Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
42
5
5
AntiLamer
На uCrazy 17 лет 1 месяц
Интересное

Рождение вселенной "Чужих"


За двадцать восемь лет своего существования “дикие, но симпатичные” создания сумели покорить сердца многих зрителей/читателей/игроков. Возможно, это связано с неповторимой мрачной атмосферой мира, который они населяют. А может быть, все дело в самих существах, успешно пугающих вот уже не одно поколение людей? Стоит поближе познакомиться с этой вселенной и окунуться с головой в водоворот происходящих в ней событий.


Предшественники

В научных кругах популярно мнение, что вселенная возникла в результате Большого Взрыва. Вселенная Чужих образовалась при схожих обстоятельствах. Однако роль “взрыва” тут сыграл первый фильм саги о противостоянии людей и смертоносных инопланетных существ. Речь идет о ленте режиссера Ридли Скотта “Чужой” (Alien), вышедшей в 1979 году. Фильм быстро завоевал большое количество зрительских симпатий. Впоследствии (а именно — в 1980) “Чужой” был удостоен премии “Сатурн” (выдается Академией научно-фантастических, фэнтези и хоррор-фильмов США) как лучший научно-фантастический фильм. Что же сделало киноленту Ридли Скотта лучшей? В чем ее отличие от остальных представителей жанра?


Рождение вселенной "Чужих"


До того, как Скотт начал работу над “Чужим”, Голливуд пребывал в состоянии своеобразного творческого ступора. Режиссеры того времени не могли (или не хотели) разрабатывать новые концепции инопланетных форм жизни. Вообще тема противостояния рода людского и инопланетных агрессоров достаточно типична для жанра научной фантастики. Фактическим законодателем мод в этом плане можно по праву считать Герберта Уэллса. С тех пор, как его марсиане имели неосторожность высадиться на нашей многострадальной планете (“Война миров” — 1898), сама идея войны между человечеством и космическими формами жизни не давала спокойно спать многим писателям.


Вскоре жанр наводнился множеством произведений, обсасывающих одну и ту же тему. Примеров тому масса: “Арена” Фредерика Брауна (1944), “Конец детства” Артура Кларка (1953), “Детский сад” Клиффорда Саймака (1953), “Слюнное дерево” Брайана Алдисса (1966). Многие из этих книг легли в основу сценариев энного количества фильмов ужасов, таких как “Тварь из другого мира” Кристиана Ниби (1951) и “Вампиры из далекого космоса” Эдварда Эль Канна (1958). Бесспорно, некоторые сюжеты были достаточно интересны. Однако космические агрессоры, представленные в них, скорее вызывали чувство отвращения, нежели страха. Ридли Скотт же хотел не просто заставить зрителей недовольно морщиться при просмотре, борясь с приступами тошноты. Он хотел напугать их, заставить вспомнить свои самые сокровенные страхи. В этом, собственно, и заключалась главная сложность поставленной задачи, для реализации которой потребовалось много времени и сил всей съемочной группы.

Отцы и дети

Сценарий “Чужого” был разработан Дэном О’Бэнноном еще летом 1972 года. О’Бэннон — талантливый выпускник Южно-калифорнийского Университета кинематографии — специализировался в основном на сатирическом поприще. Участвуя в съемках фильма “Темная звезда” режиссера Джона Карпентера, О‘Бэннон решил написать тематически похожий, но иной по стилистике сценарий. Получившаяся история под рабочим названием “Память” впоследствии стала первой половиной “Чужого”. Писатель прервал работу над ней ради участия в проекте “Звездных войн” Лукаса и вернулся к “Памяти” только несколько лет спустя. Редактировал и доводил текст до ума он совместно с продюсером Роном Шуссетом, у которого О’Бэннон жил некоторое время после возвращения с сорвавшихся съемок “Дюны” Алехандро Ходоровского (1975). После многочисленных переписываний разрозненные листы превратились в полноценный сценарий. Главная сложность заключалась в создании облика Чужого и “подгонке” под него всех событий фильма.



В ходе работ дизайнеры предлагали множество концепций, ни одна из которых не была одобрена. Создаваемые художниками существа, которых лишь с натяжкой можно было назвать “монстрами”, никак не подходили для грандиозных планов режиссера. Ридли Скотт прекрасно понимал: для того, чтобы впечатлить публику, нужен был не только большой и слюнявый Бармаглот с планеты Чертзнаетгде-13, щеголяющий зубами из папье-маше и прочей атрибутикой фильмов категории “Б”. Необходимо было создать атмосферу саспенса, развернуть перед зрителями панораму огромной вселенной, которая, с одной стороны, поражала бы своими размерами, а с другой — вызывала бы давящее ощущение мрачности и враждебности. Воплотить в жизнь подобный идейный парадокс казалось невыполнимой задачей. Нужны были по-настоящему гениальные творцы.



Именно тогда О’Бэннон вспомнил о человеке, с которым он познакомился во время съемок “Дюны”. Ханс Руди Гигер был подходящей кандидатурой. Созданные этим швейцарским сюрреалистом концептуальные рисунки для “Дюны” запали в душу О’Бэннону и оказали большое влияние на написание сценария. После обсуждения гигеровских работ с Шуссетом последний сказал, что знает, как будет вести себя инопланетное существо. По плану монстр должен был использовать тела людей в качестве живых инкубаторов и появляться на свет, разрывая человеческую плоть. Таким образом, была выработана основная направленность сценария, под которую быстро подогнали сам текст. Оставалось только решить вопрос с внешним видом существа.

Гений страха



Ханс Руди Гигер (Hans Rudi Giger) родился в 1940 году в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. На будущего художника неизгладимое впечатление произвел человеческий череп, подаренный однажды его отцу: у мальчика появилась тяга ко всему темному и загадочному. Архитектуре и дизайнерскому мастерству Ханс обучался в Цюрихской школе прикладных искусств.

Первые серьезные работы, выполненные тушью и маслом, появились в начале 60-х. В 1966, когда Гигер работал дизайнером интерьеров, прошла его первая персональная выставка картин. Позже Гигер выработал уникальный стиль рисования. Его излюбленной техникой стало напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов.

О Гигере по сей день ходит множество слухов. Некоторые считают его художником Зла. И неудивительно, ведь еще со студенческих лет он предпочитал селиться в “проклятых” домах и коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы. В 1975 Гигер даже участвовал в парижской сатанинской выставке, а многие его работы носят откровенно богохульный характер. После выхода “Некрономикона” его заочно приняли в тайное общество под именем Frater Alien (Брат Чужой).

Что бы ни утверждала молва, Гигер был и остается очень талантливым, а главное — разноплановым художником. Его последняя выставка под названием “Х.Р. Гигер Вудсток 2003” прошла 12 апреля 2003. В настоящее время художник живет и работает в Цюрихе. В общей сложности о работах Гигера было издано порядка 20 книг, а в Швейцарии открыт музей, целиком посвященный его творчеству.






Вклад гения

Летом 1977 О’Бэннон сообщил Гигеру о съемках нового научно-фантастического фильма. Вскоре сценарист получил от Гигера сборник его работ “Некрономикон” и продемонстрировал рисунки режиссеру. Позднее в интервью Ридли Скотт утверждал, что, когда он пролистал издание, то несколько секунд не мог оправиться от шока. Складывалось впечатление, будто кто-то залез ему в голову и, прочитав мысли, изобразил на бумаге именно то, что Скотт так хотел воплотить в фильме. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны исполнительных продюсеров (у которых, очевидно, была иная точка зрения), режиссер настоял на привлечении к съемкам именно этого художника. В 1978 году с Гигером был заключен контракт. В течение трех месяцев он сделал более двух десятков рисунков Чужих и отправил их в Великобританию, где по ним должны были создать фигуру существа в полный рост.




Однако скульпторы не справились. Ханса Гигера лично пригласили в Англию для участия в подготовке к съемкам. Поездка затянулась на 5 месяцев. Скотт настоял, чтобы именно Гигер занимался стилистикой всего фильма. Работа велась в строжайшей секретности. Художник проводил дни напролет в Шеппертонской студии, трудясь над дизайном интерьеров космического корабля, внутри которого по сценарию были обнаружены яйца Чужих. Там же Гигер создал облик мертвого пилота и декорации пустынной планеты (LV-426), где этот корабль был найден.






В 1980 году художник получил за свою работу “Оскар” и, надо сказать, вполне заслуженно. При всем уважении к работе таких людей, как Дэн О’Бэннон, Рон Шуссет и Ридли Скотт, надо признать, что именно Гигеру вселенная Чужих обязана своей неповторимой стилистикой и армией поклонников. Художнику удалось сплести воедино направления научной фантастики и готических ужасов. Лишь благодаря ему рядом с прогрессивным миром высоких технологий, озаряемым ярким светом звезд, существует мрачный мир тьмы, исполненный опасностей и первобытных страхов. Подобное соединение двух, казалось бы, несовместимых жанров делает вселенную Чужих уникальной. Недаром первый фильм до сих пор считается законодателем жанра.

“Чужое” лицо нигерийской национальности

Роль Чужого в первом фильме сыграл непрофессиональный актер по имени Болажи Бадежо (Bolaji Badejo). Двадцатишестилетний нигериец обучался в Лондоне графическим искусствам. С Ридли Скоттом его свел случай. Режиссер хотел подобрать такого человека на роль Чужого, чтобы зрителю было сложно понять, что существо на экране — всего лишь искусно сделанный костюм. Сначала выбор его пал на Питера Мэйхью, игравшего роль Чубакки в “Звездных войнах”. Однако сочетание роста (2,07 метра) и худобы нигерийца убедили Скотта взять на роль именно Болажи.

Гигер четыре месяца работал над костюмом Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, “навешивая” готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.


Воплощение ужаса


После долгих месяцев работы Гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части (“Чужие”, 1986), “ксеноморф”, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз Гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела очень провокационно.

Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой — пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых — муравьев, термитов, скорпионов. Другие — у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом Чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.


Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек — Карло Рамбальди. Лицо Чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат превзошел самые смелые ожидания. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов. Ридли Скотт, который достаточно прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе.


***

Бесспорно, “Чужой” позаимствовал много идей у фильмов сороковых-пятидесятых годов (например, “Монстр без лица”, 1958 или “Ночь кровожадного чудовища”, 1958). Сюжет его, что греха таить, не отличается большой оригинальностью, а диалоги не несут какой-то философской нагрузки. Тем не менее, в способности передать атмосферу противостояния человека и инопланетных агрессоров ему нет равных. Обладая бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, фильм собрал в семь раз большую кассу. Подобный успех — большая редкость даже для нашего времени.

Момент, когда корабль “Ностромо” расцвел на экранах кинотеатров огненным цветком, можно по праву считать началом “большого взрыва”. Взрыв этот ознаменовал собой рождение нового шедевра — киноленты Ридли Скотта. С тех самых пор Чужие живут в нашем воображении вот уже двадцать восемь лет. Фильмы, открывающие перед нами во всей красе некоторые события этой вселенной, успели сменить четырех режиссеров. Многие писатели-фантасты пробовали себя в качестве авторов книг по миру Чужих. Издательство Dark Horse Comics выпустило около сотни комиксов, повествующих о противостоянии людей и ксеноморфов. Много воды утекло, а тема по-прежнему завоевывает новых поклонников. Все это доказывает одну простую истину: настоящие шедевры неподвластны времени. Да и, в конце концов, четверть века — не такой уж и большой срок для гениальной идеи.

все теги
Комментарии14
  1. Поцик
    На uCrazy 17 лет 5 месяцев
    хороший пост!
  2. dimila
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Занимательная инфа! Автор - спасибо большое!!!
  3. MeNd0zZa
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    AntiLamer!!!Отлично! yes yes yes
  4. Таргитай
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    Я кстати видел репродукции с выставки Гигера, надо признаться "Чужие" нервно курят в сторонки, впрочем, как и Босх...
    AntiLamer, хороший пост
  5. Озеро слёз
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    когда то был моим любимым фильмом, yes
  6. Jagr
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    не все знал, перечитал,ОТЛИЧНЫЙ пост!!! 5+
  7. spyker
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
  8. zagrey
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    5 отлично
  9. MonaLiza
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Клёвые чудовища! Потрясающий фильм "Чужие"! Теперяшняя фантастика состоит сплошь из одной компьютерной графики...
  10. __Fashist__
    На uCrazy 17 лет 5 месяцев
    Классный фильм, только вот 4 часть испаганили - ничего общего с книгой.
  11. radomir k
    На uCrazy 17 лет 19 дней
    Чужие очень хорошие фильмы
  12. Hellcat
    На uCrazy 18 лет 2 месяца
    Супер пост, порадовало! Чужой - один из моих любимых монстриков!
  13. p-u-m-a
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Клёвый фильм!Мне он очень нравится.Огромное спасибо автору! biggrin
  14. Avoid
    На uCrazy 15 лет 11 месяцев
    чужие как мои предки.Я их просто обожаю!!!Я пересмотрел все фильмы,прочитал все книги....

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}