ему: «Ну, ты, очкарик, чего ты здесь ходишь?».
Очередной конфликт возник в тот же день, когда Юра вышел на улицу прогуляться с друзьями. Кавказцев было уже четверо (против Юры и двоих его друзей), они подошли к нему, стали оскорбл*ть и угрожать. Дело ограничилось небольшой дракой. Через два дня, в воскресенье около двух часов дня Юра шёл по улице один. Около дома №6 по Пронской улице на него было совершено нападение. Один из обидчиков ударил его сзади по затылку, а когда Юра упал, начал наносить удары по голове. Юра потерял сознание, и нападавшие скрылись. Истекающий кровью мальчик очнулся, попытался подняться, но вновь потерял сознание и упал на асфальт. Врачи сообщили, что если бы не действия прохожих (один из них – сотрудник ДПС), которые оперативно вызвали «скорую помощь», Юра бы умер от потери крови.
Сейчас пострадавший госпитализирован в нейрохирургическое отделение больницы №36. По словам врачей, из-за нанесённой мальчику черепно-мозговой травмы произошло кровоизлияние в области мозжечка. Вероятно, потребуется проведение операции.
В тот же день, 20-го мая, родители избитого Юры обратились с заявлением в ОВД «Жулебино». Однако, несмотря на то, что один из нападавших был опознан свидетелем, милиция не приняла мер к его задержанию. Нападавшим оказался чеченец, житель района Жулебино.
Есть основания полагать, что со стороны чеченской диаспоры последует давление на свидетелей. Кроме того, имеются сведения, что близкие родственники одного из нападавших занимают высокие должности в силовых структурах и уже препятствуют работе правоохранительных органов. Через несколько дней чеченцы подали заявление в милицию, в котором говорится буквально следующее: Юра сам ударил бедного чеченца головой по ноге, а затем, используя связи, угрозы и уговоры, заставил врачей положить себя в больницу.
Если учесть, что только за последние пару лет можно набрать десятки эпизодов масштабных столкновений чеченцев с представителями других национальностей (Бороздиновская, Яндыки, Нальчик, Кондопога и Ремонтное и другие места), то версия столь излюбленная правозащитниками, властями Чечни и представителями этнических ОПГ о «бедных чеченцах», ставших жертвами ксенофобов начинает вызывать серьезные сомнения. Более того, возникает ощущение, что довольно много представителей чеченской диаспоры ведут себя в городах и весях России как оккупанты в завоеванной ими стране. И в этом смысле возникает вполне обоснованный вопрос: насколько состоятельна чеченская политика Кремля?
Комментарии98